"Новый аршин для регионов".

(Независимая газета 06.03.03 С.Сергиевский, Н.Иванов, Пермь; Юрий Чувашев, Красноярск)

Объединение областей автономных округов становится "новым курсом" Федерального Центра

Идея перекройки федерального устройства России неуклонно становится материальной силой, поскольку все шире овладевает массами.

Вот уже и молодое поколение взялось за эту проблему. Общественное движение "Тюменский союз молодежи" вышло с инициативой проведения референдума по следующему вопросу: "Поддерживаете ли вы образование на территории Тюменской области трех равноправных субъектов РФ: Тюменской области (на территории Тюменской области без автономных округов); Югорской области (на территории Ханты-Мансийского автономного округа); Ямальской области (на территории Ямало-Ненецкого автономного округа)?"

Казалось бы, начинающие тюменские политики играют с огнем, по своим бьют - стоит большинству на референдуме ответить "да", как собственно Тюменская область, то есть юг "матрешечного" субъекта РФ, останется без средств к существованию. Ведь ее бюджет находится почти в рабской зависимости от поступлений с богатых нефтью и газом "северов" - из округов. Но на самом деле "Союз молодежи" не так наивен. Во-первых, население юга области вдвое больше населения обоих округов вместе взятых, и не будет же это подавляющее большинство на референдуме голосовать за собственное обнищание. Во-вторых, молодые реформаторы, оказывается, не считают образование трех самостоятельных областей единственно возможным решением всех проблем "сложноподчиненности". Нет, можно еще пойти путем объединения области и автономных округов в новый субъект с избранием новых органов исполнительной и законодательной власти.

Устами инициативных ребятишек из "Тюменского союза молодежи" глаголет мнение высо-о-оких чиновников. И в субъектах Федерации, и в ее Центре. Правда, не всех. Ведь чиновники не знают заранее, кому повезет при перекройке федерального пирога, а кому останутся в лучшем случае крошки. Каких субъектов коснется возможное объединение - то ли всех, то ли самых мелких, то ли самых крупных. Под любой вариант можно подобрать теоретическую базу. Но именно "сложноподчиненные" субъекты РФ, что называется, сами напрашиваются, привлекая внимание федерального Центра своими многочисленными и бесконечными взаимными претензиями. Но и "матрешки" устроены неодинаково, поэтому к объединению относятся по-разному.

Интеграционный "полигон" на Каме

В Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе о грядущем объединении говорят как о деле практически решенном и одобренном "сверху". Референдум может пройти на обеих территориях уже в декабре нынешнего года - одновременно с выборами в Госдуму. В Перми считают, что именно на примере слияния области и округа Центр намерен отработать модель будущего укрупнения субъектов Федерации. Если это так, то опытный образец был выбран достаточно удачно, а сам эксперимент будет максимально безболезненным по своим последствиям. Коми округ в отличие, например, от Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов и Таймыра не является регионом-донором, а, напротив, целиком и полностью зависит от дотаций из Москвы. По уровню социально-экономического развития округ традиционно занимает одно из последних мест в России и является глубоко депрессивной территорией. Поэтому в случае слияния округа и области федеральный Центр не только ничего не теряет, но, наоборот, приобретает. Ведь в этом случае основное бремя финансовой поддержки окружной экономики может быть перенесено с федерального бюджета на бюджет Пермской области. Население Пермской области живет куда лучше, чем население Коми округа. Поэтому жители округа совсем не прочь объединиться с областью в надежде, что их уровень жизни от этого резко поднимется.

Местные политики активно используют идею объединения в своих интересах. Впервые ее высказал осенью 2000 г. тогда еще кандидат в губернаторы Пермской области Юрий Трутнев, пообещавший в случае своей победы на выборах инициировать интеграцию. Во многом благодаря этому лозунгу за Трутнева проголосовали большинство избирателей Коми-Пермяцкого округа. А сейчас он, как главный инициатор интеграционного процесса, находится в фокусе внимания федеральных властей и средств массовой информации.

Успешное завершение интеграционного процесса стало для пермского губернатора делом чести. От того, насколько успешно Юрий Петрович справится с поставленной задачей, зависят его дальнейшие взаимоотношения с федеральными властями, поддержавшими Трутнева в его стремлении сделать из двух субъектов Федерации один. Кроме того, в случае объединения области и округа Юрий Трутнев получит возможность избираться главой уже нового субъекта Федерации еще на два срока подряд, то есть имеет все шансы продлить свое пребывание у власти до декабря 2015 года.

Что касается абсолютного большинства жителей обоих регионов, то для них вряд ли что-то изменится. Территориально округ никогда из состава области не выходил, избиратели округа всегда принимали участие в выбоpax губернатора и депутатов Законодательного собрания Пермской области. Да и экономически два субъекта Федерации всегда были неразрывно связаны друг с другом.

Губернаторы из одного гнезда

В Красноярском крае ситуация разительно отличается от пермской. Там так же, как и в Тюменской области, экономически успешные северные округа, прежде всего Таймырский, скорее согласятся выйти из подчинения Красноярскому краю, чем раствориться в нем. Ситуацию осложняет прямое краевое подчинение расположенного на Таймыре "Норильского никеля" -главного донора краевого бюджета.

Недавно подписан протокол о создании совета трех губернаторов: Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Хотя об объединении регионов в единый субъект Федерации при этом не было сказано ни слова, заинтересованность сторон в интеграции усилий для решения совместных проблем территорий была по крайней мере продекларирована.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин отметил, что подобное произошло впервые, прежде такого никогда не было во взаимоотношениях "материка", Таймыра и Эвенкии. И что теперь будет понятно, как заниматься транспортной логистикой, здравоохранением, образованием и той же культурой на всех трех территориях. Главное, резюмировал Хлопонин, чтобы только все это не сорвалось. В унисон с ним высказался и свежеиспеченный глава Таймыра Олег Бударгин: "Это должна быть серьезная экономическая структура, которая позволит населению реально почувствовать улучшение жизни. А если это политический орган, то у него скорее всего будущего нет". Позитивный настрой "подписантов" поддержал и полпред президента в СФО Леонид Драчевский: "У нас сегодня определилось сильное звено. И я очень рад этому обстоятельству".

Сильное звено это возникло во многом благодаря тому, что в результате недавних выборов губернаторами края и Таймырского округа стали "птенцы" одного, норильского, гнезда Хлопонин и Бударгин. Выдвиженцам одной финансово-промышленной группы будет легче поладить. Общие интересы рождают общую точку зрения.

Перестановка кресел в особо крупных масштабах

Нечто подобное произошло и в Тюменской области, когда ее губернатором в 2001 году стал Сергей Собянин, много поработавший во властных структурах Ханты-Мансийского округа. С его приходом отношения северных округов и юга области стали более уравновешенными и конструктивными. Об объединении всерьез речи не шло, но и на "развод" как будто бы никто подавать не собирался. Отчего бы вдруг теперь "Союз тюменской молодежи" проявляет такую удивительную инициативу: и нашим и вашим, хочешь - разделимся, хочешь - объединимся? Тенденция изменилась?

На днях губернатор Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко вдруг заявил, что готов досрочно сложить с себя полномочия. А председатель Думы Ямало-Ненецкого округа Сергей Харючи предупреждает о возможном выходе округа из состава Тюменской области. Окружные политики обиделись не на тюменского губернатора Собянина. Их резкие заявления стали ответом федеральному Центру.

Законопроект "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разработанный в администрации президента под руководством Дмитрия Козака и принятый Госдумой в первом чтении, лишает автономные округа многих полномочий и, самое главное, полномочий, касающихся права распоряжения недрами и доходами от их разработки. При этом, похоже, ничего не выиграют и "старшие матрешки". В выгоде будет лишь Центр. Правда, Совет Федерации по инициативе сенатора от ХМАО Петра Волостригова предложил внести в законопроект поправки, защищающие права округов. Вопрос остался открытым.

Еще более открытым и неясным остается вопрос: будет ли укрупнение субъектов Федерации? Президент сказал, что он эту идею не поддерживает. Ну а если со всех сторон посыплются челобитные от молодежи и ветеранов, от мастеров искусства и животноводов... Чего не сделаешь "по многочисленным пожеланиям трудящихся". Кто тогда в этом процессе выиграет и кто проиграет?

Если сегодня слить, скажем, Тюменскую область и ее северные округа, проиграют более богатые округа. Если разделить -проиграет область. Если оставить все как есть - зачем тогда реформа Козака?

Как укрупнение регионов, так и реформа Козака станут масштабнейшими пиар-кампаниями для всех ее участников. Кто-то, естественно, проиграет, но неужели может случиться такое, что при сокращении числа субъектов Федерации сократится число субъектов, сидящих в чиновничьих креслах? А выигравшие получат новые кресла, новые губернаторские сроки и все, что этому сопутствует. А самое главное, и те и другие будут с утра до ночи заняты благородным и многотрудным делом государственного строительства. Ни на какие другие дела ни сил, ни времени у них не останется. Кто тогда проиграет?

"Банки готовы любить местных производителей".

(Дина Воробьева "Известия - Красноярск" 06.03.03)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИЗНЕСА, БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И КРАЕВЫЕ ВЛАСТИ СОШЛИСЬ ВО МНЕНИЯХ

Состоялась конференция "Стимулирование увеличения объема продаж населению товаров и услуг местного производства - путь экономического роста регионов". В работе конференции приняли участие представители 73 предприятий и 12 банков из шести регионов Сибирского федерального округа. Это мероприятие проходило под эгидой ассоциации "Сибирское соглашение" и под патронажем администрации Красноярского края.

В банках Сибири 77 миллиардов рублей, а на потребительское кредитование в год уходит только 1,2 миллиарда. Одна из причин столь низкой суммы кредитования - отсутствие соответствующих программ в банках. Представители "Сибирского ОВК" презентовали свою программу экспресс-кредитов, позволяющую без излишней волокиты, буквально за час оформить кредит на покупку товаров. По такой схеме банк работает со многими местными предприятиями. После конференции корреспонденту "Известий" удалось пообщаться с председателем правления "ОВК" Александром Девяшиным:

- Экономическая специфика Красноярского края в том, что капитал ориентирован на крупные предприятия. Налоги зачастую уходят по хитрым схемам, а на нашей территории остается только заработная плата рабочих. И в интересах всего региона, чтобы рабочие тратили свои деньги на товары местного производства.

Два заместителя губернатора, присутствовавшие на мероприятии. Василий Кузубов и Эдхам Акбулатов подтвердили необходимость реального контакта бизнеса и власти и подписали резолюцию, где говорилось о создании Торговых домов для продажи местных товаров и услуг. Стоит отметить и то, что на конференции некоторые предприятия договорились о совместном ведении дел и заключили договора о сотрудничестве.

Предполагается, что подобные мероприятия, собирающие представителей бизнеса, банковской сферы и власти, будут проходить регулярно. По словам первого заместителя председателя исполнительного комитета ассоциации "Сибирское соглашение" Владимира Аксенова, эти шаги могут существенно поправить экономическое положение всех сибирских регионов.

"Баловень судьбы, или Управленец от Бога...".

(Александр Брент "Известия - Красноярск" 06.03.03)

Тридцать восемь лет назад на Цейлоне родился Александр Хлопонин - отныне с ним тесно связана судьба Красноярского края. Тогда, в шестьдесят пятой, никто и представить себе не мог, что в "серый дом" на проспекте Мира придет не коммунистический назначенец, не первый секретарь крайкома, но начальник, которого будут выбирать. Раньше даже дни рождения партийных бонз засекречивались от народа - сейчас вездесущие журналисты знают, где главные персоны отдыхают, сколько шампанского выпивают и на какие средства живут. Может, и не все довольны молодым, интеллектуальным и энергичным руководителем, но невероятно трудно найти человека, желавшего бы вернуться к талонам на свиную тушенку, единственному полоумному телеканалу и чудовищным коричневым пальто из какого-то брезента: вместе со свободой политического выбора пришла и свобода жить хорошо.

Ни за что к власти в огромном крае в советской стране не пришел бы кандидат, которому нет еще и сорока, с заграничным местом рождения, зато вот норильский этап биографии Хлопонина есть лучшая рекомендация в губернаторы - и Долгих, и Федирко в свое время прошли жесточайший заполярный тренажер. Времена соединились. И с чем Александр Геннадиевич встречает свой первый день рождения в должности главы Красноярского края? Впечатление, можно сказать, удивительное. В период выборов со стороны соперников по политической борьбе лились бесконечные обвинения. Но все они вдруг отпали, так и не приклеившись, а поддержал Хлопонина не кто-нибудь - Путин. И первые месяцы губернатора показали, что конкуренты вдруг помирились с удачливым северянином, что ни одно из оппозиционных средств массовой информации не закрыто, как обещали они сами, а всевозможные электрические, угольные и алюминиевые бароны вдруг убавили спеси и наглости. Злые языки говорят, что это не Хлопонин, а "Норникель" завладел краем. Но получается, что он же и помог новому губернатору прикрыть край от карнавала беспредельщиков?

Хлопонина, стремительно ворвавшегося в политическую элиту, называют баловнем судьбы. Возможно, что в этот день мы желаем всяких благ не столько Хлопонину, сколько сами себе. Будем надеяться, что красноярской политической и промышленной элите перейдет его целеустремленность, управленческий талант и умение держать за хвост удачу. А если это сбудется, край встанет на ноги. С днем рождения, Александр Геннадиевич!

"Тарифы низкие - зачем протестовать?".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 06.03.03)

Свыше двух десятков вопросов обсудили депутаты на третьем заседании V сессии Законодательного Собрания края.

В первом чтении принят закон "О собраниях (сходах) и конференциях граждан в муниципальных образованиях". Именно отсутствие такого документа послужило одной из причин судебного решения, отменившего упразднение муниципальных образований в границах Ермаковского района. По словам председателя профильной комиссии ЗС Алексея Клешко, суд тогда посчитал, что невозможно выявить волеизъявление граждан. Поэтому краю необходим соответствующий закон, чтобы правомочность собраний, сходов и конференций не ставилась под сомнение. По мнению депутата, концептуальных расхождений с федеральными нормами новый закон не содержит, к тому же его можно доработать ко второму чтению.

Небольшие дебаты вызвала еще одна инициатива Клешко, разработавшего осенью прошлого года проект закона края "О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края". Это нечто новенькое в законодательной практике края. Суть документа можно выразить одной фразой - обеспечить гражданам свободный доступ к интересующим их нормативным актам, а также к мероприятиям, проводимым органами госвласти. Всеволоду Севастьянову пришлись не по душе положения о десяти местах для публики в зале заседаний и о трансляции на большом экране - тоже для ограниченного числа желающих. Во-первых, депутат опасается, что в зал проникнут бузотеры и будут мешать нормальной работе, а во-вторых, считает он, если уж транслировать сессии и совещания, то по телевидению - для всех граждан, а не только для избранных. Зато никто не спорил с тем, что краевая власть должна быть ближе к народу, и с тем, что законопроект, вызвавший огромное количество замечаний, нуждается в серьезной доработке. Поэтому сессия приняла его в первом чтении.

О политике Совета администрации края в отношении ОАО "Красноярскнефтепродукт" депутатам рассказал первый замгубернатора Лев Кузнецов. Краевая администрация разработала график погашения кредиторской задолженности, ведутся переговоры с кредиторами, в первую очередь с "Юкосом". Как заверил Кузнецов, так называемый залоговый случай для КНП не наступит, то есть имуществом по долгам расплачиваться не будут. В то же время краевая администрация не исключает продажи части пакета акций этого предприятия. Против такой постановки вопроса тут же высказался ряд депутатов. По их мнению, нельзя терять действенный рычаг ценообразования на рынке нефтепродуктов, каким является КНП. К тому же "Красноярскнефтепродукт" не раз выручал край, отпуская ГСМ без предоплаты во время посевной и северного завоза.

На сессии также выступил замгубернатора Анатолий Матюшенко с информацией о ходе реформы ЖКХ и о процессе оформления субсидий малообеспеченным категориям населения. Он сообщил, что пока документы оформили только 10 процентов жителей края, имеющих право на получение субсидий. Матюшенко снова напирал на то, что, по предварительным сведениям, полученным в результате аудиторских проверок, тарифы на услуги ЖКХ в крае не только не завышены, но даже не дотягивают до федеральных стандартов. Депутаты же обратили внимание краевой администрации на то, что недовольство населения повышением оплаты услуг ЖКХ растет, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и акции протеста. Поэтому нужно с максимальной эффективностью использовать закон края о социальной защите населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

"Страсти на площади".

("Красноярский рабочий" 06.03.03)

В Красноярске, на площади Революции, состоялся митинг коммунистов и представителей профсоюзов Красноярского края.

Участие в нем приняло около 6 тысяч человек, в основном пенсионеры. Основное требование митингующих - отмена реформы ЖКХ.

Любопытно, что на митинг пришли в основном те, кто может рассчитывать на субсидии, однако тревога за своих близких заставила людей все-таки выйти на площадь. Собравшиеся держали в руках красные флаги и транспаранты с надписями следующего содержания: "Долой грабительские цены!", "Трудящийся народ - жертва коммунальной реформы!" и т. п. На митинге присутствовали лидеры местных коммунистов Всеволод Севастьянов и Владислав Юрчик, а также заместитель губернатора края Анатолий Матюшенко, депутат ЗС Валерий Сергиенко, председатель Красноярского горсовета Владимир Чащин. Естественно, что страсти кипели, собравшиеся требовали от властей отменить реформу ЖКХ или уйти в отставку.

"Сибирь и выборы".

("Красноярский рабочий" 06.03.03)

Вопросам реализации нового законодательства о соблюдении гарантий избирательных прав граждан в ходе выборов в органы государственной власти субъектов РФ Сибирского федерального округа была посвящена в Новосибирске научно-практическая конференция, организованная по инициативе аппарата полномочного представителя президента РФ в СФО и при поддержке Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Полномочный представитель президента РФ в СФО Леонид Драчевский отметил актуальность сегодняшней встречи. "Проведение этой конференции, где ученые, практики и люди, которые обеспечивают выборы, могут собраться вместе, обменяться мнениями и выработать единую позицию в том, как претворять в жизнь нашу главную в данном случае цель - обеспечение избирательных прав граждан, очень своевременно. Понятно, что любые выборы, любая конкуренция неизменно сопровождаются событиями, которые не встречаются в повседневной жизни, но наша задача и заключается в том, чтобы держать этот процесс в рамках законодательства" - сказал Леонид Драчевский.

Основные цели и задачи конференции прокомментировал первый заместитель полномочного представителя президента РФ в СФО Анатолий Щербинин: "Мы хотели бы на практическом уровне обменяться мнениями, рассмотреть какие-то прецеденты, которые имели место в процессе избирательных кампаний, в том числе и в Сибирском федеральном округе, такие, как очень громкие красноярские выборы. В этом году у нас выборы губернаторов в трех субъектах Федерации: в Томской, Омской и Новосибирской областях, в апреле 2003 года выборы в Законодательное собрание в Кемеровской области, затем выборы в Государственную Думу, выборы президента РФ. Поэтому мы собрали представителей различных субъектов Федерации, чтобы предстоящие выборы прошли более гладко, более чисто, без ненужных прецедентов".

"Евгений Иванов: КрАЗ - это базовое предприятие "Русского алюминия".

(Игорь Рак "Красноярский рабочий" 06.03.03)

Крупнейшее предприятие края - Красноярский алюминиевый завод и его нынешний собственник - компания "Русский алюминий" вновь, как это уже случалось не раз, становятся объектами повышенного интереса красноярцев. На этот раз в связи с появлением многочисленных слухов о планируемых изменениях на КрАЗе. Вопросов накопилось немало. И чтобы получить ответ на них из первых уст, корреспондент "Красноярского рабочего" встретился с заместителем генерального директора "Русала" Евгением Викторовичем ИВАНОВЫМ.

- Известно, что на Красноярском алюминиевом заводе сейчас формируется новая управленческая команда и происходят структурные изменения. Не могли бы вы рассказать о целях и задачах, которые ставятся перед новой командой, и о том, что ожидает КрАЗ в ближайшее время?

- С самого начала нашей беседы я хотел бы подчеркнуть, что для "Русала" КрАЗ был и остается базовым предприятием. Это наша технологическая площадка, на которой проходят апробацию самые инновационные управленческие и технологические решения. На Красноярском алюминиевом заводе уже сформирован и успешно работает инженерно-технологический центр компании. Здесь постоянно проходят эксперименты, внедряются в практику технические новинки, которые затем быстро распространяются по всему холдингу. КрАЗ - это мощный инженерный мозг, способный подавать импульсы технического прогресса и развития для других предприятий "Русала". Таким он и будет продолжать оставаться.

С этой точки зрения КрАЗ играет ключевую роль в структуре нашего холдинга. Мы ни от кого не скрываем нашей цели - стать первой алюминиевой компанией в мире, а этого невозможно достичь без постоянного совершенствования производства за счет современных технологий, наращивания мощностей и сокращения издержек. Поэтому для "Русала" сейчас стратегически приоритетным является направление, связанное со строительством новых и модернизацией существующих заводов. Не случайно именно директор КрАЗа возглавил дирекцию по новому строительству.

- Тогда как вы прокомментируете слухи о возможной продаже КрАЗа?

- Это просто абсурд. Мы завершили процесс интеграции предприятий, входящих в состав "Русала", и я с уверенностью могу сказать, что эффективность работы каждого из заводов, ставших частью холдинга, увеличилась в разы. Сейчас КрАЗ прочно вписан в единую технологическую, сырьевую и сбытовую цепочку "Русского алюминия" и демонстрирует отличные производственные результаты. Продажа КрАЗа лишена всякого смысла, кроме того, с развитием "Русала" роль КрАЗа в структуре холдинга будет усиливаться.

- Тогда еще о слухах - ситуация вокруг толлинговых схем. На любых красноярских выборах тот или иной кандидат начинает упрекать КрАЗ в том, что он, используя толлинговые схемы, платит слишком мало налогов, что пора бы с этим разобраться.

- Вы совершенно точно сделали акцент на выборах: в разговорах о толлинге слишком много политики и практически нет экономики. Если же говорить об операциях толлинга (более правильная формулировка "процессинговые операции"), то они применяются более чем в 70 странах мира, в том числе и в наиболее развитых - США, Канаде, странах ЕС, Австралии. Различные государства поддерживают данные операции в целях повышения промышленного потенциала своих стран в условиях дефицита сырья, роста валютных поступлений, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест.

"Русал" находится в уникальном положении. Мы работаем в ситуации отсутствия сырьевой базы (до 60 процентов сырья вынуждены завозить из-за границы) и внутреннего рынка для реализации нашей продукции. В этих условиях мы заняли нишу, связанную с переработкой сырья. По сути, "Русал" занимается не экспортом продукции, а экспортом услуг по переработке.

Некоторые политики-популисты требуют запрета на процессинговые операции с целью увеличения поступлений в краевой бюджет. Но это ошибочное мнение, доказывающее полную некомпетентность людей, ратующих за отмену толлинга. В случае отмены толлинга краевой бюджет только потеряет, причем потери составят около 500 миллионов рублей как результат сокращения налоговых отчислений. Где произойдет краткосрочное увеличение, так это в федеральном бюджете. При этом, я повторяю, только краткосрочное, поскольку в случае отмены толлинга необходимый оборотный капитал компании вырастет почти в три раза - с 0,5 миллиарда долларов до 1,5 миллиарда, а стоимость привлекаемых кредитов резко подорожает с нынешних 5 до 15 процентов годовых, возрастут цены на сырье и издержки на реализацию продукции. Это неминуемо приведет к увеличению себестоимости продукции и резкому снижению конкурентоспособности российских предприятий на международных рынках, а как следствие - падению объемов производства, сокращению персонала, объема перевозок и в конечном результате к сокращению налоговых поступлений.

Отмена толлинга станет отличным подарком для Запада, приготовленным нашими конкурентами и людьми, не разбирающимися в принципах работы мировых алюминиевых рынков.

- Евгений Викторович, как складываются у компании отношения с губернатором Александром Хлопониным?

- Это рабочие отношения, Александр Геннадиевич понимает наши проблемы, мы стараемся действовать точно так же, поэтому отношения "Русского алюминия" с краевой властью сегодня выливаются в конструктивный диалог, который позволяет нам договориться по всем острым темам в интересах края и компании.

- И в заключение - насколько стабильна ситуация на самом КрАЗе? Например, очень много говорят и пишут о том, что отменена последняя эмиссия его акций, что некоторые прежние акционеры восстановили свои крупные пакеты и могут теперь серьезно вмешаться в управление предприятием.

- Я думаю, что все эти лживые слухи распространяют те, кому не нравятся позитивные перемены, происходящие на КрАЗе, кто хочет вернуть ситуацию трехлетней давности. Еще раз повторяю, КрАЗ - это ключевое предприятие "Русала", где мы владеем 96 процентами акций. Мы уделяем КрАЗу особое внимание и полностью контролируем деятельность завода, демонстрирующего отличные результаты.

"На обочине жизни, или как поставить заслон безработице?".

(Светлана Андронова, депутат Законодательного Собрания края, председатель постоянной комиссии по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодежи "Красноярский рабочий" 06.03.03)

В крае стремительно растет безработица - в различных территориях ее показатель в 2,5 раза и более превышает среднероссийский уровень. По прогнозам к концу года количество безработных может увеличиться на 20 тысяч.

Значительное снижение уровня занятости населения происходит там, где размещены предприятия машиностроения, угледобывающей промышленности. В частности, неблагополучна ситуация в городах Шарыпово, Назарово, Сосновоборск. В связи с утратой рынков сбыта более чем в два раза уменьшен объем добычи угля на разрезе "Березовский-1" - одном из двух градообразующих предприятий Шарыпова. Руководство Сибирской угольной энергетической компании, куда входит разрез, приняло решение о сокращении численности работающих на 1074 человека. Если это произойдет, то уровень безработицы в Шарыпове достигнет 10 процентов и превысит критический рубеж. Та же компания планирует в ближайшие месяцы сократить более трехсот человек на Назаровском разрезе. В результате в "угольных городах" сложилась напряженная социальная ситуация, возможности трудоустройства такого количества безработных там крайне ограничены.

Почти в два раза только за январь этого года вырос уровень безработицы в Сосновоборске - приступил к сокращению работников завод прицепной техники. В совокупности здесь будет высвобождено более тысячи человек. С учетом того, что 75 процентов акций ОАО "Красноярский завод прицепной техники" находится в собственности края, два года назад предприятию был выдан льготный кредит из краевого бюджета для пополнения оборотных средств и развития производства. Однако руководство завода не сумело обеспечить его стабильную работу.

Местная власть перечисленных городов разработала программы по созданию новых рабочих мест, но из-за отсутствия собственных средств и недостаточных усилий по привлечению внешних инвесторов большинство пунктов этих программ не реализовано. В городских бюджетах нет средств и для финансирования мероприятий по приостановке увольнения работников или проведению их поэтапного увольнения в течение года, что предусмотрено п. 4 ст. 7 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. 10.01.2003). Да и существующее федеральное законодательство в большей мере защищает права собственников, работодателей и в меньшей - работников, оставляя их один на один со своими бедами.

Массовые сокращения можно было предвидеть еще тогда, когда свершилась передача или продажа акций угольных предприятий, еще тогда по-другому нужно было выстраивать экономические процессы. Гром грянул, и сейчас, чтобы снять нарастающее социальное напряжение, мы вынуждены действовать по факту случившегося. Уверена, что властям нельзя оставаться безучастными. Поэтому постоянная комиссия ЗС по социально-трудовым отношениям вышла с предложением провести публичные слушания по актуальной проблеме. Было решено рассмотреть наиболее проблемные территории и определить круг вопросов, которые надо решать сегодня и на перспективу.

Угольная тема болезненна для края, она очень много обсуждалась. В свое время мы предупреждали прежнюю краевую власть о бездумности принятых решений. Но, увы, что случилось, то случилось - государственная собственность перешла в руки г-на Мисевры. В итоге - массовое высвобождение, людей выталкивают с их места работы на обочину жизни. Законодательное Собрание, администрации края, к сожалению, не могут приказать собственнику вернуть всех сокращенных работников на прежние рабочие места. Федеральное законодательство не дает нам такого права, есть только возможность приостановить сокращение на полгода за счет краевого или местного бюджета. Для этого нужны немалые деньги, а их надо брать у бюджетной сферы, которая и так еле выживает. Федеральный закон не предусматривает финансирование приостановки массовых высвобождений собственником, вложения им средств в создание рабочих мест, поэтому надо договариваться, что и стараются делать администрация края, органы местного самоуправления, профсоюзы. Но, увы, далеко не всегда приходит согласие.

В ходе подготовки слушаний мы не раз встречались с заместителями губернатора края, руководителями управлений и ведомств. Специалистами был подготовлен проект резолюции. Хотелось бы отметить, что администрация края в ходе подготовки слушаний старалась найти какие-то решения. Конкретными и деловыми были предложения первого заместителя губернатора Льва Кузнецова. Рабочая комиссия убедилась, что при массовых высвобождениях в Шарыпове есть нарушения закона, и их необходимо устранить. Вместе с администрацией края, ее структурными подразделениями мы определили краткосрочные и перспективные задачи. В ближайшее время комиссия будет готовить ряд поправок в Трудовой кодекс, в Закон "О занятости в Российской Федерации". К этому нас подтолкнули конкретные события, свидетельствующие о незащищенности работников.

Конечно, главное лекарство от безработицы - это возрождение нашей промышленности, сельского хозяйства, всей экономики. Никакие прочие действия не излечат эту прогрессирующую социальную болезнь. Но, может быть, надо и "сотрясать воздух", чтобы звуковые волны "ударяли" в тех, кто формирует экономическую политику в крае и во всем государстве, чтобы собственник ощущал: люди не бесправная масса, они готовы защищать свои права на основе закона.

Как показывает жизнь, ряды безработных помимо угольщиков пополняют представители других профессий. Недавно состоялся пленум краевого профсоюза дорожников - в отрасли намечается сокращение около 3000 человек. Обеспокоенные судьбой дорожных служб, обращаются к нам, депутатам, жители районов и городов. Ведь остаться без дорог на обширных просторах нашего края - весьма мрачная перспектива. И здесь тоже нельзя спокойно стоять в стороне, молча выжидая, пока не наступят очередные выборы. В Законодательное Собрание края постоянно поступают обращения от людей, потерявших работу, от профсоюзов, которые пытаются хоть как-то защитить работников. В этих обращениях - надежда на помощь, на то, что люди будут услышаны, и нам нельзя обмануть эти ожидания. Не следует переводить в плоскость политических баталий практическую работу, направленную на реализацию социально-трудовых гарантий граждан.

Резолюция прошедших публичных слушаний не замыкается на проблемах названных городов, она определяет совместные профилактические действия и в отношении других отраслей. Я убеждена в том, что в любом случае надо искать пути решения вопросов, по которым к нам обращаются избиратели. Пусть не сразу все получается, но фразы "а зачем, все это бесполезно" я не приемлю. Мы предложили действия на перспективу, чтобы поставить заслон безработице, не дать ей развиваться дальше.

"Владислав Резник: "Мы в состоянии защитить бизнес от государства".

(Лариса Шевчук "Городские новости" 06.03.03)

ПАРТИЯ ВЛАСТИ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В Красноярске побывала делегация депутатов Государственной думы, членов партии "Единая Россия". По словам гостей, это была плановая поездка, цель которой состояла в том, чтобы в преддверии заседания правительства, посвященного налоговой реформе, встретиться со сторонниками партии и обсудить этот вопрос. Кроме того, красноярским "единороссам" и сторонникам партии на обсуждение был представлен проект программы партии "Единая Россия".

О том, что предусматривает эта программа, в том числе в области налоговой политики, мы беседуем с руководителем делегации депутатом Госдумы председателем комиссии "ЕР" по экономической политике Владиславом Резником.

- Владислав Матусович, какую позицию в отношении налоговой реформы отстаивала "Единая Россия" на заседании правительства?

- "Единая Россия" выступает за низкие налоги и предлагает снизить налог на добавленную стоимость до 17 процентов с сохранением льгот либо рассмотреть вопрос о ликвидации и упорядочении льгот, с тем чтобы еще более снизить ставку НДС. Как минимум, до 15 процентов. С другой стороны, мы готовы рассматривать и вопросы ускорения возврата НДС, в первую очередь, по экспорту. Наш визит в Красноярск как раз и связан с тем, что мы хотели услышать мнение предпринимателей края о возможности поэтапного возврата налога на добавленную стоимость при сдаче объектов строительства. Считаем, что необходимо восстановить заинтересованность предприятий в инвестировании в основные средства, поэтому мы готовы говорить о необходимости восстановления инвестиционной премии.

Кроме того, с точки зрения "ЕР", единый социальный налог является большим тормозом для повышения заработной платы. Предприятиям невыгодно платить высокую зарплату, либо они вынуждены "доплачивать" своим работникам в конвертах, то есть "серыми" деньгами, потому что единый социальный налог сегодня составляет более 37 процентов. Мы обсуждаем возможность снизить его, по меньшей мере, до 25.

Рассматриваются также варианты снижения других налогов, в частности, имущественных. К примеру, на наследование и дарение. На сегодняшний день в правительственном законе на дарение установлена минимальная ставка в размере 7 процентов (это касается наследников по закону). С нашей точки зрения, это неверно, поскольку у любого человека два основных стимула к зарабатыванию денег: во-первых, чтобы увеличить уровень потребления, а значит, качество своей жизни; во-вторых, что-то оставить детям. Поэтому мы считаем, что наследники по закону, имеющие обязательную долю в наследовании, не должны облагаться этим налогом. Что касается иных групп, мы за то, чтобы они платили налог на наследование, но этот налог не может быть выше ставки подоходного налога, то есть 13 процентов (правительство предлагает 15).

Аналогичная ситуация и с дарением. По нашему мнению, налог на дарение не может касаться супругов, детей и родителей. Для остальных категорий он также не может превышать 13 процентов. Сегодня же зачастую люди, для того чтобы подарить квартиру родителям, оформляют это через сделку купли-продажи. При этом человек получает право на налоговый вычет из подоходного налога, то есть бюджет еще и теряет. Какой смысл обманывать самих себя?

- Вопросы снижения налогового бремени вы обсуждали и на встречах с красноярскими предпринимателями. Какие еще проблемы волнуют краевых бизнесменов?

- Административные барьеры. Бизнесменам приходится сталкиваться со сложностями лицензирования, сертификации, получения различных согласований. Реально - это мучение для любого предпринимателя: от того, кто занимается крупным бизнесом в сфере производства, до того, кто имеет свой маленький ларек и наверняка платит "статусную ренту", а попросту - взятки всем подряд, начиная от пожарных и санэпидстанции до чиновников и милиции.

- И как можно преодолеть эти барьеры?

- Предлагается принять законы прямого действия, максимально сократив всевозможные административные барьеры. Для этого депутаты Госдумы - представители "Единой России" принимают участие в работе комиссии по снижению административных барьеров, возглавляемой вице-премьером Алексеем Кудриным.

- Уже была попытка устранить барьеры с помощью введения системы "Единого окна". Что предлагает "Единая Россия"?

- Кроме проблем с регистрацией предприятия, которые призвано решить "Единое окно", существует масса других проблем. Это и лицензирование, и сертификация. Если взять объект строительства, то там требуются сотни согласований. Представьте, как сложно их получить. Человек либо должен ходить по инстанциям сам, либо кого-то нанимать, и за каждой подписью стоят реальные деньги.

Серьезное внимание мы уделяем проблеме безопасности бизнеса, его защиты, прежде всего, от государства. Речь идет, опять таки, о преодолении административных барьеров. Бизнес сейчас крайне зависим от правоохранительных структур. Кроме упоминавшейся уже "статусной ренты", правоохранительные органы нередко выступают "крышами" или даже "дубинами" для борьбы с конкурентами "подопечного" предприятия. В Красноярском крае примеров таких масса.

Поскольку руководитель МВД - выходец из нашей партии, он уделяет огромное внимание этим проблемам. На всех встречах и консультативном совете при министре МВД обсуждаются многие вопросы, начиная от необходимости чистки рядов, заканчивая изменением законодательной базы. Сейчас готовится определенная реорганизация МВД, и партия "ЕР" участвует в разработке законодательной базы для этих изменений. К сожалению, не все удается сразу решить, тем не менее, у нас есть много примеров, когда мы смогли реально защитить бизнес.

"ЕР" участвовала в разработке и проведении через Думу судебной реформы. Мы выступили авторами поправок, ускоривших рассмотрение споров между акционерами и передачу их из суда общей юрисдикции в арбитражный суд. Ни для кого не секрет, что в судах общей юрисдикции подобные споры рассматривались, с одной стороны, менее квалифицированно, с другой, всем известна коррупция в судах, особенно по этим видам споров. По нашей инициативе Высшая судебная палата отстранила от должностей ряд судей. В некоторых случаях за очевидно неправосудные решения Генеральной прокуратурой возбуждены уголовные дела. Мы считаем, что это реальная помощь бизнесу. И для нас крайне важно принимать участие в такого рода работе.

- Какие еще законопроекты в багаже партии?

- Прежде всего, это Земельный и Трудовой кодексы, снижение налогового бремени, в частности, введение регрессивной шкалы налогов. С нашей подачи подоходный налог установлен в размере 13 процентов. Минфин предлагал совсем другой вариант. Заслуга партии и в том, что за последние три года несколько раз повышались пенсии, хотя последнее увеличение на 6 процентов крайне недостаточно.

- Сейчас разработан проект программы партии "Единая Россия". Каковы приоритеты в области социальной и экономической политики?

- Самое главное - повышение благосостояния людей и борьба с бедностью. Задачи сложные и очень амбициозные. Тем не менее мы намерены сделать все, чтобы в среднесрочной перспективе, скажем, в течение 10 лет, приблизить уровень потребления наших людей к уровню потребления в европейских странах. Мы - за становление сильного государства, за развитие рыночных отношений, за открытую экономику. Кроме того, "ЕР" - партия экономического роста и в состоянии защитить бизнес от произвола государства.

- В программе одной из целей заявлено становление среднего класса. Есть ли сейчас в России средний класс, и по каким критериям его можно определить?

- Средний класс, безусловно, есть. Все зависит от уровня доходов и региона, в котором человек живет. В Москве средний класс - один, в Калмыкии - совершенно другой, и третий - в Красноярске. К сожалению, эта прослойка очень тонка. Надо делать все возможное, чтобы к ней принадлежало как можно большее число людей. С другой стороны, нужно ликвидировать бедность. Необходима адресная социальная помощь, а не просто льготы, которые раздаются всем подряд, независимо от уровня доходов. Почему одни и те же льготы должны иметь владельцы крупных предприятий и бабушки, которые живут на одну пенсию?

- Как вы относитесь к централизации бюджета? Это сейчас одна из самых главных проблем всех регионов.

- Крайне плохо. У нас не унитарное, а федеративное государство, поэтому никакой централизации бюджета быть не должно. Бюджет между федеральным центром, регионом и муниципалитетом должен делиться в соответствии с теми расходными полномочиями, которыми обладают каждый из уровней власти. Сейчас по поручению президента над этим работает комиссия Козака, мы тоже принимаем в этом участие, не так давно принят пакет первых законов, утверждена концепция. Во втором чтении затвердим окончательно расходные полномочия каждого уровня публичной власти и будем готовить поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, закрепляющие источники доходов для каждого уровня. Необходимо сделать так, что если федеральный центр принимает какой-либо закон, обязательный для региона или муниципалитета и требующий финансовых затрат, то он же, центр, должен выделить на это деньги. Потому что сейчас существует огромное количество законов, в которых абсолютно не прописано, за счет чего они финансируются. Если бюджет не выдерживает, то либо этот закон нельзя принимать, либо решать, кто его будет финансировать.

Это касается и регионов: если региональные власти принимают закон, обязывающий муниципалитеты финансировать те или иные программы или делегируют свои полномочия, то делать это они должны вместе с деньгами. В этой сфере много вопросов: какие налоги закреплять за субъектами федерации или муниципалитетами, какие равномерно распределять. Понятно, что, например, налог на недвижимость или земельный налог должен оставаться в муниципалитете. Поскольку многие земли принадлежат ведомствам, например, Министерству обороны, которые сейчас не платят, то нужно предусматривать деньги для министерств и ведомств в федеральном бюджете.

- Почему многие реформы, которые проводит правительство, встречают сопротивление на местах? Как преодолеть эту тенденцию? Очень злободневен в этом смысле вопрос о реформе ЖКХ и электроэнергетики.

- Что касается ЖКХ, то здесь в основном проблема доверия власти. Если местным властям доверяют, то люди на это пойдут. На сегодняшний день важно не допустить роста тарифов. А у нас привыкли: если речь идет о реформе, то обычно это сводится к росту цен. Многие регионы воспринимают реформу ЖКХ как возможность поднять тарифы. Сама же реформа такую задачу не ставит.

- Получается, что чиновники не понимают смысла реформы?

- Ну посмотрите, что в последнее время произошло с региональными энергетическими комиссиями. Притом что было поставлено условие не поднимать тарифы более чем на 14 процентов, в отдельных регионах они подскочили в три и более раз. Это совершенно недопустимо. Представители нашей партии выступали в Думе, говорили об этом президенту, потребовали отставки руководителя федеральной энергетической комиссии, допустившего такие нарушения. Ждем ответа от правительства.

Реформа электроэнергетики также нужна не для того, чтобы повысить тарифы, а наоборот. Она более чем выгодна для регионов. В программу реформирования энергетической отрасли мы внесли поправки, которые гарантируют защиту населения.

Вообще, говоря о проблеме тарифов, стоит привести один пример. Несколько лет назад на одном из совещаний руководитель местного "Трансгаза" рассказывал о своей благотворительности, о том, что они построили больницу, что содержат футбольную команду, что дали денег еще на множество благих дел. Действительно, дела благие. Но вопрос в том, за счет чего эта благотворительность? Она попросту заложена у них в тарифах. За то, чтобы кого-то облагодетельствовали, расплачивается вся страна, все предприятия и все население. Нужно очень внимательно смотреть программы РАО "ЕЭС": на что идут деньги. Потому что все их расходы сидят в тарифах. Когда я вижу рекламные ролики "Газпрома" по телевидению или рекламные плакаты, типа: "Газпром" - наше национальное достояние", - меня это возмущает. Нужна ли реклама "Газпрому"? У него что, есть с кем конкурировать? Или перед ним стоит задача продвигать свой товар на рынок? А ведь на рекламу тратятся сотни миллионов долларов, причем эти деньги закладываются в тариф. Газ они продают дороже, в том числе и для РАО "ЕЭС", а энергетики в свою очередь закладывают это в свои цены.

- Красноярский край - экспертно ориентированный регион и всегда был регионом-донором. Сейчас же мы переживаем экономический кризис, налицо бюджетный дефицит. Как можно преодолеть эту ситуацию?

-Убежден, что необходимо отменить толлинг. В крае находятся крупные предприятия алюминиевой промышленности. Они работают по схеме внешнего толлинга, при этом прибыль предприятия остается за рубежом, соответственно, налог на прибыль не поступает в бюджет. Мы за то, чтобы наши предприятия работали в одном режиме. С моей точки зрения, отказ от толлинговых схем приведет к тому, что предприятия будут получать больше прибыли, соответственно, больше денег будет оставаться в бюджете региона. Подчеркиваю, это моя точка зрения, к ней неоднозначно относятся как в правительстве, так и в депутатском корпусе. Но совершенно очевидно, что дополнительная прибыль предприятий была бы такова, что бюджет получил бы дополнительно сотни миллионов долларов и мог решать многие социальные программы.

"Подотчетный скандал".

("Городские новости" 06.03.03)

Краевой комитет по управлению государственным имуществом, по всей видимости, ожидают серьезные изменения. Председатель ККУГИ Андрей Фурса накануне сессии Законодательного собрания, где был заслушан отчет Счетной палаты края об использовании средств этим ведомством, написал заявление об отпуске с последующим увольнением. Это заявление, скорее всего, будет подписано губернатором Александром Хлопониным. А сам комитет претерпит основательные преобразования.

Повод для этого есть. И весьма серьезный - акт о проверке деятельности комитета. Всего лишь за два неполных года, с 2001-го по 2002-й, Счетная палата выявила: "При осуществлении своей деятельности ККУГИ за проверяемый период допущено неэффективное, нецелевое и незаконное использование средств краевого бюджета на общую сумму 162 миллиона 407,8 тысяч рублей". Главный вывод Счетной палаты, прозвучавший на сессии, - в работе ККУГИ отсутствует стратегия управления государственным имуществом, комитет не соблюдает существующее в этой сфере законодательство, средства краевого бюджета использовались неэффективна. Один из самых ярких примеров такого управления - кредитование ЗАО "КАТЭК-Инвест" на сумму 284 миллиона рублей фактически на условиях беспроцентного кредита. За два года бюджет недополучил от этой операции 70 миллионов рублей, а итог "сотрудничества" края и ЗАО печально известен: край потерял свою долю собственности в угольных разрезах. Несмотря на то, что с приходом новой команды в администрацию края деятельность ККУГИ стала более открытой и подотчетной, потери за два прошедших года для бюджета оказались настолько велики, что депутаты приняли решение обратиться в прокуратуру с просьбой оценить факты, вскрытые Счетной палатой, а администрацию края попросили дать оценку должностным лицам ККУГИ, осуществляющим управление госимуществом.

Краевые парламентарии полностью согласны с тем, что кадровую политику в комитете нужно менять, и уже через месяц ждут от властей соответствующей концепции. Кто займет место Андрея Фурсы, пока неизвестно.

"Приговор Суладзе близок?".

(Максим Кравчук "Комсомольская правда - Красноярск" 06.03.03)

В КРАСНОЯРСК ВЕРНУЛСЯ СЛЕДОВАТЕЛЬ, ВЕДУЩИЙ ЕГО ДЕЛО

Он привез результаты фонографической экспертизы кассеты с записью разговора Валерия Суладзе, во время которого его и "повязали". Бывшего главного "дорожника" Красноярского края обвиняют в получении взятки в 250 тысяч "баксов". По неофициальной информации, это только задаток. А всего Суладзе предлагали 800 тысяч. Бывший зам "кантуется" в СИЗО с прошлого лета. Однако, как сообщил его адвокат Андрей Евменов, точка в его деле будет поставлена в течение недели. Остались кое-какие следственные мероприятия: очные ставки, повторные допросы и т.д.

Прогнозы для Суладзе можно делать самые печальные. Тем более что в ходе дела всплыли другие подробности. И теперь чиновнику инкриминируются еще два "эпизода" - по 200 и 10 тысяч долларов.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Тучи сгущаются над головой бывшего коллеги Суладзе по краевой администрации, бывшего и.о. первого зама губернатора и теперь уже тоже бывшего начальника КУГИ Андрея Фурсы. На прошедшей сессии были обнародованы результаты проверки Счетной палатой деятельности комитета госимущества. Недосчитались сотен миллионов рублей. Депутаты настояли на том, чтобы с результатами ревизии ознакомилась прокуратура. А также настойчиво порекомендовали ей обратить внимание непосредственно на личности руководителей комитета - Андрея Фурсы и его зама Вячеслава Гудкова.

"Реформа с косой".

(Андрей Хохлов "Известия - Красноярск" 06.03.03)

Красноярский край потрясла волна митингов - возмущенные четырехкратным увеличением платы за коммунальные услуги, тысячи людей четвертого марта вышли на улицы городов и районов территории.

Накануне массовых акций протеста скандал разразился уже внутри законодательной ветви власти: группа депутатов-коммунистов нашла пункт в уставе края, на основании которого, как считает местная фронда, можно распустить и региональный парламент - "если он откажется отменить закон о 90-процентной оплате услуг ЖКХ". И пока спикер Александр Усс разбирается с угрозой коллег, около пяти тысяч жителей Красноярска пришли в самый центр города - на площадь Революции.

Народ стал собираться не менее чем за час до открытия митинга. Автобусы из близлежащих сельских районов и закрытых городов организованно подвозили протестующих с лозунгами, чучелами капиталистов и листовками. Из репродукторов советские песни пел Кобзон, рядом с памятником Ленину повесили фигуру смерти с косой, на которой написали Реформа ЖКХ", возле постамента торговали портретами Сталина и сочинениями Нины Андреевой. На удивление много было молодежи - здоровые парни явно следили за порядком, а девчонки, пританцовывая на легком морозце, выглядели группой поддержки. Между собравшимися ходили сборщики подписей: люди ставили автографы за то, чтобы отменить тарифы, решить проблемы солдатских матерей, а позже организаторы митинга призвали народ обратиться к местным депутатам с призывом немедленно провести внеочередную сессию и вернуть старые квартирные цены. В ответ на это требование вице-губернатор Анатолий Матюшенко заявил, что коммунисты просто используют население для предвыборной рекламы.

Отныне акции красноярского протеста приобрели принципиально новые черты. Это прежде всего высокая организованность митингов, и, кроме того, впервые при новой кремлевской команде народ поднял плакаты, осуждающие не только политику правительства, но и действия Владимира Путина. Однако самое важное, пожалуй, вот что - в тот же день на сессии Законодательного собрания Анатолий Матюшенко сообщил о первых результатах реформы. Результаты не очень обнадеживают. Оказывается, 90-процентные тарифы уже введены в 50 районах Красноярского края, но казна не получила ни одного дополнительного рубля. Люди просто не платят по-новому.