"Стоит Молдавской церкви оторваться от Московского Патриархата, как румыны нас буквально проглотят": интервью

Кишинёв, 30 января 2008, 15:52 — REGNUM  

Епископ Бельцкий и Фэлештский (Молдавской Митрополии Русской Православной Церкви) Маркел 30 января 2008 года ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM по поводу учреждения синодом Румынской православной церкви трех новых епархий в составе неканонической "Бессарабской митрополии" на территории Молдавии, Приднестровья и Украины, перспектив разрешения конфликта между РПЦ и РумПЦ, а также возможности автокефалии Молдавской православной церкви.

ИА REGNUM: В октябре 2007 года синодом Румынской православной церкви было принято решение о создании трех новых епархий на территории Молдавии, Приднестровья и Украины. В январе текущего года соответствующие изменения в уставе РумПЦ были признаны правительством Румынии. Вы были участником переговоров между представителями Русской и Румынской церквями, состоявшихся 22 ноября 2007 года в болгарском монастыре Троян. Стали ли вам понятны мотивы решения румынского синода?

Мотивы данного решения, которое выходит за всякие христианские рамки и за рамки межцерковных отношений, были сразу определены еще тогда, когда было принято это решение синода Румынской православной церкви. Оно мотивируется тем, что якобы румыны, которые живут в Республике Молдова, нуждаются в более серьезном пасторском попечении. Как будто священники Молдавской митрополии Русской Православной Церкви не выполняют на должном уровне свою профессиональную миссию или удовлетворяют духовные потребности верующих людей, выбирая их по национальному признаку. Конечно, это не соответствует действительности. Молдавская Православная Церковь, напротив, действует более слаженно, чем РумПЦ. Это не упрек, просто таковы их местные румынские обычаи. Если у них как раз иногда присутствует подход исходя из принципа национальной принадлежности, то у нас в Молдавской церкви такого нет. Во всех церквях, где есть прихожане русские, украинцы или представители любой другой национальности, мы стараемся служить в том числе на языке, понятном тем представителям национальных меньшинств, которые посещают нашу церковь. Я, например, несу свое архиерейское послушание в Бельцах. Бельцы, как известно, русскоязычный город. И мы служим в пропорции 50/50 на молдавском и славянском языках. Кроме того, в Бельцах есть полностью русская церковь, где служба совершается только на славянском языке. Возвращаясь к вопросу, хочу сказать следующее: я думаю, что за этим решением синода Румынской православной церкви кроется далеко не только церковная проблема и не только церковные претензии. Речь идет о том, что румынское государство давно хочет поглотить Республику Молдова, присоединив ее в одностороннем порядке, поскольку молдаване в подавляющем своем большинстве этого не желают. И поскольку у них не получается сделать это по-другому, они сочли необходимым попытаться румынизировать молдавское общество именно через церковь. Чем еще можно объяснить сам факт появления на территории Молдавии "Бессарабской митрополии"? У нас есть Молдавская Православная Церковь Московского Патриархата, есть свои православные традиции, православные обычаи. Таким образом, не было необходимости в появлении второй православной митрополии. То есть появление "Бессарабской митрополии" объясняется только политическими и территориальными претензиями румынской стороны.

ИА REGNUM: Замечено, что местные представители "Бессарабской митрополии" ведут себя и высказываются намного более агрессивно, чем представители Румынского патриархата в Бухаресте. Исходя из этого, чего, на ваш взгляд, больше в истории с открытием новых епархий на территории Молдавии: экспансионистских устремлений Бухареста или румынских церковных иерархов к этому скорее подталкивают местные деятели из "Бессарабской митрополии"? От кого в большей степени исходит инициатива?

Я думаю, что в данном случае мы имеем дело с единой, четко и детально спланированной операцией, являющейся результатом решения Министерства иностранных дел Румынии. Хотя бы потому, что священнослужители Румынской православной церкви являются государственными чиновниками, получающими зарплату из госбюджета, и таким образом они становятся носителями политики современного румынского государства. Поэтому я не думаю, что это было только решение синода РумПЦ. Они не имеют право принимать какого-то самостоятельного решения, иначе им просто не выдадут зарплату. И в этом плане они ведут себя очень послушно в отношении государственных властей. В какой-то мере это, конечно, хорошо, когда государственные и церковные власти работают во взаимодействии. Но лишь тогда, когда это идет во благо народа, в том числе во благо соседних народов, а не во имя поглощения соседнего государства, в данном случае - Республики Молдова. Таким образом, здесь отмечается общая тенденция в направлении деятельности и румынских церковных иерархов, и румынских политиков, и некоторых, я не побоюсь этого слова, купленных политиков и священнослужителей в самой Республике Молдова.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете позицию Московского Патриархата в этом конфликте? Достаточна ли та реакция, которая последовала до сих пор с его стороны? Все ли средства были задействованы?

Трудно сказать, все ли средства были задействованы в решении этого вопроса. Во всяком случае, Московский Патриархат первым осудил это бесцеремонное вторжение Румынского патриархата на территорию чужого государства и на каноническую территорию другой церкви. И, вообще-то, для нормального, сугубо верующего человека, подобное осуждение какого-либо деяния было бы достаточным для того, чтобы отозвать свое решение. Но не для синода РумПЦ. Это лишнее подтверждение того, что они может быть и рады бы не нарушить православную традицию, но им просто не дают этого сделать политики. Они слишком много ресурсов инвестировали в Республику Молдова и рассчитывают получить обратно куда больше, чем инвестировали. Иначе для чего они платят каждому служителю Румынской православной церкви зарплату, как минимум, в 300 евро. Конечно, эти деньги даются не "за красивые глазки". Требуется отчет, их нужно отработать, заслужить. Каким образом? Ценой продажи церковных и государственных интересов. Таким образом, это далеко не только церковная проблема, а в том числе и государственная. И синод РумПЦ, который добровольно и в одностороннем порядке отказался от принципа невмешательства на чужую территорию, в таком случае развязывает руки Московскому Патриархату и другим патриархатам относительно претензий на некоторые субъекты и приходы на канонической территории РумПЦ. Я думаю, что это вопиющий и беспрецедентный факт вмешательства во внутренние дела другой церкви и другого государства. И ведь речь идет не только о Молдавии, но и об Украине. Это не сулит румынам ничего хорошего. Но пока нам необходимо собраться, консолидироваться и дать отпор этому бесцеремонному захватническому нашествию Румынской Православной Церкви. Я в данном случае говорю и как патриот. Я люблю свою страну Республику Молдова, люблю свой молдавский народ, свой молдавский язык, и всячески буду стараться, чтобы и наше общество, и Православная церковь Молдавии сохраняли единство. И в этом мы имеем поддержку большинства православного населения Республики Молдова.

ИА REGNUM: Насколько активную в целом политику проводит сейчас "Бессарабская митрополия" на территории Молдавии? Недавно озвучивалась информация о том, что "Бессарабская митрополия" активизировала процесс перекупки священников, якобы им обещаются какие-то денежные суммы. Находит ли подтверждение эта информация?

Безусловно. "Бессарабская митрополия" всегда пробивала себе место не христианскими, не православными и даже далеко не человеческими методами. Но надо понимать, что тот, кто вчера продал интересы Молдавской Православной Церкви, завтра продаст интересы "Бессарабской митрополии". Продажничество - это не тот метод, к которому могут прибегнуть православные люди. Метод убеждения - другое дело, но как раз убежденных сторонников "Бессарабской митрополии" нет. Стоит им не заплатить, и они разойдутся. Они ведь ежемесячно получают зарплату. Каждый священнослужитель "Бессарабской митрополии" по решению Священного Синода РумПЦ получает уже даже не $150, как было раньше, а - с 23 ноября 2007 года - 300 евро. И это минимальная зарплата. И эти деньги, таким образом, обещаются каждому священнику, перешедшему в "Бессарабскую митрополию".

ИА REGNUM: Президент Молдавии Владимир Воронин недавно заявил о возможности выхода Молдавии из решения ЕСПЧ по "Бессарабской митрополии". Насколько вероятным представляется вам подобное развитие событий? Как вы в целом оцениваете тот факт, что канонические вопросы ставятся в зависимость от решений светских судебных органов, на которые ссылаются представители "Бессарабской митрополии"?

Хочу повториться, что это уже далеко не только церковная проблема. Появление "Бессарабской митрополии" сулит большие проблемы на государственном уровне. И это фактор, подрывающий не только единство Молдавской Православной Церкви, но и молдавского государства. Ведь так называемый митрополит Петр Пэдурару заявил, что две из трех учрежденных епархий лишь "временно" имеют своими центрами молдавские города Кантемир и Бельцы. Они якобы ждут "благоприятных времен", когда границы поменяются, и эти епархии будут перенесены на территорию Украины. Соответственно, Бельцкая - в Хотин, а Кантемирская - в Белгород-Днестровский. Разве это пасторская забота о человеческих душах? Безусловно, нет. Это политический заказ. Но, увы, именно так, очень по-глупому, это было интерпретировано епископом Петром Пэдурару. Что касается президента Владимира Воронина, то я не могу комментировать его действия и высказывания. Хочу лишь сказать, что он осознает важность этой проблемы и понимает, что нерешение этой проблемы грозит потерей государственности, независимости и суверенитета Республики Молдова. Бухарест всячески старается вбить клин между правым и левым берегами Днестра. И именно этими решениями румынской стороны в Приднестровье аргументируют тенденции к собственной изоляции. Там боятся объединения с Румынией. Но мы точно так же боимся подобного развития событий. И мы не отдадим нашу республику в объятия румын. Я думаю, что весь молдавский народ выразит свое нежелание присоединения к Румынии. Мы уважительно относимся к Румынии, но пусть они наводят свои порядки у себя дома. У нас дома мы сами будем руководить нашей страной, нашей церковью, нашей землей, нашим народом. У нас есть свой президент, свой митрополит, своя церковь. И мы хотим, чтоб нас оставили в покое. Есть хорошая молдавская поговорка: "Дай мне мира, и я тебе верну вдвойне".

ИА REGNUM: Каковы перспективы разрешения межцерковного конфликта? В последнее время в комментариях на эту тему говорится о возможности автокефалии Молдавской церкви. Рассматривается ли сегодня этот вариант в качестве одного из путей разрешения конфликта? Может ли в этом случае произойти объединение Молдавской митрополии и "митрополии Бессарабии"?

Конечно, церковное единство, как и единство государственное, - это наша мечта. Наш православный народ был искусственно разделен, разведен по разные стороны баррикад неким епископом Петром Пэдуару, который только мнит себя в сане митрополита, а на самом деле является запрещенным в священном служении епископом. Что касается вопроса о якобы возможной автокефалии Молдавской Православной Церкви, то мы пришли к выводу, что это как раз может усугубить решение этого конфликта. Румынской стороной буквально на последних минутах нашей встречи в Троянском монастыре в Болгарии было выдвинуто это предложение, мол, мы хотим, чтоб вы стали автокефальной церковью. Но на самом деле мы не доверяем румынской стороне. И я, как и большинство священнослужителей Молдавской митрополии, уверен, что за этой инициативой Бухареста кроется желание лишить нас покровительства самого влиятельного патриархата в православном мире - Московского. Стоит нам оторваться от Московского Патриархата, как они нас буквально проглотят. Россия всегда, во все времена нас спасала. Достаточно полистать историю: наше спасение всегда приходило от России. В данном случае мы ждем более решительных действий от Московского Патриархата, направленных на сохранение единства православных в Республике Молдова. Нам нечего делить, и нет нужды в двух митрополиях на этой территории. Речь, повторюсь, идет о политических интересах отдельных политиков, которые очень хотят румынизировать молдавское общество.

ИА REGNUM: В ходе последнего визита президента Молдавии Владимира Воронина в Москву ему была вручена высокая церковная награда. И в целом в ходе всего визита неоднократно подчеркивалось православное единство, связывающее Молдавию и Россию. Стоит ли ожидать дальнейшего увеличения значимости этого аспекта в молдавско-российских отношениях?

Да, я думаю, что это, безусловно, могло бы способствовать сближению между официальным Кишиневом и Москвой. Что касается награждения президента Владимира Воронина, то, я считаю, что награда нашла своего героя. Глава государства внес ощутимую лепту в дело объединения православных Республики Молдова и в дело процветания Молдавской Православной Церкви. Он многое делает для сохранения единства, как общества, так и церкви.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.