Первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Санат Кушкумбаев ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM по итогам 2007 года в развитии казахстанско-российских отношений.

ИА REGNUM: Россия и Казахстан рассматриваются как одни из наиболее динамичных интеграторов на постсоветском пространстве. Какие экономические события уходящего года могут служить главными факторами этой интеграции, являются примером стратегического партнерства?

Очень важное направление - строительство Прикаспийского газопровода. Предполагается, что и Казахстан, и Туркмения должны будут экспортировать по 10 млрд кубометров газа в год. То есть в общей сложности от двух стран ожидается около 20 млрд кубических метров газа. Это значимый проект, связанный с Российской Федерацией. В настоящее время в Казахстане добывается около 70 млн тонн нефти, ежегодно из них мы экспортируем 58 млн тонн. И из этих 58 млн почти 50 идет по российской нефтетранспортной системе. Это ключевая определяющая системы. Нефть идет по таким трубопроводным системам, как Атырау-Самара, через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Это наши ключевые экспортные маршруты. Более того, речь идет о том, чтобы увеличить объем экспорта по трубопроводам Атырау-Самара и КТК. К примеру, в КТК речь идет о том, чтобы поднять загрузку с 23 млн тонн в настоящее время до 40 млн тонн. Это пока вопрос обсуждаемый, но проектные мощности КТК - 67 млн тонн. У этой системы есть большой ресурс.

И если по нефтепроводу Атырау-Самара увеличат объем транспортировки с 10 до 20 млн тонн год, то Казахстан в значительной степени выступит партнером с Российской Федерацией. В настоящее время Казахстан выразил готовность экспортировать по этому трубопроводу 17 млн тонн нефти.

ИА REGNUM: Учитывая, что экономика Казахстана, в основном, базируется на сырьевой основе, можно ли говорить о том, что увеличивается экономическая зависимость Казахстана от России?

Россия является доминирующим партнером Казахстана, но это вопрос геополитики. Наши ключевые экспортные маршруты идут через Россию. И любое правительство, которое бы не находилось в Казахстане, должно будет учитывать этот очевидный фактор. Это просто наше соседство это не наш выбор, это судьба. Даже если бы кто-то считал по-другому. С этой точки зрения я думаю, что Россия продемонстрировала в последние годы, что она стремится быть надежным, стабильным, предсказуемым партнером, это самое важное. Мы с Россией можем говорить на одном языке, то, чего пока мы не можем сказать о некоторых наших южных соседях. По уровню зарубежных инвестиций Россия является ключевой страной, куда идут казахстанские инвестиции.

Если российские экспортные маршруты будут не рентабельны или не выгодны для Казахстана по каким-либо экономическим причинам, то Казахстан, конечно, будет искать другие пути. В частности, речь идет о строительства газопровода в Китай. Мы его пока не загружаем полностью, потому что наши экспортные маршруты через Россию удовлетворяют наши потребности.

ИА REGNUM: Какого товарооборота достигают Казахстан и Россия по итогам 2007 года?

По итогам этого года рост взаимного торгового оборота между Россией и Казахстаном составит 30% и достигнет $16 млрд.

ИА REGNUM: Как известно, Россия поддерживала стремление Казахстана занять пост председателя ОБСЕ. Будет ли, на ваш взгляд, Казахстан во время председательства в 2010 году во многом озвучивать позицию России?

Конечно же, являлась союзником России и являясь коллективным кандидатом от СНГ, Казахстан будет озвучивать согласованные, консолидированные интересы стран, от которых он был выдвинут. Но это не значит, что Казахстан безапелляционно и слепо будет озвучивать позицию России. Некоторые вопросы, допустим, отношения США с Россией, НАТО с Россией - это вопросы двухсторонних отношений. Учитывая нашу внешнеполитическую стратегию, Казахстан не должен будет активно включаться в этот дискуссионный процесс на стороне какой-либо из сторон, это наш принцип, наше кредо.

ИА REGNUM: Россия и Казахстан являются одними из основных интеграторов в ЕврАзЭС. Насколько интенсивно развивалась в 2007 году эта организация?

По объемам интеграции в ЕврАзЭС Россия и Казахстан являются лидерами, еще можно и Белоруссию добавить. Но дело в том, что в рамках ЕврАзЭС такие непохожие страны по экономике. На одном полюсе Таджикистан и Киргизия, а Россия на другом, и говорить об эффективной полноценной интеграции здесь очень сложно, поэтому речь идет о каких-то адресных проектах.

С 2006 года вошел Узбекистан. От позиции Узбекистана очень многое зависит в нашем регионе, не только в отношениях Казахстан-Россиия, а именно в Центральноазиатском регионе. Это целый комплекс транспортных проблем, проблем с трудовой миграцией, пересечением границ, водно-энергетическим комплексом. Конечно, такое ускоренное вступление Узбекистана позитивно воспринимается, но Узбекистан не все документы ратифицировал. До сих пор сохраняется визовый режим между Узбекистаном и Таджикистаном, не снято ограничение в транспортировке, нет унификации в законодательстве, в передвижении товаров, капитала, рабочей силы между Узбекистаном и соседями. Это объективные реалии.

И это понятно, ЕврАзЗС было создано в октябре 2000 года и на протяжении шести лет оно двигалось поэтапно, от соглашения к соглашению. Узбекистан присоединился на ходу к этому поезду и очень сложно сохранять такой ритм движения. Когда на последнем саммите речь шла о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия готовы сейчас к подписанию соглашения о создании таможенного союза, а другие станы пока не готовы, решено было пока не ждать, а двигаться в рамках этих стран и по мере готовности присоединятся другие страны.

Несинхронность - одна из главных причин того, что эта организация делает шаг вперед, останавливается, находится в паузе, затем опять двигается. И очень важно, чтобы в Ташкенте, Душанбе, Бишкеке понимали, что необходимо осознанно подходить к тем или иных документам.

ИА REGNUM: Россия проводит политику, направленную на возвращение соотечественников, а Казахстан - на репатриацию оралманов (казахов-репатриантов). Добились ли, на ваш взгляд, две страны определенных успехов в этих вопросах в 2007 году?

В Казахстане программа по возвращению оралманов существует намного раньше, чем Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. В ней очень много сложностей. Дело в том, что Казахстан еще находится в переходном состоянии и, безусловно, испытывает определенную экономическую нагрузку. Многие возвращаются из стран, не входящих в СНГ. Они сталкиваются с такой сложностью, как незнание русского языка. Мы знаем роль, масштаб и значение русского языка в современном Казахстане. Понятно, что, попадая в эту среду, они не могут эффективно абсорбироваться, есть культурные особенности, особенности взаимоотношений с местным населением. Безусловно, по культурной и социальной адаптации должны быть программы. К сожалению, есть и иждивенческие настроения среди ряда переселенцев. Такие переселенцы считают, что репатриация - это односторонний акт со стороны государства, когда им должны давать преференции, землю, дома, поэтому людям нужно заранее говорить об условиях.

В России аналогичные проблемы - ментальность чиновников в подходе к этому вопросу. Многие стремятся попасть к распределению средств, а человек не может ждать жилья месяцами, если он приезжает, то, прежде всего, должны решаться вопросы работы, социальной адаптации. Но если эти вопросы не будут решаться неделю, месяц, люди будут разочаровываться в этой программе. Но это только начало долгосрочной программы, не нужно ожидать быстрого эффекта.