Обзор СМИ Иркутской области за 11 - 18 января

О продаже 50-процентной доли крупнейшего в Иркутской области туроператора - ООО "Гранд Байкал" структурам Олега Дерипаски 15 января рассказала газета "Коммерсант. Восток России": "ОАО "Иркутскэнерго" вышло из капитала крупнейшего в регионе туроператора "Гранд Байкал", продав 50-процентную долю подконтрольной Олегу Дерипаске структуре - "Мосотелю", входящему в холдинг "Базовый элемент". Стоимость сделки стороны не раскрывают, однако наблюдатели уверены, что она не превысила $5,5-6 млн. Следующим шагом "Мосотеля" может стать покупка доли "Гранд Байкала" у Байкальского банка Сбербанка РФ, который готов "рассматривать предложения о продаже" принадлежащей ему половины туроператора".

ООО "Гранд Байкал" создано в мае 2002 года. Компании принадлежат 10 крупных баз отдыха, пансионатов и санаториев в Иркутской области и Бурятии, гостиничный комплекс "Дельта" и "БайкалБизнесЦентр" в Иркутске, также у нее есть собственный флот на Байкале. Выручка "Гранд Байкала" в 2007 году составила 340 млн рублей.

Как напоминает издание, весной 2006 года "Иркутскэнерго" продало 50% акций туроператора Байкальскому банку Сбербанка за $5,5 млн. "Гендиректор энергокомпании Сергей Эмдин пояснил, что продажа акций туроператора является частью стратегии "Иркутскэнерго" по постепенному выходу из непрофильного бизнеса. По его словам, рекреационные объекты "оказывали негативное влияние на тарифы компании, фактически за эту собственность энергокомпании платила вся область". В свою очередь, председатель Байкальского банка Сбербанка РФ Максим Полетаев сообщил, что банк купил акции "Гранд Байкала", чтобы реализовывать корпоративные программы по отдыху 8 тыс. своих сотрудников, работающих в трех регионах Восточной Сибири. В ноябре 2006 года стало известно, что "Иркутскэнерго" ведет переговоры со структурами "Базэла" по поводу продажи второй половины "Гранд Байкала", - рассказывает газета.

Издание отмечает, что местные эксперты уверены, что сама 50-процетная доля "Гранд Байкала" обошлась "Мосотелю" в $5,5-6 млн, то есть фактически структуры "Базэла" купили актив по той же цене, что приобрел Сбербанк два года назад.

"Вряд ли "Мосотель" заплатил больше: сделка с банком стала основным индикатором для установления цены пакета "Иркутскэнерго". Однако, с точки зрения здравого смысла, "Гранд Байкал" должен был подрасти за два года - ну хотя бы потому, что все это время компания оформляла в собственность новые земельные участки",- отмечает один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным.

Гендиректор компании Green Express Вадим Копылов, комментируя продажу 50% доли "Гранд Байкала", предположил, что стратегия туркомпании, сейчас занимающейся и гостиничным бизнесом, и оперейтингом, претерпит незначительные корректировки в связи со специализацией нового собственника.

"Возможно, "Гранд Байкалу" передадут в управление бесхозные туристические объекты "Базэла" в Бурятии и Монголии. В общем, работы туроператору прибавится", - полагает председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Сергей Перевозников.

"Приход "Мосотеля" закономерен. Думаю, в скором времени мы здесь увидим на Байкале еще крупные федеральные компании", - констатирует Вадим Копылов. В любом случае, пока координировать свои действия по "Гранд Байкалу" "Мосотелю" придется со Сбербанком. "Мы готовы к диалогу и рассмотрению предложений о продаже 50% Гранд Байкала", - сообщил председатель Байкальского банка Сбербанка России Максим Полетаев.

О скачке цен на коммерческую недвижимость в Иркутске по итогам 2007 года 18 января рассказала "Областная газета" в материале под заголовком "Цивилизованная барахолка". Как отмечают журналисты, по итогам 2007 года стоимость офисных помещений в Иркутске выросла на 50-60%: "Эксперты связывают такой скачок цен с развитием кредитных программ банков. Если в январе прошлого года покупка 1 кв. м офиса, расположенного в Правобережном округе Иркутска, обходилась в 60 тыс. рублей, то сейчас цена подошла к 100 тыс. В Октябрьском округе она взлетела с 43 тыс. до 64 тыс. рублей, в Свердловском - с 30 тыс. до 48 тыс. рублей. Таким образом, цена 1 кв. м коммерческой недвижимости за год выросла на 60%".

"Такого взлета цен на офисные помещения, как в 2007 году, в Иркутске еще никогда не было, - говорит аналитик ООО "ВСП-Недвижимость" Сергей Непомнящих. - Прежде всего, мы связываем его с доступностью финансовых средств, развитием кредитной политики банков в этом направлении. Если на рынке жилой недвижимости до 70% сделок происходит с участием заемных средств, то в секторе офисных площадей этот показатель в прошлом году был на уровне 90%. Еще одна причина - очень высокая доходность таких помещений. Вложенные в офис деньги при сдаче его в аренду окупаются за достаточно короткий период времени".

Каким будет рост цен на покупку офисных помещений в этом году, по мнению Сергея Непомнящих, во многом зависит от банковской политики. Но в любом случае, считает эксперт, такого резкого скачка цен уже не произойдет.

Арендные ставки в этом секторе коммерческой недвижимости в прошлом году увеличились на 10-15%. Самая высокая стоимость 1 кв. м в Правобережном округе - 1,2 тыс. рублей в месяц, в Октябрьском - 1 тыс. рублей, Свердловском - 750 рублей, Ленинском - 600 рублей.

Выросла цена аренды и на торговые помещения. В Кировском районе - на 10%, в Октябрьском и Свердловском - на 25%, в Ленинском - на 8%. Снять в аренду помещение на улице Карла Маркса или Урицкого сейчас стоит 3,5-4 тыс. рублей за квадрат.

- Кировский район является самым насыщенным в плане торговли, поэтому многие арендаторы стали обращать внимание на Октябрьский и Свердловский округа, отсюда и рост цен, - считает эксперт ООО "ВСП-Недвижимость" Григорий Устинов.

"Рынок торговой недвижимости начал формироваться в Иркутске четыре года назад, - рассказывает издание. - Тогда он характеризовался высоким спросом, дефицитом объектов и, соответственно, завышенными ценами. Большую роль в насыщении города торговыми площадями сыграла приватизация муниципального имущества. По мнению Григория Устинова, торговля в Иркутске пока представляет собой "цивилизованную барахолку", в городе так и не сформировался рынок высококачественных торговых площадей. При этом эксперт отметил, что в двух крупных торговых центрах, сдача которых запланирована на этот год, уже сформирован основной пул арендаторов".

О нежелании иркутских чиновников устанавливать в центре Иркутска работу всемирно известного скульптора Даши Намдакова, воспроизводящую символ региона - бабра, изображенный на гербе региона и столицы Восточной Сибири, 17 января рассказало издание "Восточно-Сибирская правда". Материал был опубликован под заголовком "Монументальный креатив": "Памятники декабристам и Леониду Гайдаю, первопроходцам и летописцу Ниту Романову могут появиться в Иркутске всего через четыре года. В этом году на суд иркутян будет представлена концепция монументально-декоративного оформления Иркутска. В монументальном ассорти пока не нашлось места для гербовой кошки - бабра. Идея скульптора Даши Намдакова и художника Сергея Элояна поставить тигра на сквере Кирова в декабре была отклонена городской комиссией по топонимике. Чиновники настаивают на том, что это решение окончательное. А вот авторы проекта всё ещё надеются изменить ситуацию".

Как рассказал глава городской комиссии по топонимике, профессор Иркутского государственного университета Александр Дулов, комиссия, прошедшая в конце декабря, приняла решение рекомендовать мэрии не устанавливать памятник бабру на сквере Кирова. "Скульптура бабра, по нашему мнению, в Иркутске должна быть, но не на центральной площади", - озвучил решение комиссии профессор.

Как напоминает издание, летом 2007 года Даши Намдаков и Сергей Элоян уже представляли в городскую администрацию эскиз скульптуры: "Зверёк был выполнен в сказочном варианте. Этот проект был представлен на градостроительном совете в июне, однако уже тогда появились первые претензии. Некоторым членам градсовета фигура показалась слишком далёкой от реальности, а другие озаботились вопросом, куда будет смотреть филейная часть зверька. Если бабра повернуть мордочкой к администрации области, то он окажется спиной к зданию администрации города. Если наоборот - опять получается неуважение. Тогда авторы даже предложили сделать фигуру вращающейся. В июле Даши Намдаков и Сергей Элоян решились на новый эскиз. На этот раз они опирались на летописные данные и информацию словарей. Поскольку бабр - это диалектное название тигра, то авторы изобразили именно этого зверя. Бронзовый тигр длиной около 2,3 м должен был стоять на двухметровом постаменте из красного гранита. Однако членам городской комиссии по топонимике и этот вариант показался неприемлемым".

"Сначала нас смутило то, что бабр не такой, как на гербе, - сказал профессор Дулов. - Потом мы пришли к выводу, что гербовый знак, утверждённый государственной геральдической комиссией, воплощать в скульптуре, то есть в трёхмерном варианте, не совсем верно".

В итоге комиссия пришла к решению, что в любом виде бабра "символом города считать нельзя", а потому на центральной площади ему не место.

"Даши Намдаков - мастер высокого класса, однако и городское сообщество имеет право высказать своё мнение", - пояснил позицию мэрии один из чиновников городской администрации.

Новое место для бабра историки определять не стали. "Скульптура может появиться, к примеру, около здания аэропорта или железнодорожного вокзала", - предположил профессор Дулов. Сергей Элоян сообщил, что поскольку авторы проекта не присутствовали на комиссии по топонимике в декабре, вопрос, вероятнее всего, будет поднят повторно. Как пояснили в комиссии по топонимике, у авторов есть такое право. Однако, по мнению одного из чиновников, близкого к руководству комиссии, этот шаг ничего не изменит. "Решение окончательное - на сквере будет другой памятник", - заявил он.

Мнение самого Даши Намдакова неизвестно, однако ранее Сергей Элоян заметил, что скульптор "был настроен делать бабра именно на сквере".

О планах мэрии Иркутска по постепенному искоренению маленьких маршрутных такси и замене их большими автобусами 16 января сообщил еженедельник "Копейка" под заголовком "Маршрутки должны тихо исчезнуть": "Резкий скачок цены проезда в муниципальном транспорте вызвал, мягко говоря, неодобрительную реакцию у горожан. Если за относительный комфорт в маршрутных такси пассажиры привыкли выкладывать по десятке, то платить столько же за проезд в троллейбусе, трамвае или холодном автобусе уже не хочется. (Ранее проезд в муниципальном транспорте Иркутска стоил 7-8 рублей - ИА REGNUM). Чиновники утверждают, что тариф 10 рублей обоснован экономически. Кроме того, нам придется постепенно отвыкать от маршруток - на смену им придут большие, вместительные автобусы".

"Любое предприятие должно зарабатывать деньги, - объяснил первый заместитель мэра, председатель Комитета по жилищно-коммунальной политике администрации города Иркутска Олег Шандрук. - В администрации Иркутска существует программа поддержки муниципального пассажирского транспорта на территории города, по ней в 2007 году мы вложили в муниципальные предприятия "Иркутскавтотранс" и "Иркутскгорэлектротранс" более 71 млн рублей, на 2008-й запланировано еще 70 млн. Помощь заключается в чем: покупаем транспорт, приобрели оборудование для модернизации троллейбусов, обновляем трамвайные рельсы, например. А вот на заработную плату, на поддержание транспорта в порядке, на все коммунальные нужды предприятия должны зарабатывать сами; заботиться, чтобы в трамваях, троллейбусах и автобусах было тепло тоже в компетенции руководителя предприятия. Вырос предельный тариф на два рубля, он экономически обоснован: такова себестоимость проезда, это с учетом стоимости бензина в прошлом году, плюс запчасти, плюс резина".

Как отмечают далее журналисты, частные перевозчики тоже рады бы поднять цены: "Чтобы брать с пассажиров больше, они должны обосновать тарифы перед областным комитетом цен, доказать необходимость их повышения, подтвердить свои доходы и расходы. Пока частникам этого сделать не удалось. Тарифы на муниципальный транспорт устанавливает Комитет по экономике и финансам городской администрации.

"В Иркутске слишком много маленьких маршруток, просто забивающих дороги, - считает Олег Шандрук. - Постепенно мы перейдем на автобусы большой вместимости, а длинные "экскурсионные" маршруты уберем совсем".

Тем не менее, самым популярным транспортом все же остаются маршрутные такси. "Мы к ним просто привыкли, - считает Олег Шандрук. - Надо привыкать к автобусам. Мы весной в Университетском эксперимент провели. Приехали с Анатолием Чугаевым, директором минуципального унитарного предприятия Иркутскавтотранс, пригнали четыре больших, новых, красивых автобуса на основные направления. Так никто в эти автобусы не сел! Люди ждали маршрутных такси. А маршрутки должны тихо исчезнуть из города, их заменят большие автобусы. Наступит время, когда на своих личных машинах мы не сможем проехать в центр города. Ведь все существующие маршруты транспорта идут через центр! Общественный транспорт должен иметь приоритет, иначе он так и будет стоять колом".