Разработанная западными стратегами схема коммуникационного обхода России, ради реализации которой на постсоветском пространстве были инициированы масштабные политические потрясения, рушится как карточный домик. В заключительный период своего президентства Владимир Путин предпринял ряд решительных шагов, полностью изменивших расклад сил на "энергетических фронтах". По сути дела, российскому лидеру пришлось доказывать аксиому - транзитный маршрут легче и эффективнее конструировать из точки добычи сырья, а не из точки ее потребления. Логика безальтернативна, особенно в вопросах безопасности. Старания Вашингтона перенести стратегические задачи обеспечения военно-политической и энергетической безопасности Европы в поле политической демагогии, привели к легко прогнозируемому результату - Европа начала распадаться на группы стран по интересам. Даже конкретные шаги России по диверсификации поставок нефти и газа в Европу, вылившиеся в реализацию сразу нескольких крупнейших проектов, не заставили США отказаться от софистических заявлений и проектов.

Соглашения с Болгарией и Сербией, подписанные Москвой в январе 2008 года, удостоились более чем нелогичных заявлений американских кругов. В частности, США выразили обеспокоенность этими соглашениями, поскольку "подобные действия могут усилить зависимость от поставок энергоносителей из России". Прежде чем разобраться в истинных мотивах обеспокоенности американской стороны, а также понять, что хуже - зависимость от энергоносителей, или зависимость "от поставок энергоносителей", обрисуем суть договоренностей России с Болгарией и Сербией.

Результатом соглашений стало присоединение Софии и Белграда к проекту газотранспортной магистрали "Южный поток" (South Stream). Решение о его совместном строительстве приняли в прошлом году "Газпром" и итальянская энергетическая компания ENI. Проект предусматривает прокладку трубы протяженностью 900 км по дну Черного моря от Туапсе до болгарской Варны. Далее труба разделится на две ветки - одна пойдет через Сербию в Австрию и, может быть, в Германию, другая - в Италию. Планируемый объем прокачки газа по South Stream - 30 миллиардов кубометров в год. Согласно проекту, газовая магистраль будет сдана в эксплуатацию к 2013 году. Стоимость проекта $10 млрд. Кроме того, в ходе визита Владимира Путина в Софию, Россия, Болгария и Греция подписали трехстороннее соглашение о создании Международной проектной компании (МПК) по строительству нефтепровода Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция).

Важным достижением российской стороны является получение в качестве результата не только рынков сбыта, но и контроля над нефтегазовой инфраструктурой стран-потребителей. В частности, включение Сербии в список стран-участниц проекта South Stream предполагает прямую (без тендера) продажу России 51% акций сербской компании "Нефтяная индустрия Сербии" (NIS) за 400 млн евро. Еще 500 млн евро будет вложено в модернизацию NIS компанией "Газпромнефть" до 2012 года. Через территорию Сербии будет проложен 400-километровый отрезок магистрального газопровода пропускной способностью свыше 10 млрд кубометров в год. Совокупная стоимость сделки составит около 2 млрд евро. Кроме того, в рамках проекта в Сербии будет завершено строительство ПГХ "Банатский двор" объемом закачки 300 млн. кубометров. Российская сторона закрепила свой контроль и в проекте балканского нефтепровода из порта Бургас в греческий Александруполис. Согласно подписанному еще 15 марта 2007 года в Афинах трехстороннему межправительственному соглашению, реализацией проекта займется консорциум, в котором 51% будет принадлежать российской стороне, представленной компаниями "Транснефть", "Роснефть" и "Газпромнефть", которые уже создали для этих целей ООО "Трубопроводный консорциум "Бургас-Александруполис". Доля Греции в проектной компании в размере 24,5% будет распределена между компаниями Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством страны (1%). Долей в размере 24,5% будет владеть болгарская проектная компания "Бургас-Александруполис-БГ". Стоимость нефтепровода составит около миллиарда евро. Данный маршрут протяженностью 285 км и начальной пропускной способностью до 35 млн тонн нефти в год (с возможностью увеличения до 50 млн тонн) позволит обойти перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы, и выйти в этом плане из неравного диалога с Турцией. В свою очередь западноевропейским танкерам не придется преодолевать более 1200 километров морского пути до турецкого порта Джейхан.

Сложности возникли лишь с обеспечением контроля над болгарским участком South Stream. София на протяжении многолетнего переговорного процесса настаивала на своем праве владеть 51% своей части магистрали. Однако 18 января 2008 г. произошел перелом, и сторонам удалось договориться о паритетном долевом участии - 50/50. Это стало крупной победой российских переговорщиков, и одновременно вызвало негодование Вашингтона. "США обеспокоены влиянием, которое получит Москва, обеспечив себе контроль над энергоресурсами в Сербии и регионе. К тому же США выражают негативную оценку ситуации с "Южным потоком"", - говорится в протоколе встречи на высшем уровне между представителями властей США и Сербии в Белграде.

Итак, южный маршрут прокачки российского газа и перевалки нефти оформлен. Россия получила в результате широкое поле для маневра. Удовлетворив нетранзитные энергетические интересы Турции поставками по трансчерноморскому газопроводу "Голубой поток", Москва отказалась от идеи прокладки в эту страну второй газовой ветки по тому же маршруту, отдав предпочтение South Stream. Турецкие круги в связи с этим намекали на то, что Россия решила наказать турецкую сторону за участие в проектах транзита углеводородов с каспийского бассейна.

Итак, "Южный поток" станет вторым российским "рукавом", питающим Европу энергоносителями. Первый рукав также находится в стадии "прокладки". Речь идет о проекте Северный поток (Nord Stream). Проложенный по дну Балтийского моря, он обеспечит прямые поставки российского газа в Западную Европу. Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение. Строительство сухопутного участка газопровода (917 км) началось в декабре 2005 года, к строительству морского участка Nord Stream протяженностью 1,2 тыс. км планируется приступить в июле 2009 года. Проектная мощность газопровода составит 55 млрд куб. м. Первая нитка морского газопровода мощностью 27,5 млрд куб. м будет введена в эксплуатацию, как планируется, в 2010 году. Поставки газа планируется начать в 2011 году. Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по последним данным Газпрома, в 6 млрд евро, а по данным Nord Stream AG, - в 5 млрд евро.

Россия в состоянии в полной степени обеспечить растущие потребности стран Европы в поставках газа, - заявил на пресс-конференции в Софии Владимир Путин.

Теперь об американских опасениях относительно усиления зависимости Европы от поставок энергоносителей из России. Согласно британо-американской стратегии, эта зависимость должна была быть нивелирована посредством прокладки крупного газотранспортного коридора Nabuсco. "Лучшим способом обеспечения диверсификации поставок энергоносителей в Европу является трубопровод Nabuсco", - заявили в Вашингтоне сразу после подписания соглашений между Москвой, Софией и Белградом. Газопровод Nabucco призван пройти в обход России и связать Европу со Средней Азией. Договор о начале его строительства был подписан еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом и министрами энергетики Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии 25 июня 2007 года. Ближайший срок поступления газа в Европу по планируемой трассе - 2012 год. Судя по замыслу, газопровод должен был взять старт в Средней Азии (Туркменистан, Казахстан), пересечь Каспийское море (отсюда и название "Транскаспийский газопровод"), а далее пройти через Азербайджан, Грузию и через Турцию войти в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. К этому газопроводу планировалось подключить и южную ветку, идущую из Ирака и стран Персидского залива и, возможно, Ирана. Планируемая мощность газопровода - 31 млрд кубометров в год, ориентировочная стоимость проекта $6 млрд. Общая длина магистрали предположительно составит 3,3 тысячи километров.

О проекте Nabucco говорилось и писалось много. Причем практически все аналитики четко осознавали, что ключевое значение в его дальнейшей судьбе будет иметь позиция самих стран поставщиков. Речь идет, прежде всего, о Казахстане и Туркменистане. Для привлечения в данный проект лидеров этих стран предпринималось немало шагов - политического и технологического плана. Другой камень преткновения заключается во взаимоотношениях Турции с ЕС. Прежде чем описать процессы, связанные с перспективой участия стран Средней Азии в альтернативных проектах, остановимся на роли Турции.

Географическое расположение этой страны могло бы позволить ей стать одним из основных транзитных маршрутов между Европой и каспийским регионом. Между тем и турецкая сторона, и ее европейские партнеры изначально не ограничили повестку своих переговоров исключительно вопросами проектирования и строительства Nabucco. Сюда же были включены вопросы интеграции Турции в ЕС, а также проблема собственности на турецкие трубопроводы. Анкара крайне неуступчива в последнем вопросе, поскольку желает оставаться монополистом транзитных коридоров. Именно эта позиция турецкой стороны похоронила перспективы транзита в Европу иранского газа. Турция не готова выступать в роли чистой транзитной территории, у нее более серьезные амбиции, в частности, стать посредником в торговле углеводородами между Европой и Азией. Европейские же компании желают покупать газ напрямую у Ирана или Азербайджана. Позиция Анкары вынудила ЕС искать иные варианты транспортировки газа. На повестке возник маршрут Туркменистан-Иран-Армения-Грузия-Украина. По некоторым сведениям европейские поставщики даже разработали ТЭО проекта, стоимостью свыше $5 млрд. Этот проект пришелся по вкусу и Ирану, для которого выход на европейский рынок принес бы и массу политических дивидендов, что в текущей ситуации имеет огромное значение для Тегерана. В этой части дело пошло дальше проектов и Армения с Ираном начали строительство газопровода, чем вызвали определенные опасения Москвы. Представители "Газпрома" в феврале 2005 года прямо заявили в Ереване, что перспектива выхода ирано-армянского газопровода на территорию Грузии не исходит из интересов российской стороны, поскольку данный маршрут может войти в конкуренцию с российским газопроводом "Голубой поток", пересекающим Черное море из России в Турцию. Армении был предложен многоуровневый проект, предполагающий схему бартера природного газа из Ирана (Туркменистана) на электроэнергию, вырабатываемую на российских мощностях в Армении. Таким образом, труба диаметром более метра, входящая на территорию Армении из Ирана, сужается на армянской территории до 700 мм, становясь по сути дела непригодной для полноценного транзита газа за территорию Армении.

После этого у запада остался единственный вариант - доставлять газ по дну Каспийского моря. Однако и здесь проект поджидают уже реальные и еще не проявившие себя сложности. Тем не менее, обсуждение перспективы присоединения стран Средней Азии к Транскаспийскому газопроводу практически не прерывалось. Одна из таких встреч на уровне президентов была проведена на энергетическом саммите в Кракове. Однако, вместо того, чтобы внести ясность в дальнейшие действия запада, данная встреча стала предвестником полного провала этих инициатив. В частности, параллельно с саммитом в Кракове 11 мая 2007 года начался официальный визит Владимира Путина в Казахстан и Туркмению. Это стало поводом для неявки в Краков Нурсултана Назарбаева, что уже сделало обсуждение транскаспийских проектов с участием делегаций Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши бессмысленным занятием. Более того, пока в Кракове подписывали очередную декларативную бумагу, президенты России, Казахстана и Туркмении подписали заявление, которым дали старт разработке и подписанию Соглашения о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода, что стало альтернативой "краковской" инициативе. "Россия достигла крупного энергетического успеха в рамках достигнутых договорённостей в ходе визита Владимира Путина в Казахстан и Туркмению, при этом "краковские проекты" без участия этих стран вообще теряют смысл". Такую оценку данным событиям в дальнейшем дали эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

Итак, подводя итоги энергетической дипломатии Владимира Путина, можно констатировать: газ из Средней Азии в Европу пойдет, но не через Каспийское море, Иран или Турцию, а через существующие коммуникации по территории России, а также новый маршрут по российскому побережью Каспийского моря. Более того, вскоре значительные объемы среднеазиатского и российского газа будут поставляться в страны ЕС в обход государств, лоббирующих американские энергетические инициативы. Речь идет об Украине и Польше. Так, проект South Stream будет прокачивать непосредственно в Болгарию, без расходов на транзит, примерно 35% объема газа, направляемого сегодня через территорию Украины. Ввод в эксплуатацию Nord Stream может снизить объем транзита газа через территорию Украины еще на 10-12 миллиардов кубометров.

На фоне провальных попыток президента Украины Виктора Ющенко встроить транзитную структуру Украины в планы Вашингтона, эту страну в ближайшее время ожидает новое повышение цен на газ, вызванное договоренностями между Туркменией и еще одним глобальным игроком на международном энергетическом рынке - Китаем. Проще говоря, Киев "полез в пекло поперек батьки", причем "батькой" оказалась вовсе не Россия, а далекий Китай. Пекин намерен закупать среднеазиатский газ по цене 195 долларов за тысячу кубометров. В данной ситуации, учитывая грандиозные потребности в энергоносителях Китая, вряд ли Туркмения и Казахстан (а тем более Россия) станут дотировать украинскую сторону (а тем более проект Nabucco).

Ситуация для Киева может стать действительно катастрофической, поскольку реальных поставщиков нефти и газа, если отмести декларативные заявления Азербайджана, полностью завязанного на турецком направлении, просто не остается. Более того, дальнейший рост напряжения в украинской экономике может привести к политическим катаклизмам в этой стране. Лоббируемый же Киевом и Варшавой трубопровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск в создавшейся ситуации конкурирует уже не с маршрутами, предлагаемыми Россией, а с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), и опять же, как подчёркивают сами азербайджанские эксперты, требует участия Казахстана.

Между тем, усилия стран-экспортеров по обеспечению контроля над собственными запасами газа не ограничивались исключительно проблемами транзита. Пока США и ЕС отходили от масштабного обвала финансовых рынков, реанимировались разговоры о создании "газового ОПЕК". 28 января 2007 года высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи на встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Тегеран разработал также проект устава данной структуры. Участники форума стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum), куда входит и Россия, могут создать на его базе международную организацию, построенную по тем же принципам, что и Организация стран-экспортеров нефти. По некоторым данным, продолжение переговоров относительно создания газового ОПЕК пройдут в июне этого года в Москве. США и ЕС выступают категорически против данной инициативы. Они опасаются, что новый картель будет диктовать цены на газ. Главным препятствием для создания газового картеля является отсутствие рынка газа ввиду того, что он преимущественно поставляется по долгосрочным контрактам. Противники данной идеи есть и в России, однако пересмотр позиции в этих кругах может созреть, если США, почувствовав бесповоротность согласия в вопросах обеспечения энергетической безопасности между Россией и ЕС, решат зарезервировать себе неприкосновенные запасы энергоносителей в Иране, Средней Азии и других регионах теми же методами, которыми они сделали это в Ираке.

Резюмируя энергетическую тему, которая была в центре внимания аналитических кругов в последние годы, стоит отметить, что президент Владимир Путин совершил ряд прорывных шагов в обеспечении интересов своей страны буквально в последние месяцы правления. Примечательно, что и в Болгарии, и на переговорах с делегацией Сербии в Москве принимал участие первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Россия показала четкую, долгосрочную и продуманную стратегию в обеспечении своих интересов на глобальном энергетическом рынке. Вклад президента Путина в выработку и реализацию данной стратегии нельзя переоценить, в свою очередь миссия Дмитрия Медведева в случае избрания на высший пост российского государства будет заключаться в обеспечении преемственности избранной стратегической линии.

Виген Акопян - главный редактор ИА REGNUM