Над четырьмя участками Московской железной дороги будут построены автомагистрали. Московский стройкомплекс в СМИ

Москва, 21 января 2008, 16:50 — REGNUM  

"Как известно, объем строительства жилья в Москве один из самых больших в России. Ежегодно в столице строится по пять миллионов квадратных метров нового жилья... национальный проект строительства жилья реализуется в Москве опережающими темпами", отмечает "Московская правда" в номере от 14 января. "Впрочем, есть одна сложность - стоимость квадратного метра жилья в столице никак не дешевеет. В московской мэрии думают над решением этой проблемы уже не первый год. Результат очевиден - столица России остается едва ли не единственным городом в стране, где действует система получения квартир очередниками... доля социального жилья в строительных планах столичных властей постоянно повышается и сейчас составляет 50% от общего объема планируемого жилья... По данным Владимира Ресина [руководитель столичного стройкомплекса - ИА REGNUM], до конца года московские строители должны были ввести в строй 732 тыс. кв. метров жилья. Из них 658 тыс. кв. метров - за счет средств городского бюджета... В 2008 году под выполнение общегородских жилищных программ планируется передать 2,58 млн. квадратных метров", пишет газета. "Одним из ключевых факторов, ведущих к удорожанию жилья, является рост цен на основные строительные материалы. В 2007 году он значительно опередил инфляцию и составил около 30% в среднем, а по отдельным видам продукции - более 100%. К сожалению, такое галопирующее подорожание бьет прежде всего по социальным программам, поскольку для них (в отличие от коммерческих проектов) себестоимость строительства имеет решающее значение... свободной земли в пределах мегаполиса становится все меньше. При наращивании темпов строительства социального жилья неизбежно сокращается доля коммерческих проектов, что повышает рыночную стоимость квадратного метра".

Однако одним строительством проблему очереди на жилье в Москве не решить; для того, чтобы хоть как-то снизить остроту "квартирного вопроса", столичные сласти обратились к методу, опробованному даже не при советской власти, а в дореволюционной России - к созданию доходных домов. "Как стало известно "Газете", уже в этом году в Москве начнется создание сети муниципальных доходных домов экономкласса, квартиры в которых будут сдаваться очередникам по ценам ниже рыночных", сообщает "Газета" в номере от 10 января. "Первый дом для сдачи в аренду очередникам на улице Мусы Джалиля был заселен перед самым Новым годом, сообщили "Газете" в префектуре ЮАО... С начала 2003 года в ЮВАО дом 38 на улице Верхние Поля, построенный по горзаказу, также был сдан городом в аренду участникам программы "Молодой семье - доступное жилье". Стоимость проживания в обоих домах составляет 3-5 тысяч рублей в месяц в зависимости от площади квартиры; это примерно вдвое дороже, чем плата за социальное жилье, но почти в семь раз дешевле, чем коммерческий съем жилья у частников", пишет газета. "Недорогой съем квартиры предлагается как альтернатива получению социального жилья: с учета граждан при этом не снимают, но получить собственное жилье можно будет уже только за деньги - правда, по льготным ценам. А те квартиры в доходных домах, которые не займут очередники, чиновники предложат всем, кто прожил в Москве более 10 лет".

"Строительство двух первых доходных домов экономкласса начнется в этом году в столице. Скорее всего, они будут расположены не в обжитых, многолюдных районах, а в районах-новостройках на окраине города вроде Кожухово и Некрасовки", продолжает тему "Российская газета" в номере от 10 января. "Об этом сообщил корреспонденту "РГ" первый зам. руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев. Точные адреса он не рискнул назвать, так как проект находится пока на согласовании в городских структурах, и лишь в марте будет вынесен на утверждение правительства Москвы. Однозначно известно лишь то, что самыми первыми новшество опробуют очередники... Первые доходные дома экономкласса будут иметь скорее всего типовую планировку - серии Т-44-П и другие: до 2010 года их планируется построить до двух десятков... В выигрыше от этого будут все - москвичи, которых, быть может, наконец меньше будет портить пресловутый квартирный вопрос. Государство, для которого доступный для горожан наём жилья снизит нагрузку на социальные программы. Да и городской бюджет, который сегодня ничего не получает от сдачи жилья в аренду, хотя, по данным Московской гильдии риелторов, в столице сдается внаём по "чёрным" и "серым" схемам 100 тысяч квартир. Налоги же с получаемых доходов, как свидетельствует статистика налоговой инспекции по городу Москве, платят владельцы всего 5 тысяч апартаментов".

"1 января 2008 года наступил час "икс" для жителей столичных многоэтажек и обслуживающих их жилищных контор. Все дома, жители которых не провели до этого числа общее собрание и не выбрали способ управления домом, будут выставлены на конкурс. Где городские власти и подберут для них управляющую компанию. Сколько таких домов в Москве? Чем грозит москвичам нововведение?" - эти вопросы "Известия" задали начальнику управления координации деятельности по управлению многоквартирными домами и паспортизации департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Виталию Акимкину: интервью с ним опубликовано в номере газеты от 14 января. "Всего в Москве около 32 тысяч многоквартирных домов. Собрания по выбору способа управления (по Жилищному кодексу многоквартирный дом может управляться одним из трех способов - непосредственно собственниками, товариществом собственников жилья или управляющей организацией. - "Известия") начались в 2005 году. По нашим данным, домов, где прошли собрания, около 96%. То есть на конкурсы будет выставлено всего 4% многоэтажек... Они будут выставлены на конкурсы, которые пройдут в Москве с 1 января по 1 мая 2008 года. В результате для каждого дома (или группы домов) будет выбрана управляющая организация, с которой каждый собственник обязан будет заключить договор управления", отмечает чиновник. В материале также уточняются некоторые юридические детали такого договора. "Мы ставили целью создать такую нишу, которая позволила бы собственникам квартир быть полноценными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ - инструмент, с помощью которого они могут полноценно защитить свои интересы. Ведь кодекс буквально вбросил людей в рынок. А рынок - дело серьезное. Он подразумевает наличие не только продавцов, но и покупателей. Если покупатель бесхребетный, то рынок будет монопольным и диктаторски... Пора понять, что у продавца услуги всегда есть интерес побольше заработать и поменьше сделать, какой бы честной ни была управляющая компания. Собственник должен иметь кнут и палку, чтобы заставить ее работать. Это и есть ТСЖ", приводят "Известия" слова Акимкина.

"Как и обещали городские власти, в московских домах вот-вот начнется грандиозный капитальный ремонт, который продлится целых семь лет", сообщает "Российская газета" в номере от 14 января. "Для того чтобы работы не стояли из-за нехватки рабочих рук, представители законодательной и исполнительной власти города вместе с представителями малого бизнеса обсудили участие в них малых предприятий... Городские власти напомнили, что вестись ремонт будет без отселения. В одной квартире рабочим нельзя находиться более 5-7 дней. Однако ряд вопросов пока так и не решен, например, что делать, если жители не пустят строителей в квартиру, где жить самим строителям во время ремонта, где и как будут организованы временные склады... Контроль за ходом работ на местах доверен бывшим ГУП ДЕЗов, районным инспекторам технического надзора, специалистам Мосжилинспекции, а также ряду специалистов из других ведомств. Контролировать расходование средств будут и депутаты Мосгордумы, и контрольно-счетная палата Москвы", пишет газета.

"Московские строители определились наконец с планами по возведению в столице высотных домов", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 15 января. "После детального рассмотрения плана высотного строительства на заседании правительства Москвы в него внесены существенные коррективы по части количества и месторасположения новых построек. Ясно, что в первую очередь новые высотные здания должны быть построены не в центре, а ближе к окраине города, с тем чтобы перераспределить хотя бы в какой-то степени транспортные потоки. Больше всего их построят между Третьим и Четвертым транспортными кольцами вдоль северной и южной рокад города. Это зоны, развитие которых происходит с учетом перспективного городского строительства. За Четвертым кольцом небоскребы появятся вдоль вылетных магистралей недалеко от въезда в Москву и, конечно, в новых жилых районах. В то же время здания эти не должны заслонять видовые точки города. Ограничение на их возведение вносят прежде всего монастыри, усадьбы, исторические постройки. Кроме того, возведению каждой из построек такого рода должны предшествовать углубленные проработки по части геологии осваиваемых площадок, транспортных потоков, инженерия, результаты ландшафтно-визуального анализа объектов... Теперь новые высотки сами по себе должны стать очагами деловой жизни вдали от центра. Офисы здесь будут стоить дешевле, а значит, оттянут часть организаций из центра на себя", пишет газета. "Я считаю, что перед новым руководством Минразвития РФ необходимо поставить вопрос, чтобы оно занялось созданием нормативных документов по высотному строительству, в основу которых должна лечь подготовленная городом нормативная база", цитирует "Вечерка" руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина.

"Столичные власти определили концепцию освоения промзоны "Серп и Молот" на юго-востоке Москвы (около станции метро "Площадь Ильича"): из 562 га под застройку будет передано 390 га", сообщает "КоммерсантЪ" в номере от 14 января. Как стало известно "Ъ", 110 га реорганизуемых земель уже нашли четырех инвесторов. Помимо компании "Кузнецкий Мост девелопмент" (застраивает территорию самого завода "Серп и Молот") в их число вошли "Промсвязьнедвижимость", группа ТЭН и ресторанный холдинг "Росинтер Ресторантс". Только три новых застройщика смогут возвести здесь более 1,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости... на этой территории предусматривается строительство 4,2-5,8 млн кв. м жилья, коммерческой и производственной недвижимости. По замыслу столичных властей здесь также должен появиться крупный выставочный центр", пишет газета. "Как стало известно "Ъ", некоторые площадки уже нашли владельцев. Так, "Промсвязьнедвижимости" (ПСН) принадлежит контрольный пакет Московского завода автоматических линий и специальных станков, группе компаний ТЭН -- здания ликвидированного ОАО "Мосвтормет" и перебазированного автокомбината N10, а "Росинтер Ресторантс" владеет имущественным комплексом Института стекла... Осведомленный источник "Ъ" уверяет, что общая площадь участков, принадлежащих этим трем компаниям, достигает 50 га". "Окрестности станции "Площадь Ильича" обещают превратиться в новый деловой район. Развитие промзоны "Серп и Молот" будет вестись параллельно с освоением территории завода имени Войтовича, расположенного по другую сторону шоссе Энтузиастов. В ноябре 2007 года ОАО РЖД объявило о первом этапе реорганизации этой территории: здесь планируется возвести многофункциональный комплекс площадью 260 тыс. кв. м (см. "Ъ" от 9 ноября). Строительство будет вестись на участке площадью 7,85 га, по оставшимся 10 га концепция еще не разработана", отмечает "Ъ".

"Газета" в номере от 15 января публикует материал о конфликте вокруг здания Центрального Дома актера по итогам пресс-конференции, собравшей, фактически, весь костяк театральной общественности Москвы. "Почти все художественные руководители московских театров, многие известные актеры и режиссеры едва вместились в Большой зал, чтобы заявить о своем несогласии с попыткой Россвязьохранкультуры захватить значительную часть семиэтажного особняка на Арбате, где сейчас размещается Дом актера... Значительную часть своей площади ЦДА сдает в аренду, используя полученные деньги для благотворительной деятельности и финансирования творческой работы. Именно эти "арендные" метры и намерена занять Россвязьохранкультура. В последние дни декабря чиновники явились на Арбат и потребовали освободить помещения. На попытку захвата московские актеры ответили на редкость единодушным "нет". Они отослали коллективные письма протеста президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Виктору Зубкову и теперь готовятся оборонять свой дом", пишет газета. "На стихийный актерский митинг не приехали ни министр культуры Александр Соколов, ни глава Роскультуры Михаил Швыдкой, ни представители Россвязьохранкультуры. Однако выступил советник министра культуры Игорь Богданов. Он подчеркнул: его ведомство против захвата Дома актера. По словам Богданова, несколько лет назад вселиться в Дом актера предлагалось Минкультуры, но это ведомство отказалось, осознавая, какой будет общественный резонанс".

"Московская комиссия по расследованию причин аварии в Ледовом дворце "Крылатское", в результате которой чуть было не обрушилась кровля уникального спорткомплекса, назвала виновника происшествия - Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ)", сообщают "Известия" в номере от 14 января. "По мнению экспертов, машиностроители поставили бракованные шарниры (или так называемые "пальцы"), на которых держалась крыша здания. Электростальцы, в свою очередь, отказались подписывать заключение комиссии и намерены в начале этой недели предоставить доказательства своей невиновности", пишет газета. "Сейчас у нас тишина, - заявили "Известиям" в администрации спорткомплекса. - Внутри дворца были установлены 17 опор, на которых в данный момент покоится крыша сооружения весом 3,8 тыс. тонн - эта конструкция гарантирует устойчивость кровли. На катке сейчас никого нет. Московская комиссия уже закончила свою работу, но замена пострадавших конструкций пока не началась. Когда она начнется и сколько продлится, мы не знаем". "Впрочем, решающее слово остается за федеральной экспертизой, которую проводит Ростехнадзор. Видимо, специалисты этого ведомства и должны будут разрешить спор между мэрией Москвы и электростальцами. За это время финансовые потери города, правда, серьезно увеличатся. По предварительным данным, каток откроют не раньше марта", отмечают "Известия".

"Согласно исследованию международной компании Jacobs Engineering Group, причина аварии кроется в неверном проектировании спортивного сооружения", продолжает тему "РБК daily" в номере от 16 января. "Однако ранее источником аварии были признаны бракованные шарниры в конструкции "Крылатского" производства Электростальского завода тяжелого машиностроения. Таким образом, ответственность за возможное обрушение здания перекладывается с предприятия на проектировщика комплекса ГУП "Моспроект-4" и столичные власти... Ответственность за случившееся по результатам расследования, проведенного городом, легла на Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ). Эксперты московской комиссии заявили, что шарниры, изготовленные заводом для "Крылатского", были бракованными. ЭЗТМ, в свою очередь, организовал независимую проверку. По сведениям РБК daily, представители международной инжиниринговой компании Jacobs Engineering Group Inc. назвали заключения официальной комиссии "некорректными", а выводы о причинах аварии - "нелогичными и не учитывающими ряд вопросов". Согласно выводам независимых оценщиков, природа аварии кроется в ошибках при проектировании "Крылатского". По одной версии, проектировщики неверно учли ветровую нагрузку на конструкцию, по другой - ошибочно просчитали усадку строения. Эксперты пришли к выводу, что замена пальцев не обеспечит нормальную работу здания. Для этого, по их мнению, необходимо пересмотреть отдельные части проекта и внести изменения в конструкцию", пишет газета. "Участники строительного рынка пока не слышали о результатах новой экспертизы в "Крылатском", но указывают, что в аварии могут быть повинны как проектировщики, так и изготовители деталей. "При проектировании необходимо учитывать климатические особенности города, рассчитывать нагрузки на крышу здания, - рассуждает менеджер проекта корпорации Mirax Group Павел Пека. - В то же время причиной аварии может послужить низкое качество металла, который не перенес нагрузку"".

"После различных судебных разбирательств и задержек в Москве все-таки появится музей ретро-автомобилей", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 10 января. "Как сообщили в мэрии, соответствующее постановление подписал Юрий Лужков. Экспозиция старинных и редких авто разместится на месте 5- го троллейбусного парка им. Артамонова на Малой Трубецкой улице. Сам же парк переедет на Ходынскую улицу, где специально для этих целей реконструировали бывшее Краснопресненское трамвайное депо. Музей займет площадь в 7,2 тыс. квадратных метров. На оставшихся 80 тыс. квадратных метров площадей построят жилье и автостоянку на 196 машиномест. Экспозицию планировали открыть еще в 2004 году, однако сроки все время переносились".

"Как стало известно "Ъ", стройкомплекс Москвы и РЖД договорились построить новые автомагистрали протяженностью 20-30 км над четырьмя участками Московской железной дороги - по Курскому, Павелецкому и Рижскому направлениям, а также над открытым участком Филевской линии метро", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 15 января. "Стоимость проекта оценивается в $1,4-3 млрд, которые столичные власти попытаются привлечь у частных инвесторов. Окупить проект помогут платные участки на этих дорогах... Протяженность хордовых автомагистралей составит 20-30 км, уточнил источник "Ъ" в московском стройкомплексе. "Учитывая специфику строительства дорог над железнодорожным полотном, на реализацию этого проекта потребуется не менее пяти лет",-- отметил главный инженер ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" Юрий Коротков, осведомленный о совместных планах столичного правительства и РЖД... Как сообщили в пресс-службе РЖД, создание хордовых автобанов планируется реализовать в рамках генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла, которая будет одобрена весной этого года. "После проработки всех деталей, скорее всего, к строительству будут привлечены соинвесторы",-- отметили в РЖД", пишет газета. "Проект может быть интересен частным инвесторам, если новые дороги будут переданы им в управление на условиях концессии, говорят эксперты... Среди основных претендентов на участие в этом проекте девелоперы называют структуры "Базового элемента" Олега Дерипаски и ПСО "Система Галс"", отмечает "Ъ".

"Станция Московского метрополитена "Новокосино" будет располагаться на Городецкой улице, между улицами Суздальская и Новокосинская", продолжает тему транспортного строительства "Вечерняя Москва" в номере от 17 января. "Продление Калининской линии ожидается в конце 2010 года. Об этом сообщили в Департаменте транспорта и связи столицы. В 2009 году запустят в эксплуатацию станцию "Технопарк" Замоскворецкой линии, также будут открыты вторые выходы станций "Парк Победы" и "Бауманская"".

"Подведя итоги 2007 года в рубрике "Осторожно, Москва!"... впору задуматься о тревожных перспективах года наступившего. Повод - судьба особняка Поливановых в Денежном переулке, 9/6, где обостряется имущественный спор", сообщают "Известия" в номере от 10 января. "После пожара, случившегося в 2001 году, правительство Москвы зарегистрировало памятник в собственности города, расторгло договор аренды с Международной ассоциацией шахматных федераций и заключило новый - с НТЦ "Энергосистемы". Новые хозяева дома бездействовали несколько лет, что и привело москвичей в Денежный переулок. Арендаторы не вышли к пикетчикам, но акция, да еще и разрешенная властями, произвела на них впечатление. Реставрационные работы вскоре начались, а минувшей осенью завершились. Госприемка, эксперты и защитники старины вполне единодушны в оценке этих работ как добросовестных и качественных. По нашим временам бережное обхождение с деревом, да еще и обгорелым, - редкость, причем дорогостоящая... Но праздник завершился, едва начавшись. Оказалось, что параллельно с реставрацией шла судебная тяжба: федералы оспаривали правомерность регистрации памятника в собственности города. Еще летом Арбитражный апелляционный суд признал здание федеральной собственностью, что якобы сделало договор аренды, заключенный с Москвой, юридически ничтожным", пишет газета. "Казалось бы, интересы федерального центра легко примирить с интересами арендатора, а главное, с нашим общим интересом - спасением памятника, если просто зарегистрировать права аренды НТЦ "Энергосистемы" в Росимуществе. Вместо этого арендатору предписано покинуть дом. Притом известно, что на стороне истца в судах выступала Ассоциация шахматных федераций - та самая, у которой памятник едва не сгорел. Вернуть ей отреставрированный дом было бы верхом цинизма. Уведомление о выселении вышло из недр федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Название этого учреждения читателям нашей рубрики, вероятно, придется выучить в наступающем году. Для начала нужно различить его с Россвязьохранкультурой. Последняя осуществляет охранные полномочия, Агентство же создано для оперативного управления памятниками федеральной принадлежности", поясняют "Известия". "Судя по всему, нас ждут веселые времена. Разграничение собственности на памятники, о завершении которого так бодро рапортовали министр культуры и мэр Москвы... закрывая одну проблему, создает несколько других. Начало приватизации памятников федерального значения - не первая из них. Напомним, что приватизация объектов регионального значения идет уже пять лет, но без большого результата. Что касается объектов федерального значения, то разграничение собственности на них, иначе сказать, установление юридической личности продавца, - не единственное условие привлекательности товара для покупателя. Осмелимся предположить, что приватизация не скоро примет массовый характер. Другое дело - пересмотр арендных соглашений. Сотни арендаторов со страхом наблюдали за процессом разграничения собственности. Многие до сих пор не догадываются, в какую половину списка они попали и что из этого может последовать... Интересы сохранения наследия вновь отойдут на второй план, а имущественные споры примут буквально пожароопасный характер. Или сценарий можно переписать?".

Вероника Шарова

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.