Истинная подоплека сложившийся ситуации с Британским советом - юридическая и финансовая, а никак не политическая, - уверен председатель комитета Государственной думы РФ по международным делам Константин Косачев ("Единая Россия"). Как передает корреспондент ИА REGNUM, 14 января, комментируя сложившуюся ситуацию вокруг отделений Британского совета, Косачев заявил, что она "кажется из ряда вон выходящей с точки зрения действий британских властей". Косачев не согласен с тем, что у этого дела есть сугубо политическая подоплека. "Я эту версию принять не готов, потому что я этот вопрос вижу профессионально на протяжении уже ряда лет и знаю досконально, что претензии к деятельности филиалов Британского совета в ряде российских городов как отделений соответствующих консульских учреждений Великобритании - эти претензии юридического и финансового характера существуют на протяжении уже ряда лет и они никак не связаны с последним осложнением российско-британских отношений", - сказал глава думского международного комитета. Вместе с тем он отметил, что сложности в российско-британских ситуацию с Британским советом, "что называется, привели к кульминационной точке".

"Истинная подоплека - юридическая и финансовая, а никак не политическая, потому что деятельность отделений Британского совета, и в тех местах, где они сейчас уже закрыты - и в Екатеринбурге, и в Санкт-Петербурге категорическим образом противоречат нормам международного законодательства - раз, и российскому законодательству, безусловно, это два", - заявил Косачев. Депутат выразил уверенность в том, что российская сторона "добьется того, чтобы либо деятельность этих отделений была приведена в полное соответствие с действующим российским законодательством, либо была прекращена". "Я надеюсь, что российские власти в этой ситуации, достаточно острой, не дадут никаких поводов к тому, чтобы в свой адрес заслужить обвинения в неправовых действиях, - заявил Косачев. - Наши действия также должны носить правовой характер, но цель - очевидная и эта цель будет достигнута - цель не в том, чтобы создать препятствия для деятельности Британского совета как таковой, а в том, чтобы добиться осуществления этой деятельности в полном соответствии с нашим законодательством".

Говоря о финансовых претензиях к Британскому совету, председатель парламентского комитета по международным делам отметил, что они заключаются в том, что сейчас отделения совета действуют на правах отделений, культурных отделов соответственно посольств либо генеральных консульств Великобритании в ряде российских городов. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, подразделения дипломатических учреждений должны освобождаться от налогов и сборов, при этом они в соответствии с той же конвенцией не имеют права заниматься коммерческой, предпринимательской деятельностью. "Сейчас эти отделения, с одной стороны, занимаются коммерческой, предпринимательской деятельностью, с другой стороны, либо вообще не выплачивают налоги либо выплачивают их в каком-то режиме, который устанавливают для себя сами. Так быть не может и так не будет", - заявил Косачев. "В моем понимании, либо они выходят из-под крыла соответствующих дипломатических учреждений и начинают действовать на тех же основаниях, на каких действуют отделения любых зарубежных организаций вне зависимости от формы собственности на территории Российской Федерации, либо они преобразуются в отделения соответствующих дипломатических учреждений, но тогда уже без права занятия коммерческой деятельности, что и прописывается прямо в Венской конвенции", - сказал глава комитета.

При этом Косачев подчеркнул, что московское отделение - единственное отделение, деятельность которого прописана в российско-британском межправительственном соглашении о культурном сотрудничестве 1994 г. "Его статус, его функции определены межправительственным соглашением, которое в соответствии с российской Конституцией стоит выше национального российского законодательства. Поэтому в отношении него могут делаться исключения. А в отношении других отделений, которые не прописаны ни в каком двухстороннем соглашении, не прописаны где бы то ни было еще, могут действовать только нормы и правила, установленные в российском законодательстве, и так оно и будет", - заявил Косачев.

Напомним, российский МИД потребовал от Лондона закрыть с 1 января региональные филиалы Британского совета, ссылаясь на отсутствие у них необходимого правового статуса. Тем временем, как сообщало ранее ИА REGNUM, сотрудники екатеринбургского офиса Британского Совета вышли на работу 10 января.