На протяжении всего 2002 года Саратовским региональным общественным фондом "Общество и право" выполнялся проект "Альтернативная гражданская служба (АГС) - как форма служения Отечеству". "Для нас это очень важно", - говорит руководитель фонда Елена Царенкова, - "и мы надеемся, что реализация данного проекта даст возможность молодым гражданам, жителям нашей области лучше знать свои права и делать правильный выбор в таком важном вопросе как служение Отечеству. Но хотелось бы отметить, что подписанный Президентом России 28 июля 2002 года Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", который регулирует порядок замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую носит репрессивный и дискриминационный характер. Это вызывает беспокойство у Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, фонда "Общество и право", других правозащитных организаций региона и России в целом.

Попытки законодательно урегулировать условия и порядок прохождения АГС принимались демократической общественностью с 1991 года, однако постоянно наталкивались на сопротивление военного лобби; согласиться с введением в России либерального института альтернативной гражданской службы военные не могли. Зимой 2002 года Правительство России внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, подготовленный Министерством обороны. Проект получился затратным, антидемократическим, противоречащим многим положениям не только Конституции Российской Федерации, но и ряду международных документов. Формально Россия отчиталась за еще одно обстоятельство при вступлении в Совет Европы, формально реализовано требование статьи 59 Конституции РФ, восполнен законодательный пробел. Но молодые граждане Российской Федерации получили, в итоге, лишь видимость альтернативной гражданской службы, и выбора, фактически, у них нет.

Ознакомившись с законом, хотелось бы отметить, что не соблюден прежде всего гражданский характер прохождения АГС. Законом допускается направление на службу в военные организации. Но ряд международных (резолюция 1993 /84 Комиссии ООН по правам человека, Доклад Комитета по правовым вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы №8809 от 13.07.2000 г.) определяют, что формы АГС "не должны быть связаны со службой в боевых частях", "должны иметь гражданский характер", не должны быть "связаны с армией", " не должны находится под управлением Министерства обороны". Но, к сожалению, все это имеет место в законе. Кроме того, дискриминационным можно назвать и срок службы, который составляет по закону 42 месяца, для тех, кто проходит АГС в военных организациях - 36 месяцев (статья 5). В докладе Комиссии по правам человека ООН (Е/CN.4/1993/122) указано, что привлечение на АГС не должно носить характера наказания за убеждения. В данном случае получается карательная мера за убеждения, которая предполагает столь длительное прохождение АГС. Принятая норма прохождения АГС является самой высокой среди стран Европы и СНГ. Противоречит Конституции РФ и ограничивает право осуществления выбора обязанность молодого человека подать заявление на прохождение АГС в несовершеннолетнем возрасте - в 17 лет. Но согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин может осуществлять свои права самостоятельно только по достижении им 18 летнего возраста. Установленный порядок подачи заявления не соответствует рекомендациям Комитета министров Совета Европы 1987 года. Этими рекомендациями предусматривается, что установление более точного срока подачи заявления на АГС ущемляет право молодого человека в определении своих убеждений, которые могут у него возникнуть не только до, но и во время прохождения военной службы. Российский закон не допускает реализации такого права, к тому же вводит жесткий срок подачи заявления, лишающий многих молодых людей возможности замены военной службы на альтернативную гражданскую. В законе четко не сформулировано, кто конкретно принимает окончательное решение, в какой организации и на какой территории заявитель сможет пройти АГС. Данное положение допускает двойное толкование и вызывает некоторые опасения в его коррупциогенности.

Закон вступает в силу с 1 января 2004 года. Демократическая общественность принимает все меры для внесение дополнений и изменений в закон для его либерализации, для того, чтобы привести его в соответствие с Конституцией РФ, принципами Европейского и международного права, сделать все возможное, чтобы у будущего молодого поколения России всегда оставалось право выбора на форму служения Отечеству".