Интервью по "правозащитным" итогам уходящего года с азербайджанским правозащитником, директором Института мира и демократии (ИМД) Лейлой Юнус

ИА REGNUM: Как оцениваете ситуацию с правами человека в Азербайджане? Что можно ожидать в этой сфере в 2008 году от властей страны - дальнейшего "закручивания гаек" или, напротив, каких-то послаблений? И, наконец, чего смогли или не смогли добиться в уходящем году азербайджанские правозащитники?

В Азербайджане нарушаются практически все фундаментальные права человека.

а) Право на защиту от пыток. В 2006 г. от пыток в местах заключения скончалось 13 человек. Практически ежемесячно от пыток умирали и в 2007 году. 18 ноября нынешнего года в заключении скончалась и женщина - политическая заключенная Фарида Кунгурова. При этом в течение десятилетия никто из сотрудников правоохранительных органов не был привлечен к уголовной ответственности по статье "использование пыток". Более того, в 2007 г. президент Ильхам Алиев, выступая в Академии полиции, пообещал, что несмотря на давление международных организаций, требующих привлечения к судебной ответственности полицейских, применивших насилие, никто из сотрудников полиции к ответственности привлечен не будет.

б) Право на справедливый суд. В Азербайджане отсутствует, опирающаяся на закон, независимая судебная система.

в) Право на свободу собраний. С ноября 2005 г. по настоящее время граждане Азербайджана практически лишены конституционного права на свободу собраний.

г) Право избираться и быть избранным. Любые выборы в Азербайджане не соответствуют стандартам ОБСЕ, иначе говоря, тотально фальсифицируются.

д) Право на свободу слова. 2007 год сопровождался беспрецедентным давлением на независимые СМИ. Азербайджан опережает все страны ОБСЕ по числу осужденных журналистов.

В условиях тотального наступления режима на демократические свободы, правозащитные организации Азербайджана и другие институты гражданского общества успевают только отслеживать и фиксировать многочисленные нарушения прав человека, информировать международные организации, составлять альтернативные отчеты. Изменить ситуацию НПО, к сожалению, не в состоянии. Наступающий 2008 год - это год выборов президента в Азербайджане. Можно уже сейчас прогнозировать рост насилия, полицейского произвола и рост числа политических заключенных в стране.

ИА REGNUM: ИМД проводит большую работу по мониторингу судов. Каковы ее итоги за год?

Действительно с 2004 г. по настоящее время Институт мира и демократии проводит мониторинг судебной системы Азербайджана, материалы которого регулярно публикуются в местных СМИ и вывешены на сайте нашего института. Материалы мониторинга свидетельствуют, что, вопреки официальным заявлениям, судебная система в Азербайджане полностью коррумпирована и зависима от исполнительной власти. Фактически суды в Азербайджане являются карательными органами государственного аппарата, охраняющего основы и деятельность правящего режима и жестко наказывающего инакомыслящих. Мы не раз направляли результаты нашего мониторинга в Судебно-правовой Совет с указанием фамилий судей, которые сами нарушали закон и Европейскую конвенцию по правам человека, в частности, закрывали глаза на свидетельства о пытках со стороны полицейских. Однако реакции нет никакой.

ИА REGNUM: Что скрывается за "талышским делом" (его предпосылки, развитие и правоохранительный хеппи-энд)?

Озабоченность Института Мира и Демократии вызывает опасная тенденция проведения закрытых слушаний в Суде по тяжким преступлениям общественно значимых дел. Примечательно, что за закрытыми дверями рассматриваются дела так называемых исламских радикалов, "шпионов" и "госпереворотчиков". Многочисленные нарушения закона при задержании, вынесении судебного решения об изменении меры пресечения, почти откровенное давление на адвокатов в период следствия свидетельствуют о фальсификации обвинительных документов. Все это также относится и к так называемому "талышскому делу": в феврале нынешнего года спецслужбы республики по обвинению в государственной измене и шпионаже в пользу Ирана арестовали уже бывшего руководителя сектора Института языкознания Академии наук, главного редактора газеты "Толыши седо" Новрузали Мамедова и ответственного секретаря газеты Эльмана Гулиева. И в ходе ареста и на предварительной стадии спецслужбы Азербайджана допустили много нарушений закона. Но и сами обвинения носят откровенно надуманный характер. Чего стоят обвинения, что газета "Толыши седо" и Талышский культурный центр "всегда придерживались линии крайнего национализма, подвергали оскорблениям национальные чувства других национальностей и готовили почву для создания талышской автономии на устоях ислама и уничтожении азербайджанской государственности"! Большего абсурда трудно даже предположить. Ведь номера этой газеты есть у нас в Институте, представители Талышского культурного центра регулярно нам их передавали и там нет ничего подобного! "Толыши седо" - обычная газета представителей национальных меньшинств. Обвинение утверждает, что в газете писали, что выдающиеся деятели средневекового Азербайджана поэт Низами и полководец Бабек - талыши. Это что - основания для обвинения в измене?! У нас в свое время была издана историческая поэма Д.Баркушада "Бабек", в котором автор писал о курдском происхождении Бабека. За это также следует обвинять в измене?! Не зря власти проводят суд за закрытыми дверьми, хотя главный обвиняемый Мамедов не только категорически отверг все обвинения, но и требует открытого суда. Очевидно, что у обвинения нет доказательств вины арестованного Мамедова. Только этим и объясняется закрытый судебный процесс.

ИА REGNUM:Чем вы можете объяснить увеличение в этом году числа сообщений об арестах в Азербайджане исламистов, ваххабитов и террористов?

Играют свою роль два фактора. С одной стороны, после 2005 г. власти нанесли сильные удары по демократической оппозиции - их лишили офисов в центре столицы, многих активистов, особенно в провинции арестовали или вынудили покинуть страну, митинги и демонстрации уже два года как запрещены. В результате, демократическая оппозиция к настоящему времени сильно ослабла. Но освободившуюся нишу заняли представители неорганизованной оппозиции из различных религиозных структур. Мечети стали в современном Азербайджане чем-то вроде политклубов, где только люди и могут собираться и обсуждать животрепещущие проблемы. И власти отслеживают ситуацию. В то же время руководство страны очень хочется понравиться Западу, показать, что только на них можно положиться. Иначе говоря, хотят показать, что если их позиция ослабнет, тогда их место займут радикальные религиозные структуры. И, мол, потому Запад не должен сильно критиковать власти Азербайджана за многочисленные нарушения прав человека, обвинять в недемократичности выборов и подавлении свобод, ибо в противном случае... Дальше все ясно. А чтобы Запад, но особенно американцы, все это лучше поняли, наши власти и заняты тем, что выбирают в мечетях самых популярных и известных религиозных деятелей и арестовывают их по обвинению в госперевороте или терроризме. Нашу обеспокоенность вызывает тот факт, что действительно ситуация у нас стала тревожной. Но ведь виновата в этом сама власть! Правящий режим не проводит демократические реформы, уничтожает многопартийность, постоянно нарушает права человека и радикализирует ситуацию в стране. Вместо серьезной профилактики радикализма, имитируется борьба с псевдопреступниками. Все это очень тревожно и не может не беспокоить нас.

ИА REGNUM: В этой связи, что вы можете сказать по нашумевшему "делу Саида и компании", обвиненных в подготовке госпереворота и сотрудничестве с иранскими спецслужбами?

И здесь имеет место то, о чем сказано было выше. Это на самом деле очередная игра наших властей. Но и ее они проводят крайне неумело и глупо, почему и возник "шпионский скандал" в азербайджано-иранских отношениях. Как и в случае с "талышским шпионом" и здесь спецслужбы умудрились наломать много дров и совершить много нарушений закона при аресте и в ходе следствия. И также абсурдны были и обвинения, потому и суд проходил опять-таки при закрытых дверях, чтобы правда о надуманности обвинения не вылезла наружу. Чего стоят обвинения "группы Саида" в распространении наркотиков, что вообще не влезает ни в какие ворота, ибо перед нами верующие, для которых наркомания и распространение наркотиков уже тягчайший грех перед Аллахом. Но наши спецслужбы - атеисты и таких тонкостей в Исламе они не знают и потому не нашли ничего более умного, как подбросить наркотики. Это, увы, еще с советских времен излюбленный метод - подбрасывание в карманы обвиняемых наркотиков. Но не в карманы же глубоко верующих людей!

Самое интересное же началось потом, уже после решения суда. МНБ сделало заявление о "раскрытии заговора религиозной экстремистской группы, связанной с иранской спецслужбой "Сепах", готовивших террористические и диверсионные акты, а также вооруженный захват власти". Реакция иранской стороны оказалась молниеносной и резкой: 17 декабря посольство Ирана назвало сообщение МНБ Азербайджана "комедией" и потребовало конкретных доказательств. На следующий день МИД Азербайджана распространило заявление, что иранский посол был вызван и ему были предоставлены все необходимые доказательства. Не успели азербайджанские СМИ об этом сообщить, как последовало заявление диппредставительства Ирана о том, что посла никто не вызывал, он сам попросил о встрече, в ходе которой однако обсуждались иные вопросы. И никаких документов или доказательств никто не предоставлял. Иначе говоря, посольство Ирана обвинило МИД Азербайджана во лжи, что уже является дипломатическим скандалом. В ответ представители МИД Азербайджана не нашли ничего умнее, как обвинить во всем азербайджанские СМИ! А также потребовали и от госчиновников, по сути от МНБ, "учитывать государственные интересы двух стран и не портить отношения Азербайджана и Ирана"! В результате, возникла нелепая ситуация, когда МНБ рапортует о раскрытии "опасной террористической группы", связанной с Ираном, а МИД Азербайджана и его структуры просят местных журналистов и госчиновников не... нагнетать атмосферу и не омрачать азербайджано-иранские отношения! И как прикажете нам после этого верить в то, что т.н. "группа Саида" готовила теракты и госпереворот?!

ИА REGNUM: Что происходит вокруг обсуждения вопроса о назначении спецдокладчика от Совета Европы (СЕ) по Азербайджану? Как далеко могут зайти власти страны в его неприятии?

В 2001 г при вступлении в Совет Европы (СЕ) Азербайджан добровольно взял на себя обязательство "отпустить на свободу или предоставить возможность повторного судебного разбирательства лицам, которых правозащитные организации считают политическими заключенными". Парламентская Ассамблея СЕ (ПАСЕ) назначила спецдокладчика по проблеме политических заключенных. Эту должность вначале занимал депутат из Бельгии Джордж Клерфает, затем его сменил депутат из Британии Малькольм Брюс. В 2005 г. на очередной сессии ПАСЕ должен был быть рассмотрен вопрос о политзаключенных в Азербайджане. Буквально накануне этой сессии власти Азербайджана создали так называемую Рабочую группу по политзаключенным, куда вошли представители руководства республики и ряд неправительственных правозащитных организаций. И на имя ПАСЕ от Рабочей группы срочно послали Меморандум, заявив о своем создании и что отныне Рабочая группа будет заниматься проблемой политзаключенных в Азербайджане, а потому просили перенести рассмотрение вопроса о политзаключенных и о назначение спецдокладчика "до тех пор, пока достигнутые соглашения не будут полностью осуществлены в рамках рабочей группы".

Этот Меморандум и просьба о перенесении обсуждения вопроса о политзаключенных и должности спецдокладчика вызвал неоднозначную реакцию в нашем обществе. Тогда же на имя генерального секретаря СЕ, президента Азербайджана и депутатов ПАСЕ был направлен Антимеморандум, подписанный 34 организациями, в том числе мною. В нем авторы Антимеморандума призвали ПАСЕ не откладывать обсуждение вопроса о политзаключенных до тех пор, пока отношение властей республики к этому вопросу не будет изменено. К сожалению, хотя наш Антимеронадум не остался без внимания, все же в ПАСЕ предпочли поощрить работу Рабочей группы и не стали обсуждать проблему политзаключенных и назначать нового докладчика. Увы, наши прогнозы очень скоро сбылись: власти использовали создание Рабочей группы и отмену должности спецдокладчика для развертывания новой кампании политических репрессий в стране. Не желая мириться с неудачей, авторы Антимеморандума стали посылать обращения депутатам ПАСЕ на каждую сессию, то есть 4 раза в год в период с 2005 по 2007 годы. Сложно сказать, сколько писем мы послали, но видимо нужно было, чтобы власти развернули кампанию репрессий против журналистов, чтобы в ПАСЕ наконец обратили внимание на наши письма и просьбы. И я очень рада, что при принятии решения об обсуждении вопроса о назначении спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане в СЕ ссылаются на наше последнее обращение, посланное на их адрес 10 декабря.

Очень надеюсь, что нового спецдокладчика назначат, ибо отношение властей к этому вопросу не изменилось. Это особенно ярко выразилось в интервью руководителя азербайджанской делегации в ПАСЕ Самеда Сеидова, однозначно указавшего, что власти республики категорически против назначения спецдокладчика и вообще обсуждения вопроса о политзаключенных, для них "вопрос о наличие в стране политзаключенных - искусственно созданная проблема". При этом он сослался на наличие все той же пресловутой Рабочей группы, которая, мол, решает все возникающие проблемы в этой сфере. Иначе говоря, он четко показал, что позиция властей не изменилась, а Рабочая группа и была создана специально для прикрытия действий властей. Остается надеяться, что на январской сессии ПАСЕ будет назначен спецдокладчик по вопросу о политзаключенных в Азербайджане, ибо ситуация в этой сфере вызывает все большую тревогу.