В результате глобального потепления Северный Ледовитый океан может превратиться в район интенсивного экономического освоения, где круглогодичное морское движение будет возможно уже с 2015 года. Растущий интерес к региону проявляет Китай.

Прошлым летом темпы таяния арктических льдов превысили все прогнозы. Некоторые эксперты считают, что критический момент пройден, и наступил период более интенсивного таяния. Уже к 2015 году морские пути могут оказаться открытыми для обычных судов без ледокольного обеспечения на протяжении большей части года, пишет в "Financial Times" профессор политической экономии Лондонской школы экономики Роберт Уэйд. Китай особенно заинтересован в открытии арктических морских путей, пишет он. В последнее время эта страна проявляет особый интерес к отношениям с Исландией, благодаря своему стратегическому расположению имеющей все шансы стать в будущем ключевым пунктом в морских перевозках в своём регионе. В Китае планируют открыть контейнерные перевозки по северным маршрутам и рассматривают глубоководные порты Исландии как потенциальные базы. Китай проявил интерес и к Арктическому совету, подав заявку на получение статуса наблюдателя в этой организации.

Вместе с тем растёт тревога за состояние арктической природы. Морские перевозки создают угрозу экосистеме Арктики, при этом наибольшая опасность исходит от потенциальных аварий - в холодных водах и льдах нефтепродукты и прочая органика разлагаются намного медленнее, при этом льды создают дополнительные препятствия для операций по очистке. Выхлоп судовых энергетических установок, работающих на ископаемом топливе, может вызвать потемнение ледового покрова и ускорить его таяние, пишет профессор, передает BarentsObserver.