Расширенная коллегия управление МНС РФ по Астраханской области подвела итоги работы за 2002 год. Задачи перед налоговыми органами региона ставились вполне выполнимые: обеспечить прогнозные показатели по сбору налогов во все уровни бюджета, уменьшить рост недоимки и повысить качественные показатели контрольной работы. Все это удалось выполнить. И показатели выглядят следующим образом. В 2002 году удалось собрать 15,4 млрд. рублей в федеральную бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды, в том числе в консолидированный бюджет 10,5 млрд. рублей, государственные внебюджетные фонды - 4,9 млрд. рублей. Задание МНС РФ по мобилизации Единого социального налога (ЕСН) и погашению задолженности предыдущих лет по страховым взносам (4,2 млрд. рублей) выполнено на 104,9%. Сверх задания мобилизовано 203,9 млн. рублей. Прогноз финансового управления Астраханской области выполнен по всем уровням бюджетов. Из них по консолидированному бюджету - на 105,2%, по федеральному бюджету - на 103,8%, по областному бюджету - на 107,7% и по местному бюджету - на 106,4%.

При этом стоит отметить, что установленное МНС РФ задание по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет астраханские налоговики выполнили только на 98,1%. Это объясняется ухудшением социально-экономического состояния региона, падением в 2002 году объемов производства продукции, ростом убыточных предприятий.

По итогам работы астраханские налоговики заняли четвертое место в Южном федеральном округе и 43 место по России. В числе недоработок на коллегии была также отмечена недостаточная активность налоговых инспекций по сокращению недоимки за счет проведения реструктуризации, финансовому оздоровлению предприятий, выявлению признаков преднамеренного банкротства. Начальник управления Станислав Миронов посетовал, что за "последний год складывалась такая система администрирования, при которой собирать налоги стало труднее. Так, предусмотренный с 2002 года возврат НДС по экспорту привел к резкому увеличению лжеэкспортеров. А на налоговые органы легла обязанность доказывать правомерность возврата НДС. Это привело к большому числу встречных проверок. В результате общая сумма НДС стала ниже, чем в 2001 году.

Негативным моментом новой налоговой реформы является то, что с начала 2002 года налогоплательщики получили возможность включать в себестоимость любые виды расходов, что увеличило нагрузку на инспекторов и усложнило возможность проверки налога на прибыль. Из 300 крупных налогоплательщиков 120 сократили суммы налога на прибыль. Также усложнилась работа в связи с тем, что если до 2003 года контролировать платежи с акцизов на бензин приходилось с одного налогоплательщика - с "Астраханьгазпрома", то теперь приходится контролировать более 130 АЗС и оптовиков.

Кроме того, доля налогов Астраханской области в консолидированный бюджет России сократилась по причине снижения уплаты НДС и федеральной части налога на прибыль филиалами предприятий-монополистов, работающих в Астраханской области. То есть теперь эта прибыль просто стала уходить в Москву, Волгоград и Краснодар, где находятся головные фирмы. Так, годовые налоговые потери от реорганизации и перехода "ЛУКОЙЛнижневолжскнефтепродукт" и "ЛУКОЙЛнижневолжскнефть" под юрисдикцию головного предприятия в Волгоград составили, по словам Миронова, от 170 до 200 млн. рублей. А ведь когда эти организации переходили под юрисдикцию головных предприятий, они обещали, что их вклад в формирование территориального бюджета будет более значительным. Однако на практике этого не произошло. А от астраханского филиала ЮТК (бывшее ОАО "Астраханьсвязьинформ") поступления налогов на прибыль снизились на 19,3 млн. рублей. Причем бюджет территории недосчитался 13,3 млн. рублей. Хотя на самом предприятии наблюдается рост выручки на 25%. То есть рентабельность возросла.

Что касается малого бизнеса, то, несмотря на его вклад в экономику области, который растет с каждым годом, с точки зрения налоговых платежей, этого сказать нельзя. Причина в том, что базовые доходы, установленные для малого бизнеса, не соответствуют тем доходам, которые он получает в реальности. Подтверждением этому стала выборочная проверка. Из приятных новостей стоит отметить то, что задание финуправления администрации области по дополнительному привлечению в бюджет налогов на сумму в 250 млн. рублей налоговики перевыполнили и собрали 268 млн. рублей. В 2002 году значительно улучшилось качество проводимой контрольной работы, за счет чего в бюджет поступило более 900 млн. рублей, что на 5,8% больше, чем в 2001 году. По этому показателю астраханские налоговики опережают многие российские регионы.

Из неприятных - то, что 58 тыс. наемных работников в 2002 году получали заработную плату ниже 1500 рублей. Остальные деньги, как правило, шли в конвертах, из-за чего бюджет недополучил существенные средства.

Подводя итоги работы коллегии, вице-губернатор Александр Жилкин отметил, что администрация области намерена отстаивать интересы региона в плане создания здесь реальной налоговой базы и соответствующей отдачи с нее: "Нам Минфин считает налоговый потенциал на 3 млрд. выше, чем те данные, которые получаем мы. Отсюда следует, что нам нужно получить налогов на 1,2 млрд. рублей больше". В этом году перед налоговыми органами поставлена задача собрать в областной бюджет выше прогноза 200 млн. рублей. А в территориальный бюджет - 500 млн. рублей. Таким образом, можно будет частично покрыть дефицит областного бюджета в 1,8 млрд. рублей.