Росрегистрация: Большинство кузбасских НКО действует по уставу, но не предоставляет отчеты в срок

Кемерово, 19 декабря 2007, 08:44 — REGNUM  

За 11 месяцев 2007 года управление Федеральной регистрационной службы РФ по Кемеровской области провело проверки 109 некоммерческих организаций, за исключением общественных и религиозных объединений. Об осуществлении контрольных функций в отношении некоммерческих организаций Кузбасса с начала года в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказала заместитель начальника отдела по делам НКО и осуществления контроля за их деятельностью областного управления Росрегистрации Татьяна Ильдимирова.

ИА REGNUM: Что именно проверяют специалисты Росрегистрации в деятельности НКО? Какими актами это регулируется?

Согласно пункту 5 статьи 32 федерального закона "О некоммерческих организациях", уполномоченный орган - на территории Кузбасса это наше управление - осуществляет контроль за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ. Тем же законом предусмотрено право уполномоченного органа проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

В целом сейчас проведение проверок НКО осуществляется в соответствии с федеральным законом о них, Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам и утвержденным приказом Минюста России Порядком проведения проверок соответствия деятельности НКО уставным целям.

Проверки проходят по плану на полугодие (по закону - не чаще одного раза в год) и проводятся внепланово: их назначают в связи с поступившими жалобами, а также для проверки устранения ранее выявленных нарушений.

ИА REGNUM: Какие нарушения чаще всего выявляются в деятельности кузбасских НКО?

По результатам проведенных проверок установлено, что деятельность практически всех некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с целями, предусмотренными их учредительными документами. Вместе с тем неоднократно выявлялись нарушения федерального закона "О некоммерческих организациях". Чаще всего - пункта 7 статьи 32 (непредставление в установленный законом трехдневный срок обновленных сведений об адресе места нахождения постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, или о лице, имеющем право без доверенности действовать от ее имени); пункта 2 статьи 14 (несоблюдение некоммерческими организациями норм своих учредительных документов: например, нарушение периодичности проведения общих собраний, отсутствие контрольно-ревизионного органа, предусмотренного уставом, несоблюдение норм о порядке учета членов). Также часто нарушается пункт 1 статьи 29, которым предусмотрено обязательное наличие в автономных некоммерческих организациях высшего коллегиального органа, и статьи 7, закрепляющей обязательное опубликование фондами отчета о своей деятельности. При проведении проверок благотворительных фондов были выявлены нарушения статьи 17 федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", предусматривающей требования к благотворительным программам.

Проведенные проверки также показали, что цели, закрепленные в уставах одного некоммерческого партнерства и одной автономной некоммерческой организации, не соответствовали целям некоммерческих организаций этих организационно-правовых форм, закрепленных в федеральном законе о НКО. Ознакомившись с результатами проверок, руководящий орган некоммерческого партнерства принял решение о преобразовании организации в хозяйственное общество, а автономная НКО была ликвидирована в добровольном порядке.

Кроме того, при проведении проверок неоднократно выявлялись нарушения пункта 20 Порядка проведения проверок: организации не в полном объеме представляли документы, запрошенные для их проведения, что в отдельных случаях приводило к невозможности проверить деятельность некоммерческой организации в необходимом объеме (например, в случае непредставления первичных учетных документов). В отношении некоммерческих организаций, не представивших документы для проведения проверки, по состоянию на 1 декабря составлено 75 актов о противодействии проведению проверок, приняты меры в соответствии с действующим законодательством. Большинство некоммерческих организаций после получения акта о противодействии и письменного предупреждения представляют в управление документы, необходимые для проведения проверки.

ИА REGNUM: Бывают ли нарушения в связи с предоставлением ежегодных отчетов о деятельности некоммерческих организаций?

Специалисты отдела проводят анализ отчетных документов, представленных НКО во исполнение требований пункта 3 статьи 32 федерального закона "О некоммерческих организациях" о предоставлении ежегодного отчета. При анализе представленных отчетов неоднократно выявлялись нарушения этого закона - непредставление в установленный срок обновленных сведений и несоблюдение организациями норм своих учредительных документов. Всего по состоянию на 1 декабря письменные предупреждения получили 631 некоммерческих организаций.

В связи с низким уровнем правовой грамотности руководителей некоммерческих организаций необходимо постоянное проведение разъяснительной работы об обязанностях некоммерческих организациях, в том числе по предоставлению ежегодной отчетности. Мы уделяем особое внимание работе с представителями НКО, информированию общественности о новых функциях, выполняемых управлением, в том числе контрольных функциях. В Кемерове, Новокузнецке и Междуреченске прошли "круглые столы" об изменениях в законодательстве о некоммерческих организациях, в рамках которых рассматривались вопросы об обязанностях некоммерческих организаций, о порядке проведения проверок. Летом управление провело обучающие семинары для руководителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (основной вопрос семинара - порядок заполнения отчетных документов), а также для руководителей товариществ собственников жилья. Практика проведения обучающих семинаров для представителей некоммерческих организаций получит свое развитие в 2008 году.

ИА REGNUM: Что необходимо знать руководителям НКО, что они должны делать, чтобы не нарушать законодательства и, так сказать, не осложнять себе жизнь?

Некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы отчетных документов утверждены постановлением правительства Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". Срок предоставления отчетных документов - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Также же НКО должны информировать уполномоченный орган в течение трех дней об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.