ИА REGNUM: Зураб Георгиевич, учитывая тот факт, что следующий год в Республике Абхазия объявлен годом здравоохранения, какие проекты разрабатываются в данном направлении?

Все проекты по большому счету уже разработаны и представлены нашему руководству и правительству. Мы в ожидании решения вопроса о республиканской больнице (произведение реставрации, осуществление ремонтных работ), мы ожидаем завершения ремонта здания сухумского родильного дома. Половина ремонтных работ - на сумму 7 млн рублей - перенесена на следующий год. Существуют подтвержденные планы создания детского отделения, организации детской больницы в Гудаутском районе.

ИА REGNUM: Планируется ли реставрация сухумской городской больницы №2?

Эффективности реконструкции данной больницы я не вижу ни со стороны вложения средств в ремонтные работы, ни со стороны сохранения этого лечебного учреждения как самостоятельной структуры для населения Абхазии. Иметь два многопрофильных учреждения в г. Сухум не имеет смысла. Объединение потенциала, в частности, кадрового - приведет к положительным результатам. Наша республика по своему населению и географическому расположению попадает под моноцентрический тип организации системы здравоохранения, которая подразумевает централизацию многопрофильного учреждения на одной базе, а также создание условий для оказания квалифицированной, специализированной, профильной медицинской помощи. В качестве такой базы была выбрана республиканская больница и ее территория.

ИА REGNUM: На минувшей неделе в Абхазию был с визитом нунций Ватикана в Грузии - Клаудио Гугеротти. По его словам, в рамках реализации гуманитарной поддержки в Абхазию поступило дорогостоящее медицинское оборудование и медикаменты для медицинских учреждений. Что это за оборудование? Каким медучреждениям оно передано и требуется ли специализированное обучение медперсонала для его эксплуатации?

С нунцием я не встречался, видимо, это не входило в его планы. Я не был предупрежден о его визите. Мне известно, что Гугеротти в очередной раз посещал республиканскую больницу. Во время его прошлого визита мы оговаривали возможность оказания помощи министерству здравоохранения Абхазии в виде оборудования, различного инвентаря. Ставился вопрос о возможности проведения ремонтных работ в республиканской больнице: однако они не прошли, оборудование не поступило. Полагаю, что были озвучены намерения в осуществлении помощи. Предполагалось, что в рамках этой помощи нам будет предоставлен компьютерный томограф.

ИА-Regnum: В силу отсутствия необходимого медоборудования в Абхазии, планируется ли приобретение аппарата искусственной вентиляции легких, аппарата искусственной почки, качественного рентгеноборудования? В случае его приобретения - как разрешить проблему отсутствия узкопрофильных специалистов?

Особенность медицинской специальности заключается в том, что врачи обязаны самообразовываться, повышать квалификацию. Наши доктора стараются по возможности осуществлять дальнейшее обучение. Мы владеем аппаратами искусственной вентиляции легких, однако, в недостаточном количестве. На сегодняшний момент на складе в Санкт-Петербурге находится аппарат искусственной почки, приобретенный гуманитарным образом одним из наших граждан. Я думаю, что к концу января мы получим это оборудование. После этого мы поставим вопрос об обучении специалистов.

ИА REGNUM: Нередко в Абхазии возникают ситуации, требующие дальнейшего обследования, лечения больных за пределами Абхазии - в медучреждениях России - где возникает ряд проблем по дальнейшей госпитализации. Существует ли некая координированная договоренность между минздравами Абхазии и России?

В настоящее время в России существует одноканальная система финансирования. За исключением некоторых медицинских государственных программ, которые финансируются из республиканского бюджета, всё остальное финансирует Фонд обязательного медицинского страхования, который выплачивает определенную сумму за каждого пролеченного больного, исходя из расчёта отчислений со стороны больного в данный фонд. Исходя из того, что мы являемся гражданами России, но не проживаем на её территории и таким образом не отчисляем в российский фонд определенные процентные платежи, юридически данное обстоятельство не позволяет Фонду медицинского страхования России оплачивать лечение наших пациентов. У нас существует договоренность с Департаментом здравоохранения Москвы: за 2007 год, согласно этой договоренности, мы направили на бесплатное лечение 180 человек.

ИА REGNUM: В России успешно осуществляется нацпроект в области здравоохранения. Ввиду того, что 85% жителей Абхазии являются гражданами России, следует ли ожидать расширения географии данной программы?

Этот вопрос у нас является наиболее обсуждаемым. Те программы, которые финансируются федеральным бюджетом, возможно отнести к жителям Абхазии. В каком виде будет реализована эта программа - сложно предположить, скорее всего, следует ожидать некой формы гуманитарной помощи. Я надеюсь, что определенные программы в следующем году мы будем прорабатывать и в Абхазии.

ИА REGNUM: Одной из острых проблем в Абхазии является стремительный рост ВИЧ-инфицированных и больных вирусными гепатитами. Каковы статистические данные по этой проблеме?

Статистикой у нас занимаются специализированные учреждения. Я бы не называл рост стремительным. Состояние по ВИЧ у нас лучше, чем в некоторых городах и районах Краснодарского края. Вопрос по ВИЧ был поднят серьезно в 2000 году. В 2001 году вышел закон, министерство здравоохранения получило согласие на организацию центра по профилактике борьбы со СПИДом, далее нам оказывали поддержку наши российские коллеги: появились оборудование, материальные вложения. На это ушло 7 лет. На данном этапе мы приближаемся к полноценному исследованию на наличие этих инфекций, в том числе и гепатитов. С точки зрения непрофессионалов, цифры катастрофические. Но с другой стороны, мы не можем сказать, что больные были инфицированы в этом году. Если в прошлые годы из жизни уходило 8-10 ВИЧ-инфицированных, то сегодня эта цифра возросла. Однако тут следует учесть, что человек мог быть заражен в середине 90-х годов. Говоря о продолжительности жизни инфицированного ВИЧ, мы приводим статистику - 10-15 лет полноценной жизни для человека социально сохранного. ВИЧ не имеет границ. Уровень ВИЧ-инфицированных растет во всем мире, отсюда напрашивается вывод - любая работа в области ВИЧ всегда будет недостаточной в силу отсутствия вакцины и полноценного лечения. До тех пор пока подобные препараты не будут разработаны, ситуация по ВИЧ будет ухудшаться.