Обзор прессы Алтайского края за 21 - 25 января 2008 года:

В Алтайском крае выборы продут на всех фронтах. "Здесь очень плохо": первые арестованные за нарушение ПДД водители делятся впечатлениями. Добрая правоохранительница отдавала вещдоки подследственным. В Барнауле бывший детдомовец убил соседа.

"Алтайский край - единственный сибирский регион, где 2 марта 2008 года выборы пройдут на всех уровнях власти. Кроме президента, жители края выберут депутатов в краевое Законодательное Собрание, а в некоторых территориях - глав муниципальных образований и депутатов представительных органов", - 25 января алтайское информационное агентство "ПолитСибРу" публикует интервью Наталии Латкиной с председателем избирательной комиссии Алтайского края Сергеем Сытых о готовности к выборам и особенностях предстоящей кампании.

Как сообщил Сергей Сытых, прием документов от партий по кандидатам в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания завершили 19 января. Все партии, которые заявляли о своем участии, кроме "Яблока", необходимые документы сдали. Парламентские партии - КПРФ, ЛДПР, "Единая Россия", "Справедливая Россия" - без залога и без предоставления подписных листов, а "Гражданская сила" и "Аграрная партия России" сдали подписные листы, которые сейчас избирательная комиссия проверяет. Они представили более чем по 10 тыс. подписей избирателей. Залог никто из них не вносил.

На вопрос корреспондента "ПолитСибРу" "Как вы относитесь к снятию с выборов "Яблока" и претензиям, которые высказало краевое руководство партии к избиркому, Сбербанку?", Сытых ответил: "Я знаю, что есть претензии, но они абсолютно необъективны. Почему "Гражданская сила" - партия, которая имеет значительно меньшую политическую историю, чем партия "Яблоко", - сумела 10 тыс. подписей собрать, а "Яблоко" нет? С их богатой политической историей не получить поддержку у людей и не собрать в отведенное время (а его было более чем достаточно) на территории края 10 тысяч подписей... Мне это непонятно. Их претензии - это надуманное оправдание тех недоработок, которые есть у "Яблока" в плане построения структурированной партийной работы".

Также он сообщил: "В 15 районах будут избирать главу. На пост главы администрации выдвигаются в основном люди, которые живут на соответствующих территориях. Этот процесс идет достаточно активно: нигде нет по два кандидата, как минимум - три, а есть и 12 кандидатов. Но, я считаю, не вполне нормальным, когда из аппарата администрации выдвигается сразу четыре человека, начиная с юриста или методиста районов. При этом все считают себя способными руководить достаточно крупным и серьезным муниципальным образованием. Каких-то конфликтов в муниципалитетах нет, чужаков нет, но есть вот такое активное желание занять место руководителя района. Причем не все действующие главы идут сегодня на выборы".

При этом Сытых особо отметил: "Мы вместе и с госорганам и органами местного самоуправления ставим задачу, чтобы явка была не ниже 60%, то есть на уровне, который был у нас на думских выборах. Я считаю, это вполне реально. Были некоторые недоработки и избирательной комиссии, и органов муниципальной власти на местах, из которых сделаны выводы. Задачи ставим с учетом тех замечаний, которые были на выборах в декабре 2007. Прежде всего со стороны избирателей. На наши "горячие линии", которые и сейчас продолжают работать, избиратели сообщали, что не могут проголосовать по той или иной причине. Были отдельные факты, когда люди разворачивались и уходили с участка. Человек приходил на участок по месту прописки, а оказывался внесенным в списки избирателей на другом участке".

Ужесточенные правила для водителей действуют меньше месяца, но дисциплинированных из них на Алтае стало больше. Об этом говорят сотрудники ГИБДД и статистика. В том, что возможность ареста - не шутка - в Бийске убедили быстро: самые злостные нарушители оказались за решеткой в первые же дни года. Их во втором по величине городе региона оказалось больше всего. Подробности 22 января сообщают журналисты телепроекта "Наши новости".

Журналисты отмечают: "С начала 2008 года наказание в виде административного ареста для нарушителей дорожного движения было введено впервые. Поэтому до сих пор большинство водителей относятся к этому с некоторым недоверием. Однако только в Бийске за решеткой оказались уже более 20 человек".

Дмитрия лишили водительских прав несколько месяцев назад, но и это не пошло в прок - тяга к рулю превозмогла страх перед арестом. "Я знал об ужесточении штрафов и о наказании, но все равно, думал штрафом обойдется. Оказалось все серьезно и реально, - я попал под арест. Хочу сказать водителям: соблюдайте все, что нужно, - а сюда лучше не попадать здесь очень плохо", - сообщил он.

Другой Дмитрий - 18-летний парень, не так давно получил удостоверение водителя. Но уже успел лишиться его. После - проигнорировал требование сотрудника ГИБДД остановиться, совершил ДТП и скрылся с места происшествия. С таким букетом нарушений молодого человека и арестовали. Молодой бийчанин говорит, что арест послужил ему хорошим уроком: "За руль больше не сяду", - пообещал нарушитель.

Прошло три недели с начала действия нового закона - а изолятор временного содержания Бийска - уже полон. В Республике Алтай количество арестованных водителей привело к необходимости срочно построить новый спецприемник. При этом статистика говорит о действенности ужесточенного законодательства - количество ДТП существенно уменьшилось, подчеркивают "Наши новости".

Добрая правоохранительница отдавала вещдоки подследственным: стоимость возвращенных товаров составила несколько миллионов рублей, - материал под таким заголовком 23 января публикует газета "Комсомольская правда" на Алтае".

Издание сообщает: "Следователем Локтевского райотдела женщина устроилась работать в 2006 году. А с 2007 ввела новую практику: возвращать изъятые вещественные доказательства прежним владельцам - фигурантам уголовных дел. Проверка, уличившая щедрую сотрудницу, установила: было как минимум четыре факта, когда ожидающие суда граждане получили от следовательницы ликвидированное имущество".

В каждом случае это были контрабандные товары народного потребления: одежда, обувь. Общая стоимость всего возвращенного составляет несколько миллионов рублей. Какую выгоду преследовала следователь, нарушая закон? Ответ на этот вопрос предстоит найти прокуратуре. В отношении подозреваемой возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ "Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов общества или государства". Наказанием может быть лишение свободы на срок до четырех лет.

Это же издание в том же номере публикует необычную историю о том, как "Выброшенная в поле кошка вернулась и искусала хозяйку, а лисица - собаку". "В Ельцовском районе Алтайского края, расположенном на границе с Кемеровской областью, места таежные и непроходимые, - пишет автор. - В отдельных селах тайга подкралась прямо к усадьбам местных жителей. Бывает, таежные обитатели захаживают на огонек к братьям своим старшим. Не сказать, что последние сильно радуются гостям незваным, скорее наоборот, встречи такие в большинстве случаев оборачиваются плачевно. Вот и последние контакты ельцовчан с дикими животными выявили два очага бешенства. Хотя в первом случае взбесившееся животное совсем диким не назовешь".

Далее издание сообщает: "Еще по лету жительница с. Черемшанки Галина Некипелова решила избавиться от своей кошки, напрочь отбившейся от рук. Прикончить несчастное животное, видно, духу не хватило, и потому "депортировали" четвероногую в чистое поле. И помнить уже об этом забыли, как вдруг, спустя несколько месяцев, с наступлением холодов киса вернулась домой и, не долго думая, укусила хозяйку".

Женщина обратилась в местный фельдшерско-акушерский пункт, откуда сигнал сразу же пошел Территориальное управление ветеринарии госветслужбы по району. Со слов начальника управления Елены Вельтер, кошку пришлось усыпить. По данным Алтайской краевой ветлаборатории, проводившей анализ, животное страдало бешенством.

"Второй случай произошел в с. Новокаменка, - отмечает издание. - Однажды ночью в усадьбу, расположенную на окраине деревни, пробралась лисица. Верный дворовый пес рьяно охранял территорию от рыжей пришелицы. Хозяин усадьбы Алексей Махов только утром обнаружил на месте схватки бездыханную плутовку. И в этом случае анализ показал у лисы бешенство. Увы, собака за проявленную отвагу поплатилась жизнью".

"В Барнауле бывший детдомовец убил соседа", - корреспондент газеты "Вечерний Барнаул" Тамара Попова провела расследование, результаты которого опубликованы в газете в номере от 25 января: "Сильно пьющий К. сразу невзлюбил близнецов и каждый раз, как приходил "на бровях", докучал им упреками, дескать, жилось ему легко и спокойно, пока братьев здесь не было. Спокойный Митя терпел, сосед наглел, а Витя каждый раз бросался защищать любимого брата. Пьяница кинулся на Витю Агафонова с лопатой. Парень ее отобрал и "дал соседу пару раз бутылкой по голове". В материалах дела так и записано - "дал ему пару раз".

Автор пишет: "В своих свидетельских показаниях опекун Лидия Сергеевна рассказала, что тем злополучным летним вечером Витя звонил ей, кричал в трубку, что сосед мертв. Факт драки между соседями подтверждают показания свидетелей и данные заключения судмедэкспертизы, проведенной в АКБ СМЭ 12 июля 2007 года. У Вити после задержания обнаружены ссадины и кровоподтеки от действий твердым тупым предметом. Следователь, который вел уголовное дело, подтверждает, что на допросах Витя был спокоен и рассудителен, отрицает постаффективное состояние и судебно-психиатрическая экспертиза. Это значит, что все содеянное Витя совершил в здравом уме и твердой памяти. Смерть К. констатировала "cкорая", которую вызвал Митя. Суд установил, что на почве личных неприязненных отношений Витя нанес соседу не менее 40 ударов кулаками, ногами, бутылкой по голове, а спустя некоторое время обнаружил К. мертвым".

"Помощник прокурора Индустриального района Барнаула Ольга Ястребилова подчеркивает, что при всей жалости к таким ребятам данный вид преступлений относится к категории особо тяжких, - продолжает далее автор. - Суд не усмотрел отягчающих обстоятельств, учел положительную характеристику, юный возраст, первичное привлечение к уголовной ответственности, явку с повинной, активную помощь обвиняемого при раскрытии преступления и противоправные действия убитого, но даже при наличии всех смягчающих факторов, принятых судом во внимание, Витя признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 11 УК РФ. Ему назначено наказание в виде пяти с половиной лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима".

В статье автор приводит автор историю рождения и детства своих "героев": "Митя Агафонов родился первым. Через семь минут на свет появился и Витя. Два крепких мальчика-близнеца - такое в сельском роддоме случается нечасто. Еще реже мамы отказывались от совершенно здоровых детей. 16-летняя мамочка, написав отказную по установленной форме, дала деру из роддома. В доме ребенка малыши пробыли недолго. Их усыновила респектабельная семья. Когда умерла новая мама мальчиков, отец вдовствовал недолго. Новой его супруге "довесок" в виде двух часто болеющих близнецов был не нужен. Извинившись, несостоявшийся папаша вернул малышей в тот самый дом ребенка, откуда полтора года назад их забирал. Еще через 18 лет, после суда над братом, Дмитрий скажет, что помнит тот день, опровергнув мнение о том, что дети в таком возрасте не могут ничего запоминать. Но они помнят многое. Ощущение ненужности. Постоянный страх. Тревогу".

Из ста обратившихся за ребенком человек девяносто уходят из детского дома, так и не выбрав себе сына или дочку. "Витя с Митей умудрились попасть в счастливую десятку. Правда, когда дальняя родственница Агафоновых, Лидия Сергеевна, узнала о судьбе мальчиков, им уже исполнилось по 13 лет. Она оформила над ними опекунство и прописала их в комнатке коммунальной квартиры, принадлежавшей когда-то ее умершей свекрови. Мальчишки учились на строителей, а тетя Лида гордо называла мальчиков "сынульками". Хеппи-энд был вполне возможен. Если бы не взрывной характер Вити", - подчеркивает Тамара Попова.

Она особо отмечает: "Пример родителей, бросающих своих детей, страшен тем, что рождает субкультуру дна общества, самовоспроизводящуюся потом вновь и вновь. Девочка, которую бросили, с большой долей вероятности также будет оставлять в казенных стенах и своих детей. Считается, что "кукушки" оставляют малышей из-за тяжелого материального положения и социального неблагополучия, отсутствия жилья и мужа. На самом деле вряд ли современным мамочкам приходится труднее, чем нашим мамам и бабушкам, в военное время поднимавшим в одиночку по трое-четверо детей".