С 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, содержащая, в частности, положения, регулирующие использование коммерческими организациями фирменного наименования и товарного знака и, в частности, дано определение исключительного права на фирменное наименование. По просьбе ИА REGNUM нововведения прокомментировала член президиума Общероссийской общественной организации ОПОРА РОССИИ, председатель Комитета ОПОРЫ РОССИИ по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности Наталья Золотых. "Статья, четко определяющая, что владелец фирменного наименования имеет исключительно право на его использование, была и в прежней редакции Гражданского кодекса, - сказала она. - Однако до 1 января нынешнего года не было абсолютной ясности и прозрачности этой нормы. В кодексе говорилось, что исключительно право возникает "в силу соответствующей регистрации", но о какой регистрации шла речь? Просто ли о регистрации компании как юридического лица, или о регистрации фирменного наименования в качестве товарного знака? Такая ситуация вызывала затруднения при судебном разрешении конфликтов, возникавших вокруг фирменных наименований. Четвертая часть Гражданского кодекса очень удачно прояснила правовую ситуацию, определив, что исключительное право на фирменное наименование возникает в тот момент, когда юридическое лицо включается в Единый государственный реестр".

"Каждая компания, в том числе и малая, заинтересована в том, чтобы быть узнаваемой. Дублирование фирменных наименований - не в их интересах, - продолжила она. - Уже достаточно давно при регистрации юридического лица проводится проверка его фирменного наименования для исключения совпадения с другим, зарегистрированным ранее. Поэтому фирмы-тёзки могут возникать только при условии различия в организационно-правовых формах - скажем, двух ООО "Марина" быть просто не может, но может быть ООО "Марина" и ОАО "Марина".

"Тем не менее, - подчеркнула Наталья Золотых, - я полагаю, что собственник будет иметь больше прав для защиты своих прав в том случае, если зарегистрирует не только название компании, которое в форме фирменного наименования будет зафиксировано в учредительных документах, но и зарегистрирует специальную его часть как товарный знак".

В то же время она обратила внимание на то, что четвертая часть Гражданского кодекса вводит наряду с фирменными наименованиями и товарными знаками новое понятие - коммерческие обозначения.

"С одной стороны, это открывает больше возможностей для компаний, в том числе и малых, а с другой - несет и новые проблемы, - отметила она. - Три понятия отчасти перекрещиваются, и можно допустить такую ситуацию, когда одно и то же словесное обозначение будет являться и фирменным наименованием, и товарным знаком и коммерческим обозначением, но отнюдь не всегда. Здесь-то и возникают сложности. Закон определяет, что владелец фирменного наименования как и владелец товарного знака имеет исключительное право на его использование; владелец коммерческого обозначения тоже имеет исключительное право на его использование, но в отношении коммерческих обозначений непонятно, с какого момента возникает это право, поскольку коммерческое обозначение нигде не регистрируется. Закон определяет, что исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года, но если мы не знаем, когда это право возникает, как определить этот срок? Эта неясность может вызвать проблемы в фактической деятельности компаний. У нас, в России, где нет вековой культуры, связанной с интеллектуальной собственностью и с такими понятиями как товарный знак и фирменное наименование, появление еще одного нового понятия может внести дополнительную путаницу".

"Учитывая это, я бы предложила внести поправки в Гражданский кодекс, чтобы четко определить, когда возникает исключительное право на коммерческое обозначение. Кроме того, необходимо провести грань между фирменным наименованием и коммерческим обозначением, поскольку последнее - более широкое понятие, которое распространяется не только на коммерческие организации, но и на некоммерческие и на индивидуальных предпринимателей, - заключила Наталья Золотых. - Если не прояснить эти моменты, может возникнуть и недобросовестная конкуренция, и злоупотребление правами, и введение потребителя в заблуждение - вольное или невольное".