Целый ряд дел по признакам нарушения ст. 10 федерального закона "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) возбуждены в отношении ЗАО "Астраханская региональная компания по реализации газа" антимонопольным управлением. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы России 31 января, приказы о возбуждении шести дел по ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" были направлены в адрес ЗАО "Астраханьрегионгаз" 28 января астраханским управлением Федеральной антимонопольной службы. Нарушения выразились в навязывании контрагентам условий долгосрочных договора поставки газа, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора.

Ранее в астраханское УФАС России поступили жалобы от потребительского общества "Восток", ООО ПКФ "Виват", ПО "Юбилейный", а также трёх предпринимателей, в адрес которых ЗАО "Астраханьрегионгаз" были направлены проекты долгосрочных договоров поставки газа с промышленными предприятиями сроком действия пять лет (с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г.).

Как было установлено, ряд положений предлагаемых ЗАО "Астраханьрегионгаз", занимающим доминирующее положение на рынке оптовой реализации природного газа (доля более 65%), долгосрочных договоров содержат дискриминационные условия для покупателей газа. В частности, нарушает Правила поставки газа в РФ положение проекта договора о том, что в случае невыборки покупателем в течение месяца поставки минимального договорного месячного объема газа стоимость объемов невыбранного газа, рассчитанная по средневзвешенной цене поставленного покупателю газа, признается неустойкой. Также нарушением является пункт в соответствии с которым, за перерасход газа покупатель обязан оплатить дополнительно сверх размера, установленного правилами поставки газа в Российской Федерации (коэффициенты 1,1 - в зимний период и 1,5 в летний период), в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газ, а в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа.

Кроме того, с целью обеспечения эффективного контроля за потреблением газа, ЗАО "Астраханьрегионгаз" готово предложить своим покупателям механизм учета. Для этого потребителю необходимо при использовании газового счетчика представлять поставщику и ГРО и/или Трансгазу ежесуточные и часовые сведения о количестве поданного - принятого газа в соответствии с согласованным сторонами порядком. В случае непредставления такой информации, поставщик оставляет за собой право вести учет потребленного газа по проектной мощности газопотребляющих установок за 24 часа работы и времени, в течение которого подавался газ.

Специалисты антимонопольного управления уверены, что действия ЗАО "Астраханьрегионгаз" могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением и грозить применением к компании оборотных штрафов.