Интервью с азербайджанским политологом, руководителем Департамента конфликтологии Института мира и демократии Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM: Г-н Юнусов, какие изменения в отношениях власть-оппозиция произошли в уходящем году?

Нынешний год останется в памяти как переходный, в ходе которого наметились новые тенденции в политической жизни страны. Весь 2006 год оппозиционные силы получали от правящего режима удар за ударом - лишались своих офисов в центре Баку, их сторонники подвергались арестам и преследованиям, а все митинги были запрещены. Да и внутри самих оппозиционных сил наметились серьезные разногласия. В результате, прозападная оппозиция к началу 2007 года резко ослабла и оказалась раздробленной. Она не имеет серьезного влияния на умонастроения населения, лишена серьезных финансовых средств, а ее офисы находятся в значительном удалении от центра столицы. В схожем положении находится и пророссийская оппозиция. Ее лидеры (в том числе проживающий в Москве экс-президент Азербайджана лидер социал-демократов Аяз Муталибов), заговорили о необходимости конструктивного сотрудничества с президентом И.Алиевым. Их авторитет и влияние на азербайджанское общество и до этого были не очень высокими, а теперь и вовсе стали ничтожными. Слабость оппозиции особенно ярко проявилось после решения правительства поднять в три раза цены на энергоносители 8 января 2007 года. Это вызвало взрыв возмущения среди населения, и все ждали, что традиционная оппозиция немедленно воспользуется этим непродуманным шагом правительства и начнет серию митингов протеста. Но на деле даже организовать совместные митинги лидеры оппозиции не сумели. Проведя несколько малоэффективных митингов, они в начале марта предпочли отказаться от такой тактики, расписавшись тем самым в своем полном бессилии.

ИА REGNUM: Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Наверное, и не свято тоже...

Вы правы. В создавшихся условиях в Азербайджане возникли прекрасные условия для активизации неорганизованной оппозиции в лице исламистов. Все чаще и чаще из провинций стали поступать сведения о том, что мечети становятся местом для обсуждения современных социально-экономических и политических проблем. Иначе говоря, освободившаяся оппозиционная ниша начинает заполняться исламистами. Свою силу исламисты впервые показали летом 2006 года, организовав первую в истории Азербайджана серию митингов у посольства Израиля в связи с событиями в Ливане. Ничего подобного до тех пор не было, особенно если учесть ту роль, которую играет Израиль для Азербайджана в его противостоянии с Арменией в Карабахском конфликте. Тот митинг продемонстрировал, что происламские силы на подъеме и еще не раз себя покажут. Особенно, когда встанет вопрос о новых силовых акциях США в отношении исламских стран и, в первую очередь, против Ирана. Отнюдь не случайно весь 2007 год власти постоянно сообщали о реальных и мнимых попытках госпереворота со стороны различных происламских сил.

ИА REGNUM: В последнее время ситуация с прессой в Азербайджане находится в центре внимания мирового сообщества...

Уходящий год останется в памяти как год тотального наступления властей Азербайджана против свободы слова и конкретно журналистов, которые в условиях бездеятельности оппозиции стали реальной протестной силой в обществе. В итоге, к концу года за решетками оказались 10 журналистов и по этому показателю, а также по числу политзаключенных Азербайджан уверенно занял первую строку не только среди европейских стран, но и на постсоветском и даже азиатском пространствах. И отнюдь не случайно, отменив в 2005 г. должность спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане, в ПАСЕ сочли поспешным этот шаг и решили в январе 2008 г. вновь рассмотреть вопрос о назначении спецдокладчика по политзаключенным. Это, несомненно, является серьезным ударом по имиджу страны и лично президента Ильхама Алиева, особенно с учетом фактора предстоящих президентских выборов в стране.

ИА REGNUM: Произошли ли какие-либо перемены в азербайджано-российских отношениях?

Еще в канун 2007 года в отношениях двух стран возник холодок, который пока так и не растаял. И это при том, что с экономической точки зрения Азербайджан является самым крупным и растущим рынком в регионе, причем вполне платежеспособным и не имеющим какие-либо проблемы с коммуникациями. Об экономическом значении России для Азербайджана и многих сотен тысяч наших граждан говорить излишне. Однако, к сожалению, геополитические реалии внесли в позиции и планы сторон свои коррективы. Баку не поддержал Москву в ее стремлении наказать и энергетически удушить строптивую Грузию. Более того, Азербайджан стал задавать тон в укреплении ГУАМ, подписал с Евросоюзом отвергаемую Москвой "Энергетическую хартию", ведет достаточно самостоятельную линию в вопросах безопасности. В свою очередь, власти России ужесточили свои действия в отношении азербайджанских мигрантов, стали еще больше оказывать помощь Армении: в военной сфере (военная техника из Грузии выведена в Гюмри, Москва намерена развернуть в Армении самую современную систему ПВО С-400 и модернизировать армянскую авиацию), а также в политической и экономической сферах. К счастью, до еще большего обострения и тем более полного разрыва отношений сторон дело не дошло, и это вселяет оптимизм в будущие перспективы азербайджано-российских связей.

ИА REGNUM: Как повлияет на взаимоотношения Азербайджана с Ираном разгоревшийся недавно шпионский скандал?

Отношения с Ираном всегда для Азербайджана исключительно важны и в то же время сложны. Эти взаимоотношения зависят не только от позиций двух стран, но в еще не меньшей, а сегодня даже и большей степени, от геополитического развития ситуации в регионе. Все это вынуждает Азербайджан занимать по отношению к Ирану крайне осторожную позицию. В целом, почти весь год такая политика давала свои плоды. И это несмотря на многочисленные сообщения об очередных "достоверных" фактах атаки американцами Ирана в ближайшее время или о преследованиях официальным Тегераном активистов из движения южных азербайджанцев. Но буквально под самый занавес власти Азербайджана неожиданно устроили самый настоящий шпионский скандал, который обернулся дипломатическим "обменом любезностями" сторон: по обвинению в шпионаже в пользу Ирана в Азербайджане были арестованы сразу две группы - так называемых исламистов ("группа Саида"), а также активистов талышского движения. Задолго до решения суда власти Азербайджана развернули мощную пропагандистскую кампанию, не приведя сначала при этом весомых доказательств реального шпионажа арестованных граждан Азербайджана в пользу Ирана.

ИА REGNUM: Еще одна горячая тема - курдская проблема, как она видится в призме азербайджано-турецкий отношений?

Казалось, хотя бы здесь, в отношениях с братской Турцией мы должны иметь жирные плюсы и приятные воспоминания. Однако и здесь далеко не все однозначно. Особенно это проявилось в конце года, когда Турция очень нуждалась в дипломатической и моральной поддержке по вопросу о Курдской рабочей партии (КРП) и своих действиях в Северном Ираке. При этом не будем забывать, что Турция еще летом пошла на такой серьезный шаг, как отмену визы для тюркоязычных стран и Азербайджан в этом списке был первым. Однако вопреки давлению своей общественности, власти республики пока еще не собираются отменить визовый режим для граждан Турции. При этом аргумент провластных структур очень и очень несерьезен: они, оказываются, боятся, что после отмены визового режима в Азербайджан из Турции начнется массовое проникновение курдских боевиков и, конечно же, армян. И это при том, что со всеми странами СНГ нет визового режима и там проживают и армяне и курды. Столь же невнятной была позиция официального Баку и по вопросу о КРП: в обществе по инициативе Института мира и демократии (ИМД) с конца октября развернулась кампания, чтобы парламент страны признал КРП террористической организацией. Более того, 5 ноября ИМД провело общереспубликанское мероприятие с участием более 60 партий и общественных организаций, на котором было принято обращение в парламент рассмотреть и принять соответствующее решение по КРП. Этот призыв и инициатива нашли отклик среди ряда депутатов в парламенте, но вопреки всем ожиданиям, власти так и не решились на подобный шаг. Все это не могло не вызвать разочарования и со стороны Турции. И скороспелая замена, всего через 11 месяцев, посла Турции в Азербайджане, не самый положительный симптом для двусторонних отношений.

ИА REGNUM: Какие доминирующие факторы вы бы назвали в приобретающих все более стратегический характер, во всяком случае так утверждают официальные власти, взаимоотношениях Баку-Тбилиси?

Безусловно, в отношениях с Грузией доминирует геополитический фактор. Мы связаны одной судьбой, и это вынуждает обе стороны на что-то не обращать внимание или же особо не акцентировать негативные моменты в двусторонних отношениях. В результате, весь год СМИ сообщали о серьезных проблемах на азербайджано-грузинской границе, сложной ситуации и тяжелом положении азербайджанцев в Грузии. Но до видимых осложнений дело не доходило. Наоборот, обе стороны старались продолжить сотрудничество в энергетической сфере. Более того, в нынешнем году положено начало строительству дороги Баку-Ахалкалаки-Карс, что будет иметь в скором будущем положительный эффект для ситуации в регионе.

ИА REGNUM: А что изменилось в 2007-м в армяно-азербайджанских отношениях, который год сопровождающихся вялотекущими переговорами по карабахской проблеме с большими антрактами для взаимных обвинений в неконструктивизме?

В основе отношений с Арменией, конечно, лежит вопрос урегулирования Карабахского конфликта. Однако весь 2007 год обе стороны не столько вели переговоры, сколько имитировали этот процесс. С самого его начала было очевидно, что обе стороны держат в голове предстоящие президентские выборы и потому на решительные шаги никто не пойдет. Именно потому сложно даже вспомнить что-то по вопросу об урегулировании Карабахского конфликта. Все носило импульсивный и нелогичный характер. В результате, мы могли сначала услышать воинственные призывы президента Азербайджана о возможности скорого начала войны, а всего через неделю видеть, что посол Азербайджана в России и группа интеллигенции, явно с согласия президента, отправились с миссией мира в... Нагорный Карабах и Армению! Потом опять последовали призывы официального Баку к войне, между которыми состоялся приезд в Азербайджан делегации армянских спортсменов на чемпионат мира по греко-римской вольной борьбе. В общем, переговоры продолжаются.

ИА REGNUM: Что вы ждете от наступающего года?

Наступающий год - это год президентских выборов в Азербайджане. Соответственно, по уже сложившейся в таких случаях у нас традиции следует ожидать в первой половине 2008 г. повышения зарплаты бюджетным организациям, которое должно свидетельствовать о заботе властей в отношении малоимущих слоев населения. Одновременно цены на продукты питания, а также свет и газ еще больше возрастут, в результате заметно подскочит инфляция, причем намного и все это также будет объяснено как очередной шаг Азербайджана по интеграции в мировые структуры и соответственно сближения республиканских цен с мировыми. Летом начнется процесс поиска армянских шпионов в рядах оппозиции и эта грязная пиар-кампания завершится к моменту президентских выборов. Часть ныне арестованных журналистов будет освобождена, но их заменят новые их коллеги из других газет. Число политзаключенных возрастет осенью, ближе к выборам. Сами выборы пройдут также по традиционной схеме с массовыми нарушениями и фальсификациями, которые будут частично отмечены стыдливым Западом и вообще проигнорированы Россией и странами СНГ. Карабахский конфликт, безусловно, не будет урегулирован, хотя министры иностранных дел пару раз встретятся где-нибудь между Мадридом и Парижем для разнообразия. По мере увеличения притока нефтедолларов официальная борьба с коррупцией усилится, и Азербайджан в итоге вновь подтвердит лидирующее место среди наиболее коррумпированных стран мира. В общем, все будет так, как обычно бывает в стране в год президентских выборов.