О развитии и проблемах туризма в Архангельской области корреспонденту ИА REGNUM рассказала генеральный директор одной из крупнейших туристических компаний региона ООО "Помор-Тур" Татьяна Бестужева.

ИА REGNUM: По вашему мнению, что наиболее важно для развития туристического бизнеса в Архангельской области?

Это очень больной вопрос для всех, кто занимается бизнесом в туристической сфере. Я занимаюсь туризмом около 30 лет и являюсь туроператором по всему Русскому Северу. Наша глобальная задача - максимальное увеличение потока туристов в Архангельск. Но это непростая задача, даже в канун Нового Года мы обслужили всего 250 человек. У туристов плохое мнение об Архангельске, так как у нас очень грязные улицы. В Архангельской области, как и в целом по России, самая большая проблема туризма - это дороги. Если в городе навести порядок, то хотя бы стыдно не будет перед гостями города.

ИА REGNUM: Как вы считаете, произошли ли в последнее время какие-то положительные изменения в сфере туризма?

Конечно, многое за последние годы в области изменилось в лучшую сторону. Так, например, у нас на данный момент нет проблем с расселением туристов. В городе есть хорошие гостиницы, с приемлимым уровнем сервиса. Также в Архангельске открылось много точек общественного питания высокого уровня. В районах области в сфере туризма тоже отмечается немало положительных изменений. Открылся лесной отель "Голубино", который предоставляет довольно неплохой сервис: размещение, питание, экскурсионное обслуживание. Неплохо развивается Пинежье в сторону Карпогор, там построен гостевой дом с номерами высокого класса. Мы отправили туда встречать Рождество группу итальянцев, и они остались очень довольны. Также в последнее время отличаются разнообразием программы музея деревянного зодчества "Малые Корелы", туристы с удовольствием его посещают. В Онеге начали сдавать гостевые домики в наем, а также развивать лыжный туризм. В Устьянском районе требуются инвестиции для развития туризма, а потенциал там очень большой. Начали развивать эту сферу в Мезенском районе, там разрабатывается маршрут в деревню Койда, где есть дома, которые были построены более 100 лет назад. Развитие туризма в районах может дать там работу многим людям, которые оказались не у дел из-за закрытия леспромхозов и производств. На рекламу Архангельской области как туристического региона на 2006-2008 годы выделено из бюджета 7 млн. рублей. Это мизерная сумма, но хорошо, что она выделена. Ведь это произошло впервые в истории региона.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, какие проблемы возникают у туроператоров при работе в Архангельской области?

В период новогодних праздников мы сталкивались с тем, что были отменены многие поезда, закрыты музеи. Если государство объявило с 31 декабря праздники, то и сфера услуг тоже старается себе устроить выходные, но это в корне неправильно. Мы добиваемся того, чтобы для туристов открывали точки, но это все стоит усилий и времени. Также из-за наплыва туристов все начинают взвинчивать цены. И цены растут очень быстро. Если мы хотим, чтобы туристы ехали на Север и оставляли здесь свои деньги, то нужно делать их разумными. Сама путевка обходится сегодня людям не очень дорого, но цены на дополнительные услуги моглибы быть и ниже. На сегодняшний день дешевле отдохнуть в Карелии, нежели в Архангельской области. Проблемой также является то, что мы не имеем пассажирских судов для туристических путешествий. Архангельск - морской порт, столица трех флотов (военного, торгового и тралового) не имеет своих судов, чтобы возить туристов к жемчужине Белого моря - Соловкам. Мы, кроме перелетов компании "Аэрофлот-норд" и "Второго авиаотряда", ничем больше похвастаться не можем. Морским путем на Соловки можно добраться только через Карелию, где есть небольшое транспортное судно. Это самый большой минус в работе всех туристических компаний Архангельска, будет судно - будут и туристы. Соловки это хороший бренд для Архангельской области, но его уже не один год использует Карелия. Не надо давать Карелии возможности приписывать себе наш исконный бренд. Также хочется, чтобы на Северную Двину обратили внимание и очистили. Ведь наша река, с точки зрения речных путешествий, не хуже Волги, а даже интереснее, поток туристов на эти маршруты ежегодно растет. Мы имеем возможность организовывать путешествия по Северной Двине на теплоходе-колеснике "Гоголь". У нас в области этот маршрут существует уже несколько веков. Такие путешествия пользуются особым спросом в середине лета. В июле 2007 года у нас уже принимались заявки на 2008 год. Сейчас на 2008 год все путевки уже забронированы. Можно при нормальной проходимости реки поставить на эти рейсы большее судно и увеличить количество туров между Архангельском и Котласом, с посещением таких уникальных мест, как Красноборск (родина Борисова), Верхняя Тойма (родина Ольги Фокиной). Также это могут быть экологические и исторические маршруты. Мы можем много всего показать по Северной Двине. Этот вопрос надо решать на уровне администрации области, ни одной туристической фирме с ним не справиться в одиночку, ведь пассажирские суда хорошего класса стоят очень дорого.