Независимый таджикский политолог Вафо Ниятбеков ответил на вопросы ИА REGNUM о ситуации в Афганистане в уходящем году.

ИА REGNUM: Вафо Алибекович, какова на данный момент ситуация в соседнем Афганистане?

Прежде всего необходимо отметить, что ситуация в Афганистане за последний год ухудшилась и ухудшилась во многом. Если посмотреть на военную и военно-политическую ситуацию в Афганистане в 2006 году и сравнить ее с нынешним годом, то по последним данным, 10 из 34 провинций Афганистана уже находятся под полным контролем талибов. Конечно же, США и страны НАТО пытаются проводить военные операции и наносить превентивные удары, как в последнем случае в местечке Калъаи Мусо, тем не менее анализ показывает, что ситуация в Афганистане дестабилизировалась коренным образом.

ИА REGNUM: С чем связана такая дестабилизация?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассматривать ситуацию в Афганистане с увязкой с ситуацией в соседнем Пакистане. Процессы, происходящие в Пакистане, те же выборы и "экспорт демократии", которые пытаются навязать Пакистану, порождают вооруженные конфликты, а следом ситуация дестабилизируется в приграничных районах как Пакистана, так и Афганистана. Условно эти районы можно назвать Пуштунистаном. В результате, возможно, в ближайшем будущем в Пакистане к власти придет "демократическое правительство", в результате чего приграничные с Пакистаном районы Афганистана перейдут под полный контроль талибов. И тогда уже, возможно, начнется процесс создания нового государства Пуштунистан или Вазиристан, как они его назовут. Если искать аналог данной ситуации в истории, то его, скорее всего, можно сравнить с историей создания Бангладеш в 70-е годы.

ИА REGNUM: В чем, на ваш взгляд, заключается основная проблема политики США и НАТО в Афганистане?

Если взглянуть на начало антитеррористической операции США в Афганистане в 2001 году, и на те цели, которые вначале ставились, то можно уверенно сказать, что ни одна из этих целей не достигнута. За все эти шесть лет американцам не удалось разгромить и уничтожить как материально-технические силы талибов и Аль-Каиды, так и идеологическую составляющую ее деятельности. Когда контроль над Кабулом перешел к американцам - а мы об этом можем говорить уверенно, так как президент Хамид Карзай является ставленником США - они не смогли достичь своей главной цели. Конгломерат народностей, проживающих в Афганистане, имеет большую разобщенность, и вот эта вражда мешает продвижению американских целей в этой стране. Таджики, хазарейцы и узбеки, с одной стороны, а пуштуны с другой стороны. Можно сказать, что пуштуны являются проводниками идей США в этой стране. Таджики более заинтересованы связями с Россией, а хазарейцы тянутся к идеям Ирана. Следует отметить, что российские историки еще давно предлагали создать так называемую "дугу интересов", которую, возможно, образуют Москва, Душанбе, Тегеран и Кабул в ответ на туранистское движение. И именно такая идея является основной тормозящей силой для осуществления всех планов США. То, что сейчас происходит в Афганистане, можно назвать попыткой создания раздробленного Афганистана, который соответствует интересам, прежде всего, США. Новое государство, которое условно назовем Пуштунистаном, будет главным форпостом США и главным очагом напряженности в регионе в целом.

ИА REGNUM: Насколько вероятно раздробление Афганистана на несколько государств?

Это вероятно и осуществимо, пусть даже и не в ближайшей перспективе. Процессы, происходящие в настоящее время в Афганистане, в особенности на приграничных с Пакистаном территориях, указывают на то, что все это является предпосылками возможности создания государства Пуштунистан.

ИА REGNUM: Несмотря на то, что советские войска покинули Афганистан в 1989 году, эксперты указывают на тот факт, что влияние России на эту страну все еще велико. Иран также существенно влияет на ситуацию в этой стране. Как вы охарактеризуете влияние этих стран в отдельности на ситуацию в Афганистане?

В настоящее время мы наблюдаем усиление влияния России в Афганистане. Как я уже отметил, это происходит в рамках создания дуги Москва - Душанбе - Кабул -Тегеран. И усиление влияния России происходит на фоне усиления взаимоотношений между Москвой и Тегераном. И можно уверенно сказать, что Россия и Иран согласовывают определенные свои действия в отношении как Афганистана, так и Таджикистана. Поэтому представляется возможным заявить, что в отношении Афганистана у этих двух стран очень близкие позиции.

ИА REGNUM: Можно ли утверждать, что Северный альянс все еще зависим как от Москвы, так и от Тегерана? И согласовывает ли Северный альянс свои действия с этими странами?

Безусловно. В самом начале антитеррористической операции в Афганистане Северный альянс получал российскую подпитку через территорию Таджикистана. В свою очередь те же хазарейцы получали помощь от Ирана. И лидеры Северного альянса в свое время скрывались или же вели переговоры как на территории Таджикистана, так и на территории Ирана. Эти связи сохранились и до сих пор. Поэтому нет сомнений, что лидеры этих групп поддерживают контакты как с российскими, так и с иранскими властями.

ИА REGNUM: В последние годы заметно улучшились отношения между Москвой и Ташкентом. Известно, что узбекские власти много лет поддерживали узбекоязычное население Афганистана во главе с генералом Рашидом Дустумом. Может ли Москва усилить свое влияние в Афганистане посредством крепнущих связей с Узбекистаном?

Не думаю, что Узбекистан может существенным образом повлиять на ситуацию в Афганистане. Да, в Афганистане присутствуют вооруженные формирования из числа узбекоязычных граждан. Но основные силовые структуры и армия подчинены и состоят в основном из таджиков. Таджики исконно имели более усиленную военизированную власть в Афганистане, и сейчас мы наблюдаем, что генерал Дустум не обладает каким-либо существенным влиянием в руководстве Афганистана. Конечно, Дустум контролирует приграничную с Узбекистаном провинцию, но степень его влияния на весь Афганистан очень низка и можно даже утверждать, что его влияние ограничивается только его провинцией.

ИА REGNUM: 2006 год некоторые эксперты окрестили годом начала поражения США в Афганистане. Каким вы видите уходящий год для США?

Для США уходящий год в Афганистане был ознаменован поражением по всем направлениям. Мы наблюдаем, что за последний год американцы потеряли больше своих солдат в Афганистане. Здесь можно провести параллели с советским вторжением в Афганистан. В этом году в Афганистане начались крупномасштабные партизанские войны, где США терпят поражения. И требование президента США о выделении дополнительных средства на войну в Афганистане и Ираке свидетельствует о том, что они несут колоссальные убытки. И для того, чтобы остаться и восполнить свои потери, американцам нужны дополнительные средства.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, в каком направлении будет развиваться ситуация в Афганистане в следующем году?

В следующем году мы будем наблюдать только ухудшение ситуации в Афганистане. Также ситуация ухудшится и по периметру афганско-пакистанской границы. Соответственно, обострится ситуация и внутри этих двух стран. А процессы, происходящие в Пакистане, очень сильно влияют на обстановку внутри Афганистана.

ИА REGNUM: Могут ли США в следующем году принять решение об уходе из Афганистана?

Вряд ли. США будут оставаться в Афганистане, но, возможно, ограничат свое вооруженное присутствие в этой стране. Последние разведданные США о ядерной программе Ирана дают основания думать, что теперь Вашингтон вряд ли пойдет на активное военное решение иранской проблемы. Следовательно, США не будут увеличивать свой воинский контингент в Афганистане и в Ираке. И даже могут их сократить.

ИА REGNUM: А как в будущем поведет себя Россия в Афганистане?

Россия в самом начале контртеррористической операции в Афганистане заявляла, что не будет вмешиваться напрямую в события в этой стране. Пусть США решают свои поставленные задачи, тем более что это на пользу безопасности стран Центральной Азии. Процессы, происходящие сейчас в Афганистане, пока что выгодны России, хотя присутствие США в данном регионе для России нежелательно. И думаю, по этому поводу еще будут определенные выпады из Москвы в адрес Вашингтона. С другой стороны, в России в следующем году должны состояться президентские выборы, и пока будет развиваться европейское направление во внешней политике России, Афганистан не будет находиться в активном поле зрения Москвы.