ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом по региональным вопросам, кандидатом исторических наук Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим очередную статью автора в этой серии. На этот раз автор затронул проблему ассирийцев в Грузии.

Ассирийцы являются самым активным национальным меньшинством в Грузии. Не имея ни территориальных, ни культурных претензий к Грузии и к грузинскому обществу, ассирийцы в грузинском социуме являются показательным примером т. н. грузинской толерантности к этническим меньшинствам страны.

Ассирийцы (самоназвание атурая, сурая, халдеи) - древнейший народ Передней Азии. Они имеют традиционные связи с Кавказом еще с античного периода. Сегодняшние ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам месопотамской державы (середина II тысячелетия - 605 г. до н. э.), население которой после её падения находилось под властью различных государств. Современный ассирийский язык (другие его названия - сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе - два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность - на основе сирийского письма (1). Ассиро-вавилонский язык - один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н. э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона! Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н. э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.

В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в Северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев (2).

До наших дней сохранились свидетельства богатых взаимоотношений ассирийцев с различными картвельскими народностями древних веков. Фактически, ассирийцы - первые инородные поселенцы в Грузии. Первые ассирийцы в массовом порядке начали переселяться в Грузию с 18 века, когда картли-кахетинский царь Ираклий II и ассирийский патриарх Восточной Ассирийской церкви Мар Авраам вели тайную переписку с целью совместного противостояния турецким завоевателям (3). Из-за неудачных попыток остановить турецкие нашествия некоторое количество ассирийцев из южных частей исторической Армении переселились в Грузию. Отметим также, что еще в VI веке из Месопотамии на Кавказ направились 13 ассирийских монахов-проповедников, вошедших в грузинскую историографию как "ассирийские отцы".

Ассирийцы осели в основном в крупных городах средневековой Грузии, в частности в Мцхете (в дальнейшем Тбилиси), в Кутаиси и в Гори. Известно, что Туркменчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией, предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать в Тифлис, где они могли найти работу. В частности, именно в этот период в Тифлисе на ряду c армянскими, русскими и грузинскими кварталами появился и ассирийский, где по состоянию на конец 19 века проживало более 5000 ассирийцев.

Кроме того, известны также сельские ассирийские поселения в Грузии, в частности в Тертрицкарском районе расположено селение под названием Асурети (Ассирия) (4). Селение, имея древнюю историю, не сохранило свой первоначальный этнический облик.

Ассирийцы в большинстве своем христиане несторианского направления (Ассирийская Церковь Востока), однако в сирийских общинах ассирийцев распространена монофиситское направление в христианстве (Сирийская яковитская церковь). Кроме того, еще с 15 века в ассирийских районах Ближнего Востока начала распространяться католическая направленность в христианстве, и в 16 веке ассиро-халдейская католическая церковь вступила в унию с римско-католической церковью и приняла покровительство Папы Римского. Основная часть ассирийцев Грузии именно ассиро-халдейского вероисповедания. Отметим также, что Патриархия халдейской католической церкви на сегодняшний день располагается в Багдаде.

Ассирийцы Грузии на протяжении всего советского периода являлись одной из активных национальных общин в республике. Фактически это была одна-единственная община, которая не подвергалась политике насильственной ассимиляции и выдавливанию. В конце 1920-х - в начале 1930-х гг. только в Тбилиси действовали две ассирийские школы, издавалась газета "Кохва д Мадынха" ("Звезда Востока"), работали драматические коллективы и различные культурные центры (5), что было невиданной роскошью для коренных этнических меньшинств страны.

После репрессий 1937-1939 гг., когда многие ассирийцы были сосланы или расстреляны, в 1960-е - 1970-е гг. в Грузии начала развиваться национальная культура, самобытность и самосознание ассирийской общины. Так, уже в 1957 г. в Тбилиси создается ассирийский ансамбль песни и пляски под названием "Нинвея", с 1960-х в столице Грузинской ССР печатаются 3 газеты на ассирийском языке, на сцене тбилисского Дома железнодорожников ставят спектакли на ассирийском языке. Поэты и прозаики создают Общество ассирийской словесности, творят на ассирийском языке, переводят с грузинского. Самым интересным явлением являлось то, что, в отличие от многих этнических меньшинств республики, у ассирийцев имелись большие льготы на места для поступления в различные столичные вузы. Таким образом в среднем каждый год 60-65 ассирийцев поступало в Тбилисский университет и различные институты.

С началом распада СССР, в момент, когда активно шли процессы восстановления независимости в трех закавказских республиках, ассирийская диаспора Грузии активно начала поддерживать националистические силы в стране и с оружием в руках влилась в борьбу против угнетенных народов Грузии - абхазов и осетин. Не имеющие территориальных претензий к Грузии, одновременно имеющие хорошие условия для развития своей общины, ассирийцы всячески начали использоваться руководством Грузии в качестве примера грузинской толерантности к некартвельским народам страны. Одновременно ассирийцы, находясь вдали от своей исторической родины, не имея государственности более 2300 лет, попытались использовать грузино-абхазский конфликт для поднятия своего этнического значения и ассирийской идентичности, приняв участие в войне на стороне Тбилиси.

В конце 1990 года в Тбилиси открывается Центр ассирийский культуры, руководителем которого избирается известный в стране общественник, ассириец ученый Тамраз Иванов. Через некоторое время центр трансформируется в Ассирийский конгресс, объединяя все ассирийские центры и организации на Южном Кавказе. Руководителем конгресса избирается, по некоторым данным, сын Тамраза Иванова полковник МВД Грузии Борис Иванов, являющийся ярым сторонником Звиада Гамсахурдиа. Борис Иванов (в тот период занимавший должность руководителя военной полиции Грузии) в момент ожесточенных боев в Абхазии стал инициатором создания ассирийского добровольческого батальона, единственного инородного некартвельского формирования в составе грузинских вооруженных сил. Отряды полковника Иванова участвовали в боях с абхазской армией. Даже сейчас многие ассирийцы подчёркивают значимость этого участия.

Воюя на стороне Грузии, ассирийцы пытались продемонстрировать свою благодарность Тбилиси путем "защиты границ государства" и создать новую страницу в истории развития ассирийского самосознания и самобытности. Это, безусловно, способствует стиранию в памяти многострадального и исчезающего народа чувства жертвы, создает стимул для полноценного развития молодого поколения, сохраняя древние традиции, историю и язык.

Несмотря на лояльность к Тбилиси, в 1990-х гг. миграция коснулась и ассирийцев. По официальным данным, теперь численность ассирийцев страны составляет около 6200 человек (6), которые в основном проживают в Тбилиси.

После окончания войны ассирийцы начали развивать свою культуру в независимом грузинском государстве и даже занимать ответственные должности и посты в руководящих и правоохранительных органах страны. В Институте востоковедения Грузии открыт отдел по изучению ассирийской истории и культуры, а в 2006 г. при содействии Тбилисского государственного университета им. Джавахишвили была основана научная кавказская ассоциация по изучению ассирологии, куда вошли ассирийские ученые со всего Кавказского региона. Активизировалась религиозная жизнь в ассирийском обществе.

В 1995 г. при содействии посла Ватикана в Грузии, а также различных влиятельных людей католического мира в Грузии была основана Ассиро-халдейская миссия. Параллельно с основанием миссии был избран и по сей день функционирует Церковный совет, члены которого наделены определенными полномочиями при решении важных вопросов, касающихся ассирийской общины. В общине миссия осуществляет не только духовные, но и благотворительные мероприятия для улучшения социально-экономического положения нуждающихся ассирийцев страны.

В настоящее время действует 3 ассирийских церкви. В 2000 г. была основана церковная школа имени св. мученика Мар Шиммона Бар Саббаэ, первого Патриарха Халдейской церкви (IV в.). Школа насчитывает около 50 учеников всех возрастов и конфессий, занятия проходят в здании при Кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Тбилиси два раза в неделю. Отметим, что литургия в церквях проводится на арамейском языке и, в связи с плохим знанием родного языка старшим поколением ассирийской общины, миссия публикует учебные пособия, включая русско-арамейский словарь (7).

Несмотря на то, что Ассиро-халдейская церковь, как и другие религиозные учреждения этнических меньшинств, не имеет никакого юридического статуса, она является самой активной на территории страны и фактически стала символом сохранения не только ассирийской религии и традиций, но и языка и культуры. Имея активную финансовую и духовную поддержку из Европы, халдейская миссия Грузии организовывает различные мероприятия для оживления ассирийской общины, что отнюдь не радует ни грузинские националистические круги, ни грузинскую халкедонийскую церковь. Так, прихожане-ассирийцы и миссия уже дважды за последние 2 года подвергались нападениям со стороны грузинских радикалов.

Ситуация ухудшилась в сентябре 2006 г., когда во время воскресной литургии грузинские подростки с ножами в руках напали на ассирийцев. После этого случая миссия начала винить в нападениях на прихожан грузинскую церковь: "Православная церковь и фундаменталисты не хотят присутствия католиков в Грузии, - заявил сотрудник центра священник Бенни Ядгар информационному агентству "Благовест-инфо". - Если мы начнем совершать службы в центре, эти фанатики атакуют наших людей с ножами и дубинами". Отметим, что миссия неоднократно при поддержке посла Ватикана поднимала вопрос о безопасности, и, как сообщают недовольные священнослужители, МВД республики все письма оставило без ответа, а ответ Илии II на просьбу содействовать безопасности и толерантности к неправославным гражданам был краток, но суров: "это не мое дело" (8). Кроме того, грузинское население открыто выступает против строительства нового католического собора в районе Ваке-Сабуртало в Тбилиси, где компактно проживает ассирийское и другое католическое меньшинство столицы. Строительство религиозного учреждения из-за недовольства грузинского населения неоднократно приостанавливалось.

Пострадавшие ассирийцы и их священнослужители неоднократно обращались к парламентской комиссии по правам человека, что в конечном итоге дало свои плоды - прессинг православной церкви и государственных институтов значительно ослаб. Более того, ассирийская община с момента налаживания первых связей руководства Грузии с новым руководством Ирака начала играть значительную роль, однако за последний год в этом плане община ассирийцев постепенно начала уступать свое место курдам Грузии. Кроме того, борьба с криминалом МВД Грузии не пощадила и некоторых руководителей ассирийской общины, которые уже многие годы возглавляли криминальные группировки как в Грузии, так и в России. Есть версия, что именно Борис Иванов - руководитель Ассирийского конгресса, в 1994-1999 гг., занимая различные руководящие посты в МВД страны, занимался поставкой наркотиков из Турции. Генерал-майор в отставке Иванов был арестован тбилисской полицией 27 июля 2006 г. (9) за хранение 8 граммов героина в собственной квартире (10). По неофициальным данным, Иванов имел оппозиционные взгляды по отношению к правящему режиму в стране, кроме того, последние 4-5 лет в основном проживал в России и получил российское гражданство. Иными словами, реальная причина ареста не установлена. После ареста национального лидера ассирийская община Грузии, а также ассирийские общины России и Армении периодически поднимают вопрос о том, что Борис Иванов - политзаключенный, однако никакого результата подобные акции не имеют. По словам некоторых лидеров ассирийских общин Европы, они намерены поднять вопрос освобождения Иванова в европейских инстанциях, что, по их убеждению, может пролить свет на реальные причины ареста лидера Ассирийского конгресса Грузии. Кроме того, в грузинской прессе появились статьи с обвинениями, что ассирийцы - главный оплот контрабанды наркотиков и криминала в Грузии. Освещая акции протеста ассирийцев, телеканал "Рустави-2" неоднократно называл ассирийцев "айсорами", что считается оскорбительным для народа.

Таким образом, национальное меньшинство, не имея никаких политических, территориальных и культурных претензий к грузинскому государству, не имея внешних защитников, как азербайджанцы и армяне Грузии в лице Азербайджана и Армении, постепенно начинают подвергаться прессингу. Несмотря на то, что отношение Грузии к ассирийской общине считается примером толерантности и "традиционно братским", в реальной жизни все обстоит иначе.

* * *

1. http://www.ng.ru/science/2005-05-25/14_assiria.html

2. Там же.

3. http://www.ca-c.org/journal/2006-03-rus/16.pr.komrus.shtml

4. http://www.apsny.ge/order/1157389638.php

5. Там же.

6. http://www.ethno-online.ru/index.php?go=Spravka&in=view&id=81

7. http://www.chiesacattolica.ge/ru/comunita/rito_assiro_caldeo/

8. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9626

9. http://www.rosbalt.ru/2006/08/04/262786.html

10. http://www.atranews.com/news/Ivanov/Atranews%20-%20Gamri%20to%20georgian%20Times.htm