"Утверждение адресного перечня кварталов, подлежащих развитию в соответствии с городской программой по расселению хрущевок, вовсе не означает, что эта программа сразу начнет реализовываться, - это лишь основа для проведения мероприятий", - заявил сегодня, 24 января, на заседании комиссии по городскому хозяйству градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга депутат Сергей Никешин. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такое заявление Никешин сделал, комментируя ряд поправок к проекту закона о городской адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге".

По словам депутата, "губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко согласилась с тем, что проект не идеален, и на рабочем совещании после 31 января она должна рассмотреть поправки комиссии". "Наши поправки предлагают отнести к полномочиям Законодательного собрания Санкт-Петербурга пять пунктов: непосредственное утверждение программы, установление оснований для включения строений в решение о развитии застроенных территорий, установление порядка общественных слушаний при реализации программы и установление методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии данной территории, - сказал он. - Кроме того, к полномочиям парламента должно быть отнесено и установление иных существенных условий договора: например условие о том, чтобы житель расселенной хрущевки получил новое жилье на той же территории, на которой реализуется проект". "То есть надо сделать так, чтобы житель Гражданки не уехал жить куда-нибудь, скажем, на Юго-Запад", - добавил Никешин.

Говоря о полномочиях правительства Санкт-Петербурга, депутат отметил, что к ним относится "все остальное: принятие решения о застройке, порядок выдачи разрешений на снос зданий, назначение ответственных за это, заключение договора на право застройки, определение размеров задатков и решения об объявлении аукционов". Договоры на право застройки, по словам Никешина, должны будут заключаться только между органом, уполномоченным исполнительной властью и самим застройщиком, то есть инвестором. "Поправки также предусматривают создание при городском правительстве межведомственного координационного органа, - комиссию по развитию застроенных территорий - который должен быть государственным, - пояснил он. - Тогда, мы сможем делегировать такой комиссии и часть своих полномочий".

Сергей Никешин также подчеркнул, что вопросы вызывают и методы оценки стартовой цены расселяемой территории. "От правительства Санкт-Петербурга по вопросу начальной цены мы внятного ответа не получили: там сказали, что этим будут заниматься оценщики, но как они это будут делать, не уточнили, - сказал депутат. - Я бы предложил расчетный метод определения стоимости, который был разработан еще в 60-х годах прошлого века, и учитывает все факторы формирования цены, основываясь на вычислении разницы между доходами и расходами". По его словам, такой метод предпочтительнее оценочного, "так как оценщики бывают двух видов: уполномоченные государственными органами, оценка которых зависит от того, что эти органы хотят увидеть, и у которых разрыв в анализе стоимости может достигать 30% и не уполномоченные, те есть работающие на коммерческие структуры, и здесь разрыв еще больше". "Более того, расчетная методика уже не раз применялась в городах муниципального значения, поэтому можно просто воспользоваться аналогом", - добавил депутат.

Критериями для признания хрущевок объектами, подлежащими сносу или реконструкции, в соответствии с поправками к законопроекту, должны быть несоответствие здания градостроительному регламенту и градостроительной документации города, их аварийное состояние, время постройки - промежуток от 1958 года до 1970 года, степень износа здания - 60% и техническая невозможность изменения инженерных параметров в нем. "Спорным пока остается вопрос о самом желании горожан переезжать из своих домов: федеральное законодательство предусматривает, что для расселения дома необходимо согласие не менее двух третей его жителей, - пояснил Никешин. - В нашем же случае речь идет о ликвидации права собственности, поэтому по правилам необходимо согласие 100% жильцов, но думаю, выход из этой ситуации будет найден".

Депутат петербургского парламента Александр Гольман в связи с этим отметил, что "сначала надо запустить пилотный проект". По его словам, "если этот проект будет успешно реализован, с учетом всех деталей, которые будут обговорен в законопроекте, тогда и к реализации самой программы можно будет приступать".

В заключение Никешин подчеркнул, что по всем поправкам юридическое управление Законодательного собрания Санкт-Петербурга дало положительную справку. "Мы пишем не то, как будет, а то, как должно быть, - сказал он. - По крайней мере, будет закон, на который можно будет ссылаться, и без внесения изменений в который нельзя будет менять перечень кварталов с "хрущевками", указанными в программе".

Напомним, законопроект о расселении хрущевок был принят депутатами петербургского парламента в первом чтении 12 декабря 2007 года. Второе чтение законопроекта "Об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" запланировано на февраль 2008 года, так как для подачи поправок определен срок до 31 января. Напомним также, проект закона "Об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" внесен на рассмотрение петербургского парламента губернатором города Валентиной Матвиенко, а сама адресная программа развития застроенных территорий Санкт-Петербурга рассмотрена и принята 18 сентября на заседании правительства. В список вошли 45 территорий: одна в Адмиралтейском районе, пять в Калининском районе, пять в Кировском районе, четыре в Колпинском районе, две в Красногвардейском районе, две в Красносельском районе, девять в Кронштадском районе, одна в Курортном районе, пять в Московском районе, две в Невском районе, три в Петродворцовом районе и четыре во Фрунзенском районе. По словам Матвиенко, "этот список не исчерпывающий, он будет дополняться при возникновении необходимости". "Это те территории, которые необходимо развивать в первую очередь", - убеждена губернатор. В адресную программу включены требующие комплексной реконструкции территории, на которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными, пятиэтажные и девятиэтажные панельные дома первых массовых серий, а также малоэтажные жилые дома постройки до 1960 года. В рамках развития данных территорий планируется их освобождение от существующей застройки или реконструкция объектов капитального строительства и систем инженерного обеспечения. Программа рассчитана на 10 лет. Предполагается, что решение о сносе дома останется за самими жителями города.