На компенсацию льготного проезда пассажиров в общественном транспорте Тамбова коммерсанты требовали из бюджетов втрое больше денег, чем требовалось. Об этом сообщил глава администрации Тамбова Максим Косенков, передает корреспондент ИА REGNUM.

С 1 января 2008 года тамбовские льготники оплачивают проезд в общественном транспорте специальными талонами на одну поездку. В них заложена 50-процентная скидка: если сейчас за поездку в автобусе тамбовчане платят шесть, а в троллейбусе пять рублей, то для льготников плата составляет соответственно три и 2,5 рубля. Талоны могут использоваться в течение всего года во всех городах Тамбовской области.

По замыслу авторов реформы, нововведение позволит упорядочить расчеты между перевозчиками и бюджетами, из которых оплачиваются убытки транспортных предприятий из-за перевозки льготников. Прежняя система использования льготных социальных проездных не позволяла подсчитать, сколько и по каким маршрутам ездят льготники. Транспортники же воспользовались этим для создания мошеннических схем приписок числа реально перевезенных пассажиров с льготами, которое завышалось на 15-20% (к тому же, как выяснилось в ходе проверок, ряд перевозчиков занижали свою прибыль в восемь раз). В итоге на компенсацию стоимости, а точнее упущенной выгоды от перевозки граждан льготных категорий из бюджетов всех уровней стало выделяться вдвое-втрое средств больше, чем реально требовалось.

Эксперимент с талонами, проведенный в 11 территориях Тамбовской области, показал, что коммерческие перевозчики лукавят, утверждая, что льготники составляют львиную долю пассажиропотока. При подсчете погашенных льготных талонов на проезд выяснилось, что ими пользовалось не больше трети от общего объема пассажиров.

Перед тем как ввести разовую оплату льготного проезда в областном центре, этот опыт был изучен в соседних регионах и был опробован в городах с меньшей численностью населения. Он подтвердил необходимость принятия таких мер. Однако отсутствие надлежащей подготовки и организации исполнения создало неудобства для льготников: в почтовых отделениях, которым была поручена реализация проездных талонов, возникли очереди, дело дошло до открытых ссор. Люди приобретали по 500-1 000 талонов. Ажиотажный спрос на льготные талоны (всего их отпечатано к 3,2 млн штук) возник из-за спекулянтов, которые, по словам Максима Косенкова, уже перепродают их в людных местах Тамбова на рубль дороже номинала.

В результате губернатор Олег Бетин поручил начальнику Управления труда и социального развития Тамбовской области Елене Гордеевой за неудовлетворительную работу расторгнуть контрактные отношения с ее заместителем, курирующим эти вопросы. Он также рекомендовал главе администрации города Максиму Косенкову и начальнику Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области Татьяне Саблиной применить аналогичные меры к своим подчиненным.

В числе мер по исправлению создавшегося положения предложено незамедлительно ввести в практику выдачу льготных талонов на проезд почтальонами на дому, открытие пунктов их реализации во всех учреждениях социальной защиты населения, организацию приема телефонных заявок на адресную доставку.