Во избежание недобросовестной конкуренции нужно внести изменения в Гражданский кодекс - мнение эксперта
Москва, 17 января, 2008, 08:58 — ИА Регнум. С 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, содержащая, в частности, положения, регулирующие использование коммерческими организациями фирменного наименования и товарного знака и, в частности, дано определение исключительного права на фирменное наименование. По просьбе ИА REGNUM нововведения прокомментировала член президиума Общероссийской общественной организации
"Каждая компания, в том числе и малая, заинтересована в том, чтобы быть узнаваемой. Дублирование фирменных наименований - не в их интересах, - продолжила она. - Уже достаточно давно при регистрации юридического лица проводится проверка его фирменного наименования для исключения совпадения с другим, зарегистрированным ранее. Поэтому фирмы-тёзки могут возникать только при условии различия в организационно-правовых формах - скажем, двух ООО "Марина" быть просто не может, но может быть ООО "Марина" и ОАО "Марина".
"Тем не менее, - подчеркнула Наталья Золотых, - я полагаю, что собственник будет иметь больше прав для защиты своих прав в том случае, если зарегистрирует не только название компании, которое в форме фирменного наименования будет зафиксировано в учредительных документах, но и зарегистрирует специальную его часть как товарный знак".
В то же время она обратила внимание на то, что четвертая часть Гражданского кодекса вводит наряду с фирменными наименованиями и товарными знаками новое понятие - коммерческие обозначения.
"С одной стороны, это открывает больше возможностей для компаний, в том числе и малых, а с другой - несет и новые проблемы, - отметила она. - Три понятия отчасти перекрещиваются, и можно допустить такую ситуацию, когда одно и то же словесное обозначение будет являться и фирменным наименованием, и товарным знаком и коммерческим обозначением, но отнюдь не всегда. Здесь-то и возникают сложности. Закон определяет, что владелец фирменного наименования как и владелец товарного знака имеет исключительное право на его использование; владелец коммерческого обозначения тоже имеет исключительное право на его использование, но в отношении коммерческих обозначений непонятно, с какого момента возникает это право, поскольку коммерческое обозначение нигде не регистрируется. Закон определяет, что исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года, но если мы не знаем, когда это право возникает, как определить этот срок? Эта неясность может вызвать проблемы в фактической деятельности компаний. У нас, в России, где нет вековой культуры, связанной с интеллектуальной собственностью и с такими понятиями как товарный знак и фирменное наименование, появление еще одного нового понятия может внести дополнительную путаницу".
"Учитывая это, я бы предложила внести поправки в Гражданский кодекс, чтобы четко определить, когда возникает исключительное право на коммерческое обозначение. Кроме того, необходимо провести грань между фирменным наименованием и коммерческим обозначением, поскольку последнее - более широкое понятие, которое распространяется не только на коммерческие организации, но и на некоммерческие и на индивидуальных предпринимателей, - заключила Наталья Золотых. - Если не прояснить эти моменты, может возникнуть и недобросовестная конкуренция, и злоупотребление правами, и введение потребителя в заблуждение - вольное или невольное".