На этой неделе Мосгордума приступила к обсуждению Градостроительного кодекса города - документа, от которого во многом зависит дальнейшая судьба столичного стройкомплекса. "Мосгордума приняла вчера в первом чтении проект Градостроительного кодекса Москвы. В этом документе сведены практически все столичные градостроительные законы, и потому дюжина из них после введения кодекса будет отменена. Однако ряд норм, в том числе и защищающих права граждан при строительстве, в проект кодекса не включены", - сообщает "Газета" в номере от 13 декабря. "Зато в проекте прописали нормы, которые, по мысли его авторов, должны серьезно ограничить точечную застройку. "В застроенных сложившихся территориях возможно будет размещение только объектов социальной инфраструктуры и дополнительное строительство жилья по городским целевым программам", - пояснил главный архитектор столицы Александр Кузьмин. То есть уплотнять москвичей будут теперь не частные инвесторы, а чиновники... Есть в документе и другие новации - например, вводятся понятия отраслевых и территориальных схем планирования развития районов. Схемы эти, согласно проекту кодекса, разрабатывает и утверждает столичное правительство... Лидер фракции "Яблоко" Сергей Митрохин усмотрел в предложенном механизме попытку чиновников увести обсуждение градостроительной планировки из области публичного парламентского обсуждения в тихие и малодоступные публике коридоры мэрии", - пишет газета. "Одной из основных претензией к документу стало то, что вместо отменяемых конкретных законов в кодексе зачастую появляются общие нормы... Не обошлось и без скандала: депутат от "Единой России" Людмила Стебенкова заявила, что у нее есть информация о случаях шантажа гражданами застройщиков. Митрохин в ответ поделился своими подозрениями и упомянул о лоббировании интересов застройщиков депутатами. Черту подвел спикер Мосгордумы Владимир Платонов: "Думаю, прокуратура заберет стенограмму сегодняшнего заседания для подробного изучения".

"Столичные чиновники последовательно урезают возможности горожан легально влиять на градостроительные планы", - в свою очередь констатируют "Ведомости" в номере от 13 декабря. "Принятый вчера Мосгордумой в первом чтении проект Градостроительного кодекса лишает москвичей прав, которые получили по федеральному Градостроительному кодексу жители Перми, Воронежа или Ростова-на-Дону... Городской генплан утверждается депутатами. Однако чиновники могут корректировать его с помощью территориальных и отраслевых схем, предусмотренных 24-й и 25-й статьями ГСК. Они утверждаются правительством Москвы, а их реализация, как гласит 26-я статья, - основание для внесения изменений в генплан постфактум. Проект кодекса позволяет работникам мэрии единолично определять зоны высотного строительства, границы особо охраняемых природных территорий... 28-я статья федерального ГСК указывает на обязательность публичных слушаний по планам строительства. В Москве слушания будут проводить специальные межведомственные комиссии, созданные из чиновников разного уровня... решающее мнение по градостроительным проектам принадлежит не жителям, а председателю комиссии, который отправляет в префектуру или мэрию свое заключение: какие из предложений москвичей следует учесть", - пишет газета. "Ограничение возможности влиять на строительство вызовет обратную реакцию. Сплоченные группы жильцов, как это было на Егерской улице и улице Академика Павлова, способны прекратить строительство уже после его начала, что дорого обходится застройщикам и инвесторам. Власти толкают москвичей к уличному противостоянию со строителями", - считают "Ведомости".

"Масштабную программу высотного строительства "Новое кольцо Москвы" подверг резкой критике ее главный идеолог - мэр Москвы", - сообщают "Известия" в номере от 7 декабря, приводя семь вопросов мэра по высотному строительству, заданных им на заседании правительства Москвы: геологический, транспортный, архитектурный, кадровый, технологический, инвестиционный и принципиальный: "Что мы собираемся размещать в высотках?" "Известия" с помощью экспертов попытались ответить на вопросы мэра. В частности, эксперты отмечают: "В Америке небоскребами считаются дома выше 70 этажей. Самое рослое здание столичной программы "Новое кольцо Москвы" (НКМ) - 56-этажное. Но даже низкорослые московские высотки часто весят больше 100 тысяч тонн, а это слишком серьезная нагрузка на столичные грунты, предупреждают сотрудники ФГУП "Геоцентр-Москва", поясняя, что под Нью-Йорком, Сингапуром или Куала-Лумпуром - твердые скальные породы, а у нас под ногами - ненадежные пески и глины... Высоткам вполне по силам осложнить и транспортную проблему. Особые споры... вызывают небоскребы, размещенные в зоне запланированных, но еще не построенных магистралей - к примеру, дублера Можайского шоссе, Четвертого транспортного кольца, Южной рокады... Но камень преткновения не только в дорогах. А потянет ли высотную нагрузку, например, столичная энергосистема?.. примерно тысяча высотных комплексов могут сожрать всю электроэнергию, необходимую 12-миллионному городу", - пишет газета. "Как сделать высотные здания безопасными и удобными, какой материал - бетон или сталь - выбрать для каркаса здания? Чтобы разворачивать масштабное высотное строительство, нужны серьезные многоаспектные исследования - и конструкций, и материалов. По мнению академика РААСН В. Травуша, небоскреб - это подводная лодка, поставленная на попа: те же рассечение на отсеки, разница в давлении, сложности эвакуации. Но проектировать и строить "сухопутные подлодки" мы еще только учимся. Судить об этом можно хотя бы по сентябрьскому пожару в одной из строящихся "кольцевых" высоток - 33-этажном комплексе у метро "Семеновская", который тушили 10 пожарных расчетов... А федеральных технических регламентов проектирования и строительства высоток как не было, так и нет. В общем, все решает исключительно добрая воля застройщика. У которого всегда есть соблазн сэкономить - и на качестве материалов, и на системах безопасности", - констатируют "Известия". "Главный довод в пользу высоток - экономия "золотой" московской земли... Но этого аргумента мало. Необходимо учесть экологический, транспортный, социальный эффект городских затрат на высотное строительство. Но изначально программа высотного "Нового кольца Москвы" ориентировалась на частные капиталы. Широко известно, что затраты инвесторов на сооружение объектов НКМ могут составить $5,5 млрд. Примерно столько же составят и их доходы - именно 100-процентную рентабельность столичных высоток обещают чиновники иностранным инвесторам во время заграничных вояжей. Но что получит город? Деньги от реализации высотной программы, заявляет мэрия, пойдут на переселение москвичей из хрущоб. Но сколько именно и когда город рассчитывает получить? Об этом информации нет. А без нее начинать высотный рывок просто недальновидно - тем более на "золотой" столичной земле".

"На смену точечной застройке приходит комплексная реконструкция кварталов. Львиная доля жилищного строительства теперь будет оплачиваться из бюджета - то есть еще больше квартир в новостройках достанутся очередникам, а не уйдут на рынок", - сообщают "Финансовые известия" в номере от 12 декабря. "Летом текущего года мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что точечная застройка как принцип исчерпала себя. Это заявление касалось не только центра столицы, но и всех районов Москвы... Частному инвестору выгоднее иметь дело с локальной стройплощадкой, а не с целым многонаселенным кварталом. Городу - наоборот... Поэтому на смену точечной застройке приходит комплексная реконструкция сложившихся кварталов. Разработаны и согласованы проекты реконструкции более 30 кварталов. "Воткнуть" новостройку в старый дворик или сквер теперь нельзя. Новое строительство в сложившихся кварталах возможно только на месте снесенного ветхого жилья. В новых домах квартир больше, следовательно, обновленному кварталу понадобится больше школ, детских садов, поликлиник. Старые коммунальные сети - трубопроводные и кабельные - будут заменены. Эти работы планируются и осуществляются одновременно с жилищным строительством. Частным инвесторам останутся эксклюзивные высотные комплексы, сверхдорогое элитное жилье и тому подобное. Львиная доля строительных объемов по жилищному строительству (то есть практически все типовое, не менее 2,5 млн квадратных метров в год) будет финансироваться из бюджета", - пишет газета.

Что касается упомянутого элитного жилья, то в этих целях центр города по-прежнему остается самым востребованным. "Застройка четырех жилых кварталов и объектов инфраструктуры на территории бывшей промзоны завода "Каучук" в столичном районе Хамовники начнется в следующем году", - сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 12 декабря. "Как стало известно "ВМ", на территории в 11,1 га - между Комсомольским проспектом и Большой Пироговской улицей, между Садовым и Третьим транспортным кольцами - разместится элитный микрорайон. В нем будут жилые кварталы с внутренними дворами и подземными паркингами, школа, деловой центр, ресторан, кафе, магазины, в каждом из четырех кварталов - детский сад, отделения банков, аптека, бассейн, SPA-салон. Кроме того, планируется строительство пожарного депо. В комплексе предусмотрено возведение 183,3 тыс. кв. метров жилья (872 квартиры). Общая площадь "города в городе" составит 444,6 тыс. кв. метров, из них подземных - 157,6 тыс. кв. метров".

"В 2008 году механизмы столичной программы "Молодой семье - доступное жилье" могут распространить и на семьи, которые трудно назвать молодыми: предполагается отменить ограничения по суммарному возрасту родителей - претендентов на приобретение квартиры с помощью города", - сообщает "Газета" в номере от 11 декабря. "Предполагается, что не будет учитываться суммарный возраст супругов, ожидающих рождения ребенка; усыновивших несовершеннолетнего ребенка, взявших опеку над ним или принявших его на семейную форму воспитания; имеющих, опекающих или воспитывающих ребенка в возрасте до пяти лет; имеющих трех или более несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых или взятых на воспитание. Кроме того... предлагается полностью списывать долг молодой семьи за приобретенную квартиру при рождении двойни или более детей. Вот только все ли из претендентов в ближайшем будущем смогут приобрести квартиру - пока вопрос", - пишет газета. "По оценкам столичного департамента жилищной политики и жилищного фонда, потенциально в программе "Молодой семье - доступное жилье" могут участвовать около 50 тысячи семей, причем 22 тысячи должны улучшить свои жилищные условия в 2006 - 2008 годах... Между тем, как признался недавно замглавы департамента жилполитики Николай Федосеев, программа тормозит из-за низкого объема строящегося под нее жилья. Например, в 2006 году город должен был возвести 270 тысяч кв. м, а в результате для молодых семей выделили лишь 165 тысяч кв. м. В прошлом году свои жилищные условия улучшили 3,7 тысячи молодых семей, а в этом - пока менее 900 семей".

"В некоторых случаях устаревший жилфонд можно не заменять новым, а подвергать процедуре усовершенствования", - отмечают "Московские новости" в выпуске от 14 декабря. "До недавнего времени считалось, что из столичных домов неминуемому сносу подлежат только хрущевки, да и то не все. Однако недавно на заседании правительства Москвы Юрий Лужков призвал ликвидировать еще и пятиэтажки так называемых несносимых серий, а также девяти- и двенадцатиэтажные панельные здания. "Нет смысла заниматься их капитальным ремонтом, все равно они не будут более современными", - заявил мэр, говоря о домах 60-70-х годов постройки. Это значит, что миллионы москвичей переедут в новые здания, а жильцы перенаселенных неприватизированных квартир получат еще и дополнительную жилплощадь в соответствии с социальной нормой. Правда, для выполнения этого плана потребуется лет десять, а то и больше. Все это время людям придется жить в старых строениях, ремонтировать которые, похоже, никто не будет... Даже среди тех же хрущевок сносимых серий есть такие, жители которых десятилетиями ждут и не могут дождаться переселения", - пишет газета. В материале приведены примеры подобных зданий, чей срок службы давно истек, но в них по-прежнему живут москвичи. Речь идет, в частности, о доме № 8 по ул. Тимирязевской. "Итак, дома времен Хрущева и раннего Брежнева устарели морально, а их начинка изношена на 40-60%. Зато несущие конструкции этих зданий израсходовали свой ресурс только на 10-15%. То есть, если сделать грамотный капитальный ремонт, стены и перекрытия могут служить еще долго. При этом ряд специалистов считают, что логично было бы ремонтом не ограничиваться, а провести санацию (так называется процесс приведения неблагоустроенного жилья к действующим градостроительным нормам). Можно при этом учесть солидный европейский опыт подобных работ", - отмечают "МН", имея в виду, прежде всего, Германию: на востоке страны после распада соцлагеря подобная санация старого жилья проводилась в массовом объеме, причем с использованием технологии без отселения жильцов. Применялась эта практика и в Москве: при реконструкции дома на Малой Калитниковской улице и двух девятиэтажек серии II-18 на Краснохолмской набережной. Газета приводит слова руководителя проекта "ЦАО" ГУП "Управление перспективной застройки" Александра Калинина, по мнению которого, "заменить все старые панельные дома новыми будет сложно, особенно в центре. Некоторые из них так плотно вкраплены в существующую застройку, что на их месте по действующим нормам можно возвести только такое же по размеру здание. Именно поэтому многие люди еще долго будут жить в домах сносимых серий".

"На столичном рынке жилой недвижимости - новый скачок цен", - сообщает "Независимая газета" в номере от 11 декабря. По данным аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" (IRN.RU), за минувшую неделю цена предложения выросла примерно на 1%, до 4321 долл. за квадратный метр. Столь быстрыми темпами, дающими 40-50% роста цен в годовом исчислении, квартиры в Москве не дорожали больше года. Объяснение этого феномена простое - стимулируя продажи, застройщики активно рекламируют новогодние скидки, размер которых напрямую зависит от проведенного ранее повышения цен предложения. В реальности подорожание если и есть, то крайне небольшое, компенсирующее падение курса доллара к рублю... В декабре продавцы перешли в наступление. За первую неделю темп роста цен увеличился практически вдвое, тогда как доллар укрепил свои позиции. "Продавцы квартир в Москве продолжают повышать цены, и похоже, что до конца года этот процесс будет происходить уже по инерции", - считает Олег Репченко [руководитель IRN.RU - ИА REGNUM]. Новый подъем, по его словам, скорее связан с игрой ценообразования, а не с реальным всплеском спроса на жилье". Свою точку зрения "Независимой газете" прокомментировали и другие участники рынка и аналитики. Например, как считает руководитель информационно-аналитического агентства Rway Александр Крапин, "никакого роста спроса, по моим данным, нет, поскольку для 95% семей московского региона новое жилье фактически недоступно, а оставшиеся 5% богатых уже решили свои жилищные проблемы".

"Российский девелопер Moscitygroup выкупил долю швейцарской компании Maple Leaf Stadiums в компании "Новко", которая собиралась строить торгово-развлекательный центр на Ходынском поле", - сообщают "Ведомости" в номере от 10 декабря. "Согласно постановлению правительства № 708 предполагалось, что эта компания должна была обеспечить финансирование работ по проектированию и строительству Ледового дворца спорта (4,18 га). "Новко", включающий здания крупного офисного центра и гостиницы, по замыслу архитекторов, должен был охватить Ледовый дворец полукольцом с южной стороны и представлять собой здание переменной этажности. Площадь здания должна была составить 225 000 кв. м (участок - 6,12 га)... Высокопоставленный источник в московском правительстве говорит, что швейцарцы долго не приступали к строительству и мэр принял решение финансировать строительство Ледового дворца за счет городского бюджета (генподрядчик - концерн "Монарх", дворец уже построен). "У швейцарцев не было ничего, кроме права аренды, вполне вероятно, что был перепродан "воздух" и новому совладельцу "Новко" будет сложно добиться разрешения на строительство - все сроки прошли", - отмечает собеседник "Ведомостей". Пресс-служба MCG отказалась от комментариев, а на официальном сайте компании указано, что "Новко" находится в стадии разработки, правда, он уже назван "жилым проектом". Концепция проекта еще уточняется, подтверждает близкий к компании источник", - пишет газета.

"В подземке завершается очередной долгострой. Сотни метростроевцев в условиях цейтнота заканчивают отделочные работы на станции "Сретенский бульвар". Работа идет в три смены - все ради того, чтобы открыть станцию к Новому году", - сообщают "Известия" в номере от 7 декабря. "Понять, зачем нужна спешка, трудно. Станцию и так открывают с 17-летним опозданием. Три месяца назад также по-стахановски, к Дню города, открывали станцию "Трубная" (на той же Люблинской ветке). После чего еще месяц на платформе и в вестибюле кипела работа - рабочие сутки напролет доделывали проводку, освещение, двери. Пассажирам в итоге приходилось дышать краской и пылью... Стройка ведется здесь в три смены - то есть круглосуточно. В переходах и на станции кладут пол, отделывают стены. После чего начнут монтаж 30 стальных силуэтов, посвященных столице. Их уже изготовил художник Иван Лубенников. Плоские аппликации прикрепят поверх мраморных плит. Пассажиры увидят силуэты горожан, деревьев, видов Бульварного кольца, памятников Гоголю, Пушкину и другие", - пишет газета. "7 января обещают открыть новый участок Арбатско-Покровской линии от "Парка Победы" до станции "Строгино" - по сути, новую Митинско-Строгинскую линию. К этому участку отойдут две действующие станции Филевской линии - "Молодежная" и "Крылатское-2", которую откроют в один день со "Строгино". По замыслу метростроевцев, подобный "переброс" должен равномерно распределить пассажиропотоки на двух ветках".

"Проектирование Четвертого транспортного кольца и двух рокад (северной и южной), на которые власти и москвичи возлагают большие надежды в борьбе с заторами, идет полным ходом", - сообщает "Московский комсомолец" в номере от 12 декабря. "Протяженность Четвертого кольца, на первый взгляд, не кажется такой уж огромной - 74 км. Но, учитывая то, что пока в наличии имеется лишь небольшой участок - от Большой Филевской улицы до проспекта Андропова да маленькие "кусочки" в районе Измайлова, а большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям, которых еще нет, - масштабность работ впечатляет... В ближайшее время... намечено пройти три приоритетных тоннельных участка. Первый - часть южной рокады (в районе станции метро "Кантемировская"). Второй - часть северной рокады в районе метро "ВДНХ", где находится Музей космонавтики. Третий - самый протяженный - в районе Преображенской и Семеновской площадей, где много памятников истории и проложить трассу по земле невозможно. Пока точно известны только сроки окончания проектно-изыскательских работ - 2008-2009 годы. Непосредственно к строительству власти начнут приступать по мере обеспечения проекта финансированием и освобождения участков. Впрочем, уже было заявлено, что они хотят видеть новую магистраль готовой к 2015 году", - пишет "МК".

"Дмитровское шоссе получит дублера на участке от Череповецкой до 800-летия Москвы", - сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 10 декабря, ссылаясь на слова руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Павла Козлова. "Дублер Дмитровского шоссе планируется построить на участке от Череповецкой улицы до улицы 800-летия Москвы. Кроме того, в планах по реконструкции Дмитровского шоссе - строительство транспортных развязок в местах его пересечения с Коровинским шоссе и 3-м Нижнелихоборским проездом... После реконструкции на Дмитровском шоссе и на линии Савеловской железной дороги появятся два новых подземных пешеходных перехода. Параллельно будут проводиться работы по расширению Бескудниковского бульвара, должен быть решен вопрос о продлении Керамического проезда до выезда на Сигнальный проезд. Ожидается, что реконструкция Дмитровского шоссе полностью завершится в 2009 году", - отмечает газета.

"В самом недалеком будущем российская столица получит еще одну современную магистраль, соединяющую центр города с Московской кольцевой дорогой", - продолжает тему дорожного строительства "Московская правда" в номере от 10 декабря. "Как сообщил на днях в эфире телеканала "ТВ Центр" мэр Москвы Юрий Лужков, до конца этого года будет открыто автомобильное движение по Серебряноборским тоннелям, строительство которых завершено на западе столицы... Открытие движения по Серебряноборским тоннелям, по словам градоначальника, разгрузит соседние Рублевское и Волоколамское шоссе, являющиеся на сегодняшний день одними из наиболее "тонких" мест московской транспортной системы... Тоннель под Серебряным бором по праву можно считать одним из сложнейших инженерно-технических сооружений современной Москвы. Движение по нему будет осуществляться в два яруса. Верхний представляет из себя современную автомобильную трассу с тремя полосами движения в каждом направлении. На нижнем расположится Строгинская ветка линии метрополитена".

О другом участке Звенигородского проспекта сообщают "Новые известия" в номере от 10 декабря. "Частью проспекта является уникальный висячий мост "Живописный" - самый высокий в Европе. Подобных переправ через реку еще не строили ни в России, ни на Западе. Впервые в мировой практике мост возводился не перпендикулярно, а вдоль течения реки. Расположен он в зоне природного заповедника Серебряный Бор - там, где пересекаются Москва-река и канал Хорошевского спрямления. Новый мост имеет два уровня - для автомобилей и поездов метро. Движение для машин, по три полосы в каждую сторону, планируется открыть в первых числах января. Общая протяженность мостового перехода составит порядка 1,5 километра, треть из которых будет расположена над водой. Под сводами моста, прямо над проезжей частью, на высоте 87 метров строители подвесят трехуровневый ресторан в форме летающей тарелки со смотровой площадкой. Оттуда открываются виды на Крылатское, Митино, Тушино, Серебряный Бор. Подняться в ресторан можно будет с помощью двух скоростных лифтов", - пишет газета.