Сегодня, 14 января, Министерство иностранных дел РФ вызвало посла Великобритании в РФ сэра Энтони Брентона. Как говорится в заявлении МИД РФ, послу высказано недоумение в связи с тем, что отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге возобновили свою деятельность.

"Тем самым британская сторона не выполнила требование российской стороны о приостановке к 1 января 2008 г. функционирования всех региональных отделений Совета в России в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность БС в Российской Федерации. Послу было заявлено, что российская сторона рассматривает подобные действия как преднамеренную провокацию, направленную на нагнетание напряженности в российско-британских отношениях", - говорится в официальном сообщении МИД.

Кроме того, в ходе беседы с послом "была также подчеркнута абсолютная неприемлемость расходящихся с истинным положением дел утверждений британской стороны, что присутствие БС в России отвечает нормам международного права и двусторонним российско-британским договоренностям, а российская сторона не предоставила, мол, никаких разъяснений, в чем заключается несоответствие деятельности Британского совета российскому законодательству".

Британской стороне вновь заявили в МИД РФ, что Британский совет действует в России в нарушение российского законодательства, в частности, постановления правительства России 1995 г. "О порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации", поскольку согласия российских властей на открытие центрального офиса БС и его региональных отделений не только не было получено, но даже и не запрашивалось.

МИД РФ подчеркивает, что Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 1994 г., на которое ссылается британская сторона, говорит лишь о том, что "Британский совет будет действовать в качестве основного агента правительства Великобритании по выполнению соглашения" (то есть, по мнению российской стороны, БС может выполнить эту функцию и с лондонской "площадки"). Более того, в статье 13 соглашения указано, что "любая деятельность в рамках настоящего соглашения будет осуществляться в соответствии с законодательством и правилами, действующими на территории того государства, в котором проводится указанная деятельность". Таким образом, соглашение 1994 г. имеет характер сугубо рамочного документа, который не определяет ни юридический статус, ни порядок открытия, ни условия функционирования отделений Британского совета в России, полагает российское внешнеполитическое ведомство.

В связи с этим, считают в МИД, решить эти вопросы должно было отдельное двустороннее соглашение о порядке учреждения и условиях деятельности культурно-информационных центров, над которым наши страны интенсивно работали последние годы. Именно этот документ призван создать необходимую нормативно-правовую базу для деятельности Британского совета.

Послу было сказано, что российская сторона всегда выступала за развитие всесторонних связей с Великобританией в области науки и культуры, являющихся важной составной частью наших межгосударственных отношений. Вместе с тем это не означает, что организации, работающие в этой сфере, включая Британский совет, могут нарушать нормы международного права и российского законодательства. По мнению МИД РФ, очевидно, что ни одно из государств не позволило бы произвольно открывать на своей территории зарубежные культурные центры без каких-либо на то юридических оснований, наделять их дипстатусом, ставить выше своего национального законодательства.

Как сообщает МИД, российская сторона будет вынуждена предпринять ряд мер административного и правового воздействия: в частности, в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения БС в Санкт-Петербурге, российская сторона не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности БС, и продлевать аккредитацию нынешним. В случае, если деятельность Совета в регионах будет продолжена, российская сторона оставляет за собой право на принятие дополнительных мер, в том числе в отношении офиса БС в Москве.

"Рассчитываем, что британские партнеры прекратят игнорировать очевидные факты и воздержатся от линии на дальнейшую конфронтацию, чреватой самыми негативными последствиями для российско-британских отношений", - заключает Министерство иностранных дел РФ.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, офисы Британского совета в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге продолжили свою работу. Стоит отметить, что, по сообщению агентства Bloomberg, в отделении Британского совета в Санкт-Петербурге сотрудникам запретили общаться с прессой. При этом директор БС по России Джеймс Кеннеди заявил агентству, что причины решения российской стороны "политические".