"Говоря о неизбежности международного признания Приднестровской Молдавской Республики и о том, что вопрос об объединении Молдавии с Румынией является "решенным", приднестровский политолог Илья Галинский называет достоверные факты, но делает неверные выводы", - заявил 10 января 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политолог, руководитель информационно-аналитического портала Ava.md Виталий Андриевский.

Напомним, 9 января 2007 года в интервью ИА REGNUM директор Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета, профессор, доктор философских наук Илья Галинский заявил, что "у Молдавии нет иного выхода, кроме как объединиться с Румынией", в то время как международное признание ПМР "все более приближается".

"Интервью Ильи Галинского высветило часть проблем Приднестровья и взаимоотношений этого региона с Молдавией, - сказал Виталий Андриевский. - В общем-то, профессор Галинский еще раз подтвердил, что приднестровская элита не хочет объединения с Молдавией и всячески пытается идеологически обосновать это свое нежелание. Все это не ново, и все это хорошо знакомо".

Говоря о влиянии "румынского фактора" на развитие ситуации в регионе, Андриевский отметил, что "позиция Румынии, точнее ее президента, действительно приобретает все более четкие и ясно выраженные имперские амбиции". "Безусловно, это может импонировать какой-то части молдавского общества. Но ошибочно делать вывод, что местные выборы в Молдавии означают победу прорумынских сил. Более того, эти выборы показали, что прорумынские силы могут набрать максимум около 10% по Молдавии. Это не мало, но это и не тот процент, который может сыграть определяющее значение в политической жизни Молдавии. Особенно в таком деле, как решение проблемы независимости. Мы понимаем, что идеологи независимости ПМР из политики Бэсеску попытаются выжать все возможное для обоснования необходимости международного признания этого региона. Но на самом деле, политика Бэсеску мало что сегодня определяет как для настоящего, так и для будущего Молдавии. Необходимо понимать, что Бэсеску на самом деле не борется за объединение Румынии и Молдавии, точнее за поглощение Молдавии. Он игрок, и на самом деле, все это большая игра, которая призвана укрепить его авторитет у части румынского общества, показав нынешнего президента как патриота Румынии, борца за возвращение "румынских земель". К тому же надо помнить, что у румын есть свои проблемные территории, это районы с проживанием венгров и болгар. И если Бэсеску будет переигрывать на поле унионизма, это "ружье на стене" рано или поздно выстрелит", - отметил эксперт.

"Что касается влияния на ситуацию в нашем регионе со стороны ЕС, России и Украины, то сегодня явно прослеживается желание с их стороны позитивно повлиять на решение проблемы Приднестровья и способствовать объединению Молдавии, - продолжил Андриевский. - Россия, проявив себя как стойкий защитник целостности Сербии, не может вести политику двойных стандартов в Молдавии. Понемногу отходит от внутренних политических проблем Украина, и следует ожидать активизации ее деятельности на этом направлении. Имея за своей спиной "проблему Крыма", Украина никогда не пойдет на поддержку идеи независимости Приднестровья. Это надо четко и ясно понимать. Что касается ЕС, то позиция этого международного образования также понятна. ЕС выступает за единую и неделимую Молдавию".

В то же время, по мнению политолога, в данном контексте имеется одна интрига. "Условно назовем ее "22 января". В этот день встретятся Владимир Путин и Владимир Воронин. Что принесет эта встреча? Уже сам факт ее проведения говорит, что это больше шаг к сближению позиций, чем к какой-либо конфронтации. Россия после срыва "меморандума Козака" дала понять Молдавии, кто есть кто. При всех "загогулинах" Воронина он все же сумел уяснить, что с Россией играть нельзя. Урок пошел впрок. Поэтому от встречи двух президентов следует ожидать новые прорывы в налаживании торгово-экономических и политических связей. Безусловно, на этой встрече Россия не будет "сдавать" ПМР, как об этом пишут некоторые эксперты. Путин прагматичный политик и в такие игры он не играет. Более вероятным мне представляется договоренность о реанимации "меморандума Козака". Но это будет новый документ, в котором будут учтены современные реалии. Мир и особенно Россия за это время очень изменились. И эти изменения, несомненно, будут учтены", - считает Андриевский.

Говоря о религиозной экспансии Румынии, эксперт отметил, что эта политика является продолжением политики Бэсеску, только проводимой другими средствами. "Вероятным исходом "религиозных войн" может стать автокефалия молдавской церкви. Нельзя исключать, что это продуманная игра местных церковных иерархов, в которую румыны втянуты для решения этой проблемы. Что же касается Московского Патриархата, то если он хочет сохранить свое влияния в Молдавии, то нужно не поражать народ пышностью и богатством церквей и обрядов, а больше проявлять милосердия и заботы о простых людях", - сказал Андриевский.

Возвращаясь к проблемам в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, политолог также отметил, что проблема Кишинева заключается в том, что он никак не может понять, что любые переговоры, в которых стороны должны добиться согласия, должны быть равноправными. "Мало высказать хорошие идеи, надо еще доказать, что твои намерения искренни и честны. Этого пока у команды Воронина не получается. Что касается Приднестровья, то у меня лично сложилось впечатление, что президент ПМР Игорь Смирнов давно потерял интерес к политике и к реальной жизни в регионе. Многие косвенные признаки свидетельствуют, что работа аппарата президента, государственных структур парализована. Точнее сказать, люди работают на себя, а не на настоящее и будущее Приднестровья. Безусловно, эта отрешенность отрицательно влияет как на развитие самого региона, так и на решение его проблемы. Образно говоря, "верхи уже не могут", а "низы" этого еще пока не поняли и все ждут чуда от своей власти. А проблема в том, что эту власть надо срочно менять. Это касается и Молдавии, где также во власти наблюдается определенный застой", - подвел итог Андриевский.