О причинах роста инфляции в Казахстане на вопросы корреспондента ИА REGNUM ответил кандидат юридических наук, директор казахстанского Научно-исследовательского Института финансового и налогового права Евгений Порохов.

ИА REGNUM: Каков был рост инфляции в 2007 году, и какие факторы рынка повлияли на этот рост? Снизилась ли из-за этого реальная зарплата в Казахстане?

Официально рост инфляции, против запланированных в 2007 году 8%, реально составил более 18-20%. В отдельных секторах экономики он превысил и эту величину (цены на продовольствие повысились минимум в два-три раза). По личным расчетам премьер-министра Карима Масимова инфляция за 11 месяцев 2007 года составила более 25%.

Основными факторами, повлиявшими на рост инфляции, стали внешние и внутренние факторы. Внешние - ипотечный кризис в США; финансовый кризис в Европе и последствия удорожания кредитных ресурсов на мировых рынках для казахстанских банков второго уровня; мировой продовольственный кризис, повлекший за собой повышение цен на основные продукты питания на мировых рынках. Внутренние - превышение роста заработной платы и денежных доходов населения над производительностью труда во всех отраслях казахстанской экономики; рост тарифов на услуги предприятий-монополистов (электроэнергия, газоснабжение, ГСМ и транспортные услуги); рост цен на продовольствие; увеличение расходов государственного бюджета на социальные нужды; увеличение денежной массы на 20%, инфляционные ожидания населения.

В результате опережения темпов роста цен на основные товары народного потребления (в 2-3 и более раза) над ростом денежных доходов населения (повышение составило 15-30%) покупательная способность заработной платы значительно снизилась и не поспевает за неконтролируемым ростом нерегулируемых государством цен на товары народного потребления (ТНП). В указанной связи подтверждаются слова премьера Масимова, что инфляция - это налог на бедность, поскольку цены растут в основном на ТНП, составляющие содержание потребительской корзины основной массы населения.

ИА REGNUM: Каковы прогнозы на 2008 год?

Официально инфляция запланирована на уровне 6-8%, чтобы не будоражить инфляционные ожидания основной массы населения. При этом официальные лица все же высказывают опасения сохранения и даже увеличения темпов роста инфляции на уровне наметившихся во второй половине 2007 года (25 и более процентов) под воздействием, прежде всего, мировых факторов (общий рост инфляции во всем мире).

ИА REGNUM: Были ли правительством предприняты меры по сдерживанию инфляции?

Правительством Казахстана неоднократно заявлялось о принятии им мер по сдерживанию инфляции. Предпринимались, прежде всего, административные меры контроля цен на местах акимами (главами администраций), создания запаса продовольствия для выброса их на рынок по фиксированной цене в моменты дефицита и необоснованного роста цен, запрета повышения цен и тарифов на основные энергоносители в первом квартале 2008 года. Комплексных же мер и экономических рычагов применить не удалось, в отсутствие таковых. Антимонопольная служба не в состоянии повсеместно контролировать необоснованный рост цен и принимать меры к нарушителям. В целом же сложившийся уже в Казахстане рыночный по форме (но пока еще не по сути) механизм ценообразования (произвольное повышение цен по усмотрению продавца с обоснованием спроса и без экономических на то оснований), отсутствие прозрачной системы ценообразования в большинстве секторов экономики при существовании экономически неоправданных ("трухлявых") расходов продавцов, отсутствие здоровой конкуренции, а в ряде случаев и откровенный сговор продавцов и отсутствие четких государственных рычагов их регулирования в периоды кризисов не позволяют государству решать эту проблему быстро и эффективно. В результате и заявляется об использовании административного ресурса по каждому конкретному случаю.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете действия правительства после летнего ипотечного кризиса?

Правительство пребывает в состоянии легкого шока: надо срочно что-то делать, но для полномасштабных и комплексных действий в арсенале не так много средств, времени и реально работающих механизмов. Выделяемые правительством Республики Казахстан деньги в размере $4 млрд на завершение строительства объектов недвижимости Астаны оставили за порогом государственной поддержки все остальные регионы и Алма-Ату. Планируемые изменения в законодательство о банкротстве уравнивают в правах дольщиков и залоговых кредиторов - банки, но не решают проблемы достаточности имущества предполагаемых банкротов-застройщиков для удовлетворения всех требований и изыскания новых средств для завершения строительства.

Инфляция почистит излишки в карманах потребителей, не разбираясь в вопросе, трудно заработанные они или нет. И даже если ничего не предпринимать в таких условиях, спрос и предложение по прошествии какого-то непродолжительного времени объективно придут к своему балансу (цены вырастут и остановятся или даже поползут вниз при конкурентном предложении альтернативы, товары продадутся, употребятся или пропадут, деньги обесценятся, платежеспособный спрос удовлетворится, неплатежеспособный останется неудовлетворенным, предложение без платежеспособного спроса выдохнется), но со значительными потерями для основной массы населения, которое, прежде всего, зависит в своих доходах от государства (пенсионеры, бюджетники, социальники).

Все пройдет, но неприятный осадок в душе каждого останется. Называется этот осадок - социальные настроения. Рецепт один: нужна прозрачная экономика, здоровая конкуренция, развитый малый и средний бизнес на уровне 70% от общего объема производства, платежеспособный (зажиточный) средний класс и правовое государство на страже интересов общества и гражданина. Как видим, решение не одного дня и даже года.