Свой взгляд на перспективы приднестровского урегулирования изложил 22 января 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя комиссии по внешней политике и международным связям Верховного Совета Приднестровья, лидер Союза молдаван Приднестровья Валериан Тулгара.

ИА REGNUM: В информационном поле Молдавии в оценках молдавско-румынских отношений в 2007 году звучали такие фразы: "холодная война", "агрессия со стороны Румынии", говорилось также о "неизбежности" аншлюса или необходимости "воссоединения". Как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения Молдавии и Румынии в 2008 году, и какую роль в них могло бы сыграть Приднестровье?

Здесь речь идет о возврате или не возврате к тем границам, которые существовали до 1940 года. И это решает Совет безопасности ООН. Если внимательно пронаблюдать за ситуацией, то можно понять, что Совбез ООН более склоняется к сохранению территориальной целостности государств. То есть, это некий союз Молдавии и Приднестровья, Грузии с Южной Осетией и с Абхазией. Да, Румыния сейчас активно претендует на территорию Молдавии, но Румыния с 1 января 2007 года вошла в состав ЕС, так вот пусть она там и остается. Если же и Молдавия войдет в ЕС, тогда объединение с Румынией для нее будет неизбежно. Румыния проводит политику экспансии в отношении Молдавии, исходя из того, что эта территория когда-то была под ее влиянием, поэтому теперь все в ожидании, когда Молдавия вернется к Румынии. Ситуация осложняется тем, что у России и США в настоящее время нет четкой позиции по этому вопросу. Уступит ли США России влияние в республиках бывшего СССР или нет? Насколько я понимаю, сейчас уже достигнуто соглашение о том, что РФ будет иметь влияние над бывшими советскими республиками. И если это действительно так, то мы можем ожидать, что молдавско-приднестровский конфликт Россия решит своими методами. Возможен возврат к Меморандуму Козака, и в целях сохранения территориальной целостности может быть предложен один из вариантов строительства союза Молдавии с Приднестровьем.

ИА REGNUM: Каким вы представляете себе этот союз, на чем он может базироваться?

Если в разрешении так называемых "замороженных конфликтов" мировое сообщество будет руководствоваться принципом территориальной целостности, тогда, в первую очередь, нужно будет начать с сохранения единых границ Сербии и Косово. После решения косово-сербской проблемы можно будет перейти к Абхазии с Южной Осетией и к Молдавии с Приднестровьем. Варианты урегулирования могут быть разными: федерация, конфедерация, широкая автономия или что-то другое. Есть множество способов урегулирования. И в решении молдавско-приднестровской проблемы могут быть использованы самые разные варианты. Конфликтующие стороны, так или иначе, должны будут сесть за стол переговоров для выработки модели урегулирования. В данной ситуации, когда мы говорим о молдавско-приднестровском урегулировании, необходимо понимать, что если главенствующим будет выбран принцип территориальной целостности, естественно, мы будем обязаны найти приемлемую для всех модель. Хочу отметить, что Приднестровье не устраивает даже модель конфедеративного государства с Молдавией. Дело в том, что все это нужно было делать сразу после развала СССР. Приднестровская сторона с 1989 года, сразу после распада СССР, предлагала Молдавии создать свободную экономическую зону. В 1991 году мы были согласны на автономию, с 1993 года были постановления Верховного Совета ПМР о том, что Приднестровье готово к созданию федеративного государства с Республикой Молдова. Если тогда Молдавия не воспользовалась моментом, то к настоящему времени она упустила эти возможности окончательно. На территории ПМР сосредоточено около 60% промышленного потенциала бывшей МССР. Мы сохранили эти предприятия, приватизировали их, вложили средства в модернизацию и развитие производства. Сумели преодолеть сложнейшие проблемы и идем дальше по пути улучшения экономики. Так вот, если строить с Молдавией общее государство, то нам придется, так или иначе, перечислять определенные средства в центр. Хотя, смотря от того, где этот центр будет расположен в Кишиневе или Тирасполе. При условии сохранения принципа территориальной целостности народ ПМР будет устраивать только одно - союз двух равноправных государств. И это не конфедеративные субъекты, а именно два государства, которые строят союз в рамках единой неделимой территории. А отношения выстраивались бы по принципу союза России с Белоруссией.

ИА REGNUM: В Молдавии в 1989 году язык был переведен на латиницу, тогда как в Приднестровье молдавский язык сохранился в его историческом, кириллическом варианте. Не создаст ли это проблему в случае возможного объединения Молдавии и Приднестровья, о котором вы говорите?

Язык является одной из причин того, почему Приднестровье не устраивает модель федерации либо конфедерации с Молдавией. У нас разные языки, идеология и история. Даже молодежь мы воспитываем по-разному, поэтому каждое новое поколение Молдавии и Приднестровья все более отдаляются друг от друга. Для Молдавии в настоящее время уже невозможен возврат к кириллической графике. Хотя бы потому, что на это необходимо колоссальное количество средств. Это и весь учебный и библиотечный фонд, вся госдокументация, делопроизводство предприятий и организаций. Совершенно очевидно, что ни ЕС, ни Запад в целом средства на это не выделят, помощь со стороны России все равно не покроет эти расходы, поэтому сейчас мгновенный переход нереален. Если же все-таки задаться этой целью, то произойти это может лет через 10-15, когда будет воспитано новое поколение. Также необходимо согласиться с тем, что в Молдавии есть сторонники языка на латинской графике, и их больше чем тех, кто хочет вернуться к кириллической. Поэтому это вопрос серьезный и достаточно спорный.

ИА REGNUM: В 2007 году молдавский президент Владимир Воронин в форме газетного интервью выступил с инициативами по вопросу приднестровского урегулирования. Что, на ваш взгляд, Приднестровье может предложить в ответ на эти инициативы?

Инициативы Воронина не представляют собой ничего нового. Он просто перечислил содержание ряда документов, которые были подписаны с Приднестровьем раньше. Таким образом, Приднестровье, по сути, уже давно ответило Воронину на все его так называемые новые предложения. Молдавии просто нужно вернуться к данным соглашениям и, наконец, приступить к их выполнению. Но, к сожалению, Воронин никогда не пойдет на это. Дело в том, что, таким образом, он признает Приднестровье как равноправную сторону диалога. Ведь в свое время, когда были подписаны документы с приднестровской стороной, молдавский парламент нещадно раскритиковал Воронина за его легкомыслие, и не признал данные соглашения. Если документы были подписаны между двумя президентами Игорем Смирновым и Владимиром Ворониным, значит, Приднестровье было признано Молдавией как самостоятельное государство. Теперь Воронин хочет уйти от этого, поэтому и выступает с инициативами. Более того, есть результаты референдума (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого большинство избирателей высказались за независимость и последующее свободное присоединение ПМР к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM), поэтому переговоры будут очень сложными. При условии создания федерации или конфедерации оба государства затормозятся в своем развитии, более того возвратятся на несколько лет назад. Опять будут пенсии в $20, снизятся зарплаты бюджетникам, предприятия потеряют оборотные средства полностью, то есть у нас возникнут очень серьезные экономические проблемы. Поэтому я еще раз повторяю, что союз двух государств это наиболее приемлемый вариант, при условии, что мы будем руководствоваться принципом территориальной целостности. С другой стороны, с Молдавией можно будет заключить пакт о том, что, например через 10 лет молдавский язык будет полностью переведен на кириллическую графику. Допустим, ПМР пожелает, чтобы в союзном государстве была единая экономика и социальная система. В Молдавии, разумеется, признают, что приднестровская социальная сфера гораздо лучше и перейдут к нашей системе, но ведь тоже не сразу, а в течение 5-8 лет. И налоговая база в Приднестровье гораздо лучше, чем в Молдавии. Таким образом, мелкими шагами лет через 20 мы сумеем построить союзное государство. А к тому времени, может быть, будет принято решение о построении единого государства с одним лидером, естественно, с приднестровской стороны. Молдавия, к сожалению, не располагает хорошими управленческими кадрами. В свое время, когда Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР) объединили с Бессарабией (МАССР была образована в 1924 году в составе Украинской ССР и включала территорию современной Приднестровской Молдавской Республики. После объединения с Бессарабией в 1940 году МАССР была преобразована в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР - прим. ИА REGNUM), из Приднестровья в Молдавию ездили руководители и помогали строить Молдавскую ССР. С тех пор, начиная с 1940 года вплоть до развала СССР, ведущие управленческие кадры и другие специалисты приезжали в Молдавию с территории нынешнего Приднестровья.