Исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики в 2002 году осуществлялось на основе принципиально новой, качественной бюджетной политики и прозрачной системы межбюджетных отношений, сформировавшихся в результате успешной реализации сложной, но системной Программы реформирования управления общественными финансами в Чувашской Республики, начатой более 2-х лет назад, - начала свой доклад на расширенном заседании Кабинета Министров ЧР заместитель министра финансов ЧР Надежда Осипова. Международные эксперты и специалисты Министерства финансов России признали, что в Чувашии лучший уровень управления бюджетными средствами и самая прозрачная система общественных финансов. Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики за 2002 год исполнена на 9003,7 млн.рублей или с ростом к 2001 году в 1,4 раза, республиканского бюджета Чувашской Республики - 6948,1 млн.рублей с увеличением к уровню 2001 г. в 1,5раза. В структуре собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики за 2002 год налоговые доходы занимают 78,2 процента, неналоговые - 6,6 процента, доходы целевых бюджетных фондов - 11,5 процента, доходы от предпринимательской деятельности - 3,7 процента. Опережающими темпами в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом в бюджеты Чувашской Республики поступали налоги на совокупный доход, налог на имущество предприятий и налог на доходы физических лиц. Устойчиво поступал и налог на прибыль. Эти темпы необходимо сохранить и в 2003 году. В тоже время недопоступило налога с продаж (около 100 млн.руб.), что объясняется переходом значительного числа плательщиков на уплату налога на вмененный доход. Из числа неналоговых доходов выше запланированных поступили арендная плата за землю и доходы от сдачи в аренду имущества. С июля 2002 года в республиканском бюджете Чувашской Республики консолидированы доходы и расходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных организаций. Однако, заявленные главными распорядителями средств республиканского бюджета Чувашской Республики при получении Генеральных разрешений на указанную деятельность, объемы доходов недовыполнены. Так, при заявленном объеме 273,8 млн.рублей фактически поступило средств лишь 190,5 млн.рублей или 69,6% от желаемого. Самый низкий уровень прогноза доходов по Министерству физической культуры и спорта (51 процент), Министерству социальной политики (58 процентов), и по Национальной академии наук и искусств (13 %). Невыполнение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности повлекло к некачественному исполнению республиканского бюджета Чувашской Республики.. Необеспечено выполнение доходов целевых бюджетных фондов. Ниже запланированных объемов сложились поступления в территориальные дорожный и экологический фонд. Невыполнение по дорожному фонду связано с уточнением бюджета фонда в сторону увеличения на 50 млн. рублей. Невыполнение поступлений в территориальные экологические фонды объясняется тем, что решением Верховного суда Российской Федерации от 28 марта 2002 г., постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнения окружающей среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия" признано незаконным. Проведена серьезная работа, направленная на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджета. За отчетный год недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет Чувашской Республики уменьшилась на 99,8 млн.рублей (60,5 процентов) и составила 65,1 млн.рублей. Полная ликвидация недоимки по налоговым платежам достигнута в Батыревском, Шемуршинском, Яльчикском районах. В тоже время допущен рост недоимки в Аликовском на 34,6 %, Ибресинском 12,1 %. 2002 год характерен для Чувашии тем, что закрепились межбюджетные отношения с российским Правительством: происходило дальнейшее разграничение сфер финансовой ответственности между регионом и федеральным центром, распределение финансовой помощи на душу населения в зависимости от его численности и социального состава. Дополнительно из федерального бюджета получено около 123 млн.рублей. Всего из федерального бюджета в 2002 году получено 3812,5 млн.руб., что выше уровня 2001 г. в 1,5 раза. Эффективно и результативно осуществлялась и долговая политика. В 2002 году выпущены и размещены облигации республиканского займа с переменным купонным доходом на сумму 109,6 млн.руб. и республиканские жилищные облигации на сумму 108,9 млн.рублей. В 2002 году Правительство Чувашии своевременно и в полном объеме выполняло свои обязательства перед населением, бизнесом, инвестиционным сообществом, реализовало меры по социальной защите той части населения, благосостояние которых снизилось в переходный период к рыночной экономике. Бюджеты Чувашской Республики за истекший год исполнены в полном объеме, по республиканскому бюджету в течение года в результате эффективной работы социальные расходы увеличены дополнительно более чем на 900 млн.рублей. Реализованы все бюджетные программы. Верхний предел объема государственного долга Чувашской Республики на 1 января 2003 года составил 1327,7 млн. рублей при утвержденном предельном размере - 1500,0 млн. рублей, или 45,1 процентов доходов бюджета, что соответствует требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации, определяющим предельный объем долга субъектов Российской Федерации в размере 100 процентов собственных доходов бюджета. За 2 месяца в сравнении с тем же периодом прошлого года в 2 раза уменьшилось поступление налога на прибыль. Уменьшилась налогооблагаемая база по ОАО "Волгателеком", "Чувашэнерго", "Чебоксарский агрегатный завод". Снижение объемов производства на предприятии "Элара" повлекло уменьшение налога на прибыль. В 2003 году источником формирования доходов республиканского бюджета Чувашской республики являются акцизы на нефтепродукты. До настоящего времени свидетельства о регистрации лиц, совершающего операции с нефтепродуктами не получены таким организациями как ОАО "Чувашнефтепродукт", ОАО "Лукойл-Чувашия", индивидуальным предпринимателем Дельманом, которые играют доминирующую роль на рынке нефтепродуктов в Чувашской Республике. Беспокоят долги по топливно-энергетическим ресурсам. За 2 месяца т.г. районам и городам трансферты и средства из Фонда субсидий и субвенций переданы в полном объеме. Однако ситуация по январю-февралю т.г., когда традиционно низкое поступление доходов, органами местного самоуправления (включая и г.Чебоксары) была не спрогнозирована. И соответственно, возможные позаимствования произведены не были, надеясь, что Минфин республики предоставит беспроцентную бюджетную ссуду. Надежда Осипова отметила, что в нарушение требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления Аликовского, Комсомольского, Красночетайского, Цивильского, Яльчикского и г.Алатырь программы заимствований решением депутатов не утвердили. Плохо была поставлена и договорная компания. По состоянию на 25 февраля т.г. республиканскими учреждениями по услугам теплоснабжения было заключено лишь 70 % договоров. Все указанные недоработки способствовали росту задолженности за энергоресурсы. По сравнению с началом года она возросла почти на 30 млн. рублей.