На этой неделе Сербия была потрясена крупным внутриполитическим событием, которое, несомненно, имело внешнеполитическую направленность. Это было принятие парламентской резолюции по вопросу о Косово и Метохии. Выработанная резолюция вряд ли повлияет на стремление Европы и США предоставить косовским албанцам независимость. Как сказал представитель УНМИК (администрация ООН в Косово ) Александр Иванко на пресс-коференции в Приштине: "То, чем занимается Скупщина Сербии - это дело сербских посланников. Что же касается Косова, резолюция Скупщины Сербии не будет иметь никаких последствий, так как Косово - территория под управлением ООН". Значение резолюции в другом - в ней Сербия пытается определить будущую стратегию поведения по отношению к странам, которые признают Косово. Резолюция включает следующие основные пункты:

- Народная Скупщина считает, что основание миссии ЕС для претворения в жизнь устаревшего плана Ахтисаари стало бы актом нарушения суверенитета, территориальной целостности и конституционного правопорядка Республики Сербии. Народная Скупщина требует от правительства Сербии, чтобы оно оказало все возможное влияние на ЕС с тем, чтобы данная миссия не попала на территорию Сербии (на территорию Косова и Метохии) без предварительного решения СБ ООН.

- Учитывая общую роль НАТО, от противозаконной бомбардировки Сербии без согласия СБ ООН до Дополнения 11 к устаревшему плану Марти Ахтисаари, в котором говорится, что НАТО является "верховным органом власти в независимом Косово", Народная Скупщина принимает решение о провозглашении военного нейтралитета Республики Сербии по отношению к существующим военным союзам до момента возможного референдума, на котором было бы принято решение по этому вопросу.

Учитывая все вышеперечисленное, Народная Скупщина определяет следующие положения:

- Защита Косово и Метохии, как неотъемлемой части Республики Сербии, представляет собой приоритет государственных институтов и всех общественных организаций Сербии до тех пор, пока не будет достигнуто компромиссное решение этого вопроса на основании Резолюции СБ ООН №1244.

- Все акты провозглашения и признания независимости Косова и Метохии, а также все действия на международной арене, которые будут проистекать из этих актов, вне зависимости от того, кто их осуществляет, будут признаны недействительными и антиконституционными. С особым вниманием будут пересмотрены договора с теми странами, которые, возможно, признают независимость Косова и Метохии.

- Народная Скупщина поручает Правительству Сербии приложить усилия с тем, чтобы все международные договора, которые будет подписывать Республика Сербия, включая Договор о стабилизации и присоединении к ЕС, служили бы "функции сохранения суверенитета и территориальной целостности страны".

- Народная Скупщина требует от государственных органов Республики Сербии применить все правовые рычаги в соответствующих международных и национальных судах для защиты суверенитета и территориальной целостности Сербии.

Пожалуй, наиболее важной является часть резолюции, посвященная НАТО. Несмотря на характер констатации очевидной истины, что белое это белое, а черное - черное, как это может показаться российскому читателю, для Сербии эти формулировки отличается важной новизной.

Во-первых, это первый факт осуждения деятельности НАТО, принятый квалифицированным большинством сербского парламента с момента падения Слободана Милошевича в октябре 2000. Во-вторых, сам текст резолюции был составлен правительством Сербии, которое, в основном, сформировано из двух крупнейших партий - наследниц той самой Демократической оппозиции Сербии (ДОС), которая при технической и финансовой поддержке стран того же НАТО (США, Великобритания и Германия) свергло Слободана Милошевича. В-третьих, несмотря на попытки ряда аналитиков и политиков проатлантической ориентации (во главе с министром обороны Сербии) трактовать резолюцию как умеренную, она таковой вовсе не является. До сих пор Сербия, как и все остальные бывшие "соцстраны" Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, заявляла о своем стремлении войти в НАТО, как о ключевом внешнеполитическом приоритете.

Таким образом, Сербия стала первой страной бывшего социалистического лагеря, которая при "демократическом правительстве" (т.е. легитимность которого не ставится под сомнение западом) приняла решение заморозить ускоренный курс на вступление в Североатлантический альянс. Существующая в резолюции оговорка ("до референдума") фактически означает "никогда", т.к. значительное большинство граждан Сербии против вхождения Сербии в военный союз, который не только бомбил сербов в Хорватии, Боснии и Косово, но и постоянно ввязывается в конфликты на территории всего земного шара. Причем, противники атлантического пути не исключение даже среди тех граждан Сербии, которые отличаются заведомой антироссийской ориентацией и голосуют за Демократическую партию или их союзников.

С другой стороны, стоит отметить, что резолюция стала результатом коалиционного договора между Демократической партией Бориса Тадича и Демократической партией Сербии Воислава Коштуницы. Последний настаивал не только на официальном провозглашении отказа Сербии от атлантической интеграции, но и на более жесткой формулировке по вопросу о Договоре о стабилизации и присоединении к ЕС. Коштуница, согласно заявлению его советников, стремился внести в резолюцию слова о том, что Договор с ЕС должен нести твердую формулировку о принятии в ЕС Сербии как единого целого, вместе с Косово. Без этой формулировки Договор не может быть подписан. Партия президента - Бориса Тадича - пошла на уступки по вопросу об атлантической интеграции, последовательным защитником которой она является, и в обмен добилась смягчения предложенного Коштуницей текста резолюции. В результате, предложение включить в договор о стабилизации и присоединении к ЕС четкую формулировку о том, что "Косово - неотъемлемая часть Сербии" была заменена расплывчатой формулировкой о "сохранении суверенитета". Это позволило оставить коридор для маневра в процессе сохранения коалиции, но, с другой стороны, предоставило возможность для разного рода трактовок. Таким образом, продолжена общая политическая линия коалиционного правительства "и Косово, и ЕС". Эту "мягкотелость" Демократической партии Сербии в ее отношениях с коалиционным партером подверг критике последовательный сербский "ястреб" - кандидат в президенты от радикалов Томислав Николич. Он назвал резолюцию "колыбельной перед ампутацией", и сказал, что она недостаточно детально описывает шаги Сербии в случае провозглашения албанцами независимости Косова. С другой стороны глава депутатской группы партии Воислава Коштуницы в Скупщине Милош Алигрудич призвал всех членов Парламента Сербии к единству в этот тяжелый для страны момент.

Показательны общие результаты состоявшегося 26 декабря 2007 года голосования: за принятие резолюции было отдано 220 голосов, "против" - 14 против, при 3 воздержавшихся. Резолюцию поддержали партии правящей коалиции (Демократическая партия, Демократическая партия Сербии, "Новая Сербия" и "Г17+"), Сербская радикальная партия, Социалистическая партия Сербии, а против голосовали Либерально-демократическая партия и Лица социал-демократов Воеводины (воеводинские сепаратисты), при воздержавшемся от голосовании Союзе воеводинских венгров. Близка к голосованию "против" была и миниатюрная партия (выросшая из экспертнкого клуба ДОС) - "Г17+", виднейшим членом которой является Младжан Динкич - министр экономики, противник российских инвестиций в Сербии, в частности стремящийся продать нефтяную индустрию Сербии компании Shell. Лидер депутатской группы "Г17+", обладающей 19 мандатами, Сузанна Грубешич, заявила, что для ее партии неприемлем тезис о военном нейтралитете Сербии, а также оговорки в подписании Договора о стабилизации и присоединении к ЕС. Тем не менее, даже "Г17+" была вынуждена проголосовать "за". Даром лидер Либерально-демократической партии Чедомир Йованович убеждал присутствовавших, что "Сербия в 2000 году избрала путь, на котором эта резолюция ставит точку"... Резолюцию все-таки приняли.

Кроме резолюции сербские парламентарии приняли и сообщение государственной команды по переговорам, которые проводились под руководством "тройки" Контактной группы. Президент Сербии Борис Тадич напомнил, что "благодаря принципиальной позиции Белграда, переговоры длятся уже два года", и, несмотря на все "слухи и заявления о неминуемом провозглашении независимости Косова", оно "все еще не независимо", поэтому переговоры надо продолжать.

Свое обращение к парламентариям премьер Сербии Воислав Коштуница использовал, чтобы выразить свое осуждение политики США. "США сознательно приносят в жертву государственные и национальные интересы Сербии и жизненные интересы косовских албанцев, только ради того, чтобы создать свою квазигосударственное творение (Косово), в которой НАТО, согласно Дополнению 11 к плану Ахтисаари, стало бы "верховным органом власти". Если речь идет о том, у кого есть больше силы, то мы понимаем, что сила на стороне Америки. Сербия не может быть довольна тем, что эта политика силы обернулась против нас, но мы можем быть спокойны, поскольку наша сила основывается на уважении к закону. В настоящее время нашей последней линией обороны от насилия и одностороннего провозглашения независимости должна быть сильная резолюция, которую примет Скупщина. Это также важное и значимое сообщения сербам в Косово. Сообщение о том, что у них есть собственное правительство, и что незаконный акт об односторонней независимости необходимо игнорировать, как недействительный" - заявил Коштуница.

Премьер Сербии также отметил, что принятием резолюции "недвусмысленно подтверждается государственное единство, в условиях, когда под вопросом будущий статус края и сохранение территориальной целостности и суверенитета Сербии". "Это является открытым посланием, свидетельствующим о том, что государственные институты Сербии делают все возможное, чтобы сохранить Косово и Метохию в составе Сербии, и строят планы относительно своих деальнейших действий в случае прекращения переговоров и негативного решения, т.е. провозглашения независимости Косова, которую Сербия провозгласит недействительной. Несомненно, после этого заседания Скупщины Сербии предстоит дальнейшая деятельность правительства по окончательному формированию плана действий на случай одностороннего провозглашения независимости Косова и Метохии", - заявил сербский премьер. Он также сказал, что резолюция принята в ситуации, когда переговоры о Косово блокированы, а также после двух раундов переговоров, в которых Сербия участвовала с идеей и стремлением достичь компромисса и прийти к решению, соответствующему международному праву. "Ответственность за неудачу переговоров не лежит на Сербии, а на тех, кто мешал албанской стороне двигаться к компромиссу и переговорам - я говорю о США и отдельных западных странах, которые в Совете Безопасности 19 декабря просто сказали, что переговоров больше быть не может", - добавил он.

Материал подготовил Игорь Петренков - собственный корреспондент ИА REGNUM в Белграде