"Проблемы, связанные со строительством подземных сооружений, есть во всех городах, однако только в Санкт-Петербурге с грунтом сложилась очень непростая ситуация", - заявил сегодня, 15 января, на конференции "Проблемы и возможности подземного строительства в Санкт-Петербурге" руководитель петербургского Центра геотехнологии Рашид Мангушев. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Мангушев отметил, что "большая часть городских грунтов насыщена водой и изменяет свои свойства при динамическом воздействии". "Около 60% зданий в центре города из-за этого находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже четырехметровый котлован в районе улицы Восстания и Невского проспекта вызвал то, что здание, рядом с которым проводилась выемка грунта, было признано аварийным, - сказал он. - Получается, что наш грунт - все равно, что студень - когда вы его только приготовили, он устойчив, однако, если создать вибрацию, он постепенно становится жидким".

По словам геолога, "главная задача при строительстве подземных площадок в Санкт-Петербурге - оградить котлован так, чтобы у здания, в районе которого он роется, не было наклона, а для этого, в свою очередь, надо выяснить состояние окружающих надземных и подземных сооружений". "Нужно правильно рассчитать характеристики грунтов, а это мы делаем очень плохо, хотя это основа для проектирования - отметил Мангушев. - Заложив ошибки при расчетах, можно получить потом в три раза больше других ошибок".

В качестве примера неправильного расчета специалист привел отель "Невский Палас" на Невском проспекте 57, при строительстве которого планировалось создать подземную четырехэтажную парковку. "Парковка в итоге стала лишь одноэтажной, но, тем не менее, пять зданий рядом с отелем - два на Невском проспекте и три на Стремянной улице, - подверглись разрушительному воздействию - подчеркнул Мангушев. - Где-нибудь в Гамбурге или Мюнхене эти технологии проходят, у нас, из-за особенности грунта, - нет". Он отметил, что также проводилось и исследование грунта под Апраксиным двором, в результате которого выяснилось, что под фундаментом здания находятся лежни, то есть горизонтально лежащие стволы деревьев "в плохом состоянии". По словам геолога, "подземные сооружения можно делать и там, однако для этого понадобятся современные конструкции, а это очень дорого". "В Санкт-Петербурге есть много пятен вне центра города для подземного строительства, и отличный пример - котлован на Комендантской площади, - сказал Мангушев. - Но если инвестор собирается строить что-то подземное в центре города, то он должен быть готов к серьезным затратам, хотя в итоге оказывается, что эти вложения не оправданы".

Об отсутствии городского регламента расчета состояний грунтов также заявили председатель петербургской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям Владимир Улицкий и заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени Карпинского Михаил Спиридонов. По словам Улицкого, одной из причин отсутствия подобного регламента является проблема финансирования науки. "В Европе, например, такой регламент разработали, вложив 320 млн евро, - сказал он. - Им имеют право пользоваться почти все, кроме России, поэтому у нас было два пути: либо искать средства на собственный регламент, либо ориентироваться на то, что уже есть в мире. Мы выбрали второй". Улицкий отметил, что из-за отсутствия документа, регламентирующего расчеты при подземном строительстве, определяющую роль играет геология. "Строительство подземных сооружений держится на трех "китах" - архитекторе, конструкторе и геологе, - подчеркнул эксперт. - Однако у нас архитектор - это такой "жирный кит", конструктор - "кит" поменьше, а геолог - "килька", которой достаются остатки финансирования". Улицкий также подчеркнул, что пренебрежение геологическими исследованиями при подземном строительстве привело к десяткам аварий в Англии и Франции, поэтому "жалеть денег на геологические изыскания нельзя".

Спиридонов в связи с этим отметил, что "сейчас нужно современное представление о геологическом строении Санкт-Петербурга, но такого представления нет". "Наши сведения не современны, а развитие городской территории, и, в особенности, акватории, продолжается, - сказал геолог. - В планах по развития "Порта Санкт-Петербурга" есть углубление фарватера, однако это достаточно серьезное мероприятие, которое, без учета особенностей подземной и береговой зоны превратится в миф".

Главный инженер петербургского ГУП "Трест геодезических работ и инженерных изысканий" Борис Коршунов подчеркнул, что "одной из проблем подземного строительства в Санкт-Петербурге является отсутствие статистической выборки". "В разных частях города грунт разный, однако, в центре устойчивый уровень начинается где-то с 30 метров и далее - 40 метров, 50 метров, в то время, как вся разработка при строительстве подземных площадок идет на уровне 20 метров, - отметил Коршунов. - Кроме того, в Санкт-Петербурге высокий уровень грунтовых вод - где-то один метр, в районах интенсивной застройки - два, но, в любом случае, установить статистику состояния петербургского грунта весьма сложно потому, что само геологическое строение нестабильно".

В заключение профессор кафедры гидрогеологии и инженерной геологии Санкт-Петербургского государственного Горного института Регина Дашко напомнила, что "проблема с разработкой грунта стояла еще пять тысяч лет назад в Индии при строительстве храмов", и что "в настоящее время надо работать не на дифференциацию, а на интегрирование". "Нужна общая концепция и стратегия, чтобы быть уверенным в безопасности создания подземных сооружений в нашем городе", - сказала она.

Напомним, в настоящее время в Санкт-Петербурге существует ряд масштабных проектов, предусматривающих подземное строительство парковок в центре города, в частности под Апраксиным двором, под комплексом зданий на углу Невского проспекта и улицы Восстания и в районе второй сцены Мариинского театра.