Депутат Госдумы: Сложности применения поправок в "антиотмывочный" закон вызваны отсутствием специального законодательства

Москва, 10 января 2008, 17:08 — REGNUM  Сложности применения новых поправок в "антиотмывочный" закон вызваны системной проблемой отсутствия в России специального законодательства о платежной системе и расчетах. Как сообщает центр информации и общественных связей Ассоциации "Россия", об этом заявил депутат Государственной думы РФ, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Аксаков напомнил, что с 15 января 2008 года вступают в силу поправки к закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма", принятые 28 ноября прошлого года. В соответствии с ними банки и иные организации, осуществляющие переводы денежных средств, будут обязаны сопровождать безналичные расчеты и переводы средств без открытия счета на всех этапах их проведения информацией о плательщике - физическом или юридическом лице. Такая информация должна включать название организации или имя физического лица, ИНН, адрес места жительства или пребывания либо дату и место рождения. Если эти сведения отсутствуют, банки и иные организации будут обязаны отказать клиентам в совершении операций.

По словам Аксакова, сами по себе новые требования с учетом требований ФАТФ являются вполне оправданными, однако их практическое воплощение чрезвычайно осложняется по причине отсутствия специального законодательства о платежах, расчетах и платежной системе в целом.

"До настоящего времени нет четкого законодательного определения понятий "расчеты" и "платежи", нормы главы 46 ГК РФ "Расчеты" носят слишком общий характер и касаются отдельных способов осуществления расчетов с привлечением кредитных организаций (платежные и инкассовые поручения, чеки, аккредитивы), не внесена ясность в вопрос о возможности использования агентов и представителей при проведении платежей и расчетов и т. д.", - отметил депутат.

Бессистемность, противоречивость и обрывочность законодательства в данной сфере входит в противоречие с бурным развитием рынка платежей, в том числе микроплатежей, электронных, мобильных и карточных платежных систем, а также терминальных систем и систем, по сути занимающихся эмиссией электронных денег. Развитие систем розничных платежей является необходимой предпосылкой для выполнения поручения президента России по повышению доступности финансово-банковских услуг, убежден Аксаков.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, законопроект, откладывающий вступление в силу закона о контроле за крупными денежными переводами с 15 января на 1 августа 2008 г., внесен в Государственную думу РФ. По словам автора законодательной инициативы, члена комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева ("Единая Россия"), законопроект, как ожидается, будет принят сразу в трех чтениях на одном из ближайших пленарных заседаний. По мнению Медведева, перенос срока вступления в силу закона позволит крупнейшим отечественным банкам разработать и внедрить новое программное обеспечение, которое позволит банкам эффективно и комплексно применять меры по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Напомним, закон "О внесении изменений в статьи 5 и 7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" был принят Госдумой 28 ноября 2007 г. в трех чтениях. В частности, согласно закону, банки и финансовые учреждения обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о каждой операции клиента, если при ее совершении используются наличные средства и если сумма равна или превышает 600 тыс. руб.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.