Об итогах работы Архангельского ЦБК в 2007 году корреспонденту ИА REGNUM рассказала директор по взаимодействию государственными органами власти предприятия Наталья Пинягина.

ИА REGNUM: Подводя итоги 2007 года, что можно сказать о работе предприятия в целом?

Архангельский ЦБК отработал 2007 год лучше, чем прошлый, несмотря на то, что снабжение сырьем было достаточно нестабильным и нерегулярным. В 2006 году пришлось корректировать план работы и были снижены объемы варки целлюлозы, в этом году ситуация улучшилась. Все плановые показатели достигнуты и перевыполнены. Этому способствовало то, что в 2007 году на АЦБК был введен в действие древесно-подготовительный цех. В результате были снижены издержки производства, удалось преодолеть сырьевой голод предприятия. Мы надеемся, что по результатам года увеличатся все производственные показатели, а также будет достигнута хорошая рентабельность.

ИА REGNUM: Какие важные события произошли в уходящем году для Архангельского ЦБК?

Самым важным как раз и был ввод в действие древесно-подготовительного цеха. Это крупнейший инвестиционный проект, в который было инвестировано более 2 млрд. рублей. Таких инвестиций не привлекает ни одно крупное предприятие целлюлозно-бумажной промышленности. В результате происходит полная автоматизация изготовления щепы и ее подачи на варку целлюлозы. Также важным был проект по снижению парниковых выбросов. Архангельский ЦБК обкатывает возможность продажи снижения парниковых выбросов на международной бирже. За это можно выручать очень неплохие средства, которые можно направлять как инвестиции в экологические объекты. Это пилотный проект, и АЦБК - лидер в ЛПК России в этом плане. Это происходит потому, что на нашем предприятии обкатаны методики регистрации парниковых выбросов и определения снижения выбросов. Это экологическая ответственность предприятия и умения использования снижения вредных выбросов для улучшения экологии среды обитания.

ИА REGNUM: Каковы планы развития Архангельского ЦБК на 2008 год?

Уже существуют инвестиционные проекты по наращиванию объемов варки целлюлозы, по производству высококачественных видов бумаги и картона. Еще есть несколько проработанных инвестиционных проектов. Но мы будем смотреть, насколько улучшится инвестиционный климат в России, так как заявлений по этому поводу много, а инвесторы все также опасаются вкладывать в России, так как риски до сих пор высоки. Архангельский ЦБК старается быть в лидерах и по инвестиционной деятельности, и по внедрению инновационных технологий. Постоянно происходит реконструкция производства, мешает развиваться только неспокойный инвестиционный климат, продолжающиеся рейдерские войны, в России, к сожалению, никак не могут поставить заслон этой проблеме. Это касается не только АЦБК, но и других крупных предприятий ЛПК. Пока эта волна не утихнет, здесь не будет интенсивного строительства и вкладывания денег.

ИА REGNUM: Как прошел год для лесного комплекса Архангельской области?

На провал планов лесного комплекса в прошлом году очень сильно повлияла погода. В этом году зима наступила пораньше, вывоз леса происходит по зимним дорогам. Поэтому показатели будут лучше, чем в 2006 году. Но все равно, из расчетной лесосеки, которая равна 22 млн. кубометров, заготавливается всего 8 млн. кубометров из-за отсутствия инфраструктуры. То есть, потенциал Архангельской области совершенно не используется из-за отсутствия лесовозных дорог. В результате предприятиям приходится ввозить сырье из других регионов. А это сильно увеличивает себестоимость продукции. Резко повысились цены на круглый лес из-за дефицита сырья. Конечная продукция низкого качества, она неконкурентоспособна: целлюлоза, бумага, картон, а особенно пиломатериалы, они стоят ниже среднемировых цен на 20-30% из-за плохого качества сырья и применяемых технологий. То есть, с одной стороны, растут цена и издержки, а с другой - производство не способно привлекать инвестиции. Прорывом в этом отношении может стать стабильная нормативно-правовая база. Новый Лесной кодекс вышел совершенно некачественным. Есть системные проблемы, так как не было центрального координирующего органа, нет национальной политики, даже нет стратегии развития ЛПК. Без этой стратегии запрещается пользоваться инвестиционным фондом РФ. Все проблемы ЛПК начинаются с управления: нет нормального управления, нет программных документов, чехарда в органах управления, не понятно какой федеральный орган главный, и какой чем должен заниматься. Поэтому все время происходит межведомственная борьба по поводу того, каким образом должен развиваться ЛПК. Огромный шаг в развитии это создание Совета при правительстве РФ. Самой первой его задачей является разработка стратегии развития именно общего лесного сектора, не отдельно по лесному хозяйству и промышленности. Также нуждается в существенных поправках Лесной кодекс, сейчас он не работает и все подзаконные акты. В условиях некачественного Лесного кодекса не удается завершить структурную перестройку лесного хозяйства.