Переутверждение губернатора

В июне 2007 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков официально поставил перед президентом России Владимиром Путиным вопрос о доверии. Заявление губернатора рассматривалось администрацией президента дольше обычного - около трех недель. Наблюдатели связывали это с намерениями некоторых властных групп предложить другую кандидатуру, а также с возможным объединением Санкт-Петербурга и области. Тем не менее, в начале июля президент предложил областному парламенту утвердить Сердюкова на новый срок.

По мнению тех же экспертов, сохранение у власти действующего губернатора было вызвано решением не менять руководство региона до президентских выборов 2008 года. В поддержку Валерия Сердюкова проголосовали 40 из 50 областных депутатов. Еще четверо (вероятно, представители "Единой России" и "Справедливой России") воздержались, а шестеро депутатов от КПРФ участия в голосовании не приняли, указав губернатору, что считают его работу на посту главы области недостаточно качественной.

Поздравляя губернатора с избранием, полпред президента в СЗФО Илья Клебанов счел нужным отметить, что Сердюков "не все может и не все умеет" и что следующий его губернаторский срок будет сложнее предыдущих. С этой оценкой согласился и сам губернатор, заявивший в своей инаугурационной речи, что основными проблемами региона, по его мнению, являются высокие цены на жилье, низкое качество медицинских услуг, плохие дороги, а также продолжающийся рост алкоголизма и наркомании.

По некоторым данным, подтвержденным, в том числе, и представителями руководства областного отделения "Единой России", членом которой является Сердюков, его дальнейшие перспективы на посту главы региона были напрямую увязаны с результатом этой партии на выборах в Госдуму. 2 декабря "первая партия власти" получила в области несколько меньше, чем в среднем в стране (59% против 64%), однако значительно больше, чем в Санкт-Петербурге (50%).

Выборы в областной парламент

В марте 2007 года в Ленинградской области состоялись выборы в Законодательное собрание региона. Предвыборная кампания прошла относительно спокойно (особенно в сравнении с выборами в Госдуму), однако не обошлось без ряда нарушений. Больше всего на нарушения против своей партии (в частности, применение административного ресурса) жаловались представители "Справедливой России".

Явка на выборах составила около 30% (порог явки был отменен и выборы были бы признаны состоявшимися при любой явке). Выборы проходили по смешанной системе: 25 из 50 депутатов избирались по партийным спискам, 25 - по одномандатным округам. В выборах по партспискам коло 35% избирателей, принявших участие в голосовании, поддержали "Единую Россию" (ее партийный список возглавлял губернатор Сердюков), около 21% - "Справедливую Россию", 17% - КПРФ, 12% - ЛДПР.

Однако за счет вступления во фракцию "Единой России" большинства победивших в своих округах одномандатников она получила большинство (30 из 50 мест) в парламенте. Интересно, что глава областного избиркома Владимир Журавлев предсказал этот результат еще в середине ночи голосования, проявив не то способности провидца, не то тонкое знание переговорных процессов внутри "первой партии власти".

Выборы, тем не менее, не обошлись без громкого скандала. По данным подсчета 100% голосов партия СПС набрала 7,01%. Однако затем по инициативе партии ЛДПР на некоторых участках начался пересчет голосов, и показатели в итоге были снижены до 6,99% (при 7-процентном барьере прохождения партий в парламент). Аналогичные ситуации с получением правыми 6,99% или 6,97% голосов были на мартовских выборах зафиксированы сразу в еще нескольких регионах страны.

В СПС отметили тот факт, что заявление представителей ЛДПР было подано 14 марта, то есть через три дня после проведения выборов, и что до этого представители ЛДПР не считали, что на этих избирательных участках были какие-либо нарушения. По заявлениям юристов СПС, проведение пересчета сопровождалось массой грубых нарушений закона. На заседании областного избиркома его члены выслушали представителей "правых", претензий их не опровергали, но и решение свое также не отменили.

Кроме избрания новых депутатов, выборы принесли также ряд косвенных последствий. В частности, за низкие результаты "Единой России" глава ее областного отделения Николай Пустотин лишился сразу двух постов - и партийного, и должности вице-губернатора по социальным вопросам. Новым спикером парламента стал бывший глава Тосненского района области Иван Хабаров - по мнению наблюдателей, значительно более лояльный к губернатору области, чем прежний председатель парламента Кирилл Поляков. Значительно более лояльной по отношению к исполнительной власти стала и работа парламента в целом. Но в то же время нельзя назвать новый состав Законодательного собрания абсолютно послушным инструментом исполнительной власти.

Новый глава Контрольно-счетной палаты

В течение нескольких последних лет в структуре органов власти Ленинградской области Контрольно-счетная палата областного парламента была одним из самых заметных. В полномочия КСП входит проверка эффективности использования бюджетных средств. Аудиторы КСП провели ряд скандальных проверок (самой заметной была проверка расходования средств на приобретение лекарств для льготников, которая закончилась проверками деятельности областных чиновников со стороны прокуратуры и ГУВД). И именно аудиторы были одними из основных оппонентов правительства, регулярно критиковавших чиновников за неэффективность в работе с трибуны парламента.

Осенью 2007 года кончился срок полномочий главы КСП Андрея Васильева. Несмотря на поддержку, выраженную Васильеву главой Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным (он заявлял о высокой эффективности работы областной палаты), областные депутаты (прежде всего представители "Единой России") по совету губернатора Сердюкова поддержали другого кандидата - Алексея Ларькина. В течение двух месяцев работы КСП под началом нового руководителя ни одного "громкого" дела или заявлений о неэффективности работы тех или иных структур правительства со стороны палаты не появлялось. Андрей Васильев по приглашению Сергея Степашина перешел на работу в федеральную Счетную палату.

Новый состав областного правительства

В течение года (и особенно в период сразу после переутверждения губернатора) персональный состав правительства области несколько изменился. Самым интересным изменением стала новая кандидатура вице-губернатора - представителя губернатора в Законодательном собрании. Бывшего журналиста Василия Иванова заменил бывший сотрудник ФСБ Александр Кузнецов. Некоторые депутаты оппозиционных фракций парламента считают данный факт весьма показательным. В правительстве же отмечают, что главное - это эффективность в работе.

Другие новые лица в областном правительстве - бывший главы районов региона. Наблюдатели считают их людьми, назначенными на работу в правительство не только за профессиональные качества, но в связи с доверием к ним со стороны губернатора. Бывший глава Лодейнопольского района Олег Уткин занял пост вице-губернатора по социальным вопросам (ранее занимавший этот Николай Пустотин в марте перешел на депутатскую работу). Бывший глава Приозерского района Сергей Яхнюк стал вице-губернатором по вопросам сельского хозяйства.

Выборы в Государственную думу

Предвыборная октябрьско-ноябрьская кампания и сами выборы в Госдуму прошли в Ленинградской области приблизительно по такому же сценарию, как и в стране в целом. "Единая Россия" набрала 59,25% голосов, "Справедливая Россия" - 12,7% голосов, КПРФ - 10,7%, ЛДПР - 8,6%. Остальные партии набрали не более 3% голосов каждая. Явка в регионе составила около 53%.

По мнению представителей оппозиции - СПС, КПРФ, а также "Справедливой России", основными причинами итогового результата были использование Владимиром Путиным личной популярности для поддержки "Единой России", весьма неравномерное (и количественно, и качественно) освещение кампании в государственных СМИ, а также применение административного ресурса. Самым важным пунктом и оппозиционерам, и наблюдателям представляется именно первый. Сам факт участия президента в кампании и характер этого участия привел к тому, что ни к формированию партийной системы, ни к выбору законотворцев голосование 2 декабря не имело ни малейшего отношения.

Следует отметить, что для Ленинградской области освещение предвыборной кампании в государственных СМИ имеет более принципиальное значение, чем, например, в Санкт-Петербурге, где жители использует значительно больше альтернативных источников информации. Некоторые случаи нарушения законодательства чиновниками и государственными СМИ в пользу "Единой России" даже были признаны областным избиркомом.

Что же касается "административного ресурса", то его применение, по словам оппозиционеров, заключалось в давлении на сотрудников бюджетных (и не только) предприятий. В маленьких областных городках люди больше, чем в Санкт-Петербурге, боятся потерять работу, потому что велика вероятность, что найти другую не удастся ввиду ее отсутствия. По той же причине люди не обращаются в суд, и оппозиционерам почти нечего "предъявить" для доказательства использования админресурса. В областном руководстве "Единой России" случаи такого рода давления не отрицают, однако отмечают, что руководство партии никого к таким действиям не призывало.