О политических итогах 2007 года Архангельской области c корреспондентом ИА REGNUM побеседовал политолог Вадим Трескин.

ИА REGNUM: Каковы, по вашему мнению, политические итоги для Архангельской области в 2007 году?

Если характеризовать ситуацию по Архангельской области в целом, то 2007 можно назвать "годом будущих перемен". Весь год прошел в предвкушении политических перемен в области, но все они отложены до следующих периодов. Это связанно и с экономикой, была надежда на начало освоения Штокмановского месторождения, но, тем не менее, оно не началось, регион только ищет свое место по этому вопросу. Основные промышленные активы области оказались управляемыми из-за пределов региона. Речь идет о создании корпорации по управлению Северодвинскими предприятиями ВПК. Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат отошел под иностранное управление. На этом круг замкнулся, и у региона нет собственной промышленности. Все решения по поводу промышленности принимаются за пределами Архангельской области. Поэтому серьезных ожиданий в политической сфере нет. На выборы в Государственную Думу пятого созыва Архангельская область получила только одного депутата из региона, остальные трое федерального уровня. Таким образом, депутаты также не свои.

ИА REGNUM: Что значительного произошло на местной политической арене в 2007 году?

Известность Архангельской области скандальная, так можно охарактеризовать имидж региона, всероссийская известность со знаком минус. Это связано, прежде всего, с вхождением мэра Архангельска Александра Донского на федеральный уровень. Внимание к Архангельску привлечено, но не то внимание, которого он бы заслуживал. Самобытность регионального избирателя не получила позитивного отклика, так как ситуация показала, что областная власть продемонстрировала с одной стороны неспособность жесткого административного управления, но в тоже время не пришла к демократичному управлению. Голосование в думу показало, что Архангельск более "центричный" регион. Кроме "Единой России" примерно три партии имеют здесь приемлемые позиции. Наличие нескольких политических сил не привело к эффективности. Знаковым событием для области также является передача собственности Соловецкого кремля из федерального ведения в негосударственное - церкви, как одному из представителей гражданского общества. Хотелось бы пожелать, чтобы и другие институты гражданского общества, обладали бы подобной же пробивной способностью и также сильно влияли на ситуацию в регионе.

ИА REGNUM: Каковы перспективы региональной политики в Архангельской области?

Перспектива региональной политики в определенной степени связана с кадровыми переменами. Которые должны произойти после президентских выборов. Здесь можно ожидать многого, к сожалению, регион уже мало может повлиять на ситуацию. Я, например, ожидаю, что вслед за экс-губернатором Алексеем Бариновым, может быть отпущен на свободу и мэр Архангельска Александр Донской, в рамках конкурентной борьбы между силовыми государственными структурами следственным комитетом и прокуратурой. Зарегистрироваться кандидатом в президенты ему не дали, теперь можно и отпустить. Есть также ожидание увеличения роли общества в жизни региона, в частности, с этим связаны перспективы развития Архангельской области, это касается Штокмана, а также проектов, в которых у Архангельска появляется роль в освоении Арктики. В 2007 году для этого создано несколько общественных площадок, где эти идеи были озвучены. Задача России - увидеть Архангельск как площадку для международного сотрудничества в освоении Арктики.