"Я знаю, что есть святыни, есть такие болевые точки, которые трогать нельзя. Для России это все, что связано с Отечественной войной. И это можно понять. Такие колоссальные потери... Война так или иначе затронула каждую семью", - заявил сегодня, 20 декабря, в интервью "Молодежи Эстонии" председатель совета директоров порта Силламяэ Тийт Вяхи. "Мой отец умер после тюрьмы и больницы, когда мне не было еще и 9 месяцев. Мой дядя погиб в тюрьме. Может ли моя семья это забыть? Но если мы знаем, что такое боль, должны понимать и чужую боль. Не надо грубо тыкать пальцем в то, что болит. А мы это сделали, поступив с Бронзовым солдатом так, как мы поступили. Скажу честно, мне, эстонцу, было стыдно, когда ведущие политики нашей страны говорили, что на Тынисмяги на самом деле зарыты мародеры и пьяницы, а вовсе не герои войны", - вспоминает об апрельских событиях Вяхи.

По мнению бывшего премьера, политики просто не могут признать, что сделали ошибку. "А если не признают, то не надо и исправлять ее. Но если хочешь, чтобы дела шли успешно, надо держать глаза открытыми, надо сохранять здравомыслие.

Впрочем, быть может, нашим политикам, во всяком случае, части из них, эта конфликтная, эта враждебная ситуация для того и понадобилась, чтобы скрыть внутреннее неблагополучие, внутренние просчеты. Пусть-де люди боятся внешнего врага, пусть думают, насколько он опасен для нас, тогда они меньше внимания будут обращать на внутренние проблемы. И на продуктовые цены, и на дороговизну коммунальных услуг, и на распространение СПИДа, по которому мы, увы, выходим на одно из первых мест в мире", - считает Вяхи.

"Евросоюз будет налаживать нормальную, прагматичную политику по отношению к России. Очевидно, и Эстония должна включиться в эту работу. Конфликт, если он далеко заходит, не может быть полезен, он опасен. Пусть Россия говорит, что не будет возить грузы через Эстонию, этим она накажет лишь саму себя. Российские порты еще не готовы транспортировать все грузы. А возить их через Латвию, Литву, Финляндию для нее будет дороже", - говорит Вяхи и добавляет, что Эстонии надо, по примеру Польши посмотреть на ситуацию реально, с прагматических позиций. "Мы прожили под влиянием апрельских событий около 7 с лишним месяцев. Но я думаю, через 2-3 года реальная жизнь возьмет свое. Ситуация переменится. Политика изменится, когда экономике станет по-настоящему плохо", - считает известный бизнесмен.

Напомним, что Тийт Вяхи является председателем порта Силламяэ, построенного на границе с Россией. Этот порт стал самым восточным в Эстонии и в Европейском Союзе. По официальным данным, инвестиции в его строительство составили порядка одного миллиарда крон. Первая очередь порта была возведена за два года и включает в себя проложенные железнодорожные пути, соединившие порт с железнодорожной веткой Нарва - Ивангород и шесть причалов для различных грузов. Построены нефтегазовый терминал и терминал для сыпучих грузов. Во второй очереди достроен контейнерный терминал, построен терминал для приема жидких химикалий. Глубина акватории незамерзающего порта составляет до 16 метров. На территории порта действует свободная экономическая зона.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в апреле 2007 года правительство Эстонии приняло решение о проведении работ по демонтажу памятника "Бронзовый солдат" в Таллине и вскрытию братской могилы красноармейцев возле памятника, несмотря на массовые протесты внутри страны и призывы, в том числе, Государственной думы РФ, воздержаться от акции. 26-28 апреля в Таллине и ряде других городов Эстонии вспыхнули массовые акции протеста против демонтажа памятника "Бронзовый солдат". По официальным данным полиции Эстонии, с 26 апреля по 3 мая в Эстонии было задержано 1 250 человек, то есть примерно каждый 1000-й житель Эстонии. Треть задержанных была эстонцами по национальности. Демонтаж памятника и жестокое подавление массовых акций протеста привели к резкому охлаждению официальных отношений между Эстонией и Россией. Были заморожены бизнес-проекты и свернуты уже начатые. Эстонские СМИ утверждают, что в отношении Эстонии были введены экономические санкции, которые обходятся экономике страны в сотни миллионов крон (десятки миллионов евро) прямых потерь. После ограничения российского транзита по эстонской территории о сворачивании своей деятельности или сокращении заявили более десяти транзитных предприятий, а Эстонская железная дорога сократила более 200 работников. Сокращения работников и снижение объемов производства зафиксированы и в других, связанных с Россией отраслях экономики Эстонии.