Молдавия - Румыния: "Молдавия от Карпатских гор до Черного моря". Межцерковное противостояние: "Без стоящего за спиной московского Патриархата Молдавская православная церковь ненадолго сохранила бы свою автокефалию". Молдавия - Приднестровье: "Тирасполь шагает в ногу с Бухарестом". Символика: "Если Молдавия отказалась от объединения с Румынией, ей нужны собственные государственные символы". Столица: Молдавские и кишиневские власти "не поделили шишки с иголками".

Молдавия - Румыния: "Молдавия от Карпатских гор до Черного моря"

Молдавия выслала из страны двух румынских дипломатов, пишет "Комсомольская правда в Молдове". Как сообщили в Министерстве иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ), их выслали за деятельность, несовместимую с их дипломатическим статусом. Министерство иностранных дел и евроинтеграции вызвало посла Румынии в Молдавии Филиппа Теодореску, где его ознакомили с нотой. Двое подчиненных Теодореску объявлены в Молдавии персонами нон-грата за деятельность, несовместимую с их дипломатическим статусом. Одновременно с этим Чрезвычайный и Полномочный Посол Молдавии в Румынии Лидия Гуцу была вызвана в Кишинев "для консультаций".

А может, румынские дипломаты на самом-то деле являются обычными разведчиками и просто попались на "горячем"? - задается вопросом "КП в Молдове". Издание обратилось за комментарием к руководителю пресс-службы Службы информации и безопасности (СИБ) Виталию Бурзаковскому. "Никаких комментариев! - отрезал он. - Мы не будем комментировать ни саму сложившуюся ситуацию, ни заявление МИД Молдавии!"

А тем временем в парламенте страны вовсю шли дебаты по поводу выдворения из страны румынских дипломатов, пишет "КП в Молдове". Депутат-коммунист Виктор Степанюк считает, что на столь радикальный шаг МИД Молдавии пошел в связи с заявлениями румынского посла Филиппа Теодореску, сделанными им две недели назад, о том, что Румыния не признает Молдавию в качестве государства. А лидер Альянса "Наша Молдова" Серафим Урекян назвал выдворение дипломатов открытым вызовом Евросоюзу со стороны Владимира Воронина. А скандал тем временем продолжает набирать обороты, подводит итог газета.

Такого скандала ещё не было, пишет "Пульс". За все годы молдавской независимости это первый случай объявления персонами нон-грата зарубежных дипломатов, отмечает издание. Посол Румынии Теодореску был так поражён этим "неожиданным" жестом, что отказался принимать эту ноту. Хотя, если кто и в курсе дела, так это именно посол Теодореску, пишет газета.

Что имеется в виду под формулировкой "деятельность, не совместимая с дипломатическим статусом"? - продолжает "Пульс". Вариантов два - шпионаж и терроризм. Сложно себе представить ситуацию, при которой сотрудники румынского посольства в Молдавии пытаются пустить под откос поезда или заложить взрывчатку в каком-нибудь людном месте, пишет газета. Так что терроризм - отпадает. Остаётся - шпионаж, отмечает издание. И вот здесь - не всё так просто. Не так давно общественное мнение, как в Кишинёве, так и в Бухаресте взорвала серия сенсационных статей, вышедших в издании "Молдова суверанэ". Их автор - румынский гражданин Михай Конциу заявил, что сам в недавнем прошлом был агентом Службы внешней информации и работал под крышей посольства Румынии в Кишинёве. Вот его признания: "В Молдавии прокручиваются внушительные денежные суммы, чтобы продемонстрировать якобы существующий в Молдавии бессарабский румынизм. Эти деньги мошеннически делятся между румынскими офицерами безопасности, работающими под дипломатическим прикрытием, и молдавскими клиентами (получателями)". Бывший агент заявил о политической и пропагандистской поддержке, оказываемой румынскими секретными службами ряду молдавских периодических изданий, политическим, общественным деятелям и представителям творческой интеллигенции. В списке - очень известные имена. Например, издатели газет "Тимпул" и "Журнал де Кишинэу" - Константин Тэнасе и Вал Бутнару.

Собственно, как распределяются деньги из румынских секретных фондов, и как они в Кишинёве разворовываются, пусть разбираются доблестные бухарестские власти, пишет "Пульс". В откровениях бывшего румынского агента официальный Кишинёв, наверняка, заинтересовал сам факт того, что под прикрытием посольства Румынии в Молдавии активно действуют секретные агенты соседнего государства, в задачу которых входит не только сбор и анализ информации, но и подрывная идеологическая работа по насаждению идей "румынизма" в "Бессарабии", отмечает издание. Молдавские спецслужбы не могли не заинтересоваться заявлениями Михая Конциу. Почти наверняка было проведено соответствующее расследование, итогом которого стала высылка двух румынских дипломатов из Молдавии, пишет газета. Впрочем, в отсутствие официальной информации об этом судить довольно сложно, отмечает издание. Но предлагаемая здесь логика - элементарна. Без каких-либо оснований, без фактов, подтверждающих незаконную деятельность дипломатов на территории Молдавии, пойти на столь резкое обострение отношений с Бухарестом Кишинёв не мог, пишет газета. Да, отношения эти сегодня далеко не безоблачны. Но Молдавия прекрасно отдаёт себе отчет, с какой страной имеет дело, чтобы так серьёзно рисковать, отмечает издание. Можно только предположить, в чём именно были уличены работники румынского дипломатического представительства в Кишинёве, раз к ним применили такие экстраординарные санкции, как объявление персонами нон-грата, пишет газета.

Реакция Бухареста на дипломатический скандал была вполне предсказуемой, продолжает "Пульс". Не только МИД, но и президент с премьер-министром отметились заявлениями на этот счёт. МИД, в частности, был уполномочен заявить, что это "недружественный жест полностью неоправдан и противоречит конструктивному и сотрудническому отношению, которое Румыния всегда проявляла по отношению к Республике Молдова". Премьер-министр соседней страны господин Тэричану поведал, что Румыния поддерживает проевропейские стремления Молдавии, а президент Бэсеску пообещал, что начнёт в усиленном режиме выдавать жителям Молдавии румынское гражданство и румынские визы. "Румыния продолжит продвигать европейское будущее граждан Республики Молдова", - говорилось также в заявлении румынского внешнеполитического ведомства. И - напрашивается простой вопрос: а что, кто-то просил Румынию "продвигать европейское будущее граждан Республики Молдова"? - пишет газета.

Ссылки Бухареста на европейскую, транспарантную манеру, в которой, дескать, должны развиваться двусторонние отношения между двумя соседними странами, опровергаются повседневной политической практикой Румынии в отношении Молдавии, пишет "Пульс". Европейские отношения между Молдавией и Румынией - это мечта Кишинёва, поскольку они действительно понятны, транспарентны и цивилизованы, потому что в них нет, и не может быть места реваншизму и ревизионизму, отмечает издание. Другое дело, что это как раз не устраивает Бухарест, пишет газета.

На очередном заседании парламента депутаты потратили кучу драгоценного времени, оплаченного, к слову, из налогов граждан, не на законотворческий процесс, а на "разбор полетов", пишет "Независимая Молдова". Оппозиция, естественно, наступала. Мажоритарии, естественно, отбивались. Молдавская Новодворская, лидер национал-либералов Виталия Павличенко клеймила МИДЕИ за продолжение антирумынской политики, "которая продвигается по призыву Кремля". После пылких обвинений и пессимистических прогнозов Павличенко сделала вывод: то, что происходит сегодня в Молдавии, "является позором". Вот с этим как раз нельзя не согласиться, отмечает издание. Позор, когда в парламенте, высшем законодательном органе государства, сидят унионисты, пишет газета. Потому что унионизм и патриотизм - "две вещи несовместные", отмечает издание. Позор, когда политики, представляющие одну из ветвей власти, защищают интересы не своего, а чужого государства, пишет газета. Позор, когда оппозиция, вроде бы борющаяся за одно и то же, годами не может консолидироваться, потому что не может поделить портфели. Позор, наконец, что именно она, а не власть, вбивает клин в общество той поддержкой, которую она оказывает каждому, кто пытается расколоть государство - идут ли эти попытки изнутри или снаружи, отмечает издание.

А вообще-то "высылка румынских дипломатов ой как сыграла на руку тем, кто жаждет блеснуть на политическом небосклоне", продолжает "Независимая Молдова". На этом решении МИДЕИ можно еще очень долго стричь купоны, вплоть до начала предвыборной кампании в парламент, отмечает издание. Можно себе предстваить, во скольких программах появится пункт о налаживании отношений с Румынией, пишет газета. И у унионистов, и у патриотов всех мастей. Конечно, там не будет сказано "путем односторонних уступок". Там вообще ничего не будет сказано, потому что на самом деле сегодня никто из критиков не знает, как реально тут поступить, отмечает издание. Зато это будет красиво. Тем более, что с Россией отношения наладились, и сыграть тут не на чем, пишет газета. А ведь тоже такой выгодный был пунктик, подводит итог издание.

Последние шаги Кишинева стали новым витком в эскалации напряженности между двумя соседними странами, отношения между которыми ухудшились в последние месяцы, пишут "Молдавские ведомости". По мнению наблюдателей, после резких нападок в предыдущие годы на Россию и Приднестровье - нападок, которые привели к глубокому укоренению в сознании молдаван русо- и приднестровофобии, - сегодня президент-коммунист нашел нового внешнего врага в лице Румынии и стремится погрузить молдавское общество в состоянии тотальной румынофобии. Конечным итогом такого курса, полагает газета, может стать разрыв дипломатических отношений между Молдавией и Румынией.

В последнее время, и явно по конъюнктурным соображениям, да и попросту оттого, что "припекло", президент Владимир Воронин все упорнее противостоит натиску своего главного запрутского оппонента, президента Траяна Бэсеску, пишет "Коммерсант Plus". Но ответная реакция молдавского лидера с очевидностью показывает эффект "позднего зажигания", отмечает издание. Так сказать, наконец-то запрутский "жареный петух клюнул", да поздновато, пишет газета. Разве не сам Владимир Николаевич лично подал столько поводов для всей этой вакханалии и эскалации, когда нанес свой триумфальный визит в Бухарест, где тщеславно вышагивал по ковровым дорожкам, выстеленным в его честь, и создавал в румынской столице стойкое впечатление, что и сам будет так же мягко стелиться перед унионистскими "братьями", задается вопросом издание. А разве не Владимир Николаевич наградил высшим орденом Страны Молдавской бессарабского румыноуниониста №1 Григоре Виеру, - надо полагать, за его антимолдавское творчество и участие в бесчисленных провокациях конца 1980-х - начала 1990-х годов, пишет газета. Разве не Владимир Николаевич договорился при этом до того, что и сам он сущий националист, забыв даже уточнить, какой именно нации он националист? Надо ли удивляться, что румыноунионизм на глазах и именно в "эпоху Воронина" превратился в Молдавии в ведущее политическое течение, если его лидеров награждают, возвеличивают, славят на высшем государственном уровне, отмечает издание.

Другое зловещее своеобразие текущего момента состоит в том, что Запад оказывает всемерную и неприкрытую поддержку бухарестским объединителям, забыв при этом поинтересоваться у молдаван, какие чувства вызывает и их деятельность, и его поддержка, продолжает "Коммерсант Plus". А кому же не известно, что по итогам недавней переписи населения 94% коренных жителей Республики Молдова посчитали себя молдаванами, пишет газета. А румынами назвалась столь ничтожная часть людей, что проблема с ними легко решается путем свободного их переселения, так сказать, "за речку", отмечает издание.

Что ж, Запад верен себе, всем не привыкать к его политике двойных стандартов; мало того, именно сегодня нам таковые в очередной раз демонстрируют самым крупным планом в расчете на то, что мир их примет и смирится с ними, пишет газета. Имеется в виду и почти свершившееся решение западных элит признать "независимость" от Сербии древней сербской земли Косово в обход ООН, вразрез с международным правом и отношением к этой проблеме Белграда и большинства сербов, отмечает издание. Параллели здесь не только уместны, но и напрашиваются, потому что и Молдавия не сегодня-завтра может быть принесена в жертву этой двурушнической политике, пишет газета.

Первейший же урок, который преподан Молдавии, состоит в том, что, грубо говоря, "с волками жить - по-волчьи выть", пишет "Коммерсант Plus". Надо понять, наконец, что "непротивление злу насилием" неизбежно оборачивается поражением, как и оборона в тех условиях, когда надо действовать наступательно, отмечает издание. Как говорил российский историк и мыслитель В. О. Ключевский, есть сорт людей, которые тотчас превращаются в скотов, как только с ними начинаешь обращаться по-человечески. Кажется, что такие "сорта" нередки и среди субъектов международного права, пишет газета. И пока молдаване будут миндальничать, робеть перед наглостью и втайне уповать на автоматическое действие "исторической правды" и никогда не сбывающейся справедливости, агрессивная западно-запрутская экспансия приведет молдавское государство к распаду. Если мы хотим, чтобы наступающий юбилей, знаменующий 650-летие молдавского государства, не стал для этого государства последним, - то всем, кто чувствует себя патриотом Молдавии и гражданином Страны Молдавской, надлежит действовать перед фактом румыноунионистской агрессии предельно активно, наступательно, резко и упреждающе, пишет газета.

"Коммерсант Plus" выступает с рядом конкретных предложений. Во-первых, сегодня надлежит в полный голос, на весь мир заявить, что, во-первых, молдаванам не нужна так называемая Великая Румыния; а во-вторых, историческая задача молдаван состоит в том, чтобы вернуть себе нормальную Молдавию в ее исторических границах - от Карпатских гор до Черного моря, отмечает издание. И здесь придется коснуться вопроса о позиции еще одного демократического и нервно европеизирующегося государства - Украины, пишет газета. Борцам за историческую справедливость и право наций на самоопределение из Киева хотелось бы заметить, что ныне Украина, не уступая ни пяди украинской тверди, как это следует из истории со Змеиным островом и выходом Молдавии на Дунай, наряду с этим удерживает такие обширные исторически молдавские земли, как Южная Бессарабия с древними молдавскими городами Белгород-Днестровский (Четатя Албэ), Вилковом, Килией, Измаилом и Рении, отмечает издание. Кроме того, есть еще бывший Хотинский уезд и вся нынешняя Черновицкая область, которая в свое время была отторгнута от Молдавии вместе с ее владениями в Карпатах и присоединена к Украинской ССР. И если уж у властей Украины столько принципиальных претензий к России, а особенно к Сталину, то что им мешает хотя бы часть исторических несправедливостей изжить, задается вопросом газета. Восстановить для начала две из них - вернуть молдаванам земли на севере и юге, которые были незаконно переданы Украине по личной инициативе И.В. Сталина.

Когда вопрос с возвращением к нормальной Молдавии будет решен, то, не исключено, что будет обсудить и проблему объединения с братьями-румынами, пишет "Коммерсант Plus". Теоретически объединение с Румынией возможно только после восстановления молдавского исторического пространства (нормальной Молдавии) и при трех обязательных условиях - выходе Румынии из ЕС и НАТО и вступлении ее в СНГ, отмечает издание. Если, конечно, СНГ на это согласится, подводит итог газета.

Последний по времени опрос общественного мнения, проведенный недавно в Молдавии, показал заметный спад доверия молдавских граждан к соседней Румынии, пишет интернет-издание Ava.md. По сравнению с ноябрем 2006 года, в этом году число молдаван, позитивно оценивающих молдавско-румынские отношения, упало с 80% до 50%. Эксперты считают это явное похолодание в молдавско-румынских отношениях прямым следствием развязанной на уровне высших государственных лиц Молдавии и Румынии политической и дипломатической войны по всем направлениям. Это и неудивительно, так как у среднестатистического молдавского гражданина, который изо дня в день видит в информационных программах национального телевидения лишь репортажи и сюжеты про "плохих и злобных румынских политиков", представляющих "последнюю империю на европейском континенте", "насильно навязывающих молдаванам только свои собственные взгляды по всем вопросам", "вмешивающихся в церковную жизнь Молдавии", "отказывающихся признавать право молдаван на свою собственную историю, на свой язык и независимую государственность", какого-либо иного восприятия запрутских соседей просто не может быть, отмечает издание.

Лишь сравнительно мaлочисленная группа политически активных и всесторонне образованных кишиневских интеллектуалов (в интерпретации прокоммунистических СМИ обозначаемых не иначе, как "маргиналы" и "унионисты") может, пожалуй, досконально разобраться в истинных причинах молдавско-румынского конфликта и степени вины в его возникновений той или иной стороны, тогда как простые избиратели, ведущие каждодневно борьбу за элементарное физическое выживание, вообще не задаются такими вопросами, относящимися к сфере "высокой политики", пишет Ava.md. В то же время, опрос общественного мнения, как ни странно, показал, что большинство граждан Молдавии все еще верят в то, что именно Румыния является единственным посредником, способным реально помочь Молдавии в вопросе европейской интеграции, а 35% молдаван даже указали, что уже обладают румынским гражданством или собираются это сделать. Эта, на первый взгляд, парадоксальная ситуация имеет, однако, весьма простое объяснение: совершенно не принимая в расчёт характер политических отношений между властями Молдавии и Румынии, простые молдавские граждане, не находящие применения своим силам, знаниям и опыту в родной стране, стремятся любой ценой добыть себе румынский паспорт лишь для того, чтобы получить возможность свободного выезда в Румынию, а оттуда и в другие страны Евросоюза, где они надеются найти хорошую работу и приличную зарплату, отмечает издание.

Можно ли объяснить падение доверия молдавских граждан к соседней Румынии лишь только следствием нынешней тотальной кампании по "промыванию мозгов" народа посредством телевидения и радио, задается вопросом Ava.md. Конечно же, нет, полагает издание. Весьма немаловажную роль сыграли также и введение Бухарестом визового режима между Молдавией и Румынией, и нескончаемые очереди у румынского консульства, и слишком сложный и длительный процесс получения румынского гражданства. И всё-таки, в условиях, когда, по утверждению президента Румынии Траяна Бэсеску, около миллиона молдавских граждан подали заявления на получения румынского гражданства, есть ещё одна серьёзная причина того, что имидж Румынии в Молдавии оказался сильно подорванным. Всё дело в том, что, если и в средствах массовой информации, и в Интернете можно сегодня без особого труда найти любую информацию о молдавско-румынских политических спорах и конфликтах вчера и сегодня, то вот в плане экономических и коммерческих связей двух стран информация очень скудная, пишет издание. Это тем более странно, что имеются все предпосылки для успешного, динамичного развития этих отношений, отмечает Ava.md. Тут и общность языка, и общая культура, и даже во многом схожее законодательство. Так что, казалось бы, нет никаких видимых преград для более успешного развития и укрепления экономических и коммерческих связей между Молдавией и Румынией, пишет издание.

В условиях переменчивых настроений то "любви", то "ненависти" в молдавско-румынских политических отношениях за последние годы наметился определенный рост коммерческих и экономических связей, пишет Ava.md. Бизнесмены двух стран пытаются обходить политические ухабы и "волчьи ямы", вырытые политиками, устанавливая между собой прочные партнерские отношения напрямую. В конечном счете, экономический прагматизм берет сегодня верх над политической неуступчивостью, отмечает издание. Теплится робкая надежда, что, рано или поздно, но прагматизм и реализм воцарятся также и в политических отношениях между Бухарестом и Кишиневом, пишет Ava.md. В чём нет никаких сомнений, так это в том, что на фоне успешного и взаимовыгодного экономического сотрудничества Молдавии и Румынии претерпит позитивные изменения и отношение большинства молдаван к соседней стране, являющейся для Молдавии сегодня подлинными "воротами в ЕС", подводит итог издание.

Межцерковное противостояние: "Без стоящего за спиной Московского Патриархата Молдавская православная церковь ненадолго сохранила бы свою автокефалию"

По всей видимости, Партии гуманистов Молдавии до одури надоели затяжные разборки между Кишиневом и Бухарестом, а также между двумя ветвями православия - румынским и русским патриархатами, пишет "Новое русское слово " (Кишинев). Это политическое формирование, слегка перефразировав знаменитую фразу Михаила Эминеску "Мы румыны - и точка!", призвало православную церковь Молдавии к полной независимости как от одних, так и от других по принципу "Мы христиане - и точка!", отмечает издание. Намерение это и призыв выразились в смене наименования партии - гуманисты подали на регистрацию документы, в соответствии с которыми после формальной процедуры формирование будет именоваться Христианской гуманитарной партией РМ. Как отметил на приуроченной к этому событию пресс-конференции лидер партии Ион Мереуцэ, полный суверенитет молдавской православной церкви может послужить укреплению независимости молдавского государства и избавит Румынию и Молдавию от необходимости делить граждан. "Все мы христиане, у нас один и тот же Бог - зачем же нужно ненавидеть друг друга?", - сказал Мереуцэ.

Идея гуманистов, надо отметить, не слишком нова, продолжает издание. На автокефальности Митрополия Молдавии настаивала с начала 90-х годов прошлого века, пишет издание. Сейчас, с очередной экспансией Румынской ортодоксальной православной церкви, настроения только укрепились, отмечает "Новое русское слово". По словам члена Партии гуманистов, члена муниципального совета Кишинева священника Сергея Чириеша, Митрополия Молдавии имеет все шансы получить каноническую независимость как от румынского, так и от московского патриархатов. В качестве аргумента "за" Чириеш привел прошедшую 22-24 ноября в Софии встречу представителей двух церквей, на которой якобы Румынская патриархия заявила о готовности отозвать Бессарабскую митрополию из Молдавии.

Надо сказать, что батюшка выдает желаемое за действительное, пишет "Новое русское слово". Во-первых, Патриархия Румынии отказалась отзывать распоряжение о "воссоздании" на территории Молдавии и Украины новых епископатов. А во-вторых, обрети даже Митрополия Молдавии независимость от Москвы, "суверенитет" без стоящего за спиной Московского Патриархата сохранить удастся недолго, особенно в случае смены власти в стране, пишет издание.

Впрочем, Сергею Чириешу призывать к утопиям не привыкать, продолжает "Новое русское слово". Помнится, он после десятка заседаний муниципального совета, так и завершившихся ничем - никак советники не могли утвердить свое руководство, призвал коллег начинать заседание с совместной молитвы, чтобы Господь направлял их на путь истинный. Тогда-де и политические решения легче принимать будет. Коллеги оптимизма священника не разделили, а молиться отказались, отмечает издание.

Противостояние Румынской и Русской православных церквей в интервью газете "Коммерсант Plus" прокомментировал молдавский правозащитник, автор книги "Катехон" Александр Левицкий. По его мнению, в нынешней ситуации Румынская церковь не остановится. "Ей просто никто не даст остановиться. Несколько десятилетий создавалась машина для экспансии - идеологическая машина "Великой Румынии". С железной дисциплиной и четкой иерархией. Двести монастырей, десять тысяч монахов. Нацеленная на экспансию, Румынская церковь не сможет остановиться. Остановленная, но продолжающая возрастать и крепнуть внутри страны, она скоро прорастет во все государственные институты и начнет управлять государством. То есть из нынешнего состояния, когда государство управляет церковью, она перейдет в состояние, когда церковь управляет государством. Кому, это в Европе надо? Румынские политики, как и их европейские коллеги, справедливо опасаются того, что если не позволить Церкви развитие на Восток, то, вместе с румынскими гастарбайтерами, Церковь пойдет на Запад. В этом случае Европа, кроме проблем с исламом, получит проблему с румынским православием. Поэтому лучше всего "выпустить пар" на Восток. Молдавия, Украина, Россия, далее - везде", - отметил Левицкий.

По мнению Левицкого, амбиции Румынской церкви распространяются "всюду, где есть хоть один румын", - пишет "Коммерсант Plus". "Как американцы считают, что имеют право вмешиваться в дела стран, где есть хоть один американец, так и Церковь, построенная на национализме, считает себя вправе идти туда, где есть хоть один соплеменник", - сказал правозащитник. По его мнению, экспансия Румынской церкви направлена не просто против Русской православной церкви, но "под сомнение поставлена основополагающая догма христианства в целом". "Они объясняют свои действия тем, что они идут туда, где когда-то уже были, и тем, что там проживают румыны, которые хотят иметь свою церковь. Предполагается, что Румынская церковь - это церковь для румын. Следовательно, она исполнена национализма, и в связи с этим исповедует ересь "филетизма", или племенничества. А по этому поводу есть определение Поместного Константинопольского Собора от 16 сентября 1872 года, где присутствовали все Восточные патриархи за исключением Иерусалимского, в котором сказано: "1. Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. 2. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками (раскольниками)". Эта ересь ставит под сомнение единство православия, основной догмат, где нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни варвара, ни свободного. Под сомнение ставится наша "матрица". Исходя из этой ереси, мы быстренько раздерем Церковь, как Тело Христово, на национальные кусочки, и каждый мелкий царек посадит у себя ручного патриарха. Разделяющими православие по национальному признаку, по признаку крови, ставится под сомнение Новый Завет. Делается ненужным Пришествие Христа, нас тянут в Ветхий Завет, в язычество. В своей ереси Румынская церковь готова и других втянуть в беду национализма. Иначе, зачем молдавской делегации в Болгарии было предложено рассмотреть вопрос об автокефалии, т.е. независимости?", - отметил Левицкий.

По словам правозащитника, сегодня различные эмиссары-политиканы, внушая молдавским священникам мысль о противоестественности служения молдаванину в "русской" церкви, играют на том, что и Русская православная церковь называется "русской", пишет "Коммерсант Plus". "Надо сказать, что во внесении смуты в умы они достигли успеха. Нашим клирикам уже многое не нравится. Молодые почти на 100% обучались в Румынии, откуда привезли аргументацию о грехах РПЦ МП. Самые радикальные считают, что "за Днестром православия нет", считают РПЦ МП " красной церковью", подразделением ФСБ и т.п. Считают канонизацию в "страстотерпцы" царя Николая II неканонической. Считают нахождение для себя в "русской" церкви, унизительным. Считают благом обязательную зарплату. Владыка Маркел, епископ Бельцкий, говорит, что оплату срочно повысили до трехсот у.е., что для сельского священника означает стабильность. А вот Устав РПЦ МП им перестал нравиться, поскольку, исходя из него, думать нужно самому, да еще и выполнять социальную программу", - отметил Александр Левицкий.

Отвечая на вопрос о том, многие ли уйдут в Бессарабскую митрополию, Левицкий отметил: "Не знаю. Одно дело - недовольство. Другое дело - решительный шаг. Одно ясно: теперь любой священник, поссорившись с епископом, сможет удалиться служить за 300 евро в палатке на собственном дворе. Глава "Бессарабской митрополии" им в этом пример. Был епископом Русской церкви, сделал вид, что поссорился с ней, ушел в румынскую церковь, стал митрополитом. Какой пример для подражания! А по поводу "русскости" русской церкви... Она объединяла две трети православного мира. Сейчас, после объединения с Русской зарубежной церковью - и того больше. Если пройдет процесс примирения с Древлеправославной (старообрядческой) русской церковью, то Московский патриархат объединит воистину небывалый со времен Византии православный сегмент общества. Это не нравится некоторым сестрам церквям. Кстати, Его Святейшество патриарх Даниил, будучи бывшим митрополитом Ясским, наверняка знаком с мнениями, бытующими в старообрядческой среде Румынии, т.к. в Яссах есть крупная старообрядческая община. Там даже газета выходит на русском языке. Русская церковь пережила болезнь национализма еще в период раскола со староверами как носителями национальной идеи. Потому-то вместо маленького русского царства и возникла империя. Именно православие - носитель идеи Большого пространства. И это очень символично для современной Русской церкви, когда она, вырвавшись, наконец, из-под власти государства, объединяется, прежде всего, с носителями идеи вселенскости, т.е. с Зарубежной церковью, и не форсирует переговоры с носителями национальной идеи. Кстати, статус Русской православной зарубежной церкви всегда считался временным". ("Коммерсант Plus")

Молдавия - Приднестровье: "Тирасполь шагает в ногу с Бухарестом"

С недавних пор стало очевидно, что как только румынские политики усиливают атаки на молдавскую государственность, им на помощь приходит официальный Тирасполь, пишет молдавское государственное агентство Moldpres. Так, стоило послу Румынии Филиппу Теодореску заявить, что граница между Молдавией и Румынией, установленная Парижским мирным договором 1947 года, устарела, как официальный печатный орган тираспольской администрации газета "Приднестровье" перепечатывает эти высказывания без всяких критических комментариев, отмечает агентство. Да и вообще, сегодня приднестровские руководители спешат опубликовать в контролируемых ими СМИ любое высказывание, гласящее, будто наилучший выход для Молдавии и ее граждан - это вхождение в Евросоюз через присоединение к Румынии, пишет агентство. Довольно опасная и безответственная игра, полагает Moldpres. Учитывая решение Румынской церкви о восстановлении трех исторических епархий, одна из которых охватывает Левобережье Днестра, никаких оснований ожидать того, что Румыния остановится на Днестре, нет, пишет агентство. Реваншисты из Бухареста фактически замахиваются и на Левобережье, и на Южную Бессарабию с Северной Буковиной, и на остров Змеиный, отмечает Moldpres. Но в Тирасполе, не замечая опасности и уверовав в свое везение, спешат помочь Бухаресту в этой антимолдавской игре, пишет агентство.

Так, например, уже много месяцев в официальной приднестровской прессе разворачивается кампания за переименование самопровозглашенной республики, продолжает Moldpres. Как выяснилось, местное руководство не устраивает слово "молдавская", пишет агентство. Поскольку правительственные СМИ региона находятся под тотальным контролем местных исполнительных структур во главе с Игорем Смирновым, то появиться подобные предложения без санкции с самого верха просто не могли, полагает агентство. Может, совпадение и является случайным, но танцы вокруг названия усилились после того, как вдруг выяснилось, что за один только год Приднестровье увеличило внешний долг на 300 миллионов долларов, пишет Moldpres. Теперь в Россию надо бы отослать 1 миллиард 600 миллионов долларов только за газ. Долги по другим статьям не в счет. Вместо поиска способов оплаты приднестровское руководство предпочитает вбрасывать в подконтрольные СМИ кучу статей из молдавской оппозиционной прессы, в которой критикуется курс команды Владимира Воронина, отмечает агентство. Но критика идет не за малоэффективную, по мнению оппонентов, защиту молдавской государственности. Напротив. Стоило одному из кишиневских журналистов разродиться статьей о том, что независимая Молдавия не состоялась как государство, и что населению РМ будет лучше в Румынии (там, дескать, все цивилизованно, потому как Румыния состоит в Евросоюзе!), как в официальной приднестровской прессе поспешили творение автора преподнести местному читателю, отмечает агентство. О том, что Приднестровье само никак в этот самый Евросоюз ни при каком раскладе не попадает, предпочли умолчать, пишет агентство.

Бодро и весело ведут приднестровские руководители возглавляемое ими образование в ногу с Бухарестом, который недавно они проклинали, продолжает Moldpres. "Некоторые считают, что смена названия республики будет равноценна ликвидации молдавского народа как нации. Мол, Приднестровье - последний островок во всем мире, где осталось истинное, коренное молдавское население... Это совершенно излишняя попытка разжалобить общественное мнение". Эта аргументация ничем не отличается от недавнего отказа румынских властей зарегистрировать организацию молдаван в Румынии, отмечает агентство. Нет, мол, такой нации, заявили в Бухаресте. Значит, нечего "пытаться разжалобить общественное мнение", подводит итог Moldpres.

Символика: "Если Молдавия отказалась от объединения с Румынией, ей нужны собственные государственные символы"

Возможно, в скором времени, молдаване будут жить в единой Молдавии, пишет "Пульс". И тогда будет поднят вопрос о молдавской государственной символике, отмечает издание. Многие историки и политики уверены, что единая, полиэтническая, самостоятельная и сильная Молдавия нуждается в новой геральдике. А вернее, в незаслуженно забытой старой.

В 1990 году молдавские политики бросились в крайность - Молдавия обзавелась румынским гербом, продолжает "Пульс". О том, какое будущее для молдавского государства видели политики того времени, красноречиво свидетельствует коричневый цвет орла. Что все геральдисты трактуют однозначно - это цвет... провинции. Понятно какого государства, пишет газета. Румынский же триколор в качестве национального флага впервые был использован во время революции 1848 года просуществовавшим несколько месяцев революционно-демократическим правительством Валахии, пытавшимся объединить княжества. Полосы располагались горизонтально, а в центре была надпись: "Справедливость. Братство". На то время Валахия имела сине-жёлтые флаги, а Молдавия красно-синие и в качестве объединённого флага он был принят в 1859 году с образованием нового государства Румыния. С 1872 года, полосы флага стали располагаться вертикально. Национальный флаг не имел эмблемы, а в центре государственного изображался коронованный центральный щит утвердившегося в 1867 году герба Румынии.

Принятие румынского триколора с коричневым орлом отвечало поставленным задачам, сегодня известным: государственность Молдавии воспринималась как временное, переходное состояние пруто-днестровских земель, пишет "Пульс". Сегодня политические элиты больше рассматривают построение молдавской государственности как главную задачу, стоящую перед властью, отмечает издание. А значит, действующие ныне государственные символы объективно и откровенно противоречат этим задачам, пишет газета. Поэтому содержание требует новые формы. Если Молдавия отказалась от объединения с Румынией, ей нужны собственные государственные символы, отмечает издание. Тем более что существует целый ряд собственно молдавских знамен и гербов, значительно более раннего времени и гораздо лучше отражающих молдавскую независимость и суверенитет, пишет газета. Именно они носят в себе геральдические символы государственности.

Национально-государственные символы это - голова зубра со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам (герб), и знамя с теми же символами (голова зубра), продолжает "Пульс". Они являются документальными историческими свидетельствами исключительной важности, позволяющими проследить исторический путь государства Молдавия, отмечает издание. Эта старая истина приобретает новый смысл, если вспомнить что основная черта национально-государственных символов любого народа - это традиционализм. Поскольку республика сохранила название средневековой Молдавии, то должен быть восстановлен и средневековый герб Молдавского княжества. Центральной геральдической фигурой герба является голова тура (зубра), пишет газета.

Как бы то ни было, но молдавская геральдика весьма определённа и специфична, пишет "Пульс". Средневековые документы и гравюры безоговорочно демонстрируют основной цвет молдавского государственного стяга - красный, с гербом Молдавии на нём - головы тура. Это и есть многовековые символы государства Молдавия, доказательство молдавского существования в истории, отмечает издание. На протяжении веков герб Молдавии претерпел лишь некоторые несущественные изменения, но основные элементы - щит, голова зубра с сопутствующими деталями (солнце, полумесяц) - остались практически постоянными определяющими, всегда представляя символ молдавской государственности.

Какие же именно молдавские герб и знамя лучше всего отражают концепт государственности, вопрошает "Пульс". Первое упоминание о господарском знамени Молдавии документально известно из документа "Omagium Palatini Moldauiae". В нём говорится о присяге молдавского господаря Стефана Великого польскому королю и упоминается господарское знамя (Steagul cel mare). Этот документ написан на латыни "...Banderium quoque magnum sericeum coloris rubri, in quo arma Terrae Moldauiae pulcre auro depicta erant..."; на русском же звучит так: "...Большое полотнище красного цвета на котором золотом красиво изображён герб Страны Молдавской..." Флаг Штефана Великого - не только самый древний из известных, отмечает издание. Эпоха этого господаря олицетворяет борьбу молдавского народа за независимость и величие молдавского государства. Ведь именно в этот период были совершены самые значительные победы, прославившие Молдавию во всем христианском мире, пишет газета. Вот почему для единой Молдавии, устремленной к укреплению собственной государственности, был бы адекватным выбор нового государственного флага и герба, а именно - средневекового господарского знамени (Steagul cel mare) с головой зубра (тура), времён Стефана III Великого, отмечает издание.

Указом президента Молдавии 2009 год назван Годом празднования 650-летия основания Молдавского государства, пишет "Пульс". Владимир Воронин созвал на первое заседание членов комиссии, ответственной за подготовку праздника. Общий проект мероприятий будет вскоре завершен. Уже известно, что в 2009 году пройдут различные международные, национальные конференции, фестивали, презентации альбомов и книг. К юбилею будут сняты художественные и документальные фильм, созданы радио- и телепередачи, посвященные этому событию. Часть акций пройдет и за рубежом. Президент призвал комиссию приложить все усилия для того, чтобы Молдавия встретила 2009 год достойно, отмечает издание.

Столица: Молдавские и кишиневские власти "не поделили шишки с иголками"

9 декабря, на столичной площади Великого национального собрания власти Кишинева установили главную елку страны, пишут "Молдавские ведомости". Мэр Кишинева Дорин Киртоакэ надеялся, что эта елка станет "главным символом Молдавии и будет отображать "европейские каноны Рождества Христова". Но душевный порыв мэра натолкнулся на полное непонимание со стороны центрального руководства Молдавии, отмечает издание. В ночь с 9 по 10 декабря главная елка страны (по версии властей Кишинева) была демонтирована на второстепенную площадку столицы, что возле Арки победы. Реакция мэра Кишинева Дорина Киртоакэ на "незаконный демонтаж главной елки страны" была озвучена в то же утро. "Я считаю этот перенос елки незаконным, и мы намерены судиться с центральными властями",- заявил Киртоакэ 10 декабря представителям республиканской прессы.

На состоявшемся 10 декабря заседании муниципального совета Киртоакэ утверждал, что соответствующие распоряжения об обеспечении охраны елки были вручены лично начальнику патрульно-постового полка "Скут" Константину Аворнику, продолжают "Молдавские ведомости". "Никаких распоряжений от Киртоакэ я не получал. Все соответствующие распоряжения должны мне поступать от главного комиссара Кишинева господина Аксентьева", - сообщил газете начальник "Скут" Константин Аворник. "Молдавские ведомости" поинтересовались правилами размещения елки в пресс-службе министерства культуры и туризма Молдавии. "Мэй, ребята! Что я вам могу сказать... Елку нужно устанавливать во время, соответствующее христианским канонам. Щи гата! ("И всё!" - молд. - прим. ИА REGNUM) То, что требуют власти столицы - это их личное дело. А той программе, которую разрабатываем мы, будут рады намного больше граждан нашей страны. Ведь мы должны работать на благо всей страны, а не группки столичных фанатиков", - сообщили изданию в пресс-службе министерства.

Однопартийцы мэра говорят, что в ночь на 10 декабря они из личного автомобиля Киртоакэ наблюдали за тем, чтобы с елки не снимали даже шишки, пишут "Молдавские ведомости". Но около двух часов ночи к ним подошли полицейские, которые обвинили их в краже мобильника у какой-то девушки. "После этого "оборотни в погонах" возили нас около двух часов по городу. А после этого, без всяких вразумительных объяснений и извинений, высадили нас на главной площади столицы. Мы готовы за 800 леев в месяц дежурить возле елки, наблюдать за сохранностью каждой шишки и даже иголки, но то, что коммунисты унесли нашу елку, возмутительно и противоречит всяким канонам прав человека", - сообщили газете сопартийцы Киртоакэ. Вице-комиссар Кишинева Якоб Гуменицэ не признал, что полиция причастна к этим действиям. После того, как мэр потребовал от служб мэрии установить елку на прежнее место и вручил вице-комиссару распоряжение об установке, Гуменицэ заявил, что выполнит указание "в меру возможностей" и распорядится об обеспечении охраны елки только после того, как будет установлено, что дерево срублено законно.

Пока Киртоакэ, вместо утверждения бюджета столицы, был занят детективной историей с кражей елки, центральные власти уже "забили" место для своей елки, продолжают "Молдавские ведомости". Главная елка страны, не в пример демонтированной "евроелке", будет располагаться в самом центре главной площади Кишинева. Место для нее уже забронировано самим Владимиром Ворониным, пишет газета. До установки главной елки в центре столицы установлена железная ограда. Попытки снести ее будут караться по всей строгости закона, отмечает издание.

Бывают елки новогодние, бывают - рождественские, пишет "Коммерсант Plus". Но, оказывается, в Молдавии бывают елки хорошие и плохие, отмечает издание. Хорошие - это те елки, которые устанавливает центральная власть, плохие - это те елки, которые устанавливает власть столичная, пишет газета. По мнению наблюдателей, причина противостояния, возникшего между столичными и центральными властями вокруг рождественской елки - в конфликте между властями страны и города, который разгорелся после прошедших в июне местных выборов.

В то время как столицы мира уже зажгли огни на рождественских ёлках, в Кишиневе работы по ее установке начнутся лишь на будущей неделе - 19 декабря, продолжает "Коммерсант Plus". Исполняющий обязанности директора Ассоциации зеленого хозяйства Елиферие Харуца сообщил, что ёлка, которая будет установлена на площади Великого национального собрания уже приобретена и находится в селе Толмаз. Ее высота - примерно 23-25 метров. По словам Харуцы, в конце этой недели ёлка будет доставлена в столицу. Кроме того, вокруг нее будут установлены еще 3 небольшие елки. Огни на рождественской ёлке, которая в этом году называется "Ёлкой страны", зажгутся 23 декабря.

В противостоянии со столичными властями центральные власти дошли до полного маразма, пишет "Коммерсант Plus". Поначалу информационные сообщения вызывали смех - ну, словно дети неразумные не поделили песочницу, отмечет издание. Однако накал необъявленной войны "центра" против муниципальных властей достигает, похоже, температуры кипения, пишет газета. Вот только куда будет направлена сила пара, вызванная этим кипением? - задается вопросом издание.