"Москва вышла на третье место в мире по стоимости квадратного метра, а по величине арендной платы за квартиру - на второе, свидетельствуют последние данные аналитического центра Global Property Guide", сообщают "Новые Известия" в номере от 24 января. "В начале списка оказался лондонский Prime Central, то есть самые дорогие центральные районы английской столицы, включая известный каждому россиянину Челси. Метр там стоит 24 250 долларов. На втором месте с большим отставанием Верхний Манхэттен в Нью-Йорке - 15 933 доллара. В других городах, заметим, отдельные районы не выделялись. Центр Москвы расположился на третьем месте - 15 531 доллар за метр... По мнению руководителя Школы ипотечного брокера Алексея Теребкова, по ценам на недвижимость Лондон москвичам обогнать вряд ли удастся. "Потому что там тоже наши рынок поднимают", - полушутя заметил эксперт. По его словам, Москва будет прочно держаться в тройке лидеров. "Тенденция может измениться только в том случае, если цены на нефть упадут в 3-4 раза", - сказал он. "Раньше существовало ценовое отставание от других европейских городов по стоимости недвижимости. Теперь эти различия устранены", - заявил "НИ" руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. Поэтому цены на заветные квадраты в столице если и будут расти, то не скачкообразно, а, как и во всем мире - по 15-20% в год". "Однако самое интересное в подобных рейтингах - их сопоставление. Если поделить стоимость аренды квартиры на стоимость ее покупки, то станет ясно, сколько процентов в месяц инвестор сможет зарабатывать, сдавая купленное жилье в наем. И здесь высокая стоимость квадратного метра играет с Москвой злую шутку: долларовая доходность столичных квартир составляет 5,22% в год (22-е место в рейтинге доходности). Это меньше, чем в Киеве (5,38%) и Санкт-Петербурге (9,6%)", пишет газета. "Впрочем, не только Москва, но и другие дорогие и престижные мировые столицы в рейтинге доходности оказываются на последних местах, а то и вовсе исчезают из списка. К сожалению, для инвесторов, лидеры по этому показателю находятся в регионах или политически нестабильных, или не самых комфортных для проживания и ведения бизнеса".

На вопрос "Куда уходит муниципальное жилье после смерти одинокого владельца?" отвечает "Российская газета" в номере от 21 января. "В Москве, где каждый четвертый житель - пенсионер, ежегодно освобождается от 2 тысяч до 4 тысяч квартир, у бывших хозяев которых не оказалось наследников. В соответствии с Жилищным кодексом и законодательством города Москвы эти квартиры власти должны направлять на реализацию разных городских программ и прежде всего очередникам. Это могло бы быть неплохой прибавкой для города. Особенно, если учесть, что в очереди стоят около 200 тысяч семей, по двадцать лет ожидающих улучшения жилищных условий, несмотря на все масштабы строительства жилья в Москве. Увы! Лишь часть освобождающихся квартир поступает к распределению. Куда же деваются остальные?" В материале приводится история расследования, проведенного депутатом муниципального собрания района "Сокольники" Ларисой Соломатиной по поводу мошенничества с квартирой, принадлежавшей женщине, погибшей во время трагедии "Норд-Оста" и еще ряду случаев, связанных с использованием освобождающегося в городе жилья. "Как выяснилось, "налево" сплошь и рядом в ее родных Сокольниках уходят чаще всего даже не приватизированные квартиры, как в выше приведенном случае, а муниципальные, с распределением которых, казалось бы, не должно быть никаких проблем, так как сколько бы в них ни менялось жильцов, хозяин один - город", пишет газета. В материале раскрыто несколько наиболее распространенных схем "увода" собственности у города, в частности, закрытие лицевого счета после смерти жильца и субаренда. "У властей на этот счет - свое мнение. Например, начальник ДЕЗа "Сокольники" Алексей Жучков считает, что все разговоры о нецелевом использовании муниципального жилья в их районе не что иное, как досужие вымыслы. "Вся информация о тех квартирах, которые освобождаются, стекается в единый информационно-расчетный центр, а потом в департамент жилья, - уверяет он. - Только так. Невозможно, чтобы в квартирах с закрытыми лицевыми счетами жили люди, потому что есть специальные организации, которые это проверяют. Освободившуюся квартиру видно, утаивать ее никто не собирается". Префект Восточного административного округа Николай Евтихиев придерживается такой же точки зрения... Но проверка, проведенная в двух округах - в Восточном и Северном, по заданию мэра столицы Юрия Лужкова контрольно-счетной палатой Москвы, показывает, что это далеко не так. В ходе ее было обнаружено, что только за последние два с половиной года в городе освободилось 394 тысячи квадратных метров жилья, или примерно около 10 тысяч однокомнатных квартир (4 тысячи в год). Это всего по двум округам. В то время как по данным департамента жилищной политики и жилого фонда по всему городу освобождается лишь около 2 тысяч квартир. Откуда возникла такая разница? Вывод, сделанный проверяющими, полностью совпал с мнением районного депутата Ларисы Соломатиной: информация об освободившихся квартирах в районах утаивается. С этой же целью затягиваются и сроки снятия умерших граждан с регистрационного учета. Но еще интереснее то, что происходит с выкупом квартир, cданных в аренду (субаренду). Согласно постановлению правительства Москвы выкуп жилых помещений может производиться только с согласия собственника, то есть самого правительства Москвы. Однако как обнаружила контрольно-счетная палата, распродажа жилья идет вовсю и на основании распоряжений префектов. В том же Восточном округе, например, лишь за 2005 год - первое полугодие 2007 года было заключено 54 договора купли-продажи арендованных квартир на общую площадь 2072 квадратных метров. Это на рынке в Москве квадратный метр стоит в среднем 4 тысячи квадратных метров. На востоке столицы выкупная стоимость квартир в среднем составила менее 10 тысяч рублей за квадрат! То есть 400 долларов или ровно в десятеро дешевле рыночной стоимости!", пишет газета. В материале также приводится комментарий представителя власти: первого заместителя руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николая Федосеева.

"Приезжих рабочих поселят в специальные гостиницы. Это будут легкие сборные сооружения, снабженные водой и электричеством. Такие городки расположатся по всей Москве", сообщает "Труд" в номере от 19 января, ссылаясь на слова руководителя столичного комитета по межрегиональным связям и национальной политике Алексея Александрова. "Практику строительства быстровозводимых отелей используют во многих зарубежных странах, привлекающих мигрантов. Они собираются быстро: в течение светового дня можно построить дом на 100-150 человек... Первую пробную гостиницу построят на пересечении Хорошевского шоссе и Третьего транспортного кольца. В ней будут маленькие номера на несколько человек, комната отдыха, санузел и столовая. Cтроить такие отели будут за счет работодателей, заинтересованных в привлечении иностранных мигрантов. Московская мэрия хочет добиться, чтобы каждый приглашенный российской фирмой иностранный рабочий был зарегистрирован в одной из таких гостиниц", пишет газета. "Плата за проживание будет символической - рублей 60- 100 в сутки. Просто для того, чтобы жильцы берегли имущество гостиницы, ценили возможность в ней проживать", цитирует "Труд" Александрова. Между тем, не преминула припугнуть читателей газета, "При строительстве "картонных городков" на карте Москвы появятся новые этнические поселения мигрантов. Уже сейчас в столице существуют целые районы компактного проживания выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья". Правда, тут же приводится статистика: 85% москвичей - этнические русские.

В том же номере "Труда" приводится беседа с потенциальным жильцом подобной гостиницы - рабочим из Таджикистана. "А за деньги согласились бы в такой гостинице жить? Рублей за сто в сутки?" - задает вопрос корреспондент газеты. "Три тыщи в месяц? - Тагир долго думает и что-то считает в уме. - Не, дорого. У меня в Таджикистане семья большая, много денег домой слать надо. Лучше тогда жить в подвале - там бесплатно".

"Вокруг аварии в Ледовом дворце "Крылатское", где в ноябре чуть не рухнула крыша, разгорелась горячая дискуссия, от результатов которой будет зависеть надежность здания", сообщают "Известия" в номере от 21 января. "Пока единодушия среди экспертов нет. В стройкомплексе столицы считают, что виной всему - бракованный "палец", державший вантовую опору кровли. Электростальские металлурги, изготовившие деталь, и привлеченные ими британские эксперты не исключают ошибки проектировщиков, неправильно выбравших марку металла... За расследование дела взялись сразу две комиссии: московская, при мэре Юрии Лужкове, и федеральная комиссия Ростехнадзора - обе планировали закончить работу 29 января. Но в минувшую пятницу представители московской комиссии почти на две недели раньше срока официально озвучили свои выводы: "проседание кровли произошло из-за брака при изготовлении элемента крепления". Комиссия решила, что в "пальце" была микротрещина, из-за которой деталь и разрушилась... Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ), сославшись на то, что из 26 членов городской комиссии около 20 человек так или иначе связаны с московским стройкомплексом, привлек экспертов из британской компании Jacobs Engineering Group Inc., возводившей такие объекты, как термоядерный реактор во Франции, стадион "Уэмбли" и знаменитое лондонское "Колесо обозрения"", пишет газета, цитируя слова профессора Алана Мэнна, эксперта Jacobs Engineering: "Качество металла не могло стать причиной аварии... В таком случае сталь должна была быть невероятно низкого качества". "Вместо шарнира оси мы получили гранату, которая просто взрывалась изнутри, - считает директор "Моспроекта-4" Андрей Боков (эта организация проектировала дворец). - Мы не могли ошибиться при выборе марки стали. Версия о том, что конструкции были не подготовлены к динамическим нагрузкам, не имеет под собой оснований. Во-первых, перед установкой конструкций мы продули их в аэродинамической трубе Института механики МГУ. Во-вторых, мониторинг показал, что просадка здания была меньше запланированной. И в тот день не было сильного ветра", приводит газета версию московской комиссии.

"Стремительный рост продаж автомобилей в России позволил автодилерам инвестировать в недвижимость", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 23 января. "Как стало известно "Ъ", российская "дочка" японского автоконцерна Toyota Motor Corporation и его официальный дилер "СП Бизнес кар" решила запустить свой первый девелоперский проект на юге Москвы. Она планирует вложить $500 млн в строительство бизнес-парка площадью 200 тыс. кв. м... О планах компании "СП Бизнес кар" построить бизнес-парк площадью 200 тыс. кв. м на 25-м километре внешней стороны МКАД рядом с Каширским шоссе уже известно нескольким участникам рынка. По информации одного из собеседников "Ъ", большую часть помещений, около 95%, займут офисы, остальное -- торговые павильоны", пишет газета. "Дилеры неохотно инвестируют в строительство непрофильных объектов, так как ставки рентабельности проектов на рынке авторитейла и недвижимости схожи. "Рентабельность центра, оказывающего весь спектр услуг от торговли автомобилями до продажи запчастей, аксессуаров и сервиса, 28% в год",- говорит владелец дилерской сети "Фаворит моторс" Владимир Попов. Реализация девелоперского проекта гарантирует доходность в районе 20% в год или 40% за весь период реализации, добавляет гендиректор "Новой площади" Денис Семыкин".

"Власти Москвы определили 2012 год сроком полного завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов Московского международного делового центра "Москва-Сити"", сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 23 января. "Мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому приоритетной задачей является завершение строительства и пуск в эксплуатацию объектов на территории центра до 2010 года включительно, при этом строительство одного из самых высоких зданий в мире - "Башни России" - будет завершено в 2012 году... Также власти города утвердили план мероприятий по завершению строительства "Москва-Сити". В частности, в 2009 году будет завершено строительство центрального ядра ММДЦ, включающее многофункциональный комплекс "Парк-Сити" с пересадочным узлом метрополитена", пишет газета. "Также в ближайшие годы строителям предстоит реконструировать ряд дорог и проложить несколько новых в районе делового центра. В частности, в нынешнем году планируется организовать северный въезд в центральное ядро комплекса, к 2012 году появится северный дублер Кутузовского проспекта, который пройдет вдоль Смоленской железной дороги от третьего транспортного кольца до Минской улицы. Кроме того, в ближайшие два-три года будет реконструирована улица Антонова-Овсеенко на участке от Шмитовского проезда до 1-го Красногвардейского проезда".

"Компания "Кузнецкий мост девелопмент" (КМД) начинает первый проект в сегменте жилья", сообщают "Ведомости" в номере от 25 января. "Как рассказал президент КМД Борис Шемякин, на территории завода шампанских вин "Корнет" на Садовнической улице будет возведен комплекс класса de luxe. Его площадь составит около 67 000 кв. м. Ранее руководство Московского межреспубликанского винзавода (ММВЗ, владеет "Корнетом") заявляло о выводе предприятия на Рябиновую улицу. Представитель ММВЗ подтвердил, что девелопером проекта станет КМД. По его словам, сперва территорию планировали застроить офисами, но в прошлом году власти ввели ограничение на строительство коммерческих объектов в центре Москвы. Сроки строительства, а также объем инвестиций Шемякин назвать отказался", пишет газета. "Кроме того, КМД планирует застроить территории Мосхладкомбината № 3 на Дубининской улице. По словам Шемякина, у компании там два участка. "На одном из них мы возведем офисный комплекс класса А площадью около 66 000 кв. м", - говорит он... На втором участке, по словам Шемякина, примыкающем к Павелецкой промзоне, появятся офисы класса В. Их площадь пока не определена".

"Правительство Москвы приняло постановление "О плане метростроения в городе Москве на 2008 - 2010 гг.". Это вызвало у москвичей надежду на то, что скоростной внеуличный транспорт наконец придет в крупные "спальные" районы столицы", сообщает "Московская правда" в номере от 22 января. "К постановлению прилагаются план метростроения в столице на 2008 - 2010 годы с наименованием линий и объектов, а также перечень строящихся и перспективных линий и объектов метрополитена для проектирования... Первой в плане правительства города значится Люблинско-Дмитровская линия от станции "Чкаловская" до "Марьиной рощи", протяженностью 6,7 километра... Уже в 2013-м намечается открыть движение на участке от "Марьиной рощи" до станции "Лихоборы" (она еще называется "Селигерская") с новым электродепо. Протяженность этой трассы чуть более 8 километров. На ней отмечены будущие станции "Шереметьевская", "Бутырский хутор", "Петровско-Разумовская", "Окружная" и "Лихоборы". Люблинско-Дмитровская линия будет продлена не только на северо-восток и север, но и на юг - от станции "Марьино" до "Зябликова" на 4,33 километра с промежуточными станциями "Борисово" и "Шипиловская". Одна из самых загруженных линий метрополитена Замоскворецкая на юге будет продлена от станции "Красногвардейская" до "Братеева" на 2,9 километра. Ввод этого участка вместе с новым электродепо планируется на 2011 год. А в 2009-м на этой же Замоскворецкой линии планируется соорудить станцию "Технопарк" - между "Автозаводской" и "Коломенской"", пишет газета. "Продолжится строительство Митинско-Строгинской линии - от "Парка Победы" до станции "Митино" - протяженностью 20 километров... В 2009 году планируется построить 4,2 километра линий и привозить пассажиров на метро до станции "Волоколамская", в первый микрорайон Митина. А вот в 2011-м поезда метро от станции "Волоколамская", преодолев еще 4,3 километра, придут на станцию "Митино"... В 2010 году намечается на 3, 23 километра продлить Калининскую линию метрополитена от станции "Новогиреево" до станции "Новокосино". Таганско-Краснопресненскую линию предполагается продлить на 3,38 километра от станции "Выхино" в район Жулебино. Ввод в эксплуатацию нового участка - в 2011 году". Продолжится в столице и строительство легкого метро, отмечается в материале.

"Юрий Лужков на заседании правительства города во вторник скептически отнесся к идее создания еще одной линии метрополитена, которая свяжет восточные пригороды с центром", в свою очередь, сообщают "Новые Известия" в номере от 23 января. ""Нам нужно подумать. Давайте из Люберец сделаем ветку метро, и она будет предельно загружена. Если мы из периферии будем втягивать дополнительные пассажиропотоки, это может привести к коллапсу и самого метрополитена", - отметил он. По его словам, "имеет смысл поставить задачу создания "параллельного" метрополитена, который будет автономно связывать крупные районы". Столичный мэр поручил соответствующим структурам, в том числе НИИ Генплана, подумать над этой идеей. Градоначальник сообщил также, что при строительстве четвертого транспортного кольца на территории Лосиного острова будет использован землепроходческий щит. Г-н Лужков подчеркнул, что, если там будет проходить эстакада, "то это будет уже не национальный парк"", пишет газета.

Во вторник на заседании правительства Москвы был рассмотрен вопрос о перспективах гаражного строительства в городе, и ряд материалов прессы посвящены этому актуальному для жителей столицы вопросу. "Городские власти планируют, что к 2020 году Москва выйдет на 70-процентный уровень обеспеченности горожан машиноместами", сообщает "РБК daily" в номере от 21 января. "В то же время основной проблемой столицы остается нехватка перехватывающих парковок, которые смогли бы решить вопрос с пробками на московских дорогах. Однако, по мнению властей, трудности не исчерпываются одним "перехватом": подобные стоянки необходимо сочетать с транспортно-пересадочными узлами (ТПУ), строительство которых - дело далекого будущего... Сейчас во всех районах Москвы, кроме Центрального округа, идет работа по подбору участков для строительства наземных гаражей. В результате должно быть найдено порядка 400-500 площадок для нового строительства, к тому же до 2010 года планируется перестроить не менее 700 плоскостных гаражей... В ЦАО единственным способом решения парковочной проблемы являются подземные автостоянки. В 2008 году будут определены инвесторы для строительства паркингов под Триумфальной и Тверской площадями и Тверской улицей. Эксперты указывают на высокую стоимость строительства в недрах земли... Помимо этого инвесторам будут предложены семь перехватывающих стоянок в разных районах Москвы", пишет газета. "Как рассказал РБК daily Евгений Любарский, генеральный директор ООО "Городские транспортные терминалы" (ГТТ, входит в девелоперскую компанию Шалвы Чигиринского Russian Land и занимается разработкой документации по 36 проектам ТПУ в Москве), в настоящий момент работа над проектом только начата, идет сбор исходного материала. Всего в столице будет построено 40 узлов (по четырем первым объектам уже начата работа), но точные участки под них еще не определены. До конца 2008 года этим будет заниматься ГТТ, а в следующем году московские власти решат судьбу представленных проектов".

"На протяжении нескольких лет правительство Москвы пыталось задействовать под строительство "народных гаражей" дворовые пространства, а также свободные участки, примыкающие к жилым домам. Но из 80 адресов 25 не подошли из-за слишком высокой себестоимости строительства, а еще 30 пришлось аннулировать из-за протестов жителей", отмечает "Московский Комсомолец" в номере от 21 января. "В будущем городские власти планируют избавиться от всех плоскостных гаражей за исключением тех, которые расположены над подземными сооружениями или под линиями электропередачи, то есть там, где новое масштабное строительство невозможно... Хозяевам сносимых боксов будет предложена или денежная компенсация, или аренда машиноместа в стартовом гаражном комплексе, построенном на средства горбюджета. По расчетам чиновников, большинство автовладельцев согласятся принять участие в новом варианте программы "Народный гараж", и, вложив в реконструкцию плоскостной стоянки 200-250 тысяч рублей, в перспективе получат возможность парковаться в новом паркинге, который вырастет на ее месте", пишет газета. "Не будет "народных гаражей" разве что в центральном округе, где строить наземные сооружения из металлоконструкций невозможно, а стоимость подземных превосходит все разумные пределы".

"318 800 машино-мест оборудовано в Москве в 2005-2007 гг., по данным мэрии. Это около 106 000 в год. По нормам на 50 кв. м возводимой недвижимости необходимо одно машино-место. Москва ежегодно вводит около 5 млн кв. м жилья и 2 млн кв. м коммерческой недвижимости, т. е. нужно строить не менее 140 000 машино-мест в год", продолжают тему "Ведомости" в номере от 22 января. "По официальным данным, сейчас обеспеченность москвичей машино-местами составляет 47% (1,23 млн организованных машино-мест на 2,64 млн легковых автомобилей), с учетом роста автопарка примерно на 3% в год эту цифру планируется довести к 2010 г. до 56% (1,62 млн мест на 2,88 млн авто). Правда, Московский транспортный союз дает другие цифры: к 2010 г. автомобилей будет более 4 млн... Гендиректор "Штрабаг" Александр Ортенберг говорит, что в последнее время столичные власти заставляют застройщиков предусматривать подземные парковки при строительстве: одно место на 60 кв. м в офисе и одно место на одну квартиру. Эти меры улучшат ситуацию, но в городе очень много старых зданий без парковок, указывает он. "Во всем мире существуют отдельные платные гаражи; чтобы построить такие в Москве, необходимо переложить безумное количество коммуникаций, в итоге проект будет окупаться по 15 лет. За рубежом инвесторы готовы ждать, а российские - вряд ли", - заключает Ортенберг. По его оценке, стоимость одного машино-места в подземном гараже может достигать $70 000; как правило, такие проекты за рубежом реализуются в партнерстве с местными властями", пишет газета.

"Неожиданно закончилось вчерашнее заседание правительства Москвы для первого заместителя главы департамента градостроительной политики, реконструкции и развития города Константина Королевского. Юрий Лужков предложил ему выбрать, какое направление оставить за собой из тех двух, что он курировал прежде: строительство гаражей в Москве или жилья в регионах, которое столица ведет в 40 городах страны?", сообщает "Российская газета" в номере от 23 января. "Темпы строительства гаражей на 2008-2010 годы, которые предложил в своем докладе Королевский: увеличить к концу этого срока количество паркингов в столице на 395 тысяч машино-мест, по мнению Лужкова, этой задачи не решат. Ведь дефицит, испытываемый сегодня столицей, в разы больше, он достиг 1,7 миллиона машино-мест. Поэтому за три недели, данные правительством на радикальную переработку программы, разработчикам предстоит найти ответ на вопрос, как же все-таки ускорить решение гаражной проблемы. Искать его придется в строго заданном направлении: как возродить самую больную для жителей столицы программу "Народный гараж", буксующую в столице уже четвертый год? Многие автовладельцы наверняка помнят, что в самом начале ее продвижения власти обещали обеспечить их домами для "железных коней" по ценам, которые начинались от 2,5 тысячи долларов. Сейчас чиновники предпочитают об этом не вспоминать. Но нынешние цены на гараж для народа вызывают, видимо, оторопь и у них. На окраине Северо-Восточного административного округа, например, он стоит 12 тысяч долларов, а в центре Москвы и 25, и 30 тысяч, и это еще не предел... присутствовавшие на заседании депутаты гордумы спросили прямо: "Может, лучше вообще отказаться от "Народного гаража"? Мэр занял прямо противоположную позицию. "Народный гараж" должен стать для правительства Москвы такой же приоритетной задачей, как строительство детских садов и школ". Он уверен, что меры, предпринимаемые до сих пор для реализации этого проекта, далеко не исчерпаны... По его мнению, сдвинуть дело можно, разработав прежде всего новые нормативы этого массового дома для автомобилей... "Если мы возьмем на себя четкие обязательства, гарантируем автовладельцам конкретные льготы, то потом с полным правом сможем обратиться и к людям с предложением: подключайтесь, москвичи, к "Народному гаражу"! - считает мэр".

"В бывшей усадьбе князей Гагариных на Страстном бульваре, где сейчас располагается городская больница N 24 (бывшая Екатерининская), будет открыт главный Дворец бракосочетания Москвы", сообщают "Известия" в номере от 21 января. "В новом загсе регистрировать браки будут в нескольких залах, в стилизованных под XIX век интерьерах. После официальной части торжества молодожены смогут поднять бокал шампанского в регулярном французском парке, который восстановят после десятилетий запустения. Первый зал для бракосочетаний планируется открыть примерно через год, а все работы завершить в 2010 году. 24-я больница освободит усадьбу во II квартале этого года и переедет в новое здание по адресу Писцовая улица, 10, в трех автобусных остановках от Савеловского вокзала - там, где находится одно из ее отделений... Внутренние интерьеры будут стилизованы под XIX век. Планируется сделать 2-3 просторных зала с колоннадами. Восстановительные работы пройдут под присмотром профессиональных реставраторов... Самая большая проблема, которую придется решить при строительстве нового загса, это обустройство парковки для свадебных эскортов. Сейчас перед входом в здание нет парковки, поэтому машины останавливаются прямо на проезжей части, создавая заторы. А одновременная парковка пары-тройки свадебных кортежей с лимузинами вообще может парализовать движение на Страстном бульваре и Каретном Ряду... Впрочем, концепция может измениться - проектировщикам предстоит выставить на городской конкурс свои работы", пишет газета.

А в номере от 22 января "Известия" публикуют материал о продолжении истории с проектом строительства рядом с павильоном станции метро "Университет", вызвавшем резкий протест жителей района. Казалось бы, москвичам удалось добиться запрета на строительство торгцентра рядом с павильоном. "Павильон был включен в список памятников архитектуры, на территории которых любое капитальное строительство запрещено. Но история, как выясняется, не закончилась - недавно неизвестные вырубили старую сирень рядом с павильоном, а некие "добровольцы" начали сбор подписей в поддержку строительства... Победа, как казалось, была безоговорочной. По Венецианской хартии памятник архитектуры нельзя не только разрушать, но и надстраивать или встраивать в другое здание. Однако на новогодние и рождественские каникулы в близлежащие к станции метро дома повадились подозрительные "ряженые"", пишет газета, приводя слова представительницы инициативной группы: "Сначала нас навестил некий наркополицейский... Он ходил по домам, спрашивал, есть ли в доме наркоманы, и просил подписать чистые листы. Якобы собирал свидетельства жителей о том, что дом чист от наркотиков. Мы потом звонили в наркополицию, где нам сказали, что подобных рейдов в нашем районе не было. Потом появились студенты, которые в обмен на большой красивый ящик, в котором, как потом оказалось, лежала маленькая новогодняя елка, предлагали подписаться под каким-то невнятным опросом населения". "Бумага от имени некоего "застройщика" призывает высказаться об актуальности строительства торгового центра. Вопросов в "анкете" нет, зато есть подробный рассказ о том, какие блага москвичам сулит ультрасовременная торговая точка... А буквально на днях рядом с вестибюлем метро начали вырубать старую сирень. Лесорубы, услышав требование предъявить порубочные билеты, предпочли ретироваться", пишут "Известия". активисты беспокоятся, что строительные работы будут возобновлены. "В группе компаний "Ташир", которая в 2007 году собиралась возводить здесь новый торговый центр, не смогли объяснить, будет ли осуществляться строительство объекта... Для городских чиновников история о незаконной вырубке и подозрительных листовках оказалась откровением. В Москомнаследии, отвечающем за сохранность городских памятников, не смогли прояснить ни судьбу недавно обретенного объекта культурного наследия, ни планы по его защите. В управе района Гагаринский в течение вчерашнего дня также не смогли назвать ответственного за вырубку деревьев", констатирует газета.

"Столичные власти на этой неделе утвердили концепцию программы сохранения объектов культурного наследия", сообщает "Независимая газета" в номере от 18 января. "Программа будет включать в себя: вопросы сохранения, реставрации и воссоздания памятников истории и культуры, сохранения и поддержания памятников природы, уникальных природных объектов и памятников садово-паркового искусства; комплексное благоустройство территорий, основанное на воссоздание исторического ландшафта. Финансирование реализации мероприятий предусматривается за счет бюджета Москвы и внебюджетных источников. В свете того, что с 1 января 2008 года отменен мораторий, введенный на приватизацию памятников культуры и истории, некоторые из исторических зданий могут оказаться в частных руках, и их реставрацией и содержанием будут заниматься уже новые владельцы. Как рассказал "НГ" вице-президент Национального фонда "Возрождение русской усадьбы" Дмитрий Ойнас, данный мораторий был введен вынужденно... По его словам, мораторий должен был продлиться до 2010 года, однако власти решили отменить его раньше. Причина проста - у государства попросту нет денег на поддержание памятников в должном состоянии, так как восстановление федеральных памятников культуры финансируется всего на 15%. Выход правительством был найден только в одном - отдать дряхлеющее достояние страны в частные руки... Действительно, мировая практика показывает: сохранить памятник намного проще, если передать его в частные руки, так как ни один бюджет даже европейской страны, обладающей богатым историческим наследием, не способен обеспечить всем объектам надлежащего содержания и защиты, не говоря уже о реставрации, которая стоит огромных денег... По словам Дмитрия Ойнаса, людей, готовых приобретать московские исторические памятники, огромное количество... Однако как будет происходить приватизация памятников, пока непонятно. Необходимые нормативные документы по самому процессу передачи исторического и культурного наследия, а также по их охране до сих пор не разработаны. Не существует списка ограничений и обязательств, которые будут возлагаться на новых собственников. По подсчетам Москомнаследия, в городе имеется 6,5 тыс. исторических зданий. Сколько было приватизировано, Дмитрий Ойнас сказать затруднился", пишет газета. "Столичным жителям пока беспокоиться о своем культурном наследии не стоит. Как рассказала "НГ" пресс-секретарь Москомнаследия Наталья Логинова в ближайшее время памятники приватизировать не будут. "Мы очень плотно работаем с нашим мэром Юрием Лужковым, а он по этому поводу сказал, что никаких действий предприниматься не будет, пока не будет распределена степень ответственности собственников, - рассказала она. - На сегодняшний день нет даже механизма передачи в собственность. Пока этого не будет, ни одно из московских зданий не будет отдано в частные руки"".

Вероника Шарова