На прошлой неделе на Заячьем острове, откуда в свое время начиналась революция в Астрахани, была проведена предупредительная забастовка, рабочих. Они требовали от правительства и местных властей решить дальнейшую судьбу Северо-Каспийского морского пароходства, которое из-за кабальных кредитов погрязло в долгах. В конце недели с ними встретился губернатор Анатолий Гужвин.

Пароходство является федеральной структурой, и управленческие решения со стороны исполнительной региональной власти могут носить только согласовательный характер. Действительно пароходство в последние десять лет не раз находилось в кризисной ситуации. Последний раз такой кризис случился пять лет назад, и тогда при вмешательстве администрации области СКМП удалось выйти из этого состояния.

К сожалению, решения Минтранса по укрупнению пароходства, принятые год назад не были экономически обоснованными. И приобретение нескольких судов не было экономически обоснованным, так как впоследствии затраты на их содержание в сочетании с выплатой кредитов, оказалось для моряков непосильным бременем.

Анатолий Гужвин считает, что "если бы суда приобретались за государственные деньги и были переданы пароходству, то сегодня не было бы никаких вопросов". Но они были взяты с санкции и по согласованию Министерства по кредитам, а по их прибытию в Астрахань выяснилось, что сразу начать работу они не смогут, поскольку требовался ремонт, то эти обстоятельства основательно подорвали экономическую базу пароходства. Более того, попытка реформировать СКМП, путем передачи паромного комплекса, также была малообоснованна. Хотя паромы и давали небольшую прибыль, ее явно не хватало для того, чтобы окупать весь комплекс затрат на их содержание.

Не стоит забывать и о том, что пароходство сегодня является достаточно консервативной государственной структурой, где коммерция сочетается с государственным управлением и государственным финансированием, которое часто идет по принципу: сначала деньги, потом работа. Усугубляет ситуацию и то, эта структура в одном лице сочетает собственника паромов, дноуглубительных судов и судоремзавода и т.д. У начальника пароходства до недавнего времени было 11 заместителей, которые управляли предприятием. Эта громоздкая структура, по мнению губернатора, давно требует реформирования, но на него не желает идти коллектив пароходства. Хотя, здесь на Нижней Волге уже есть пример в лице других компаний, работающих, перейдя на рыночные отношения, более успешно.

В ходе переговоров коллектива СКМП с губернатором было предложено, что с участием профсоюзного комитета пароходства в ближайшее время будут предложены варианты выхода из кризиса. До 5 марта в Минтрансе будет рассмотрена ситуация, сложившаяся в СКМП и будут получены конкретные результаты по дальнейшим действиям.

Об акционировании пароходства пока не может быть и речи, мешают кабальные обязательства по кредитам. Если Минтранс не примет никакого решения, то речь может идти о банкротстве. Но это вряд ли устроит местные власти, которые попытаются еще раз вывести пароходство на уровень стабильной работы, которая позволит ему обеспечивать себя. Значит - реформирование. В его рамках необходимо будет обеспечить четыре парома грузами, чтобы они не работали вхолостую. Это сделать можно, так как паром, который работает на иранской линии, за каждый рейс получает до 7 тыс. долларов прибыли. На туркменской линии - 14-17 тыс. долларов. Но для этого нужна гибкая политика управления и распределения грузопотоков.

В целом, считает губернатор, пароходство будет сохранено. Пусть даже как государственная структура, поскольку это отвечает интересам России в каспийском регионе. Кстати, пока отложен вопрос о слиянии СКМП с портом Оля. И скорее всего эта ситуация будет разорвана, поскольку на базе порта Оля планируется создание свободной таможенной зоны и эта структура будет действовать как единый комплекс. Итог переговоров с губернатором пока устроил моряков СКМП, они надеются, что решение по выходу из кризиса будет найдено, и они временно решили воздержаться от акций протеста.