За последние восемь лет Россия заметно укрепила свою государственность и экономику, более эффективно обеспечивает безопасность, решает масштабные социальные задачи. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве 23 января.

По словам Лаврова, "у нас впервые в истории появились финансовые ресурсы и решимость для решения этих задач одновременно". Как добавил министр, Россия сейчас укрепляет свои возможности в глобальной экономике, а также собственные возможности как страны-донора международного развития. Свидетельством этому, по мнению Лаврова, служат решения о проведении в 2012 году во Владивостоке саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и в 2014 году зимних Олимпийских Игр в Сочи. Как сказал Лавров, "мы имеем прочный фундамент, на базе которого российское руководство сформулировало свою внешнюю политику". В основе этой политики лежит, прежде всего, отстаивание национальных интересов, а также международное развитие на основе многополярности, заявил глава МИД.

Он сказал, что у России в настоящее время нет враждебных намерений по отношению ни к одной стране. "Мы нацелены на сотрудничество со всеми. И эта открытость России к внешнему миру находится в полном согласии с мироощущением наших граждан", - сказал Лавров. Он отметил, что Россия продолжит такую внешнюю политику на основе полного равноправия и совместного анализа имеющихся проблем.

Лавров выступил за укрепление коллективных правовых начал в международных делах, добавив, что это отвечает требованиям глобализации. В то же время он сказал, что наблюдающиеся рецидивы блоковой политики идут в разрез с тенденцией развития международных отношений. По мнению Лаврова, сохраняющиеся противоречия в мировых делах надо урегулировать на основе честных, прямых, откровенных разговоров. Именно к этому призывал президент Путин, выступая на конференции в Мюнхене в феврале прошлого года, отметил министр. Лавров считает, что без открытых дискуссий не удастся выработать общеприемлемые подходы к борьбе с такими проблемами, как международный терроризм, пресечение возникновения массового оружия, изменение климата и т. д. Вместе с тем Лавров отметил, что в ситуациях, "когда партнеры отказываются от диалога, мы вынуждены принимать решения сами исходя из национальных интересов, однако всегда эти решения основываются на нормах международного права".

Лавров считает, что решение вопросов стратегической стабильности более не могут оставаться исключительной сферой в отношениях между США и Россией. По мнению министра, объективно пришло время открыть рамки для других государств, в первую очередь европейских. Именно в приглашении к расширению рамок дискуссии по стратегической стабильности заключается суть российских предложений по ДОВСЕ и ПРО, считает министр.

По словам Лаврова, во внешней политике России отсутствует идеология, она основана на прагматизме и многовекторности.

Среди ключевых задач на 2008 год глава МИД выделил необходимость качественных преобразований всей европейской архитектуры безопасности и необходимость создания современной системы коллективной безопасности. При этом Лавров отметил, что он видит особые риски в попытках подрывать международные законы. По его словам, вся история человечества показывает, что разрывы правого пространства как внутри государства, так и в международных отношениях имеют самые серьезные негативные последствия.

Лавров сказал, что как бы ни складывались обстоятельства, Россия не даст вовлечь себя в конфронтацию ни по какому вопросу, для этого нет никаких оснований. Он сообщил, что по ключевым вопросам мировой политики Россия будет предлагать конструктивные альтернативы решения имеющихся проблем и проводить взвешенную объединительную политику. Вместе с тем министр подчеркнул, что Россия не собирается навязывать свою точку зрения никому и тем более развязывать какие-то информационный войны. "Мы всегда готовы к открытому диалогу с партнерами по всем проблемам международных отношений", - заявил Лавров.

По мнению Лаврова, итоги предстоящих президентских выборов никак не повлияют на внешнеполитический курс России, а результаты голосования будут свидетельствовать о преемственности в вопросах внешней политики.