Молдавия-Румыния: "Румынские СМИ обвинили спецпредставителя ЕС в Молдавии в том, что он венгр по национальности". Национальный вопрос: "Раскол между молдаванами и румынами гораздо глубже, чем расхождения между молдаванами и нерумынами". Молдавия - Приднестровье: "Другие региональные образования Молдавии нуждаются в самоопределении в не меньшей степени, чем ПМР". Внешняя политика: В 2007 году Кишинев делал все, чтобы "сменить гнев Кремля на милость". Власть и оппозиция: "2007 год стал самым "стрессовым" для правящей в Молдавии Партии коммунистов".

Молдавия-Румыния: "Румынские СМИ обвинили спецпредставителя ЕС в Молдавии в том, что он венгр по национальности"

Газета "Пульс" приводит 10 главных событий уходящего года в молдавско-румынских отношениях: "I. 1 января 2007 года Румыния вступила в Европейский Союз. Молдавия автоматически обрела статус страны-соседки ЕС. Кишинёв не скрывает, что рассчитывает на установление европейских по букве и духу, цивилизованных отношений с Бухарестом; что многие проблемы, которые шлейфом тянутся все те 16 лет, что Молдавия существует в качестве независимого государства, исчезнут сами собой. В частности, Молдавия надеялась, что наконец-то будут подписаны двусторонние Базовый политический договор и Договор о границе, и отношения между уже европейской Румынией и соседствующей с ЕС Молдавией станут прагматичными и вменяемыми, чего, собственно, и требовал все эти годы Кишинёв от Бухареста. Этим надеждам не суждено было сбыться. Более того, к концу года Траян Бэсеску заявил, что вновь намеревается поставить вопрос об окончательной денонсации пакта Риббентропа-Молотова.

II. Последовавшее за вступлением Румынии в Евросоюз введение визового режима сильно осложнило жизнь гражданам Молдавии, направляющимся в Европу. Необходимость оформлять транзитные визы для пересечения территории Румынии спровоцировала возникновение гигантских очередей у румынского консульства. Румынское руководство использует их в пропагандистских целях. Бухарестские телеканалы с удовольствием демонстрируют кадры толпы у консульства, сопровождая их комментариями о том, что "жители Бессарабии рвутся в Румынию". Между тем, есть все основания полагать, что ажиотаж создан искусственно. Заявки граждан рассматриваются нарочито медленно, нередки случаи отказов. Кишинёвские турфирмы перестают обращаться в кишинёвское консульство Румынии, предпочитая Одессу и Киев. Очереди вкупе с непрозрачностью работы консульства создают идеальную среду для коррупции. Правоохранительные органы раскрывают целую "посредническую" сеть. Всё заканчивается дипломатическим скандалом. Консул Румынии Александру Рус отозван в Бухарест.

III. Европейские преимущества Румынии воспринимаются официальным Бухарестом в качестве самодостаточного условия для решительной попытки осуществить давнюю мечту "всех румын" об аншлюсе "Бессарабии". Государственные деятели Румынии делают непрозрачные заявления о неизбежности объединения "разделённого румынского народа" в рамках единой Европы. Президент Траян Бэсеску настаивает на принятии поправок к закону о гражданстве, предполагающих получение жителями Молдавии румынского подданства чуть ли не заявительным путем. Очередные попытки Кишинёва поднять вопрос о необходимости подписания Базового политического договора и Договора о границе блокируются Бухарестом. Возникает ощущение, что на двустороннем уровне ключевые проблемы молдавско-румынских отношений разрешить невозможно.

IV. Бухарест переходит от слов о "разделённой нации" к делу. Первый шаг - денонсация пакта Молотова-Риббентропа, что, по мнению Бэсеску, открывает путь к "объединению". Румыния в своей попытке ревизировать итоги Второй Мировой войны, пошла даже дальше. Бухарестский суд "частично" реабилитировал нацистского преступника, союзника Гитлера, военного диктатора Румынии маршала Антонеску, причастного к геноциду на территории оккупированных Бессарабии и Транснистрии. К концу года Траян Бэсеску заявил, что вновь намеревается поставить вопрос об окончательной денонсации пакта Риббентропа-Молотова.

V. На протяжении всего года румынские официальные лица делали заявления о том, что молдавской нации не существует в природе. Делал это несколько раз президент Бэсеску, посол Румынии в Молдавии Филипп Теодореску и многие другие. Больше того, попытка "Ассоциации молдаван Румынии" зарегистрировать свою организацию была отклонена с формулировкой "Нет такой нации". Не существует в природе, по мнению представителей румынского государства, и молдавского языка. Представители Румынии в Европарламенте даже отказались ратифицировать Соглашение об упрощении визового режима для граждан Молдавии в связи с тем, что в этом документе упоминается термин "молдавский язык". Из-за этого министр иностранных дел Румынии господин Чорояну подвергся обструкции и чуть было не лишился своего поста. Между тем, ЕС внёс молдавский язык в реестр европейских языков, не испытав при этом ни малейшего дискомфорта.

VI. Так называемая митрополия Бессарабии, открытая в Молдавии в соответствии с решением Европейского суда по правам человека в 2002 году, приняла решение об открытии трёх новых епархий с резиденциями в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах. Этим своим решением Священный Синод Румынской Церкви нарушил церковные каноны, запрещающие открывать новые епархии на территории, подчинённой иной патриархии. Политическая, экспансионистская подоплёка такого решения быстро стала очевидной. Глава "Бессарабской митрополии" Петру заявил, в частности, что резиденция недавно созданных епархий Хотина, Четатя-Албэ (Белгород-Днестровский) и Измаила на территории Молдавии - явление временное, до тех пор, пока - цитируем - "не изменятся границы". А когда - снова цитируем - "сложится благоприятное время", епархии переместятся в соответствующие украинские города. В свою очередь, представители "бессарабской митрополии" на переговорах с делегацией Русской Православной Церкви, прошедших в Софии обосновали свою позицию следующим образом: "Когда речь идёт о "так называемой Республике Молдова", то здесь совершенно нет места дискуссии - потому что у себя дома мы можем позволить себе то, что пожелаем". Церковь в Румынии не отделена от государства. Священники получают зарплату из госбюджета. Из чего аналитики сделали единственно возможный вывод: церковная политика Румынии является продолжением государственной. А это обозначает, что Бухарест предъявляет территориальные претензии не только Молдавии, но и Украине.

VII. Взаимоотношения Молдавии и Румынии появляются в повестке дня Европейского Союза. Спецпредставитель ЕС в Республике Молдова Кальман Мижей, выступая на международном форуме в Бухаресте, заявил примерно следующее: Румыния, во-первых, должна ужесточить условия выдачи гражданства жителям Молдавии в соответствии с европейскими правилами, а во-вторых, перестать относиться к Молдавии, как к "младшей сестре". Ответом на эти заявления стала травля Кальмана Мижея в бухарестских и унионистских кишинёвских СМИ и гневные отповеди румынских политиков. От этой кампанейщины за версту отдавало ксенофобией. Так, Кальман Мижей был обвинён, прежде всего, в том, что является венгром по национальности.

VIII. В газете "Молдова суверанэ" появилось открытое письмо бывшего агента Службы внешней информации Румынии по Республике Молдова Михая Конциу, адресованное румынским президенту и премьер-министру. Бывший румынский агент заявил, что "в Молдавии прокручиваются внушительные денежные суммы, чтобы продемонстрировать якобы существующий в Молдавии бессарабский румынизм, эти деньги мошеннически делятся между румынскими офицерами безопасности, работающими под дипломатическим прикрытием, и молдавскими клиентами (получателями)". Бывший агент заявил о политической и пропагандистской поддержке, оказываемой румынскими секретными службами ряду молдавских периодических изданий, политических и общественных деятелей и представителей творческой интеллигенции. Под занавес года двое сотрудников румынского посольства были депортированы из Молдавии за деятельность, не совместимую с дипломатическим статусом.

IX. Ещё один скандал, разразившийся в результате заявлений посла Румынии в Молдавии, доказывает: Бухарест проводит планомерную работу по ползучей аннексии территории суверенного государства Республики Молдова. Он заявил, что Парижский договор 47-го года, определивший границы Молдавии и Румынии - устарел и должен быть аннулирован. Парижский договор определил современные границы Румынии, это - один из основополагающих документов архитектуры послевоенной Европы. Попытка ревизии этого договора в очередной раз обозначила территориальные претензии Бухареста не только к Молдавии, но и к Украине. Правда, наблюдатели (в том числе и румынские) отмечают, что это - довольно опасная игра для самой Румынии, так как Парижским договором в её состав была включена часть Трансильвании и Ардяла.

X. В качестве новогоднего "подарка" президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что на территории Молдавии проживает 4 с половиной миллиона румын, к которым Бухарест не имеет права относиться, как к иностранцам. На этот раз реакции Кишинёва не последовало. Незадолго до этого проблема двусторонних молдавско-румынских отношений стала одной из ключевых на переговорах президента Владимира Воронина в Брюсселе. По словам молдавского лидера, эти вопросы Кишинёв намерен обсуждать исключительно с европейскими структурами, так как потенциал двустороннего диалога исчерпан. ("Пульс")

Национальный вопрос: "Раскол между молдаванами и румынами гораздо глубже, чем расхождения между молдаванами и нерумынами"

Йозеф Геббельс, руководитель нацистской пропаганды, говорил: "При слове "культура" мне хочется схватиться за пистолет!", пишет интернет-издание Azi.md. Сегодня создается впечатление, что Владимир Воронин приходит в ярость при одном только упоминании о Румынии, трехцветном стяге или орле на гербе своей страны, отмечает издание. Его обидные и оскорбительные речи в адрес Бухареста, "Бессарабской митрополии" и национальных символов страны противоречат и здравому смыслу, и уважению к истине, пишет издание. И все же, президент-коммунист отнюдь не заурядный маньяк, преследуемый навязчивой идеей, как может показаться на первый взгляд. Хотя, несомненно, его психическое здоровье, как заявила недавно в парламенте депутат Виталия Павличенко, вызывает серьезные опасения, пишет Azi.md. Но он далеко не кардинал Ришелье, тайно дергающий за ниточки и управляющий миром. Для этого Воронин уж слишком хил и анахроничен. Он даже не гений заговоров, руководящий закулисной игрой по присоединению Республики Молдова к России, как опасаются некоторые, отмечает издание. Коммунистический лидер - уже разыгранная и окончательно проигранная карта. Сейчас эта карта валяется под столом, и русские топчут ее ногами, пишет Azi.md. Хотя если серьезно, то сегодня и они уже не рассчитывают на лидера коммунистов, отмечает издание. К тому же, судьба Молдавии решается не в Кишиневе, а в главных канцеляриях мира. Именно там вершится история. Но только без участия Воронина. На этой избранной политической кухне нет места опорочившему себя и отжившему свое пекарю, пишет издание.

Растерявшему весь свой авторитет, влияние и доверие к себе на международной арене и сдающему свои позиции внутри страны, Владимиру Воронину не остается ничего другого как лицедействовать, продолжает Azi.md. Он скатился до уровня жалкого шута - неудачник, на котором поставили крест и Запад, и Россия, он время от времени выкидывает фортели, чтобы никто не понял, что, мягко говоря, он гол как сокол, отмечает издание. Фокусы Дэвида Копперфильда потеряли бы и очарование, и смысл, если бы он не демонстрировал их на публике, не правда ли? Вот поэтому и лидер коммунистов старается как можно чаще демонстрировать публике свое мастерство в глотании огня. На самом же деле, Воронин угодил в ту самую политическую ловушку, которую он расставил своим соперникам, пишет Azi.md. Последние семь лет он измывался над ними и притеснял их, а теперь его произвол обернулся против него самого. Теперь Воронин всеми силами пытается вырваться из капкана, поэтому и вопит истерично на весь мир, отмечает издание. Но он не сдался, не признал себя побежденным. С истинно большевистским ожесточением он все еще надеется вырваться из тисков времени. У Воронина, как и у его московского идола, Путина, есть свой план.

Прежде всего, чтобы не оказаться за бортом, пока еще действующий глава государства должен непременно убедить своих соратников, что они все еще могут на него положиться, пишет Azi.md. Что он еще не "хромая утка", как американцы называют президента, срок полномочий которого вот-вот завершится, и у которого нет никаких шансов быть переизбранным на следующий срок. Поэтому президент-коммунист, точь-в-точь как факир-самоучка, втягивает через рот, а затем выпускает через уши всякого рода слухи о тайных договоренностях со своим российским коллегой Владимиром Путиным, отмечает издание. Так он набивает себе цену перед коммунистами, давая им понять, что при поддержке Кремля сможет помочь им удержаться на плаву. На самом деле, Воронин беспомощен, и за пределами страны никто не воспринимает его всерьез, пишет Azi.md. В лучшем случае, он герой анекдотов. Но поскольку другого выхода у него нет, он упорно продолжает сотрясать воздух. Он регулярно бывает в Москве, симулируя бесконечные дипломатические потуги. Но верхи российской столицы вовсе не ждут его с распростертыми объятиями. В бывшей метрополии он может разве что посетить турнир по кикбоксингу. Только и всего.

Кроме того, чтобы вернуть себе голоса русскоязычных избирателей Республики Молдова, которые в большинстве своем отвернулись от него, Воронин изрыгает свою желчь на Румынию, продолжает Azi.md. И в то же время смиренно сносит все унижения со стороны Москвы. Теперь Путин может запросто крутить им как пожелает, не рискуя вывести его из себя, отмечает издание. В ответ лидер коммунистов лишь сотрет российский плевок со щеки и вознесет благодарность Кремлю за обращенное на себя высокое внимание, подводит итог издание.

На 17-м году своей независимости молдавское государство продолжает напоминать коммунальную квартиру, которая заселена постоянно ссорящимися между собой обитателями, которая очень плохо управляется, которая все больше приходит в упадок, и жители которой разбегаются куда глаза глядят, пишут "Молдавские ведомости". Когда-то обитатели этой "коммуналки" были жителями одного большого дома, в котором не было так сильно заметно, насколько это разные люди. Но тот дом развалился, и темные инстинкты, которые до поры до времени удерживались под спудом, повылазили наружу во всей своей "красе". Будь их воля, жители разных комнатушек этого "общежития" поперегрызали бы друг другу горло, но, увы, учитывая скромные размеры совместной жилплощади, они вынуждены сосуществовать в ее пределах, отмечает издание.

Став случайно независимым, осколок советской империи под названием "Республика Молдова" реально не имеет ни одного признака государства, каковыми, как учат учебники права, государство должно обладать, продолжают "Молдавские ведомости". Это территория, это народ, и это правительство, которое управляет первыми двумя. Молдавия территориально расколота. Единого народа в этническом смысле здесь никогда не было, и не будет, а нация в смысле политическом, гражданском, так и не создана. Наконец, в Молдавии нет власти, которая контролировала бы всю территорию этого государства, и которая смогла бы объединить пестрое население в единую нацию. По формальным признакам, вернее, по отсутствию таковых, Молдавия - это государство-фантом, отмечает газета.

Линий раскола, разделяющих население Молдавии, много, пишут "Молдавские ведомости". Самый заметный, и хорошо известный международной общественности, - это раскол по Днестру, на Левобережье, или "так называемую", "самопровозглашенную", "непризнанную" "Приднестровскую Молдавскую Республику", и Правобережье, или тоже самопровозглашенную, но признанную Республику Молдова. Когда говорят, что этот раскол не этнический, а чисто политический, это не так, отмечает издание. Да, и на правом, и на левом берегу проживают люди одних и тех же национальностей, но, во-первых, в разной пропорции (на левом берегу славян - украинцев и русских - больше, чем молдаван), а во-вторых, что еще более важно, за Днестром практически нет молдаван, которые считают себя румынами. Это имеет большое значение, потому что, как выясняется, раскол между молдаванами и румынами может быть гораздо более серьезным и глубоким, чем расхождения между молдаванами и нерумынами, пишет газета.

Приднестровская община, объявившая об отделении от Молдавии еще когда та была Советской Молдавией, во многом, сделала это именно из-за боязни румын, то есть румынофобии, продолжают "Молдавские ведомости". Не только украинцы или русские Приднестровья, но и проживающие там молдаване не хотят в один день оказаться в Румынии - а то, что "воссоединение разделенной Прутом румынской нации", то есть присоединение Молдавии, является целью Бухареста, уже не скрывает даже президент Румынии Траян Бэсеску. По Днестру, действительно, проходит культурный, цивилизационный раскол, отмечает издание. Левый берег больше тяготеет к славянскому миру, к России с Украиной. На правом берегу все больше укореняются румынские, западные представления о смысле бытия. Это не значит, что какая-то часть лучше другой, просто они разные. В СССР их удавалось удерживать вместе, а в независимой Молдавии не получается, пишет газета.

На правом берегу, кроме молдаван, есть русские, гагаузы, украинцы, которые тоже себя румынами не считают, пишут "Молдавские ведомости". Речь идет о сотнях тысяч граждан, причем, про гагаузов и украинцев можно сказать, что и у них есть свои "комнатки" в общемолдавской "коммуналке". В гагаузской "комнатке" в разных углах обитают люди, которые тоже плохо ладят между собой - "красногагаузы", "единогагаузы", "комратогагаузы". Но в целом, как бы там ни было, у гагаузов есть своя автономия, которая пока их вполне удовлетворяет. Но, говорят гагаузы, если завтра бессарабцы и заднестровцы начнут вести переговоры о строительстве нового общего дома, гагаузы тоже хотели бы получить в нем статус "дольщика" уже на стадии проектирования. Что касается украинских сел Севера Молдавии, то жизнь в них по своему укладу гораздо больше напоминает жизнь сородичей-украинцев в соседних Винницкой или Черновицкой областях, чем жизнь сограждан-молдаван в Ниспоренском или Яловенском районах, отмечает издание.

Самая многочисленная "семья" в общемолдавской "коммуналке" - это, конечно же, собственно молдаване, продолжают "Молдавские ведомости". Но и между молдаванами пробежала черная кошка, причем, именно этот раскол хуже всего сказывается на всей "коммуналке", угрожая самому ее существованию, отмечает издание. Молдаване бывают настолько разные, что некоторые из них ненавидят друг друга больше, чем кого бы то ни было. Если оставить в стороне заднестровских молдаван с их особым менталитетом, то остальные молдаване делятся на следующие категории: молдаване, которые считают себя молдаванами, а язык свой - молдавским; молдаване, которые считают себя молдаванами, а язык свой - румынским; молдаване, которые считают себя румынами, а страну свою - Молдавией; молдаване, которые считают себя румынами, а страну свою - Румынией; молдаване, которые считают себя румынами, страну свою - румынской, и выступают за то, чтобы эта вторая румынская страна когда-то объединилась с первой, "главной", румынской страной - Румынией. Между крайними категориями молдаван наблюдается такая неприязнь, какой не существует между молдаванами и представителями других национальностей, пишет газета. Эта вражда набирает тем большие обороты, чем сильнее укрепляются позиции молдаван-румын-унионистов, и чем, соответственно, сильнее им пытаются противостоять молдаване-нерумыны-неунионисты.

"Румынам" противостоит "управдом", который узурпировал право единолично командовать в молдавской "коммуналке", пишут "Молдавские ведомости". Он - очень странный человек: его "патриотизм" принимает порой болезненные формы, отмечает издание. Например, его отношение к румынам совпадает с позицией приднестровцев, а его отношение к приднестровцам совпадает с позицией румын. Он, видимо, полагает, что это очень принципиальная позиция, но на самом деле, это очень нездоровая позиция, пишет газета. Этот "управдом" умудрился так доуправляться, что при нем одновременно набрали обороты и русофобия, и румынофобия, но при этом ни русские, ни румыны не стали лучше относиться к молдаванам. Разве это не странно? - задается вопросом изданию.

С точки зрения тех же самых приднестровцев, между этим "управдомом" и Траяном Бэсеску нет никакой разницы, продолжают "Молдавские ведомости". Последний даже предпочтительнее, потому что он уже "встроен" в евросоюзовскую систему, гарантирующую права национальным меньшинствам, и на него, в отличие от "управдома", можно найти управу хотя бы в Брюсселе. На кишиневского же "Швондера", который сам себе режиссер, жаловаться некому, отмечает издание.

У молдавской "коммуналки" нет нормального хозяина, который сумел бы наладить в этом помещении нормальную жизнь, пишут "Молдавские ведомости". Именно поэтому столько людей уже покинули этот дом и переехали в другие в поисках лучшей доли, отмечает издание. Многие уехали из-за де факто политики геноцида со стороны "управдома"-мизантропа, но чтобы полностью очистить жилье от людей, пришлось бы посыпать всех дустом. А это слишком даже для "истинных молдавских патриотов", пишет газета. У существования государства, как и у человека, должны быть какой-то смысл, какая-то цель, продолжают "Молдавские ведомости". Ни "управдом", ни его оппоненты не в состоянии определить для молдавской "коммуналки" такую цель, которая наполнила бы смыслом ее существование. Судя по всему, в конце концов, дело возьмет в свои руки стратегический иностранный "риэлтор-девелопер", и закончится все тем, что молдаван за уши втянут в очередную империю - на этот раз, евросоюзовскую, пишет газета. Может быть, так будет лучше всем, отмечает издание. Самих молдаван вряд ли о чем-то спросят, хотя они, в общем-то, и не возражают, чтобы кто-то со стороны решил за них всех их проблемы. Им и в предыдущих империях было не плохо. И на этот раз тоже все за них сделают. Отремонтируют им дом, определят им правила общежития, дадут им денег, проведут им демократические выборы нового "управдома". Определят им управляющую компанию из Вашингтона и Брюсселя. В итоге, бывшие обитатели "коммуналки" снова станут жителями современной квартиры в большом, чистом, богатом общеевропейском доме, пишет газета. И будет молдаванам евросчастье, подводит итог издание.

Молдавия - Приднестровье: "Другие региональные образования Молдавии нуждаются в самоопределении в не меньшей степени, чем ПМР"

Одним из ключевых вопросов политической жизни Молдавии является проблема ПМР, пишет интернет-издание Ava.md. Если раньше молдавские политические партии, большинство населения, а также международное сообщество упорно игнорировали тему Приднестровья, то сегодня она стала одной из ключевых проблем молдавского общественного сознания, внутренней и внешней политики молдавского государства. Однако почти все известные к настоящему времени партийные предложения по этой проблеме не включают в себя ничего принципиально нового, отмечает издание.

Тем временем, за последние годы общее положение дел на приднестровском направлении заметно изменилось, продолжает Ava.md. После сентябрьского референдума 2006 года в ПМР, когда подавляющее большинство населения региона проголосовало за присоединение к России, а также выборов в Госдуму Российской Федерации в декабре 2007 года, когда около ста тысяч российских граждан, проживающих, в основном, на территории Приднестровья, проголосовали за "Единую Россию", ситуация кардинально изменилась. Все подходы официального Кишинева и политических партий Молдавии к решению проблемы Приднестровья до сих пор базируются на одном и том же базовом посыле - признании ПМР "несуществующей" политической единицей, упорном именовании территории ПМР "просто восточной территорией Республики Молдова, временно подпавшей под власть сепаратистов", а населения этого региона "заблудшими овцами". Исходя из всего этого традиционного набора, выстраиваются и различные предложения о путях решения приднестровской проблемы. Однако они не выходят за рамки исходного посыла.

В нем не учтено главное, а именно, что эта территория уже обладает собственным субъектом самоопределения, пишет Ava.md. Этот субъект вполне определился территориально, экономически, этнически, государственно и геополитически. Он не сводится только к нынешнему президенту ПМР Игорю Смирнову. Не сводится он и только к интересам России. Не сводится он также только к интересам отдельных экономических групп, находящихся на территории ПМР. Это некая совокупность разнообразных факторов, составляющих общее органическое целое. Именно с этим целым и придётся договариваться, пишет Ava.md. И проблема вовсе не в том, что всё-таки придется договариваться. Проблема в том, что всё иное не имеет никакого смысла, если мы, действительно, хотим устойчивого развития своей страны, отмечает издание. Без способности договариваться и, главное, желания договориться, это устойчивое развитие просто невозможно. Вектор мирового развития, вся логика экономического развития требуют самоопределения и значительной самостоятельности территорий. Этого же требует логика увеличения самобытного многообразия в мире, противостоящая единообразию мира. В случае с Приднестровьем имеется именно такое самоопределившееся целое с ярко выраженной самобытностью, отмечает издание.

Парадокс ситуации и вся ее суть состоят в том, что отрицание самобытности ПМР есть в то же время отрицание самобытности других региональных образований Молдавии, продолжает Ava.md. Эти образования нуждаются в самоопределении в не меньшей степени, чем ПМР. И эта ситуация уже не зависит от нынешней власти в Кишиневе. Движение в этом же направлении началось и в Гагауз-Ери. Поэтому гражданам Молдавии не нужен простой переход ПМР под контроль нынешней политической власти Республики Молдова, отмечает издание. Это приведет лишь к деградации этого самобытного образования. Не нужен такой переход и гражданам ПМР, пишет Ava.md. Однако, и сохранение нынешнего положения также не нужно и гражданам Молдавии, и гражданам ПМР, отмечает издание.

Самым лучшим выходом из нынешней ситуации и для ПМР, и для РМ является достижение договоренности о совместном строительстве своего будущего, пишет Ava.md. Исходные точки договоренности могут быть различными. Если же исходить из равносубъектности РМ и ПМР, то элементарная логика приводит к следующим положениям:

1. Договоренность между сторонами, как равными субъектами, приведёт к формированию фактически нового государственного образования.

2. В формировании этого образования должно участвовать, как самобытное образование, также и АТО Гагауз-Ери. Возможно также участие и других территорий, если они обладают региональной самодостаточностью (критерии определения региона известны).

3. Хозяйственная самостоятельность, в том числе и внешнеэкономическая, объединившихся территорий должна сохраняться. Должны сохраняться и достигнутые каждой из сторон внешнеэкономические договоренности.

4. Столицей нового объединённого образования должен стать любой населенный пункт, кроме Кишинева. Наилучший вариант - это Бендеры. Уже сегодня власти Кишинева и власти республики все время находятся в конфликте интересов, так как Кишинев становится слишком силен экономически. Нахождение общенациональной власти в этом городе приводит к тому, что у нее появляются собственные экономические интересы в городе.

5. В ведении нового государства должны находиться: общая валюта, общая внешняя политика, общая оборона, общая безопасность, общие законы и общая таможня. При этом региональные различия, в том числе региональное законодательство и региональные государственные органы, не просто должны сохраниться, но и усиливаться, так как регионы должны развиваться и, значит, усиливать свою самобытность.

6. Выборы в общие органы управления должны происходить одновременно и на всей территории общего государства. Выборы в региональные органы - только на территории конкретного региона.

7. Новое объединенное государство должно быть по своей форме республикой. Так как его структура есть договор регионов, то она является формой федерации. При этом главной задачей государства становится создание условий для самостоятельного развития регионов.

8. Форма правления - Президентская. Парламент - двухпалатный.

9. Присутствие российских миротворцев сохраняется на весь период, на который будет необходимо (по мнению всех субъектов федерации) их присутствие.

10. Необходимо будет увязать решение о строительстве нового - объединенного - молдавского государства и вопроса его взаимоотношений с соседней Румынией. Нейтралитет должен быть подтвержден международными гарантиями.

Объединять РМ и ПМР имеет смысл только в том случае, если целью этого нового (объединенного) государства станет достижение нового уровня общественного и социального развития, в основу которого будет положена проблема человеческого развития, продолжает Ava.md. О том, что конкретно должно стать программой этого нового уровня развития, следует поговорить отдельно, отмечает издание. Но ясно одно: к решению задачи подъема на новый уровень общественного и социального развития можно идти быстро, а можно и медленно, революционно или эволюционно. Революция, в данном случае, не означает насильственный политический переворот. Она означает качественно и количественно ускоренное развитие, то есть "прорыв", как любят говорить нынешние власти. Но пока никакого прорыва не происходит. Почему? Да потому, что любое, действительно ускоренное, развитие предполагает, прежде всего, отказ от слепого, механического копирования чужих методов, пишет Ava.md. Копирование чужих методов развития, как правило, заведомо предполагает отставание. Однако сегодня вся Молдавия занята именно копированием, отмечает издание. Не творческим осмысливанием и усвоением лучших образцов, а именно тупым копированием. В политике, управлении экономикой, в социальной сфере. Везде и во всём. Если усвоение и осмысливание предполагают наличие собственной стратегии, то копировать можно слепо, бездумно, покорно подчиняясь чужой стратегии. Именно это сегодня и происходит. И в результате Молдавия, переставшая жить своим умом, отстает в своём развитии всё больше и больше, подводит итог издание.

Внешняя политика: В 2007 году Кишинев делал все, чтобы "сменить гнев Кремля на милость"

2007 год стал не только важным этапом на пути подготовки к парламентским выборам 2009 г., но и в диалоге с Европейским Союзом, пишет Infotag. Проевропейская риторика оставалась очень модной в 2007 г. Это не помешало Молдавии совершить очередную попытку разворота лицом к Москве и спиной к Западу, разругаться с ближайшим соседом из Евросоюза - Румынией.

Под разговоры о независимости судебной системы и молдавской прессы, третья и четвертая власть обрели независимость только в том плане, что от них все меньше зависит принятие каких-либо решений, продолжает Infotag. А отмена прямых трансляций заседаний парламента наглядно показала, что власти перестают выполнять даже те условия, которые оппозиция поставила, чтобы проголосовать за Владимира Воронина на посту президента. При этом Министерство иностранных дел и европейской интеграции утверждает, что досрочно выполнен План действий РМ-ЕС, который был рассчитан на три года и заканчивается 22 февраля 2008 г. В это с трудом верят европейские чиновники и совсем не верят молдавские граждане, которые не чувствуют перемен от выполнения этих обязательств, отмечает агентство. По той простой причине, что многие из них выполнены формально, а принятые законы и поправки к ним не выполняются на практике.

Тем не менее, в 2007 г. сделаны важные шаги на пути к европейской интеграции: подписаны и ратифицированы соглашения между РМ и ЕС о реадмиссии и об упрощении визового режима, пишет Infotag. Хотя эти документы имеют свои плюсы и минусы, граждане Молдавии могут чувствовать себя не на уровне Белоруссии, а хотя бы на уровне Украины и России. А это уже шаг вперед. Если же Евросоюз согласится с мнением Кишинева о том, что у Молдавии нет задолженностей по Плану действий, то следует перейти к новому этапу. И тогда чиновникам в Брюсселе придется подумать о том, какой другой документ будет определять отношения ЕС с Молдавией, которая в 2007 г. стала одним из его непосредственных соседей. Скорее всего, Евросоюз поручит Молдавии устранить еще имеющиеся отдельные недостатки и продлит План действий еще на год или два, пишет Infotag. Или же подпишет с Молдавией новый документ, закрепляющий ее статус непосредственного соседа ЕС. Как известно, Евросоюз очень заинтересован в том, чтобы в соседнем доме царили мир и спокойствие. И в этом - большой плюс для Молдавии, которая получила шанс не быть брошенной на произвол судьбы в центре Европы.

Кстати, статус Молдавии изменился благодаря вступлению Румынии в ЕС с 1 января 2007 г, продолжает Infotag. Руководство Молдавии отнеслось к этому без должного внимания и уважения, отмечает агентство. Бесконечные очереди у консульства Румынии в Кишиневе стали важным штрихом в портрете уходящего политического года. Из-за обострения отношений между Кишиневом и Бухарестом, тысячи молдавских граждан столкнулись с серьезными проблемами при поездках в Европу. Руководство Молдавии не только не выполнило данное в январе обещание об открытии еще двух румынских консульств в Бельцах и Кахуле, но и развернуло новую антирумынскую кампанию. Вновь остро встали вопрос о названии языка, актуальность приобрели территориальные претензии и интерпретация событий общего исторического прошлого, в конце года резко обострились отношения между молдавской и румынской церковью.

Параллельно с этим, внешнеполитические ведомства двух стран усердно поработали над тем, чтобы обострить отношения до предела, пишет Infotag. Особенно преуспело в этом МИДЕИ, которое в декабре объявило персоной нон-грата двух дипломатов посольства Румынии в Кишиневе. Затем, МИДЕИ назвало "недружеским" визит в Кишинев министра иностранных дел Румынии Адриана Чорояну, который приехал участвовать в церемонии открытия в Кишиневе нового консульства Румынии, способного упростить процедуру получения виз гражданами Молдавии. Несомненно, отношения между двумя соседними государствами будут улучшаться, но 2007 г. останется самой черной страницей в современной истории этих взаимоотношений, отмечает агентство.

Не всегда продуманные шаги Бухареста только подогревали антирумынскую кампанию молдавских властей, которая проходила на фоне отчаянных попыток Кишинева сблизиться с Москвой, продолжает Infotag. После введения в 2006 г. Россией эмбарго на импорт молдавских вин, президент Владимир Воронин и молдавское правительство использовали всевозможные варианты для того, чтобы вернуть утраченные позиции и сменить кремлевский гнев на милость. Кишинев всячески показывал свою готовность пойти на уступки, а освобождение из тюрьмы бывшего министра обороны Валерия Пасата в июле 2007 г. стало серьезным аргументом в этой политической игре. К концу года первые вагоны с молдавским вином в Россию таки отправились, что вселяет определенную долю оптимизма переживающей не лучшие времена молдавской экономике, отмечает агентство. Через полтора года, молдавская власть решила проблему, которую сама же создала.

Но даже не экономические трудности заставили Кишинев отступить в противостоянии с Москвой, пишет Infotag. Не выполнив множество других обещаний, которые были даны избирателям, Владимир Воронин в качестве президента и лидера ПКРМ решил добиться выполнений одного из ключевых пунктов предвыборной программы образца 2001 г. - решить приднестровскую проблему, отмечает издание. Это не только бы повысило шансы на выборах 2009 г., но и позволило бы третьему президенту Молдавии войти в историю как объединителя страны. Желание реализовать эту задачу подвигло его выступить с небывалыми инициативами, которые противоречат деятельности коммунистов последних лет. Кишинев заявил о готовности признать результаты приднестровской приватизации, дать гарантии жителям Приднестровья, делиться властью с администрацией региона. Только президентские инициативы несколько запоздали и не получили должной поддержки со стороны Тирасполя (который продолжает во всем слушаться Москву).

В вопросах приднестровского урегулирования, от Кишинева, как и от Тирасполя, уже ничего не зависит, продолжает Infotag. И инициативы, обнародованные, кстати, через молдавские приложения московских газет, были оглашены не для внутреннего, а для внешнего потребления. Ибо приднестровскую проблему предстоит обсуждать сильным мира сего - посредникам и наблюдателям в переговорном процессе, который заморожен уже на протяжении двух лет. Соответственно, они определят, какое продолжение получат политические события 2007 г., и какой сценарий будет разработан на оставшийся до парламентских выборов период. Несмотря на оптимизм президента Владимира Воронина, который заявил в конце года, что, с экономической точки зрения, приднестровская проблема уже решена, пока нет оснований говорить об эффективном политическом решении, пишет Infotag. Приднестровская проблема является одной из проблем (но, отнюдь, не самой важной) в диалоге России и США. На нее может повлиять решение проблемы Косово и взаимоотношения двух сверхдержав в рамках ДОВСЕ. Но, пока нет никаких сигналов о том, что "приднестровское дело" выносится на повестку дня в обсуждении спорных вопросов между Востоком и Западом. Громкие инициативы президента Владимира Воронина не нашли отклика ни в Приднестровье, ни у международного сообщества. Россия и США, Украина и Евросоюз заняты решением других, более важных для них проблем. Можно предположить, что более основательно к приднестровскому урегулированию вернуться уже после президентских выборов в России и США. Следовательно, и после парламентских выборов в Молдавии, подводит итог агентство.

Власть и оппозиция: "2007 год стал самым "стрессовым" для правящей в Молдавии Партии коммунистов"

Прошедший 2007 год в истории современной молдавской политики ничем особенным не примечателен, пишет агентство Infotag. Продолжились местечковые разборки между политическими лидерами, оппозиция критиковала власть, а власть старалась игнорировать оппозицию. С одной стороны, делались попытки объединиться и укрупнить партии, с другой - продолжилось создание новых партий. По большому счету, в политике этот год запомнится выборами в местные органы власти, отмечает агентство. Эти выборы внесли какое-то оживление в унылое однообразие, ознаменовавшее "триумфальный марш" Партии коммунистов после победы на парламентских выборах 2001 г. и во всех последовавших после этого политических баталиях.

В последние годы Партия коммунистов настолько прочно завладела всеми рычагами власти, что, казалось, никто и ничто не способно расшатать эту монополию, продолжает Infotag. Коммунисты выстояли против уличных акций протеста Христианско-демократической народной партии, за шесть лет несколько раз меняли вектор внешней политики, заставляя соглашаться с этим как большую часть общества, так и оппонентов внутри самой партии коммунистов. По ходу, молдавские власти, без особых для себя потерь, поочередно, провели острые дискуссии с Европой, Румынией и Россией, внесли существенные поправки в законодательство о выборах и в другие документы, заставили оппозицию на президентских выборах проголосовать за лидера ПКРМ и своего непримиримого политического противника. Казалось, что Партия коммунистов может вернуться уже к внесению в Конституцию пресловутой шестой статьи, которая в Основном законе СССР оговаривала главенствующую и направляющую роль Компартии, отмечает агентство.

Все полагали, что партия, располагающая неограниченными административными и финансовыми ресурсами, без особого труда выиграет местные выборы, которые сами коммунисты расценивали лишь как ступеньку к вхождению в будущий парламент, пишет Infotag. На поверку, оказалось, что дела обстоят несколько иначе. Как и предполагалось, партия власти оказалась на первом месте в ходе этих выборов, но, праздновать общую победу не довелось. В большинстве районов оппозиционные партии объединились и создали антикоммунистические коалиции в местных советах. Тем самым, впервые после 2001 г. оппозиция заставила коммунистов не только считаться с ней, но и поменяться ролями во многих районах. Несмотря на то, что в некоторых сельских и районных советах эти коалиции впоследствии распались, стало очевидным, что избиратели снова жаждут перемен, отмечает агентство. Возможно, в этом не столько заслуга оппозиции, сколько просчеты самих коммунистов, пишет Infotag. Их уверенность в своих силах переросла в самоуверенность и непогрешимость. Избиратели почувствовали, что для Партии коммунистов удержание власти становится самоцелью, когда правящая элита уже не в состоянии внятно объяснить, для чего она хочет править и дальше. Произошла элементарная эрозия власти, когда действующему руководству не удается оправдать растущие ожидания избирателей, отмечает агентство. Старые байки о том, как демократы разграбили страну, уже не срабатывают, так как это относится к минувшим временам, продолжает Infotag. Новые аргументы еще не придуманы, они только появляются в виде обновленной программы Партии коммунистов, которая будет активно пропагандироваться в предстоящий до парламентских выборов 2009 г. период.

А в году уходящем очень вовремя появились новые политики, которые умеют красиво говорить и обнадеживать относительно перемен к лучшему, пишет Infotag. Кишиневцы предпочли проголосовать за лишенного хозяйственного опыта 29-летнего Дорина Киртоакэ. Он никак не связан со старой элитой, которая успела поработать в советские времена, а после этого - сменила не одну партию, оставаясь у власти. Киртоакэ доказал, что он не замешан в каких-либо коррупционных скандалах, а главное - сумел убедить избирателей в том, что именно с его именем следует связать европейское будущее молдавской столицы. Новые молодые мэры выиграли выборы и в других населенных пунктах. Относительного успеха добилась малоизвестная Либеральная партия, для которой мэр Киртоакэ может стать хорошим локомотивом в будущем, отмечает агентство. В 2007 г. либералы получили в Кишиневе огромный вотум доверия. И уже от них зависит, смогут ли оправдать этот вотум, чтобы закрепить успех в 2009 г. на парламентских выборах, либо дискредитируют правление демократических сил и станут главным аргументом Партии коммунистов на выборах-2009.

Центральные власти делают все для того, чтобы доказать недееспособность демократов и их неспособность управлять, продолжает Infotag. Сразу после выборов президент Владимир Воронин в резкой форме дал понять, что он недоволен их результатами, "не собирается помогать" новым властям Кишинева, не будет делиться властью и не намерен "нести чемодан оппозиции". После того как председатель парламента Мариан Лупу на пресс-конференции в конце июля несколько смягчил эту позицию, между центральными и местными властями (в том числе столичными) установилось относительное перемирие, когда каждый работает сам по себе. Однако, это перемирие - лишь относительное, в нем не было, и нет даже намека на сотрудничество. Мэр Кишинева не участвовал ни в одном заседании с участием президента или членов правительства, в одиночку, лишь при помощи администрации города, постигая азы правления муниципием.

Центральные власти радуются неудачам Киртоакэ и способствуют им, а президент Владимир Воронин на пресс-конференции по итогам 2007 г. прямо заявил, что "внутренняя ситуация не вызывает озабоченности, оппозиция играет на руку Партии коммунистов, особенно в Кишиневе", пишет Infotag. Хочется верить, что Воронин сказал это только в качестве председателя Партии коммунистов, хотя на пресс-конференции подводились итоги года в стране, а не в партии, отмечает агентство. Дух сотрудничества между властью и оппозицией, который появился после выборов 2005 г., окончательно развеялся за прошедшие два с половиной года. И те, и другие уже начали подготовку к следующим парламентским выборам и руководствуются только собственными электоральными интересами. Кто придет к выборам лучше подготовленным, покажут только выборы, подводит итог агентство.

"2007 год войдет в историю как один из самых "стрессовых" для правящей в Молдавии Партии коммунистов (ПКРМ)", - пишет Jurnal de Chisinau. "В этом году коммунисты "споткнулись" и впервые ощутили, что почва уходит у них из-под ног. Президент Владимир Воронин и его окружение были настолько уверены в своей победе на местных выборах, что ограничились подходом к ней только с точки зрения избирательной техники. Паника, нервозность и истерия ощущались после того, как выяснилось, что результаты намного ниже ожиданий клана ПКРМ", - пишет издание. Газета отмечает, что коммунистическое руководство, "не останавливаясь, включилось в избирательную кампанию по парламентским выборам 2009 года". "Воронин желает в 2009 году более чем простой победы на выборах. Он хочет повторения триумфальных для себя итогов выборов 2001 года. А значит, в наступающем году следует ожидать увеличения оборотов коммунистической предвыборной машины. Таким образом, 2008 год не сможет быть спокойным, что бы ни говорил на этот счет Воронин", - подводит итог издание.