Зачем армянам курды в Карабахе?: Нагорный Карабах за неделю

Баку, 15 декабря 2007, 16:38 — REGNUM  

Военный вестник

Перестрелки

По сообщению Day.Az, Вооруженные силы Армении нарушили режим прекращения огня: 5 декабря с позиций, дислоцированных в Бердском районе Армении, были обстреляны позиции азербайджанской армии, расположенные около деревни Чинар Товузского района. Согласно агентству, обстрел позиций азербайджанской армии имел место также 7 и 8 декабря. В эти дни с позиций, расположенных вблизи села Беркабер Иджеванского района Армении, были обстреляны позиции азербайджанской армии в селе Гызылхаджилы в Газахском районе. Согласно информации, огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет.

Подразделения армянских вооруженных сил c 19:50 до 02:55 9-10 декабря c перерывами с позиций, дислоцированных близ селения Джавахирли Агдамского района, с 20:40 до 20:50 с постов близ селения Тапгарагоюнлу Геранбойского района, а также 10 декабря с 04:50 до 04:55 и с 06:00 до 06:15 близ селений Гараханбейли и Горадиз Физулинского района подвергли автоматному и пулеметному обстрелу противоположные позиции Национальной армии Азербайджана. Как сообщают "Новости - Азербайджан", ответным огнем обстрел был подавлен. Потерь нет.

"Новости - Азербайджан" сообщают также, что 12 декабря с 19:30 до 20:00 вооруженные силы Армении с позиций, расположенных близ села Паравакар Бердского района Армении, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу азербайджанские позиции, расположенные на безымянных высотах Газахского района Азербайджана.

Согласно сообщению бакинской "525-й газеты", в результате нарушения армянской стороной режима прекращения огня в направлении Тертерского района погиб солдат срочной службы армии Азербайджана Джафаров Асиф Яшар оглы.

Пленные

12 декабря власти Нагорного Карабаха в качестве жеста доброй воли передали азербайджанской стороне уроженца и жителя Мир-Баширского района Азербайджана Алиева Анара Маариф оглы, 1978 года рождения. Как сообщает ИА "Де-Факто", передача гражданина Азербайджана произошла в 14.35 часов по местному времени на Агдамском направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана у села Баш-Карвенд при содействии представителей Международного комитета Красного Креста /МККК/. Агентство напоминает, что Анар Алиев был задержан военнослужащими Армии обороны НК 2 августа с. г. на Мартакертском направлении линии соприкосновения при переходе на карабахскую сторону. Власти НК предоставили сотрудникам Степанакертского офиса МККК беспрепятственный доступ к Алиеву, и в период пребывания задержанного в Нагорном Карабахе сотрудники МККК неоднократно посещали его и обеспечивали письменную связь с родственниками в Азербайджане. Одновременно азербайджанская сторона передала карабахским властям жителя г. Мартуни Нагорного Карабаха Валерия Сулейманяна, который содержался в Азербайджане с апреля 2007 года.

Армянский координатор Международной рабочей группы по поиску без вести пропавших, заложников и освобождению пленных в зоне карабахского конфликта (МРГ) Карине Минасян констатирует негативное отношение со стороны властей Азербайджана к бывшим военнопленным. В интервью АрмИнфо она отметила, что в азербайджанских тюрьмах в настоящее время отбывают заключение около двух десятков бывших пленных, и в их числе есть давнишние случаи, то есть люди, которые сидят уже более 10 лет. "Во время поездки в Баку в позапрошлом году нам удалось побывать в колониях и встретиться с бывшими пленными. О некоторых из них начальники колонии говорили, что "они давно стали на путь исправления и их надо освободить". Мы обращались с письмами к правительству, Госкомиссии и следственным органам Азербайджана, и даже к президенту. Но ответа на наши обращения мы так и не получили. Более того, наши обращения получили негативный отклик и привели к тому, что у нас несколько испортились отношения с Госкомиссией Азербайджана", - отметила Минасян. Отвечая на вопрос о том, можно ли быть уверенными в том, что озвучиваемые властями той или иной стороны заявления о том, что тот или иной пленный не хочет возвращаться, действительно отражают намерения пленного, армянский координатор отметила, что такой уверенности не может быть. "Но в общем, наверно, все-таки доля истины в этом есть. Необходимо учитывать, что после пленения с ними, во-первых, работают, а кроме того, они прекрасно сами представляют, что после освобождения их ждет следствие, суд, приговор и тюремное заключение. Так что понятен их страх перед возвращением. Я вообще считаю, что такими мерами невозможно бороться с этим. Наоборот, они увеличивают число пленных, не желающих возвращаться. Очень жаль, что таким образом играют судьбами людей", - считает Минасян. В то же время она отметила, что армянская сторона подходит к вопросу мягче. "У нас также проводят следствие, тоже есть факты, очень немногочисленные, когда после следствия осуждали. Но в основном бывшие пленные освобождались из зала суда, учитывая время их нахождения под следствием. В отличие от Азербайджана, где бывших пленных судят за "измену Родине", у нас основная статья, по которой судят бывших пленных солдат, - это самовольное оставление части", - отметила Минасян.

Вооружение

"Армения глубоко встревожена фактом значительного превышения соседним Азербайджаном ограниченных Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) вооружений", - во время выступления на Совете министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По словам министра, Азербайджан делает это "открыто и нагло" и без представления обязательств о соответствующих сокращениях во всех остальных категориях. "В этом плане активизация Договора об обычных вооруженных силах в Европе и следующего за ним измененного документа жизненно важно для всех государств-членов ОБСЕ", - заявил Осканян. ("Ноян Тапан"). Как сообщает бакинская "525-я газета", глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу в ответ на заявление Осканяна сообщил, что "Азербайджан не предпринимал никаких шагов, нарушающих договор ДОВСЕ, а международные организации не предъявляли нам никаких претензий по этому вопросу". Сабироглу назвал заявление Осканяна безосновательным и направленным на то, чтобы "скрыть свою вину и перекинуть ее на Азербайджан". "Армения в течение уже длительного времени законным и незаконным путем вооружается через Россию и Китай, а обвинения в адрес Азербайджана направлены на то, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от себя", - заявил агентству "Тренд" азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. Зато, по его утверждению, "мировому сообществу известно достаточно фактов размещения Арменией на оккупированных территориях Азербайджана многочисленного вооружения и военной техники".

Россия не размещает свое вооружение, вывозимое из Грузии, в Нагорном Карабахе. Об этом сказал на пресс-конференции посол России в Азербайджане Василий Истратов, комментируя распространяемую в СМИ Азербайджана информацию о размещении вооружения на территории Нагорного Карабаха "и на остальных оккупированных Арменией территориях Азербайджана". "Россия 70 процентов военной техники, вывезенной из Грузии, разместила в 102-й военной базе в армянском городе Гюмри, - пишет "525-я газета", считающая, что "размещение Россией своей военной техники в Гюмри повышает риск начала военных действий". Азербайджанская сторона считает, что позиция России препятствует урегулированию нагорно-карабахского конфликта мирным путем, сообщает бакинское издание, вместе с тем отмечая, что Минобороны Армении опровергло заявления Минобороны Азербайджана о том, что часть вывезенной из Грузии российской военной техники размещается в Нагорном Карабахе.

В то же время "525-я газета" сообщает, что Азербайджан планирует закупить вооружение у России. Этот вопрос обсуждался с азербайджанской стороной во время визита министра обороны России Анатолия Сердюкова в Азербайджан. Согласно газете, закупка вооружения будет осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества двух стран.

Вооруженные силы Армении с целью испытания минируют оккупированные территории Азербайджана взрывными устройствами, произведенными в этой стране и неприменяемыми до сих пор в военных операциях. Как передает АПА, после того, как недавно несколько азербайджанских военнослужащих обнаружили минное поле в районе села Юсифджанлы Агдамского района, саперы исследовали местность и обнаружили мины. По мнению специалистов, передает агентство, эти мины еще никогда не использовались в зоне конфликта. "Предполагается, что эти мины произведены в Армении".

Процесс урегулирования

Как сообщает газета "Чоррорд Ишханутюн", седьмого декабря Комитет по внешним сношениям Европарламента опубликовал проект резолюции, в котором Европарламент признает территориальную целостность, независимость и международно признанные границы Азербайджана. Согласно газете, в проекте резолюции содержится призыв к Армении и Азербайджану использовать все возможности для мирного урегулирования карабахского конфликта.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в Мадриде впервые в письменной форме представили министрам иностранных дел Азербайджана и Армении - Эльмару Мамедъярову и Вардану Осканяну - обсуждаемые в рамках Пражского процесса базовые принципы карабахского урегулирования. Об этом в беседе с ИА Туран сообщил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. По его словам, несогласованным остается один из базовых принципов, который дипломат, сославшись на конфиденциальность переговоров, уточнять не стал. В то же время Ибрагим сообщил об уже согласованных принципах, которые заключаются "в выводе оккупационных сил с азербайджанских территорий, возвращении в родные места вынужденных переселенцев, разблокировании коммуникаций, реализации мер взаимного доверия". Агентство напоминает, что встреча глав МИД двух стран прошла при участии сопредседателей МГ ОБСЕ, министров иностранных дел Франции и РФ, а также заместителя госсекретаря США.

Минская группа ОБСЕ выступила с заявлением, в котором сказано: "Перед открытием заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Мадриде 29 ноября заместитель госсекретаря США Николас Бернс, главы МИД России и Франции Сергей Лавров и Бернар Кушнер встречались с главами МИД Армении и Азербайджана Варданом Осканяном и Эльмаром Мамедьяровым, чтобы продемонстрировать уровень политической поддержки усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ по достижению справедливого и длительного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Во время встречи представители США, Франции и России представили базовые принципы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта министрам иностранных дел для передачи президентам двух стран. Было отмечено, что за последние три года переговоров обе стороны существенно сблизили свои различия в позициях при посредничестве сопредседателей и оставались неурегулированными лишь несколько моментов. Как отметили представители трех стран-сопредседателей, совместное предложение, переданное сторонам, сегодня предлагает справедливое и конструктивное урегулирование этих последних остающихся различий. Стороны конфликта были решительно призваны завершить нынешний этап переговоров поддержкой предложенных базовых принципов и приступить как можно скорее к проекту всеобъемлющего мирного соглашения", - отмечено в документе. (Analitika.az).

Государственный департамент США выступил с заявлением относительно встречи в Мадриде сопредседателей Минской группы ОБСЕ с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Как передает Day.Az со ссылкой на пресс-службу посольства США в Азербайджане, госдепартамент выступил с поддержкой основных принципов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Поддерживая предложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ сторонам конфликта основные принципы, призываем завершить текущий этап переговоров и приступить к подготовке проекта большого мирного соглашения", - говорится в заявлении Госдепа США. Госдеп отмечает, что за последние три года переговоров благодаря посредничеству трех государств уменьшено число разногласий между конфликтующими сторонами, и только по некоторым вопросам не удалось достичь компромисса. "Как отметили сопредседатели, сегодняшние предложения предусматривают конструктивное решение несогласованных вопросов", - сказано в заявлении Госдепартамента США.

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза считает, что предложения, представленные международными посредниками Армении и Азербайджану, являются оптимальной формулой урегулирования карабахской проблемы, пишет газета "Айоц Ашхар". "То, что находится сегодня на столе переговоров, является самой логичной формулой урегулирования конфликта и, думаю, приемлемой для любого здравомыслящего человека", - подчеркнул он.

Как сообщил "EurasiaNet" на условиях анонимности дипломат, не понаслышке знакомый с переговорным процессом, представление пакета предложений в Мадриде было продиктовано скорее фактором времени, чем продвижением в переговорном процессе. В Армении и Азербайджане должны пройти президентские выборы: в Армении в феврале 2008 года, а в Азербайджане - осенью того же года. "В следующем году ожидаются перемены в составе политического руководства региона. Ожидаются и перемены среди сопредседателей Минской группы. Так что идея состоит в том, чтобы попытаться уловить момент и удержаться на этой странице, не растеряв основных принципов в случае перемен среди региональных лидеров или сопредседателей Минской группы", - подчеркивает этот дипломат. Как отмечает "HAYINFO-Армения", основные принципы урегулирования предполагают постепенное освобождение семи административных районов Азербайджана на границе с Нагорным Карабахом, занимаемых армянскими силами с 1992-93 годов. Они также предусматривают демилитаризацию зоны конфликта, размещение там международного миротворческого контингента, репатриацию армянских поселенцев и возвращение азербайджанских перемещенных лиц. Будущий статус непризнанной Нагорно-Карабахской Республики будет определен позднее. Однако, как отмечает издание, остается еще целый ряд нерешенных противоречий. Среди них - конкретные аспекты будущего референдума по окончательному статусу Нагорного Карабаха. Сопредседатели МГ ОБСЕ предлагают, чтобы в ожидании референдума региону был придан временный, признанный обеими сторонами статус. Есть и другие камни преткновения, включая рамки и методы вывода Арменией своих сил из оккупированных Кельбаджарского и Лачинского районов Азербайджана, зажатых между Нагорным Карабахом и Арменией. Ереван считает, что эти два района имеют жизненно важное значение для будущей безопасности Карабаха и предъявляет жесткие требования, обуславливающие их освобождение. Какие новые предложения содержал пакет основных принципов, которые Франция, Россия и Соединенные Штаты представили министрам иностранных дел Армении и Азербайджана в Мадриде, пока неясно. Официальный представитель азербайджанского МИД Хазар Ибрагим отметил 7 декабря, что план не содержал "ничего особенно нового". "Есть пара нюансов, но в общем и целом основные принципы те же самые, о которых велись переговоры в рамках Пражского процесса", - сообщил он журналистам в Баку.

Международные посредники настаивают на том, чтобы стороны договорились по базовым принципам урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха до президентских выборов как в Армении, так и в Азербайджане. Однако заявления самих сторон конфликта не вселяют особого оптимизма. Как отмечает бакинская газета "Зеркало", министр ИД Армении Вардан Осканян в целом положительно расценил предложенные сопредседателями компромиссные варианты формулировок базовых принципов, однако сразу отметил, что предложенный сопредседателями документ может стать хорошей базой для продолжения мирных переговоров, "но только после завершения президентских выборов как в Армении, так и в Азербайджане". По сути, пишет газета, Осканян открытым текстом заявил, что официальный Ереван не горит желанием подписывать какие-либо договоренности по урегулированию конфликта до завершения президентских выборов в Армении. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров также отметил, что о возможности достижения конкретных договоренностей можно будет говорить только в том случае, если стороны смогут достичь согласия по 1-2 спорным вопросам. "Таким образом, Азербайджан также не разделил оптимизма сопредседателей. Однако сопредседатели, и прежде всего американцы, очень хотят добиться того, чтобы конфликтующие стороны до президентских выборов договорились, то есть взяли на себя конкретные обязательства по базовым принципам урегулирования конфликта". Дело в том, что сегодня мало кто может со стопроцентной уверенностью спрогноризовать результаты президентских выборов как в Армении, так и в Азербайджане, где ситуация, на первый взгляд, предельно ясна. Дело в том, что ситуация в регионе в целом уж очень нестабильна и взрывоопасна. Это значит, что нестабильность региона в целом может создать форс-мажорную ситуацию даже в очень уж стабильном Азербайджане. А любая новая власть в случае отсутствия четких обязательств на самом высшем государственном уровне имеет абсолютное право полностью отказаться от всех предыдущих договоренностей и начать все с нуля или хотя бы взять тайм-аут в мирных переговорах. Кроме того, риск, что косовский вариант урегулирования будет использован сторонами армяно-азербайджанского конфликта в качестве прецедента, слишком уж высок. А четкие обязательства, взятые на себя по базовым принципам урегулирования, могут лишить стороны конфликта, прежде всего Армению, в случае предоставления Косово независимости вне рамок Совбеза ООН этой возможности.

Отмечая, что в предложенных сопредседателями МГ ОБСЕ базовых принципах урегулирования карабахского конфликта отмечено, что "для окончательного юридического определения статуса Карабаха предполагается референдум или плебисцит, сроки которого не определены, и для определения сроков и формата референдума на стороны будет возложено обязательство продолжить переговоры ", газета "Айкакан жаманак" пишет: "Не трудно понять, что конфликт в соответствии с этим документом будет урегулирован как минимум в 2 этапа: на первом этапе будут сданы контролируемые территории, а на втором будет определен статус Карабаха. Причем итоги 2-го тура будут зависить от "будущих переговоров". И поскольку все это вопрос будущего, то можно заключить, что произойдет, если Кочарян в этих условиях вдруг одобрит этот документ. Получается, что следующий президент должен будет поэтапно сдавать территории и одновременно участвовать в переговорах вокруг условий определения сроков и формата референдума. Как говорится, комментарии излишни".

Достижение предварительного согласия по нагорно-карабахскому конфликту возможно до президентских выборов в Армении. Об этом в интервью агентству Reuters заявил премьер-министр Армении Серж Саркисян. "Я не думаю, что президентские выборы могут повлиять на процесс переговоров. Я уверен, что до этого мы можем прийти к общему знаменателю по определенному кругу вопросов", - заявил премьер. Подтвердив, что баллотируется в президенты, дабы заменить завершающего свои полномочия Роберта Кочаряна, Саркисян заверил, что это не повлияет на усилия по достижению согласия с Азербайджаном. "Я - не новое лицо на политической арене и в правительстве Армении. Я уже долгое время участвую во всех вопросах, в особенности касающихся нагорно-карабахского конфликта", - отметил Саркисян, добавив, что "хорошо осведомлен обо всех подробностях, и сегодня, когда поступают новые предложения, там есть и мое согласие. Вот почему я не считаю, что президентские выборы могут воспрепятствовать процессу переговоров", - цитирует армянского премьера радиостанция "Свобода". (ИА REGNUM).

Вопрос статуса Нагорного Карабаха - основной вопрос на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. "Если вопрос статуса не обсуждается, то что тогда вообще обсуждается? И референдум тоже обсуждается на переговорах, и вопрос самоопределения", - отметил он. Говоря о компромиссах в карабахском процессе, глава внешнеполитического ведомства Армении заявил, что сторонам надо сознательно идти на компромисс. "Все мы понимаем, что если стоять на экстремистских позициях, то ничего вообще не будет достигнуто. Надо понять, что должен быть составлен документ, с которым все будут согласны. Уровень компромисса зависит от реальности - все должны реально осознавать, какие решения могут быть приняты, а какие нет. Надо иметь отвагу и политическую волю, чтобы достичь мира в нашем регионе", - отметил Вардан Осканян. (PanARMENIAN.Net)

Вопрос присвоения особого статуса Нагорному Карабаху может быть рассмотрен на очередном этапе переговоров по мирному урегулированию карабахского конфликта. Об этом, передают "Новости - Азербайджан", сказал журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Но прежде чем рассматривать этот вопрос, необходимо наладить нормальные отношения между представителями двух общин Нагорного Карабаха", - отметил Азимов. Для этого необходимо: безоговорочный вывод со всех оккупированных азербайджанских территорий армянских вооруженных сил, обеспечение безопасности, восстановление инфраструктуры и обеспечение действия законов и власти официального Баку над этими территориями. "Азербайджан выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта, но если старания международных организаций не дадут своего результата, то мы имеем право добиваться освобождения своих территорий любыми методами", - заявил замглавы МИД Азербайджана. Отвечая на вопрос о последних предложениях Минской группы ОБСЕ, сделанных в Мадриде, Азимов сказал, что они должны быть изучены на экспертном и политическом уровне. "И только после этого можно будет сказать что-то конкретное". "Предложение сопредседателей - их личное мнение, которое может быть не принято, если не совпадет с национальными интересами Азербайджана", - заявил Азимов. Отвечая на вопрос о том, что, по словам главы МИД Армении Вардана Осканяна, вопрос о предоставлении статуса Нагорному Карабаху нашел свое отражение в предложениях сопредседателей МГ ОБСЕ, замминистра Азимов заявил, что Осканян "может говорить все что угодно". "Он часто выступает с неконструктивными заявлениями, преследующими внутриполитические интересы", - отметил замминистра. "Даже если будет рассматриваться вопрос проведения референдума по определению статуса Нагорного Карабаха, то этот референдум будет проходить в общенациональном масштабе и только в рамках территориальной целостности Азербайджана", - резюмировал Азимов.

Между Азербайджаном и Арменией нет никаких договоренностей по Нагорному Карабаху, и переговоры продолжаются. Как передает Day.Az, об этом в беседе с журналистами заявил заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" депутат Мубариз Гурбанлы. Он отметил, что Азербайджан не подпишет ни одного документа, который противоречит его национальным интересам и нарушает территориальную целостность. "Это не мои слова. Так заявил глава государства Ильхам Алиев", - сказал он. Депутат отметил, что в связи с тем, что переговоры носят закрытый характер, информации о подробностях обсуждаемого документа нет. "Однако и не видя этот документ, можно сказать, что если нет базовых принципов, которых требует Азербайджан, то этот документ не имеет никакого смысла. Если там нет пункта о территориальной целостности Азербайджана, то наличие даже ста принципов делает его бессмысленным. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров также отмечает, что стороны договорились по всем вопросам, кроме одного. Этим одним и является основной для нас принцип - территориальная целостность", - сказал Гурбанлы. По его словам, для согласия армянской стороны нужно давление на эту страну, что сейчас и можно наблюдать. Депутат считает, что в настоящее время власти Армении испытывают давление как внутри страны, так и извне. По его мнению, вопрос решится в пользу Азербайджана.

Интервью Мэтью Брайзы, Вардана Осканяна и Масиса Маиляна

На вопросы Day.Az отвечает сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза

Day.Az: Насколько велики шансы на прорыв в карабахском урегулировании в 2008 году, когда в Азербайджане и Армении предстоят президентские выборы?

Мэтью Брайза: Сложно говорить о том, что будет. Я думаю, что прорыва не будет. Конечно, я знаю, что выборы усложняют процесс урегулирования, проводимый Минской группой ОБСЕ, но, с другой стороны, судя по тому, что я слышал своими ушами от президентов Алиева и Кочаряна, эти переговоры можно и нужно продолжить. Мы все знаем, что в преддверии выборов очень трудно найти общий язык и пойти на компромисс, это правда. С другой стороны, я не говорю, что это окно закрывается. Я надеюсь, что окно останется открытым и в период выборов.

Day.Az: Могут ли итоги выборов президентов в Азербайджане и Армении повлиять на переговорный процесс, сказаться на изменении подходов к урегулированию?

Мэтью Брайза: Смена лидера в любой стране мира, разумеется, имеет или может иметь влияние на переговоры. С другой стороны, мы ожидаем, что не будет огромного изменения насчет Азербайджана. Может, будут какие-либо кандидаты, но ситуация здесь ясна, можно говорить о том, что уже известно, кто будет президентом. В Армении же есть некоторые кандидаты, но все они, насколько я знаю, поддерживают этот процесс. Говоря о деталях, в подходах всегда могут быть изменения. Вместе с тем то, что сейчас лежит на столе переговоров, - это самая логичная на сегодня формула для урегулирования конфликта. Я думаю, что каждый здравомыслящий человек примет все эти принципы.

Day.Az: Насколько велики разногласия сторон конфликта по этому варианту урегулирования?

Мэтью Брайза: Не могу сказать, что его кто-то не принимает, в целом стороны ведут конструктивные переговоры. Есть разногласия, они еще существуют, но могу сказать, что обе стороны сейчас действуют конструктивно. Это не значит, что они соглашаются на 100 процентов. Разумеется, если бы они согласились, мы оказались на завершающей стадии процесса (смеется).

Day.Az: В ходе непродолжительной встречи с главами МИД Азербайджана и Армении в Мадриде сопредседатели предложили сторонам некие новые инициативы по урегулированию конфликта. Насколько они могут стать основой для решения конфликта?

Мэтью Брайза: Мы передали президентам через министров иностранных дел наши предложения или нашу версию базовых принципов. В течение последних 18 месяцев мы вместе с главами МИД и президентами улучшили эти принципы и считаем, что мы дошли до конца соответствующей процедуры до начала выборов. Сейчас мы сделали самые лучшие предложения для компромисса и ждем ответа от президентов. Но это не новая инициатива, это конец инициативы, и сейчас, как я уже сказал, мы ждем ответа от глав государств. (Day.Az, с сокращениями)

На вопросы АПА отвечает глава МИД Армении Вардан Осканян

АПА: Каких компромиссов ожидает Армения от Азербайджана и на какие готова пойти сама?

Вардан Осканян: Нам (сторонам) надо сознательно идти на компромисс. Все мы понимаем, что если стоять на экстремистских позициях, то ничего вообще не будет достигнуто. Надо понять, что должен быть составлен документ, с которым все будут согласны. Уровень компромисса зависит от реальности - все должны реально осознавать, какие решения могут быть приняты, а какие нет. Надо иметь отвагу и политическую волю, чтобы достичь мира в нашем регионе.

АПА: В наших странах близятся президентские выборы. Значит ли это, что наступит тайм-аут в переговорном процессе по Карабаху?

Вардан Осканян: Как вы видите, мы продолжаем работать над нагорно-карабахским урегулированием. Да, будут выборы, но мы не связываем их с переговорным процессом. Сопредседатели вскоре опять посетят регион - это будет в конце декабря или же в январе, и вновь будут вестись переговоры. Конечно, в ходе выборов все внимание будет приковано к избирательному процессу, и мы не сможем уделять урегулированию столько же времени, сколько и раньше. Тем не менее переговоры будут продолжаться.

АПА: Может ли повлиять на позицию Армении в переговорном процессе смена правительства в стране?

Вардан Осканян: Я надеюсь, этого не произойдет. Вот почему сопредседатели хотят, чтобы все в Армении и в мире знали, какие базовые принципы содержатся в этом документе, чтобы кто бы ни был избран в Армении в ходе выборов, страна продолжала оставаться и действовать на той же позиции. Мы должны продолжать работать на базе этого документа. Он очень скрупулезно готовился, это сбалансированный и очень компромиссный документ. Мы должны быть уверены в том, что от того, кто победит в ходе выборов в Азербайджане и Армении, позиция не изменится.

АПА: Серж Саркисян заявлял в одном из своих интервью, что нагорно-карабахский конфликт носит религиозный характер. Так ли это, по-вашему?

Вардан Осканян: Нет, религиозный фактор абсолютно тут ни при чем. Это уж точно не конфликт мусульман и христиан. Не надо смешивать эти вопросы.

АПА: Может ли Косово стать прецедентом для разрешения проблемы Нагорного Карабаха?

Вардан Осканян: Мы всегда говорили, что это абсолютно разные конфликты. Конечно, в общем прецеденты важны, но мы не будем слепо соединять какой-либо конфликт с Нагорным Карабахом. Карабах - это совсем другое, он сам принял решение о своем будущем в вопросе самоопределения. И не имеет значения, что произойдет в Косово. Но, с другой стороны, если Косово получит независимость, никто не должен говорить нам, что им можно, а нам нельзя.

АПА: В ходе конфликта в Нагорном Карабахе азербайджанское население подвергалось этническим чисткам. По-вашему, после всего этого наши народы могут жить в мире?

Вардан Осканян: Ваш вопрос односторонен. Этнические чистки не мы начали, они были начаты в Азербайджане. В то время как в Нагорном Карабахе и Армении проводились мирные акции, азербайджанцы начали в Сумгаите этнические чистки армянского населения. И это вызвало соответствующую реакцию армян. Тем не менее мы должны разрешить этот конфликт, потому что если этого не сделаем мы, это сделают будущие поколения. Между нашими народами из года в год растет пропасть. И виной тому пропаганда ненависти, которая ведется в Азербайджане.

АПА: Вы хотите сказать, что в Армении нет пропаганды ненависти?

Вардан Осканян: Конечно же, нет. Мы понимаем, что наши народы должны жить вместе и региону нужен мир. Поэтому нас очень волнует, что в Азербайджане ведется подобная пропаганда. Мы должны быть конструктивными, потому что нам рано или поздно придется жить вместе.

АПА: Если в Армении нет пропаганды ненависти, значит, она готова принять обратно азербайджанских беженцев?

Вардан Осканян: Не хочу пока комментировать этот вопрос. Это ведь лишь деталь. Есть еще много вопросов, которые нам надо решать. Без решения вопроса статуса переходить к другим вопросам рано.

АПА: Разве вопрос статуса обсуждается?

Вардан Осканян: Конечно, этот вопрос обсуждается. Это же основной вопрос. Если вопрос статуса не обсуждается, то что тогда вообще обсуждается? И референдум тоже обсуждается на переговорах, и вопрос самоопределения. (АПА).

На вопросы Karabakh-Open.com отвечает экс-кандидат в президенты Нагорного Карабаха Масис Маилян

Karabakh-Open.com: После мадридской встречи министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ было заявлено, что в карабахском урегулировании из 10 рассматриваемых остался один несогласованный принцип. В МИД Армении утверждают, что не согласован вопрос статуса Карабаха. Глава МИД Азербайджана отметил, что вопрос статуса вообще не обсуждается. О каком несогласованном вопросе идет речь и значит ли это, что по всем остальным, кроме статуса, вопросам армянское руководство дало свое согласие?

Масис Маилян: То, что после каждой из подобных встреч дипломаты сторон делают взаимоисключающие заявления, уже не удивляет людей, которые внимательно отслеживают карабахское урегулирование. В этом конкретном вопросе остается предполагать, что здесь, скорее, речь идет о вопросе референдума /плебисцита/опроса, который напрямую связан со статусом Нагорного Карабаха. В данном случае, на мой взгляд, стороны говорят правду, но не всю. Иными словами, подают информацию в выгодном для себя свете. Что касается вопроса, согласилось ли армянское руководство со всеми остальными принципами, то, по моей информации, консультации проводятся по принципу "ничего не согласовано, пока все не согласовано". Даже если предположить, что существуют какие-либо договоренности по ряду принципов урегулирования, то до полного согласования документа всё ранее достигнутое будет носить условный характер.

Karabakh-Open.com: Вы долгие годы являлись заместителем министра иностранных дел НКР. Какова динамика изменений в предлагаемых принципах урегулирования?

Масис Маилян: Я предполагаю, что обновленные мадридские предложения сопредседателей через определенное время станут достоянием общественности конфликтующих сторон. Тогда и появится возможность проведения сравнительных анализов предложений. Безотносительно к переговорному процессу в формате Минской группы ОБСЕ, исходя из опыта общения с международными экспертами, могу сказать, что за последние годы экспертное сообщество больше склоняется к варианту признания независимости НКР либо к возможному присоединению НКР к Армении. Для многих специалистов по нашему региону возврат к статус-кво 1988 года просто исключается.

Karabakh-Open.com: Одни говорят, что ожидаемое решение по краю Косово может стать прецедентом для карабахского урегулирования, другие считают, что каждый конфликт уникален. Что вы думаете по этому поводу?

Масис Маилян: Как говорится, каждая идея имеет право на существование. Я cчитаю, что если независимость Косово будет все-таки признана, то ценность для нас в этом вопросе будет представлять то, что этот край обрел независимую государственность не благодаря воле бывшей метрополии, а вопреки этой воле. Скоро мы будем отмечать 20-летие нового этапа Карабахского движения. За эти годы на политической карте мира появились более двух десятков новых государств. Но, в отличие от Косово, эти страны достигли независимости с согласия центральных властей (Эфиопия - Эритрея, Индонезия - Восточный Тимор и др.). Поскольку Азербайджан сегодня не готов не то что признать независимость НКР, а даже вести диалог с нами, то косовский прецедент может быть полезен дипломатии обоих армянских государств. (Karabakh-Open.com).

Комментарии к докладу Международной кризисной группы "Нагорный Карабах: рискуя войной"

Как сообщает бакинское "Зеркало", по инициативе Международной кризисной группы в Баку в Международном пресс-клубе состоялось обсуждение отчета МКГ "Нагорный Карабах: рискуя войной". Координатор-ассистент МКГ по Кавказу Клер Делесар, презентуя отчет, сказала, что угроза войны в условиях затягивающегося мирного решения этого конфликта возрастает. Армения и Азербайджан все еще не согласовали все вопросы, за исключением принципов, на фоне роста вооружений. Согласно отчету, угрозу войны усиливает прогнозируемое сокращение нефтедоходов Азербайджана с 2012 года в связи с падением добычи нефти. Как отметила Делесар, армянская сторона считает, что ей удастся добиться признания независимости Нагорного Карабаха де-юре, и она надеется на косовский прецедент, а азербайджанская сторона полагает, что нефтедоходы создают возможность для создания военного превосходства и достижения победы в войне с армянами. Делесар также сообщила, что МКГ в качестве рекомендаций по предотвращению эскалации напряженности предлагает международному сообществу уделять больше внимания конфликту, а сторонам - принять в 2008 году предложения Минской группы ОБСЕ, усилить роль гражданского общества, прекратить военную пропаганду, поддержать мир в годы выборов. Как сообщает АПА, комментируя отчет МКГ "Нагорный Карабах: рискуя войной", главный консультант отдела международных отношений аппарата президента Гасан Мамедзаде заявил, что "в отчете Международной кризисной группы не до конца отразилась позиция Азербайджана. Этот вопрос просто затронут в несогласованной форме в ряде мест документа. Нас беспокоит подобный подход". По его словам, в отчете не в полной форме отразились факты по признанию международным сообществом территориальной целостности Азербайджана. В ходе дискуссии азербайджанские эксперты и аналитики в целом отвергли подходы Минской группы ОБСЕ к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта в рамках Пражского процесса, которые в отчете полностью поддерживаются со стороны МКГ. Эти подходы, по мнению азербайджанских экспертов, в целом основаны на признании азербайджанской стороной так называемых реалий, которые сложились в результате боевых действий в начале 90-х годов прошлого столетия. Дело в том, пишет "Зеркало", что Минская группа ОБСЕ и вкупе с ней МКГ предлагают Азербайджану не мир, основанный на взаимных компромиссах, а капитуляцию. По сути, продолжает газета, ныне обсуждаемый вариант урегулирования конфликта под тем или иным соусом предполагает не только отторжение Нагорного Карабаха, но и возможность аннексии Кельбаджара и Лачина, "то есть территорий, вообще не имеющих никакого отношения к НК". "При этом ни Минская группа ОБСЕ, ни МКГ не обращают внимания на то, что если учитывать формальную сторону, то, согласно Декларации независимости Армении, эта страна еще в 1991 году официально заявила об аннексии части территорий Азербайджана, то есть Нагорного Карабаха". "Получается, что все якобы компромиссные предложения международных посредников основаны на признании права Армении на аннексию части территорий Азербайджана. А это неприемлемо для азербайджанского общества. По сути, подходы международного сообщества, изначально основанные на признании реалий, сложившихся после завершения первой фазы боевых действий, настраивают азербайджанское общество на изменение этих реалий тем же способом, то есть посредством возобновления боевых действий. Поэтому сегодня призывать азербайджанское общество к компромиссам - более чем наивное дело. Надо еще удивляться тому, что азербайджанское общество не требует более настоятельно от правящей элиты возобновления боевых действий", - заявил в беседе с журналистами один из участников обсуждения отчета МКГ. То есть, заключает газета, азербайджанские эксперты единогласно отметили, что Пражский процесс и выдвинутые им принципы поэтапно-пакетного урегулирования ведут к войне. "Постановка вопроса - освобождение оккупированных территорий в обмен на статус Нагорного Карабаха - создает условия для отторжения части территории Азербайджана, с чем никак не согласится азербайджанский народ. В качестве альтернативы было предложено усилить международное посредничество в контексте стратегии, приближающей страны региона к европейской интеграции".

ИА "Де-Факто" опубликовало комментарий МИД Нагорного Карабаха к докладу Международной кризисной группы "Нагорный Карабах: рискуя войной". В комментарии, в частности, говорится: "Авторы пытаются представить конфликт в качестве территориального спора между Азербайджаном и Арменией, нивелировать роль и значение Нагорно-Карабахской Республики в процессе урегулирования, низводя ее до объекта территориального спора, замалчивать проблему армянских беженцев и оккупированных территорий НКР (Шаумянского района, части Мартакертского и Мартунинского районов), уравнять в степени виновности армянскую и азербайджанскую стороны. Доклад МКГ появился в период очевидной "пробуксовки" Пражского процесса и преследует следующие цели:

- добиться скорейшего подписания Арменией и Азербайджаном рамочных принципов без участия НКР и несмотря на имеющиеся разногласия по ключевым вопросам;

- убедить стороны конфликта, в первую очередь Армению и НКР, в том, что альтернативой такого решения является неизбежная война;

- представить план урегулирования МГ ОБСЕ как единственно компромиссный и безальтернативный.

В тексте доклада, претендующего на системность, сознательно проигнорированы многие важнейшие вопросы, подходы и цели НКР в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта.

МКГ преподносит идею возможности предоставления статуса НКР только в далеком будущем - как позитивный фактор и уступку Нагорному Карабаху, при этом игнорируя тот факт, что независимый государственный статус НКР уже определен, а также то, что определение статуса является исключительным правом народа НКР, а не кого-то еще. Примечательно, что в докладе МКГ по Косово ("Выход из тупика: ответственность Европы", 21 августа 2007 г.) авторы отмечают, что любой сценарий, предполагающий откладывание предоставления независимости краю, в Косове "рассматривался бы как предательство ожиданий народа".

В докладе МКГ по Нагорному Карабаху игнорируются логика и принципы, применяемые относительно урегулирования в Косово. В докладах МКГ по Косово четко указывается необходимость скорейшего признания независимости Косово. Для НКР представляет интерес аргументация в пользу независимости Косово: конфликт и так слишком затянулся, ждать в ситуации, когда стороны даже не могут приблизиться к компромиссу, никакого смысла нет. Вопрос о статусе Косово не терпит отлагательства, поскольку в будущем эта проблема лишь усугубится, поэтому признание независимости Косово - наилучший выход для предупреждения эскалации конфликта. Данное объяснение ситуации и аргументация полностью подходят и к азербайджано-карабахскому конфликту.

В докладе особое внимание уделено возможности возобновления боевых действий. Признавая, что основной угрозой установившемуся в зоне конфликта миру является Азербайджан, тем не менее авторы доклада предлагают разрешить ситуацию посредством односторонних уступок лишь со стороны НКР: вывод войск из ряда территорий и согласие на отложенный референдум. При этом, по мнению авторов доклада, претендующих на миротворчество, формулировки относительно проведения референдума должны быть такими, чтобы "дать Баку чувство безопасности в том, что он не обязательно завершится отделением Карабаха", а Армении - "некоторые основания верить, что независимость Карабаха является реальной возможностью". Подобное предложение авторов указывает на то, что они не осознают ответственности, которая лежит на лицах и структурах, желающих вовлечься в посреднические усилия. Предложение МКГ по форсированию переговорного процесса в ущерб безопасности НКР и в условиях отсутствия механизмов сдерживания конфликта может привести лишь к дальнейшей эскалации". Хотелось бы надеяться, что МКГ будет прилагать свои усилия скорее для разрешения кризисов, чем их эскалации, заключает МИД Нагорного Карабаха.

Что потеряли курды в Карабахе?

Агентство АПА со ссылкой на турецкую газету "Акшам" передает, что руководство Турции получило информацию о планах размещения курдских баз КРП на Кавказе и начало переговоры с Азербайджаном и Грузией. Издание отмечает, пишет "525", что президент Турции Абдулла Гюль в ходе визитов в Азербайджан и Грузию коснулся этой темы: "Разведка выявила, что ПКК наладила связи с армянской диаспорой. Согласно плану, террористы перейдут в одну из европейских стран, а потом на Кавказ. Здесь они обоснуются на оккупированных территориях Азербайджана. Турция полностью поддерживает позицию Азербайджана в нагорно-карабахском вопросе. В последние годы Армения размещает в Нагорном Карабахе прибывающих из Ирака и Сирии курдов. У ПКК в этом регионе действуют газеты и радиостанции. Турция предпринимает шаги по предотвращению этого плана. В ноябре, во время визитов в Грузию и Азербайджан, Гюль обсудил деятельность ПКК. Президенты Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили подтвердили свою поддержку Турции".

Азербайджан требует от международных организаций расследования информации о размещении на оккупированной Арменией территории Нагорного Карабаха боевых отрядов террористической организации - Курдской рабочей партии (КРП), пишет бакинская "525-я газета", цитируя заведующего отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова: "Мировое сообщество и международные организации должны обратить особое внимание на эту проблему и расследовать появившуюся информацию". В турецких СМИ, пишет газета, в последнее время неоднократно проходила информация о том, что террористическая организация КРП, вытесняемая с севера Ирака, ищет себе новое пристанище и ее боевики армянского происхождения размещают свои базы в оккупированном армянами Нагорном Карабахе. По сообщениям СМИ, официальный Ереван дал добро на размещение боевых отрядов КРП, пишет бакинское издание. По словам Мамедова, у Азербайджана имеются свидетельства того, что Армения незаконно размещает в Нагорном Карабахе армян и курдов - выходцев из Сирии и Ирака, а теперь планирует разместить там и террористов КРП. "Армения должна быть привлечена к ответственности перед международными организациями в случае подтверждения информации", - заявил Мамедов.

Азербайджан готов проводить антитеррористические операции против размещенных в Нагорном Карабахе боевых отрядов Курдской рабочей партии (КРП). Об этом заявил журналистам замминистра ИД Азербайджана Араз Азимов. "Размещение КРП в Нагорном Карабахе показывает международному сообществу, насколько мы были правы в своих ранних заявлениях", - сказал он. Официальный Баку уже много лет обвиняет Армению в незаконном размещении в оккупированном Нагорном Карабахе армян - выходцев из Ближнего Востока и курдов. "Мы обеспокоены по этому поводу. Если нужно будет проводить антитеррористические операции, мы сделаем это", - сказал Азимов. По его словам, армяне всегда сотрудничали с террористическими организациями. Он также отметил: Баку требует освобождения оккупированных территорий, чтобы знать, что там творится. ("525-я газета").

На эти "сенсационные" заявления отозвались в Армении и Нагорном Карабахе. "Необоснованные слухи о намерении Курдской рабочей партии (РКК) перебазироваться в Нагорный Карабах и подконтрольные территории нельзя назвать ничем иным кроме как очередной провокацией". Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Армении Владимир Карапетян. "Еще раз хочу повторить, что подобные слухи не имеют ничего общего с действительностью и являются абсурдными. Вполне очевидно, из каких источников поступает подобная ложная информация", - заявил Карапетян.

Поднятый турками и азербайджанцами шум по поводу "намерения" Армении перебросить базы КРП на прилегающие к Нагорному Карабаху освобожденные территории вновь подтверждает тот факт, что в деле организации провокаций на государственном уровне наши соседи перешли все разумные границы, откликнулась на шумиху газета "Айоц Ашхар".

"Какой смысл может иметь размещение представителей РКК в Нагорном Карабахе для армян и Армении? Против кого и какую сепаратистскую деятельность они будут развертывать там?" - недоумевает газета "Азг".

Из заявлений представителей Азербайджана можно сделать вывод о начале широкомасштабной пропагандистской акции, целью которой является попытка внедрения в сознание мирового сообщества образа Армении как пособника международного терроризма. Видимо, власти Азербайджана считают, что это может стать оправданием для начала военных действий под прикрытием "демократического лозунга" борьбы с терроризмом. (АрмИнфо).

А агентство "Де-факто", отзываясь на заявления замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова о том, что "Азербайджан готов проводить операции в Нагорном Карабахе против курдских боевиков" и первого вице-спикера Милли Меджлиса Зияфета Аскерова о том, что "в случае подтверждения информации о размещении террористов Курдской рабочей партии в Карабахе, Азербайджан может начать антитеррористическую операцию", иронизирует: "Если бы Араз инициировал, а Зияфет способствовал принятию закона о признании Курдской рабочей партии террористической организацией, тогда можно было бы говорить о проведении антитеррористических операций. Но как Араз может инициировать, а Зияфет способствовать принятию закона против курдов, если оба они пребывают на своей должности благодаря курдам. И питаются из их рук. Даже представить страшно: курд Ильхам Алиев может снять их с работы, курд Ровнаг Абдуллаев вместе с курдом Абдулбари Гезалом лишить финансовых дотаций, курд Бейляр Эйюбов снять охрану с их личностей, а курд Гаджибала Абуталыбов лишить их теплого жилища в Баку. И обо всем этом по азербайджанскому государственному телевидению и радио расскажет курд Ариф Алышанов. Последствия этого фиаско даже представить страшно. Нет уж, лучше искать курдов в НКР".

Степанакертская электронная газета Karabakh-Open.com обратилась за комментариями к председателю комиссии по внешним сношениям парламента Нагорного Карабаха Ваграму Атанесяну. "Примерно такое же заявление ранее сделал министр обороны соседней республики, но воображение Азимова превзошло допустимые нормы даже по азербайджанским меркам. Согласно замминистра иностранных дел Азербайджана, "антитеррористическая операция" должна быть направлена против баз Курдской рабочей партии. По меньшей мере удивительно, что замечания столь высокопоставленного должностного лица азербайджанского внешнеполитического ведомства точно совпадают с недавними публикациями ряда турецких СМИ, что позволяет предполагать, что авторами этих публикаций являлись азербайджанские спецслужбы, имеющие целью нагнетание нового витка напряженности в и без того непростых армяно-турецких отношениях и вынудить Анкару принять более жесткую позицию в карабахском урегулировании. Вместо подобных безответственных заявлений господину Азимову следовало бы внятно объяснить азербайджанской общественности, соответствуют ли действительности опубликованные в СМИ многочисленные материалы о беспрецедентной активации курдского фактора в Нахиджевани и в Геранбойском районе. По всей видимости, в распространенных азербайджанскими СМИ информациях есть немалая доля правды, если учесть, что в настоящий момент Геранбой включает в себя и Шаумянский район НКР, который в июне 1992 года был оккупирован и до сих пор находится под контролем азербайджанских вооруженных сил и насильно заселяется. Не исключается, что на этих некогда населенных армянами и являющихся неотъемлемой частью НКР территориях в настоящее время действительно есть базы курдских боевиков, и азербайджанские власти, введя в оборот версию о нахождении якобы на территории НКР баз Курдской рабочей партии, предпринимают попытки отвлечь внимание от этой проблемы международного сообщества, в том числе Турции. Для подобного заключения следует также напомнить, что, согласно публикациям в целом ряде азербайджанских СМИ, боевики Курдской рабочей партии еще с советских времен получали оружие и боеприпасы через территорию Азербайджана. Добавим также, что в 40-х годах прошлого века лидер курдского движения Мустафа Барзани жил в азербайджанском Лекоране. Так что мы можем посоветовать г-ну Азимову искать курдских боевиков в Азербайджане и, в случае необходимости, проводить операции там. Тем более, что у азербайджанских властей есть опыт проведения подобных операций - недавно в Исмаилинском районе и в Баку была с успехом обезврежена террористическая группировка, возглавлявшаяся офицером-исламистом, дезертировавшим из армии", - сказал Атанесян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail