Мы обеспечиваем рабочими местами граждан Турции: интервью кандидата в президенты Армении Арташеса Гегамяна

Баку, 1 февраля 2008, 13:54 — REGNUM  

ИА REGNUM продолжает цикл интервью с кандидатами в президенты Армении. На президентских выборах 19 февраля баллотируются в общей сложности девять кандидатов: премьер-министр Серж Саркисян, лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, глава партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян, лидер партии "Оринац Еркир", экс-спикер Артур Багдасарян, член Бюро АРФД, кандидат от АРФД, вице-спикер Ваан Ованнисян (первое интервью цикла), лидер "Народной партии" Тигран Карапетян, экс-советник президента НКР Арман Меликян и глава партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян.

На этот раз наш собеседник - лидер оппозиционной партии "Национальное Единение", кандидат в президенты Армении Арташес Гегамян.

ИА REGNUM: Г-н Гегамян, чем ваша предвыборная программа отличается от программ других кандидатов в президенты Армении, и почему избиратель должен выбрать среди них именно вас?

Я не склонен сейчас оппонировать предвыборным программам восьми остальных кандидатов в президенты. Могу лишь представить свою программу, указать, чем она отличается от других программ, и что она сулит избирателю, нашему народу и республике. В моей программе дан объективный, научно обоснованный анализ тех экономических и социально-политических реалий, с которыми Армения вступила в полосу выборов президента страны. Объективно указаны причины, приведшие к стагнации экономики, оговорены те опасности, которые грозят Армении в случае продолжения нынешней экономической политики. Чтобы не быть голословным приведу один, но исчерпывающий пример: сальдо внешнеторгового баланса Армении по итогам 2007 года было отрицательным и составляло свыше $2 млрд., более того, из года в год наблюдается тенденция опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта. Объем импорта товаров в Армению по итогам 2007 года составили $3,2 млрд., а экспорта - $1,2 млрд. Получается, что Армения, основным бичом экономики которой является безработица, импортирует товары в объеме, превышающем бюджет страны, и обеспечивает тем самым рабочими местами страны-экспортеры. Парадоксально и то, что из года в год увеличивается отрицательное сальдо в торговом балансе с соседней Турцией. То есть, ввозя в республику турецкие товары, мы обеспечиваем рабочими местами граждан Турецкой Республики, которая до сих пор официально не признала Республику Армения, не установила с нами дипломатических отношений. Не может не настораживать и то, что объемы вырабатываемой электроэнергии не только не возрастают, но даже не достигают уровня 2006 года. Понятно, что отставание в области энергетики отнюдь не свидетельствует о развитии промышленности и инфраструктуры республики в целом. Вызывает тревогу и то, что не предпринимается должных предупредительных мер с целью предотвращения возможного экономического коллапса, что может иметь место вследствие того, что с 1 января 2009 года цены на импортируемый в Армению природный газ повысятся как минимум в 2,3 раза. При этом неизбежно возрастут и тарифы на электроэнергию, что, в свою очередь, приведет к росту себестоимости продукции местных товаропроизводителей, а это, в конечном итоге, обернется значительным подорожанием отечественной продукции и снижением ее конкурентоспособности, приведет к потере рынков сбыта и в результате - к свертыванию производства, пополнению армии безработных. Все эти опасности учтены в представленной мною программе.

Вызывает серьезную тревогу также и крайне неравномерное развитие отдельных регионов Армении. Не может не тревожить факт сложного демографического состояния и из года в год растущий удельный вес распадающихся семей. Оставляет желать лучшего естественный прирост населения, который в 2,4 раза ниже уровня 1988-1989 годов. В программе даны конкретные оценки этим и многим другим актуальным задачам, а самое главное - определены конкретные пути по выходу из сложившейся ситуации.

Оздоровление экономики Армении требует системного подхода, взвешенных и взаимообусловленных решений, потому что экономика Армении все еще слишком слаба. Сегодня, находясь в состоянии ни мира, ни войны, страна крайне уязвима и в плане продовольственной безопасности. Достаточно упомянуть, что порядка 40%-50% потребностей республики в зерне обеспечивается за счет импорта и это в то время, когда 40%-45% пахотных земель не обрабатываются. И это имеет место быть в малоземельной Армении! Вместе с тем, длительное необрабатывание угодий уже приводит к постепенной эрозии почвы, к опустыниванию земель. При этом, очевидно, что для ее рекультивации в будущем потребуется в десятки раз больше средств, чем на нормальное ведение сельскохозяйственного производства. В моей "Программе созидания" особо обозначены проблемы, решение которых обеспечит конкурентоспособность экономики Армении в условиях глобализирующегося мира. Следует констатировать, что, к сожалению, в экономической конкуренции мы пока проигрываем Азербайджану, а это чревато серьезными последствиями для национальной безопасности Армении. А если это сопоставить с раздающимися воинственными призывами, которые звучат из уст руководителей Азербайджана, то складывающееся в регионе положение иначе, чем тревожным охарактеризовать нельзя.

Я внимательно ознакомился с программами других кандидатов. В отличие от программ моих коллег (за редким исключением), можно утверждать, что в документе, предложенном мною, любая мысль подкреплена конкретной статистикой, раскрыта причинно-следственная связь сложившегося положения вещей. Да, проблемы, стоящие перед страной, у моих коллег также упоминаются, но вследствие чего они возникли, что породило эти задачи и как их разрешить, через какие механизмы, используя какие средства - ответы на эти вопросы или не даются, или малоубедительны. "Программа Созидания" в этом отношении, на мой взгляд, выгодно отличается. Моя Программа устремлена в будущее. Вместе с тем, если сравнивать программы кандидатов в президенты с позиции их научной обоснованности, сбалансированности потенциальных возможностей экономики Армении и подлежащих решению задач, то наиболее профессиональной, на мой взгляд, выглядит программа премьер-министра, речь идет о выверенности оценок и фактов, а также их соответствии экономическим законам свободного рынка, являющимся базисной основой для составления любых социально-экономических программ.

В своей программе я во многом использовал тот богатый опыт, который заложен в экономической политике, проводимой в последнее время в России под руководством президента Владимира Путина. В частности, мною использован ценный научный потенциал, который заложен в Национальных проектах, уже дающих свои ощутимые положительные результаты в России. Подобный подход для решения злободневных проблем более чем востребован и для Армении. И неслучайно, что мною прямо указана необходимость разработки соответствующих Национальных проектов, которые вобрали бы в себя наиболее важные сферы жизнеобеспечения нашей республики. Философия, заложенная в Национальных проектах РФ, позволила гражданам России почувствовать свою сопричастность к управлению государством, в полной мере ощутить плоды экономического подъема. В такой же постановке вопроса нуждаются как экономика нашей республики, так и армянское общество. После распада СССР все постсоветские государства столкнулись с похожими проблемами. В одних странах та или иная проблема может быть острее, в других менее, но, в целом, мы имеем дело с издержками, присущими государственной плановой системе, которые выплеснули наружу схожие задачи. А то, что остро стоит перед Россией в плане внутриэкономического положения, еще более рельефно ощущается и у нас, в Армении, поэтому не стоит заново придумывать велосипед. Необходимо просто осмыслить ту или иную проблему, которая заложена, к примеру, в Национальном проекте по развитию агрокомплекса России или же касательно решения демографических вопросов. При работе над "Программой созидания" для меня было исключительно важно понять насколько проблемы Армении схожи с российскими, в чем их особенность, какова специфика нашей экономики. Проанализировав все это и именно с учетом реалий армянской экономики в моей программе изложена наши приоритетные задачи в различных областях, указаны пути их решения.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете свои шансы на победу? Разделяете ли мнение многих, что выборы пройдут в два тура, и кого вы не считаете своим конкурентом?

Любой политической деятель, даже если он имеет минимальные шансы на победу, но у него есть что сказать народу, что предложить обществу, должен найти способ либо это озвучить, либо уйти из политики. Есть и иной путь: поддержать платформу другого кандидата, планы и программа которого для него наиболее приемлемы. Что касается моих шансов, то напомню, что, когда Борис Николаевич Ельцин вступил в президентскую гонку с Геннадием Андреевичем Зюгановым, рейтинг Зюганова в разы превышал рейтинг Ельцина. Однако, мы стали свидетелями противоположного результата. Я убежден в правоте своей политики и ее востребованности. Не сомневаюсь в актуальности тех задач, которые озвучиваю, уверен, что рано или поздно все, что я делаю, если кому-то непонятно сегодня, то в ближайшем будущем будет воспринято обществом как азбучная истина. Именно поэтому, в столь судьбоносное для Армении время я не имею права отмалчиваться. Тем более, что моя программа нацелена на консолидацию армянского общества и девиз ее: "Во имя национального единения!" - как нельзя лучше характеризует как ее суть, так и актуальность. А человек, который вошел в политическую борьбу под этим девизом и придерживается в своей политике ее духа, изначально обеспечил себе победу, поскольку альтернативы национальному единению - нет. В каких цифрах эта победа выразится, не суть важно.

Предвыборная кампания каждый день может привнести существенные сюрпризы, могут произойти значительные подвижки в настроениях граждан. Поэтому на этом этапе пока преждевременно говорить, пройдут ли выборы в один или в два тура. Одно можно сказать с уверенностью - общество ждет перемен. Оно устало от передряг и желает нормального диалога и созидания. Я не считаю своими конкурентами политиков, являющихся оппозицией не властям, а своему собственному народу, вступившись в предвыборную борьбу, меньше всего заботясь о судьбе республики и пекущихся лишь об исполнении своей вожделенной мечты - занять кресло президента.

ИА REGNUM: Вы имеете ввиду первого президента Армении Левона Тер-Петросяна?

Это Вы сказали...

ИА REGNUM: Но вы подтверждаете?

Это сказали вы. Без комментариев. Предлагаю читателю осмыслить сказанное мною, внимательно изучить биографии и пройденный жизненный путь каждого из кандидатов в президенты, уяснить для себя, чем каждый из них был занят хотя бы в последнее десятилетие, насколько жил заботами народа и страны и лишь после этого сделать соответствующие выводы и свой выбор.

ИА REGNUM: Если все же будет второй тур, кто, по-вашему, станет соперником Арташеса Гагамяна?

Спасибо, что вы столь прозорливы и предвидите мое обязательное участие во втором туре, если, конечно, дело до этого дойдет. В случае, если будет второй тур, я вижу не соперника, а союзника, и этим союзником будет народ Армении. Я буду бороться за сердца и голоса моих сограждан, во имя отстаивания и претворения в жизнь "Программы созидания", во имя национального единения. Наша агитация и пропаганда не персонифицированы, как и наши противники. Нашим противником является та политика, которая привела к расколу общества, породила тревожные тенденции как внутри республики, так и вокруг нее. Если и приходится упоминать конкретных людей, то это всего лишь вынужденная ответная реакция на клевету и злопыхательства, звучащие в мой адрес.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете сценарий, разыгранный Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым? Как вы вообще относитесь к политику Медведеву? Возможен ли подобный сценарий в Армении?

В Армении налицо парадокс: политической опорой президента Кочаряна являются Республиканская партия Армении, партия "Процветающая Армения", Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн", о чем неоднократно заявлялось как лидерами указанных политических сил, так и самим президентом. В настоящее время "Дашнакцутюн" выступает с собственной программой и своим кандидатом в президенты, оставаясь при этом политической опорой Кочаряна. РПА выступает вполне самостоятельно, имея на это более убедительные предпосылки в силу того, что имеет большинство в Национальном Собрании. Получается, что во властной структуре нет единой программы, при помощи которой стало бы возможным безболезненное обеспечение преемственности без социальных потрясений. В России же было с точностью до наоборот. Кроме "Единой России", кандидатуру Дмитрия Медведева поддержала и парламентская партия "Справедливая Россия", а также и другие партии. Что касается Дмитрия Анатольевича Медведева, то следует отметить, что место и роль любого политического деятеля надо определять путем сопоставления озвученных им задач и того, как он их решает. Есть простое, ставшее крылатым объяснение: если хочешь знать, что будет делать политик в будущем, внимательно изучи, что он делал в прошлом. Когда внимательно анализируешь, что делал Дмитрий Анатольевич в прошлом, то убеждаешься, что он был, не только соавтором, но и блестящим исполнителем Национальных проектов, которые вырабатывались по инициативе и под непосредственным руководством Владимира Путина. А реализация этих Национальных проектов есть ничто иное, как довольно успешно начатая попытка осуществления стратегического и экономического прорыва России в число постиндустриальных обществ, в разряд динамично развивающихся экономик глобализирующегося мира. В этом ключе я очень высоко оцениваю осознание политической элитой России своей исторической ответственности перед Родиной, перед государством Российским, перед народами России. Из истории становления развитых демократий мы прекрасно помним: главным слагаемым успеха была преемственность во власти, когда начатое дело продолжал единомышленник, с которым в течение ряда лет приходилось работать бок о бок, совместно преодолевая проблемы и трудности на этом пути. В этом - ключ к победе. При этом меня воодушевляет и иное. Если внимательно изучать статьи и интервью в западной прессе - американской, британской и другой, то в большинстве публикаций сразу бросается в глаза настороженность, раздраженность, а порой и полное непонимание сегодняшних российских реалий. К примеру, в британских СМИ имя Владимира Путина упоминается чаще, чем имя Гордона Брауна. В зарубежной периодике отчетливо прослеживается неприкрытая злоба и зависть к российскому президенту. На него пытаются навешивать всевозможные ярлыки, при этом, не осознавая, что большей и лучшей рекламы для Путина и представить невозможно. У западного истеблишмента, по крайней мере, у определенной ее части, ностальгия по тем временам, когда они могли понукать Россией, когда Россия реализовывала свои внутриполитические и внешнеполитические инициативы с оглядкой на них. Сейчас же наблюдается обратная тенденция - западные политики уже вынуждены сверять свой политический барометр с Россией.

Конечно, меня, как политического деятеля Армении, являющейся стратегическим партнером России, все это радует и вдохновляет. Вызывает удовлетворение и то, что Армения, по крайней мере, на данном этапе, кажется, разобралась как в своих недоброжелателях, так и истинных друзьях.

В то же время хотелось бы отметить, что, чем больше в аодовской прессе тиражируются наветы на Россию, на ее пассивное участие в решении задач экономики нашей республики, тем больше это должно было бы подстегивать российское политическое руководство к активным действиям в этом направлении. Но должен отметить и следующее. Если в негативном ключе столь последовательно акцентируются вопросы, к примеру, о том, что когда-то кому-то что-то было навязано в счет погашения долгов Армении, или кто-то поленился здесь потратиться, инвестировать средства в экономику республики - все это означает не только объективную констатацию отдельных нерешенных вопросов, но и одновременно наводит на мысль, что кому-то уж очень не нравится партнерство Армении и России, кто-то настойчиво хочет вспрыснуть в сознание армянских граждан крамольную мысль, что наша республика безразлична России. Не следует сбрасывать со счетов, что Армения, будучи стратегическим партнером России, являясь своеобразным заслоном на пути экспансионистских устремлений Азербайджана и Турции, а также покровительствующих им организаций, наиболее сильно подвержена давлению внешних сил. Думаю, не является секретом и то, что в нашем регионе они стремятся к установлению нового кавказского миропорядка, в котором главенствующую роль будет играть Турция, где все будет сводиться к принятию решений, исходящих даже не из Анкары, а от ее старших партнеров. В условиях неприкрытых экспансионистских, пантюркистских вожделений Анкары и Баку, многие из сегодняшних армянских политиков не реагируют должным образом на эти угрозы, а порою проявляют чрезмерное благодушие. Вызывает серьезную озабоченность и то, что кое-кто либо в силу своей неграмотности, либо вследствие своей излишней изощренности или ангажированности, толкает речи, которые по душе вовсе не армянскому народу. Разглагольствования на тему установления добрососедских отношений с Турцией и Азербайджаном ценой забвения трагедии армянского народа в Османской Империи в начале XX века, с целью торжества "демократии" и "общечеловеческих ценностей" - не что иное, как дымовая завеса, призванная завуалировать истинное намерение их авторов - любой ценой заручиться поддержкой сил, осуществляющих лоббистскую деятельность за рубежом в интересах Турции и Азербайджана. И закономерно, что между ними происходит интенсивный обмен комплиментами. Дело доходит до абсурда, когда турецкие и азербайджанские СМИ открыто расхваливают одного из кандидатов в президенты Армении. Более того, открыто говорят о целесообразности финансирования не протурецкого лобби в Вашингтоне, а все того же соискателя на должность президента Армении. Вот так и живем.

Конечно, на этом фоне не следует терять бдительности, наоборот, нужно быть предельно уравновешенными в своих оценках, особенно тщательно оберегать российско-армянское стратегическое партнерство, углублять ее экономическую составляющую; необходимо предельно внимательно строить добрососедские отношения с нашим южным соседом - Ираном, еще более обогащать ирано-армянское экономическое трудничество, по возможности привлекать к этой работе российскую сторону, вовлечь ее в осуществляемые экономические проекты, тем самым обеспечив безопасное функционирование, к примеру, газопровода Иран-Армения, совместного нефтеперерабатывающего предприятия, железной дороги, связывающей Иран с Арменией, строительство которых предполагается начать в скором будущем. Сотрудничество в области совместного строительства железной дороги Иран-Армения, думается, реально разрешимый вопрос с учетом того, что "Российским железным дорогам" выдана концессия на управление и эксплуатацию Армянских железных дорог.

ИА REGNUM: Поскольку вы уже описали свое видение армяно-российских отношений, хотелось бы узнать ваше мнение относительно сделки "Имущество за долги". До последнего времени бытовало мнение, что эта сделка была навязана Россией, но в своем выступлении во время митинга первый президент Левон Тер-Петросян заметил, что $100 млн. это не та сумма, которую настоящий стратегический партнер не простил бы своему младшему партнеру...

Подобная постановка вопроса изначально неверна. Достаточно вспомнить, с каким остервенением ругала меня подконтрольная экс-президенту Армении пресса, когда в 2004 году я на многотысячном митинге в г. Ереване на русском языке обратился к президенту Владимиру Путину, сказав, что собравшиеся на митинг люди вовсе не являются врагами армяно-российского стратегического партнерства, как нас тогда представляли власти, более того, они являются истинными, неконъюнктурными сторонниками всестороннего сближения двух наших стран. Тогда эта аодовская братва на всю республику подняла вселенский шум "хай", дескать, армянский политический деятель обращается к президенту России, да еще и на русском языке, как его вассал и прочее. Все окружение, истинное окружение экс-президента Армении - это отъявленные русофобы, поэтому сейчас истинная команда экс-президента из боязни быть развенчанными как антироссийская политическая сила, пока не выходит на политическую авансцену и ждет своего часа. Трудно будет скрыть, что за последние четыре года едва ли не в каждом субботнем номере аодовской газеты "Айкакан жаманак" печатались антироссийские опусы, последовательно, из номера в номер публиковались русофобские статьи. Россия обвинялась во всех трагедиях армянского народа, имевших место в XIX-XX веках. Ведь они прекрасно понимают, что не составит трудности поднять подшивки газеты последних лет и ознакомиться с этими материалами. Что же изменилось сейчас? Налицо обычное примитивное, лукавое, провинциальное политиканство, имеющее целью накануне выборов задобрить Россию: дескать, в то время как другие критикуют, что Россия бездействует, получив в обмен на долги эти предприятия, мы защищаем ее и говорим, что виноваты не россияне, а власти Армении. Они сейчас, видите ли, рядятся в тогу защитников интересов России, заявляя, что в сделке "Имущество за долги" виновата армянская сторона, которая сама навязала эти предприятия России. Так что рассматривать проблему в плоскости заданного вами вопроса - значит впасть в заблуждение.

А между тем проблема есть, но она в другом. Властям Армении следовало бы проявить прозорливость, внимательно изучить, каковы приоритетные направления, которые уже проглядываются в экономической политике, проводимой Россией, в особенности в области высоких технологий, о чем уже на государственном уровне приняты решения, и постараться интегрировать армянские предприятия с этими отраслями. Полагаю, что такой подход сулит этим предприятиям процветание, конкурентоспособное будущее. Словом, издержки собственного бездействия властям Армении следует самокритично признать и тем самым не давать аодовцам пищу для разглагольствований. Понятно, что у России своих проблем и забот хватает. Мудрость политического руководства Армении должна заключаться в том, чтобы суметь сопоставить проблемы нашей республики с российскими, сделать их слагаемыми тех задач экономики России, которые подлежат решению. Надо суметь подать такие экономически выгодные предложения, от которых ни один трезвомыслящий предприниматель или бизнесмен не отказался бы. Вот этого, к сожалению, не делается, а взамен постоянно спекулируют на том, что "вот американцы отстегнули 236 млн. долларов (за что им большое спасибо) - дороги строят, обустраивают армянское село, а россияне забрали предприятия и ничего не делается". Наиболее начитанные из критиков вспоминают суть пьесы Лопе де Вега "Собака на сене": ни сам не ам, ни тебе не дам! На этих промахах очень изощренно проводится большая политика, преследующая определенные цели, которые, к сожалению, порой выпадают из поля зрения российской стороны.

ИА REGNUM: Если вы станете президентом Армении, что измените во внешней политике страны?

Самая верная дипломатия - называть вещи своими именами. В политике малого государства, если хочешь добиться успеха, не стоит лукавить. Если твоя страна является стратегическим партнером России, если ты состоишь в ОДКБ, если безопасность граждан твоей страны в немалой степени обеспечивает Россия, то, реализуя внешнюю политику, ты не должен бросаться в объятия Евросоюза с тем, чтобы получить гранты или выглядеть современным политиком, тем более, когда тебя там вовсе не ждут. Необходимо все возможности, открывающиеся во внешнеполитической сфере, направлять, в первую очередь, на углубление всесторонних отношений с Россией, Казахстаном, Белоруссией, другими партнерами по ОДКБ, а не шарахаться из стороны в сторону. А взвешенный и непредвзятый анализ показывает, что более естественного военно-политического и экономического партнера, чем Россия, у Армении не было, нет и в будущем не предвидится. Переходя на частности, заметим, что для армянских товаропроизводителей российский рынок неисчерпаем. Стоит только правильно и грамотно строить свои отношения с российскими соответствующими структурами и тогда мы придем к тому, к чему стремятся государства того же ЕС с первых лет создания этой организации, а именно - к интеграции экономик, валютных систем, реализации перспективных социальных, экономических программ, к созданию единого экономического пространства, в основе которого находится создание унифицированного правового поля. Невозможно в ущерб национальным интересам стремиться быть желанным для всех. Комплементаризм во внешней политике обеспечится сам собой, если проводимая внешняя политика будет честной, тогда ни у кого не возникнет иллюзии вмешаться во внутренние дела твоего государства, чтобы склонить вектор внешней политики Армении в сторону Европы ли, Ирана или США, тем более не появится желания под давлением навязывать армяно-турецкое и армяно-азербайджанское партнерство. Линия, просматриваемая сегодня во внешней политике, нуждается в большей определенности, чего можно достичь, заявив во всеуслышание о внешнеполитической доктрине Республики Армения, которая должна пройти апробацию не только в кулуарах Брюсселя, Вашингтона или Москвы, а, самое главное, должна вобрать в себя политические реалии современного глобализирующегося мира и объективно служить делу обеспечения национальных интересов Республики Армения.

ИА REGNUM: В армянской прессе вы известны как политик, часто меняющий свои решения. В 2003 году вы заявили, что поддержите Степана Демирчяна во втором туре президентских выборов - не поддержали, в 2007 году на пресс-конференции обвинили семью Саркисянов в покушении на жизнь предпринимателя Гагика Царукяна, потом отказались от своих слов. А летом 2007 года, после встречи с первым президентом все заговорили о вашей поддержке, однако и этого не произошло...

Это абсолютная чушь. Формулируя подобным образом вопрос, складывается впечатление, что вы преднамеренно тиражируете клевету и ложь аодовской прессы. Любой неангажированный политик подтвердит вам, что партия "Национальное Единение" и ее лидер с 1997 года (со дня основания партии) и по сей день неуклонно следовал и следует своим программным установкам, которые в своей основе не претерпели существенных изменений. Меня, пожалуй, можно упрекнуть в излишней жесткости и прямоте, но отнюдь не в переменчивости взглядов и принимаемых решений. Будь я переменчивым по характеру, то давно бы ужился, сработался бы как с прежними, так и с действующими властями. Что же касается "обещанной" Степану Демирчяну поддержки, это, бесспорно, чистейшая ложь. На самом же деле произошло следующее: в 2003 году, 19 февраля в 17:00 шесть кандидатов в президенты от оппозиции подписали заявление, в котором четко было записано: к моменту подписания документа можно с уверенностью утверждать, что итоги первого тура президентских выборов не могут быть признаны действительными, поскольку почти на всех избирательных участках доверенные лица кандидатов в президенты зафиксировали массовые нарушения Закона о выборах. Уже в 18:00 часов, когда результаты голосования еще не были известны, текст заявления был передан в ЦИК. А когда до окончания выборов оставалось чуть менее двух часов, двое из кандидатов в президенты отозвали свои подписи обратно. Почему они поменяли свое решение, что же изменилось, неужели прекратились массовые вбрасывания бюллетеней? Может быть наказали нарушителей - фальсификаторов выборов? Коллеги, конечно же, не смогли ответить на поставленные мною вопросы. Таким образом, отказ от данных ранее оценок о грубых нарушениях Закона о выборах есть ничто иное, как прямое предательство интересов армянского народа. За 2 часа до окончания выборов некоторые кандидаты проявили беспринципность, которая стала причиной полного провала оппозиции. Обо всем этом умышленно умалчивалось. Более того, чтобы отвлечь внимание граждан от своего позорного отступничества, от письменно закрепленных договоренностей, мои коллеги пустили утку, что, дескать, если бы Арташес Гегамян поддержал Степана Демирчяна, то победа была бы за оппозиционным кандидатом. То есть мы имеем дело с проявлением того, когда пытаются свои предательские действия, промахи и провалы, переложить со своей больной головы на здоровую. После первого тура, выступая в прессе и по телевидению, я неоднократно убедительно и настоятельно просил не участвовать во втором туре, объясняя, что это фактически означало бы легитимизацию первого тура. Всю правду-матушку об отзыве подписей не раскрывал, чтобы избежать ложных обвинений в том, что выражая иную точку зрения, ты выступаешь в роли волнореза, который своими действиями якобы старается заглушить общенародную волну протеста. С другой стороны, если мои оппоненты были так убеждены в своей правоте, что им мешало пойти на более решительные действия, когда более ста тысяч граждан были готовы к этому. Если все зависло от меня, тогда пусть нашли бы в себе мужество и признали, что именно Гегамян является подлинным лидером оппозиции. Признали бы, что без меня они не способны ни на какой решительный шаг, ни на какие действия. Но этого не произошло, потому что за кулисами событий торчали ослиные уши АОД, стояли все те же аодовские кукловоды - прежние власти. Понадобилось 4 года, чтобы народ понял, что же на самом деле произошло в 2003 году. Если мои оппоненты сейчас, в ходе предвыборной кампании 2008 г., один другого величают не иначе, как, господин "президент", спрашивается, кто мешал экс-президенту в 2003 году публично поддержать Степана Демирчяна? Ведь сегодня Демирчян стоит рядом с Тер-Петросяном. Пусть Левон, указав на Степана, заявил бы тогда: "Вот он - избранник народа", а не отсиживался у себя дома. "Бывшие" делали все, чтобы за 10 лет их отлучения от власти у народа сложилось мнение о никчемности действующей армянской оппозиции. Они старались всеми способами опустошить оппозиционное поле Армении с целью создания благоприятных условий для своего возвращения на политическую авансцену. Власти республики с удовольствием им в этом помогали. Ожидать другого от них и не приходилось. Не секрет, что они в своем большинстве это - погоревшие политики, истинное лицо и намерения которых являются тайной разве что для приспособленцев и тугодумов.

На этом фоне выглядело трагикомичным, когда на страницах популярной в Армении российской газеты "Известия" недавно было опубликовано интервью с Тер-Петросяном. Комичность заключалась в том, что нынешним властям Армении экс-президент давал такие же оценки, какими была оценена его собственная деятельность на посту президента. Армянский читатель, который уважительно относится к России, читая на страницах популярной российской газеты это интервью, в котором справедливости ради отметим, есть немало и объективных выводов, невольно призадумается, а судьи-то, кто? Кто об этом пишет? Человек, который в годы своего президентства допустил развал и разворовывание национальной экономики, тотальное обнищание населения, что явилось одной из причин массовой эмиграции населения, кто... Известинский гость - человек, все окружение которого преуспело в русофобии, но который сегодня в силу сложившихся внешнеполитических реалий хочет преподнести себя в роли поборника армяно-российского стратегического партнерства. Объективности ради не помешало бы к интервью экс-президента добавить хотя бы одну строчку из "Воззвания ко всему армянству", опубликованного 18 октября 1997 года в русскоязычной газете "Голос Армении", в котором деятельность Тер-Петросяна была признана антинациональной.

А между тем, в указанном Воззвании содержалось требование о немедленной отставке президента Тер-Петросяна за проводимую им, повторюсь, антинациональную политику. Под ним поставили свои подписи люди, которые без преувеличения можно сказать, являющиеся совестью нашей нации: ведущие ученые, деятели культуры, уважаемые в республике и широко известные за рубежом талантливые поэты, публицисты, политики. Причем эти люди были и остаются убежденными сторонниками российско-армянского стратегического партнерства, являются поборниками углубления братских связей между нашими народами. После ознакомления с содержанием Воззвания, думается, у многочисленных читателей газеты "Известия" сложилось бы объективное мнение о том, кто есть кто в сегодняшней Армении.

Мои оппоненты как из лагеря бывших, так и сегодняшних власть предержащих, долгие годы пытаются формировать ложное мнение о политике-Гегамяне, причем работают в этом направлении с завидным упорством. Свидетельством тому и форма вашего вопроса, который по сути не вопрос, а комментарий. Их интересы в этом деле совпадают с интересами властей, потому что я для "действующих" и "бывших" одинаково неприемлем, так как всегда был в оппозиции, не был вовлечен во власть ни во времена Тер-Петросяна, ни во времена Роберта Кочаряна и не причастен к содеянному ими. Поэтому я имею полное моральное право говорить об изъянах и пороках как сегодняшних, так и прежних властей, поэтому тер-петросяновская пресса, в течение 10 лет клевеща на Гегамяна, дурманила и оболванивала население, вводя обремененных тысячами забот людей в заблуждение, а телевидение, находящееся под контролем властей, тиражировало и популяризировало эту ложь. В этом и весь секрет.

Что касается "обвинений" в адрес семьи Саркисянов, то внесу ясность и в этот вопрос. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что накануне выборов, формулируя подобным образом вопрос, видимо, ставится задача, во-первых, вбить в подсознание читателей: вот какими неприглядными слухами полнится мир вокруг фамилии премьер-министра. Второе: умышленно или нет, но своим вопросом вы подыгрываете АОД-у, ведь ответы давно даны и они вам, конечно, известны, причем даны не кем-нибудь, а Генеральным прокурором Армении, который недвусмысленно отвел это "обвинение", не находя при этом ничего противозаконного в постановке вопроса, заданного мною, конечно, не в такой форме, в какой это сейчас сделали вы. Третье: видимо, многие нечистоплотные люди проливают крокодиловы слезы, поняв, что этот инцидент между мною и Сержем Саркисяном не стал препятствием для продолжения нашей политической дискуссии на гораздо более высоком политическом уровне. Более того, обоюдная сдержанность в оценках друг друга охарактеризовала нас как политических деятелей, полностью осознающих свою ответственность перед народом и государством, тем более в столь ответственное для судеб страны время. Первый шаг на этом пути сделал Серж Саркисян, и я это оцениваю должным образом. Он не опустил планку, уровень наших политических разногласий до сплетен и злопыхательств, присущих некоему кандидату в президенты.

ИА REGNUM: А что же было на самом деле? Насколько были обоснованы ваши обвинения в адрес членов семьи премьера?

Думаю, что на ваш вопрос я дал исчерпывающие ответы и вновь возвращаться к январю 2006 года, когда уже наступил февраль 2008-го не вижу никакой необходимости. Тем более, что я смотрю в будущее, осмыслив прошлое.

После же моей встречи с Левоном Тер-Петросяном летом 2007 года, аодовская пресса сделала выгодные для себя предположения. Им почему-то все время казалось, а скорее мерещилось, что стоит мне встретиться с их кумиром и поддержка ему с моей стороны будет обеспечена. Просто ребята хотели выдать желаемое за действительность. Понять-то я их понимаю, но помочь - ничем не могу. Вот если бы я поддержал Тер-Петросяна, тогда вы с полным основанием могли бы утверждать, что я являюсь непоследовательным политиком, который меняет свои решения. Уверен, народ не забыл, что в октябре 1997 года именно я был инициатором принятия вышеупомянутого "Воззвания ко всему армянству". И после этого с моей стороны было бы аморально сейчас поддерживать Тер-Петросяна. Тогда вы были бы вправе утверждать, что я впал в амнезию, забыл свои же оценки, данные режиму ЛТП. Повторяю, тиражируя нелепость о моем обещании якобы поддержать экс-президента, они хотели выдать желаемое за действительное. Этого у них, конечно же, не получилось.

ИА REGNUM: В преддверии выборов всегда учащаются разговоры о влиянии внешнего фактора. По-вашему, действительно ли это так, есть ли внешнее влияние на внутриполитическую ситуацию в Армении?

Если политический лидер четко излагает свое видение или принятую им концепцию внешней политики, которая будет проводиться в случае его избрания, и если в этой концепции нет двусмысленностей, порождающих разночтение, нет различных посулов, то это значит, что мы имеем дело с честным политиком. А честный политик, как правило, мало подвержен внешним воздействиям. Он обязан, прежде всего, отстаивать интересы собственного народа и государства. Кому и насколько это удается и кто на деле постоянен в своих внешнеполитических пристрастиях - судить аналитикам и политическим экспертам, причем не по словам и заявлениям политиков, а по их конкретным делам. Что касается "Национального Единения" (НЕ), то "Программа созидания" - уже третья программа, которая выдвыгается нашей партией накануне общегосударственных выборов. НЕ - единственная политическая сила в Армении, которая всегда придерживалась четких внешнеполитических ориентиров и имела ясно обозначенный вектор в своих внешнеполитических оценках. Нашу концепцию мы никогда не обуславливали степенью своей близости с тем или иным политическим деятелем России или с руководителями посольства РФ в Армении. Я своих политических убеждений не скрываю, потому что они являются следствием моих знаний и исходят из моего видения современных реалий. Внешний фактор, безусловно, может оказать определенное воздействие, поскольку мир взаимообусловлен и взаимозависим. К сожалению, внешний фактор иногда оказывает неблаговидное воздействие. Однако, ни одно государство, которое является истинным другом Армении, уверен, не заинтересовано в дестабилизации ситуации в республике, и тем более в этом не заинтересована Россия. Любая дестабилизация в республике грозит перерасти в кавказскую войну. Случись такое - и этим немедленно воспользовалась бы турецко-азербайджанская сторона. Достаточно вспомнить слова экс-посла Турции в Азербайджане, который заявил в бакинской прессе: "вы только начните действия (то бишь - военные) и увидите, какую мощную поддержку, какой всплеск одобрения вы получите из нашей страны". Подобный ход развития ситуации в регионе крайне невыгоден России, это будет по душе иным силам, которые заинтересованы в том, чтобы на армяно-азербайджано-иранской границе, а точнее - границе разделения нагорно-карабахских и азербайджанских вооруженных сил, в непосредственной близости от иранской границы, были бы размещены международные миротворческие силы. А теперь проведите журналистское расследование и посмотрите, кто из кандидатов в президенты Армении своими действиями, речами и призывами ведет дело к дестабилизации, расшатывает ситуацию в республике, действия какого кандидата находят столь благожелательное отношение со стороны азербайджанской и турецкой прессы.

Процесс создания предпосылок для вмешательства во внутренние дела Армении уже прослеживается. Другое дело, что об этом все молчат, предпочитая не говорить. Вот сегодня Гегамян сказал об этой опасности, а завтра вся аодовская братия вновь начнет заявлять, будто я, говороя о недопустимости дестабилизации, повторяю слова президента и премьер-министра, а посему, согласно их логике, продался им. И пойдет гулять молва о моей непоследовательности, о том, что вчера Гегамян критиковал власти, а сегодня поддерживает их. Что до интересов безопасности государства, то для них это - сущий мелочь пустяк, на это им наплевать. А ведь вся моя политика всегда была подчинена делу обеспечения именно безопасности страны и народа. И в конце считаю нужным еще раз повторить: Арташес Гегамян никогда не меняет своих убеждений и политических пристрастий! Иное дело, что в силу сложившихся обстоятельств, исходя из интересов государства, иногда возникает необходимость пересмотра тактики, которая не может быть застывшей, догматичной и должна быть созвучна вызовам времени. В этом случае, я об этом без подсказок извне, как всегда, прямо и открыто заявлю.

Биографическая справка:

Арташес Гегамян родился 2 декабря 1949 г. в Ереване. В 1971 г. окончил Ереванский политехнический институт (ЕрПИ), в 1988-1990 гг. слушатель Академии общественных наук при ЦК КПСС (Москва). Инженер-электротехник.

В 1974-1976 гг. был первым секретарем комитета ЛКСМ ЕрПИ, в 1976-1978 гг. заведующий отделом студенческой молодежи ЦК ЛКСМА, в 1979-1986 гг. инструктор, заведующий сектором, инспектор, первый заместитель заведующего отделом партийно-организационных работ ЦК КПА, помощник первого секретаря ЦК КПА.

В 1987-1989 гг. первый секретарь Маштоцкого райкома КПА г. Еревана, в 1989-1990 гг. председатель исполкома горсовета Еревана, в 1991-1995 гг. член наблюдательной группы акционерного общества "Закнефтегазстрой", директор армянской универсальной биржи "Прометей", генеральный директор ООО " ХХI век". В 2003 г. был кандидатом в президенты РА.

В 1995-1999 гг. депутат НС (избирательный округ N 7).

В 1999-2003 гг. депутат НС (по пропорциональному списку блока "Право и Единение"). Член Постоянной комиссии по внешним сношениям НС. Руководитель фракции "Право и Единение".

25 мая 2003 г. избран депутатом НС по пропорциональному избирательному списку партии "Национальное Единение". Руководитель фракции "Национальное Единение". Председатель-учредитель партии "Национальное Единение". Член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, делегации РА на Парламентской Ассамблее ОБСЕ, международной парламентской организации "Парламентарии за глобализацию". Женат, имеет двоих детей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.