Обзор СМИ Республики Казахстан за 3 декабря - 9 декабря

О предсказуемых выборах в Думу. Казахстан в ОБСЕ: Германия - основной лоббист РК в ЕС - смогла убедить большинство. Миссия в ОБСЕ: технические вопросы. Налоги, стимулирующие бизнес инвестировать средства в экологические проекты, - в дело. Минфин предлагает ввести налог на добычу полезных ископаемых. "Казмунайгаз" рассчитывает в 2008 году завершить переговоры по использованию Оренбургского газоперерабатывающего завода. Власть и бизнес: три вопроса на засыпку.

Эхо выборов

Казахстанская пресса дает оценку прошедшим в России парламентским выборам.

По мнению "Деловой недели", выборы в Думу всегда являются политическим событием. В то же время издание указывает на то, что "...последнее явление нового российского парламента все же было не похоже на все предыдущие": "Впервые суперпопулярный президент лично и незавуалированно агитировал за партию власти "Единую Россию". Впервые президент возглавил партийный избирательный список. Впервые предвыборная риторика стала столь мрачной и угрожающей, либеральная интеллигенция даже заговорила о возвращении 37-го года и реинкарнации Сталина. Впервые российский истеблишмент однозначно заявил, что мнение мирового сообщества о российских выборах более никого не волнует. И все эти страсти разгорелись вокруг абсолютно предсказуемой ситуации. В России не было человека, который бы изначально не знал результатов, озвученных 3 декабря". Описывая день голосования, автор публикации отмечает, что он "...до смешного напоминал аналогичные мероприятия в Советском Союзе. Все было обставлено не как важная и нужная политическая процедура, а как всенародный праздник, когда глава семьи надевает белую рубашку, костюм, галстук, берет детей, жену и идет на избирательный участок, где играет музыка, продают пиво, а потом можно и домой, и там выпить уже водочки, праздник ведь...".

"Состоявшиеся выборы, несмотря на всю свою предсказуемость, все же подарили российским гражданам несколько новшеств", - считает "Литер". Напоминая о победе "Единой России", газета резюмирует, что победа никем не оспаривается. "Ведь ковалась она не столько авторитетом партии власти, сколько тяжеловесностью авторитета президента Путина. Кроме этого, в битве за депутатские места сыграл и некоторую роль пресловутый административный ресурс. Впрочем, это понятно. Ведь в случае получения ЕР результатов 2003 года - 37 процентов (многие аналитики считают именно этот результат настоящим потенциалом единороссов) - они бы не смогли составить абсолютное большинство в парламенте. Но недавние наставления Владимира Путина многих сомневающихся избирателей направили в нужное русло". Издание оценивает и сравнивает результаты всех партий, прошедших в парламент. Так, "коммунисты, как ни странно, сохранили свои позиции. После фактического провала в 2003 году многие предрекали им скорую политическую смерть и говорили, что тогдашние выборы были последними, в которых КПРФ принимала участие в первоначальном виде. На прошлых выборах коммунисты получили 12 процентов голосов при 50-процентной явке, сегодня - 11,7 с 60 процентами. Что говорит об устойчивости и даже некотором укреплении позиций". ЛДПР и ее лидер, пишет газета, "...предпочли простой конформизм и консенсус с властью, что, надо сказать, не добавило им голосов. Их 8,4 процента - самый низкий результат со времен выборов 1999 года, когда "Блок Жириновского" еле-еле набрал 6 процентов голосов". Что касается "Справедливой России", она "...в отличие от ее предыдущего издания "Родина", настроена гораздо лояльнее к власти, хотя предпочитает дистанцироваться от единороссов".

В Central Asia Monitor своими впечатлениями о выборах в российскую Думу делится сенатор Гани Касымов. Памятуя о казахстанском опыте, депутат побывал на участках с электронным голосованием. И если в Казахстане, по мнению Касымова, "...эта система действует уже более-менее стабильно - на последних выборах 15 процентов избирателей отдали свой голос по компьютеру, то в России электронное голосование - как первый блин". "Из шести участков, которые я посетил, в трех система дала сбой - или гас свет, или ломался сам аппарат. Создавались очереди, в сдвоенные кабины, рассчитанные на два места, заходили по четыре человека". Однако казахстанский наблюдатель "не стал называть это нарушением. Просто власти должны учесть все эти "но" на будущее". В целом, по оценке Касымова, "выборы в России и выборы в Казахстане на сегодняшний день практически ничем не отличаются", но если в казахстанский парламент прошла одна партия, то в российский - четыре. При этом парламентарий отметил еще одну существенную разницу: "В чем россияне далеко ушли от нас, так это в том, что они дают право партиям, подозревающим, что на каком-то участке произошли фальсификации, вскрывать урны. ЦИК дает разрешение на пересчет голосов. У нас же этот вопрос решается только через суд, да и то ни разу не было вынесено решение о пересчете голосов. В России же это обычная практика, свидетельствующая о том, что партия власти там больше уверена в собственных силах, чем наша (имеется в виду "Нур Отан" - прим. ИА REGNUM)".

Координатор миссии наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ, вице-спикер нижней палаты казахстанского парламента Бакытжан Жумагулов считает, что миссия СНГ "была объективной и транспарентной", а сами выборы в Думу "прошли в спокойной обстановке", цитирует "Панорама". Вице-спикер Мажилиса "...особо отметил, что, по его наблюдениям, "в России, как и в Казахстане, партийная система становится определяющей, а партии - серьезной политической силой". При этом он подчеркнул, что в ходе прошедших выборов в Госдуму "российская избирательная система продемонстрировала свою зрелость, а высокая явка избирателей, более 60%, доказала, что развитие гражданского общества страны вышло на новый уровень".

Казахстан в ОБСЕ

Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году на минувшей неделе затронуто в большинстве СМИ. Пресса и эксперты рассуждают, как о самом решении по казахстанской заявке, так и о будущем председательствовании РК в ОБСЕ.

Как отмечает "Начнем с понедельника", "то, что произошло в конце нынешней осени в Мадриде, позволило демократической оппозиции некоторых стран обвинить Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе в отступничестве от собственных стандартов и идеалов демократии, а руководству Казахстана - заявить об очередной победе страны на внешнеполитических рубежах". Однако издание задается вопросами, так ли все на самом деле и что стоит за решением ОБСЕ о предоставлении Казахстану права на председательствование в организации именно в 2010 году. Так, по мнению политолога Досыма Сатпаева, на положительное решение повлияли несколько факторов: "угроза раскола внутри ОБСЕ, с одной стороны, между западно-европейскими и частью восточно-европейских государств и, с другой - постсоветскими государствами... Поэтому ОБСЕ опасалась, что если последует отказ Казахстану, тогда постсоветское пространство может быть потеряно полностью, так как Казахстан и Россия являются одними из ключевых государств в регионе... Второй немаловажный фактор - это все-таки энергетические ресурсы. Что бы там ни говорили, но, скорее всего, сделка "нефть в обмен на демократию" произошла... Третий момент и тоже немаловажный - это опасение того, что Казахстан, если ему будет отказано, станет более тесно сотрудничать с Китаем и Россией в других региональных структурах - ШОС, ДКБ, ЕврАзЭС... Четвертый фактор, скорее всего, связан с тем, что Германия, которая была нашим основным лоббистом в рамках Европейского Сообщества, смогла убедить большинство в том, что уступка Казахстану не только внутри страны может привести к активным политическим реформам..., но и выступит катализатором демократических реформ в других странах Центральной Азии". В то же время политолог высказал сомнение в том, что в течение года председатель ОБСЕ "может что-то сделать". Он предполагает, что "...в Казахстане, скорее всего, будут сделаны некие косметические изменения, которые не будут затрагивать, во-первых, сильной президентской власти, во-вторых, не составят угрозы в целом для сохранения политической монополии со стороны власти".

Журналист "Панорамы", собирая комментарии казахстанских экспертов о решении ОБСЕ по поводу председательствования РК в организации, "столкнулся с ситуацией, на первый взгляд, неожиданной. Достаточно немалое количество экспертов отказывались обсуждать этот вопрос открыто. Связано это было с критическим или, по крайней мере, осторожным отношением к идее председательствования. Причем речь идет в основном об экспертах не оппозиционных, а провластных или нейтральных". Поэтому, пишет автор, "если суммировать аргументы, которыми обосновывалось это отношение, то в целом они сводятся к двум группам. Первая связана с мнением о неготовности Казахстана к этой миссии, если так можно сказать, технически. Председательствование в ОБСЕ, при значительной доле формальности функций страны-председателя, требует очень большой организационной работы внешнеполитического ведомства, задействования внушительного количества профессиональных дипломатов. Есть ли такие "свободные" кадровые ресурсы у казахстанского МИД? Не "оголит" ли мобилизация дипломатов на решение вопросов, связанных с председательствованием, другие важные направления? Отдельная и большая проблема здесь - языковая. Миссия председательствования в организации требует вести официальную переписку на десятках официальных языков стран - членов ОБСЕ. В том числе и таких, квалифицированных специалистов, по которым вряд ли можно найти в стране. И за оставшееся время их не подготовить. Как решать эту проблему? Не привлекать же переводчиков из-за границы... Вторая группа критических аргументов связана с нестабильной финансовой ситуацией в мире и ее возможной проекции на Казахстан. Конечно, впереди еще два года, но и прогнозы развития мирового кризиса есть разные. В случае негативного варианта, то есть сильного воздействия кризиса на экономику РК, эффективно выполнять функции председателя будет политически непросто".

"Деловая неделя", резюмируя получение РК кресла председателя, считает, что "...в Астане должны четко осознавать, что реальная "битва за Казахстан" между Россией и странами ЕС, которые поддерживают в этом США, только начинается. И оттого, как будут дальше разворачиваться события на этом "дипломатическом татами", во многом будет зависеть весь внешнеполитический курс Казахстана на ближайшие пару лет". Издание отмечает, что государства ЕС, Соединенные Штаты "не забывают о том, что Казахстан - один из важнейших энергетических рынков, который может их снабжать на регулярной основе и нефтью, и газом. Вместе с тем в политической сфере эту республику и в Вашингтоне, и в Брюсселе, несмотря на 16 лет независимости, по-прежнему склонны видеть пророссийской, больше склонной к договоренностям с Москвой, нежели с западным миром", а "получить "пророссийский" Казахстан в кресле председателя ОБСЕ не очень перспективно...".

Поэтому, убеждено "ДН", США, Великобритания и ряд других стран ЕС "хотели получить от Астаны твердые заверения в том, что она не станет "крушить и ломать" по указке России те структуры этой организации, которые, мягко говоря, к России и проводимой ею политике относятся без особого пиетета. В результате верный своей "дипломатической многовекторности" Казахстан пообещал Вашингтону и Брюсселю "не делать резких движений" на посту председателя ОБСЕ (о чем вроде бы Россию Казахстан заранее не поставил в известность - по крайней мере, так сообщают источники в российском МИДе), и тем самым, пусть и в отложенном виде, все же добился своей цели".

В свою очередь, издание полагает, что "...Астана столько лет стремилась занять место председателя в ОБСЕ вовсе не для того, чтобы "подыграть" Москве или Вашингтону, а чтобы как можно быстрее стать неотъемлемой частью "цивилизованной Европы", и преподнести себя на континенте в качестве надежного и серьезного партнера". Кроме того, "...председательствуя в ОБСЕ, Казахстан сможет и поднять свой международный престиж, и получить возможность влиять не только на принятие решений в ОБСЕ, но и поучаствовать в выработке повестки дня пленарных заседаний (а здесь как раз статус страны - председателя достаточно высок и влиятелен, и Россия в этом плане на Астану будет давить регулярно). Есть возможность у Астаны и напрямую повлиять на кадровую политику ОБСЕ. И сам Казахстан, и остальные страны СНГ крайне недопредставлены в ее структурах, причем и здесь к Казахстану будут обращаться с регулярными просьбами "по-братски посодействовать" и некоторые страны СНГ, и самое главное - та же Россия. Плюс для поддержания собственного престижа Казахстану на посту председателя ОБСЕ придется глубоко вникать и в проблемы размещения американской системы ПРО в Европе, и разрабатывать совместно с США, Евросоюзом и Россией хартию по борьбе с терроризмом, и бороться совместными усилиями с наркотрафиком из Центральной Азии и Афганистана в Западную Европу".

По мнению газеты, в целом, "большая игра в председателя ОБСЕ" для Астаны в любом случае стоит свеч". А "в том, что "подковерное давление" на себе Астана почувствует с обеих сторон уже очень скоро - нет никаких сомнений. В то же время и самому Казахстану не стоит строить по поводу отношения к себе... со стороны и Европы, и Америки, и России особых иллюзий. Современная мировая политика - это предельный цинизм (который дипломатически принято называть "отстаиванием национальных интересов"), двойные стандарты, и закулисное выкручивание рук, к которому в кресле "большого начальника ОБСЕ" Астане через два года придется неизбежно привыкать. И здесь все же успех или неудача председательства в ОБСЕ будет зависеть от самого руководства Казахстана - насколько оно сумеет проявить в этих непростых условиях выдержку, терпение и мудрость".

"Новое поколение" рассказывает об атмосфере, царящей в официальной Астане после принятия решения о председательстве РК в ОБСЕ. "Астана уже неделю находится в состоянии политической эйфории - нас наконец одобрили в качестве председателя ОБСЕ. Для Казахстана это огромный дипломатический успех, фактически означающий, что ведущие страны мира признали его как равного!". Вспоминая о терниях, через которые Казахстан прошел до того, как была принята заявка, издание отмечает, что "Казахстан стал первой страной - членом СНГ, подавшей заявку на председательство в столь престижной европейской организации. Видимо, и "отвечать" Казахстану пришлось за всех соседей по соцлагерю...". По мнению газеты, "председательство в ОБСЕ даст Казахстану возможность поменять и скептические взгляды на республику. Если ведущие страны ОБСЕ могут рассматривать председательство Казахстана как политический (первая из стран СНГ, ближайший союзник России) и геополитический (центр Евразии, связь Европы и Азии) шаг, то для Казахстана это является громкой возможностью заявить о себе уже на мировом уровне". А перенос сроков председательства с 2009 на 2010 год, считает "НП", лишь играет на руку республике. "В первую очередь это позволит подготовить кадровый потенциал, необходимый для работы офиса ОБСЕ. Кроме того, сдвиг сроков дает фору и строителям: к 2010 году в столице должен быть построен офис для работы представителей стран - членов ОБСЕ. Да и вообще, основная стройка в столице к тому времени будет закончена, и взору представителей стран - членов ОБСЕ предстанет не пыльная стройплощадка, а "пасхальное яичко".

Между тем, казахстанская оппозиция считает решение ОБСЕ по Казахстану отходом организации от декларируемых ею демократических принципов. Как сообщает "Панорама", руководство "Настоящего Ак жола" выступило по этому поводу "с резко негативным заявлением": "НАЖ фактически обвинила ОБСЕ в предательстве идеалов демократии и в том, что та поставила во главу угла нефтегазовые интересы европейских потребителей". По убеждению оппозиционеров, решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году "стало конъюнктурным дипломатическим компромиссом, обусловленным вопросами энергетической политики и обостряющимся кризисом геополитических интересов". Тем не менее председатель другой оппозиционной партии ОСДП Жармахан Туякбай видит в решении ОБСЕ "больше отрадного": "Европа верит в потенциал нашего народа на пути к свободе. Это радует". Оппозиционный политик Галымжан Жакиянов, в свою очередь, "не считает мадридское решение "дипломатической победой Ак орды, а также признанием демократических достижений нынешней власти, как это пытаются представить официальные пропагандисты". Тем не менее он рассчитывает, что в результате "режим будет вынужден ослабить удавку, которой он жестко держал все общество". ДПК "Ак жол" "приветствовала решение о председательстве РК в ОБСЕ, отметив при этом, что " право председательствовать... - высокая честь для нашей страны, находящейся в переходном этапе своего развития". Одновременно "Ак жол" считает, что данное решение является "серьезным вызовом для власти и требует напряженной работы по приведению в соответствие со стандартами ОБСЕ законодательства и правоприменительной практики". А партия "Адилет" призвала руководство страны "принять законы, необходимые для соответствия статусу председателя в ОБСЕ". Так, политсовет партии "Адилет" в связи с этим предлагает недавно созданной Общественной палате при мажилисе "внести в план работы и начать незамедлительное рассмотрение законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы "О выборах", "О политических партиях", "О СМИ", "О судебной системе и статусе судей".

Тем временем в Астане председатель Верховного суда РК Кайрат Мами встретился с главой департамента демократизации БДИПЧ/ОБСЕ Владимиром Школьниковым и координатором БДИПЧ/ОБСЕ по вопросам верховенства права в Центральной Азии Дмитрием Нурумовым. Как рассказывает "Экспресс-К", г-н Школьников "поздравил Казахстан с избранием председателем ОБСЕ и отметил связанную с этим высокую ответственность всех ветвей государственной власти, в том числе судебной". В свою очередь Мами отметил, что "эта победа стала возможной благодаря конструктивной политике, проводимой президентом страны, и огромному труду казахстанского народа". Затем "стороны выразили удовлетворение сложившимся между Верховным судом РК и ОБСЕ плодотворным сотрудничеством, позволившим реализовать ряд совместных проектов, обсудили актуальные вопросы, представляющие взаимный интерес".

Власть и бизнес

В конце минувшей рабочей недели в Астане состоялось очередное, 18 пленарное заседание Совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте Казахстана под председательством Нурсултана Назарбаева. На этот раз на встрече шла речь об обеспечении благоприятного инвестиционного климата в Казахстане, продвижении инновационных проектов, в том числе по сокращению вредных выбросов при освоении ресурсосберегающих технологий. На предыдущем совете обсуждалось развитие транспортного потенциала Казахстана в системе интеграционных процессов. Уже известно, что следующее заседание СИИ пройдет 6 июня следующего года в Атырау. Оно будет посвящено вопросам развития электроэнергетической отрасли Казахстана. Напомним, Совет иностранных инвесторов при президенте Казахстана был создан в 1998 году. Является совещательно-консультативным органом, созданным по указу президента РК. Целью совета является обеспечение прямого диалога между правительством республики и инвесторами, работающими в республике, а также улучшение инвестиционного климата.

Председательствующий Назарбаев напомнил инвесторам о целях, которые в перспективе преследует Казахстан, рассказывает "Казахстанская правда". В частности, "стать государством с высокими стандартами жизни населения. Для этого необходимо, чтобы Казахстан все в большей степени становился "чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой". Президент РК напомнил, что в 2007 году Казахстан первым из стран СНГ принял Экологический кодекс, а к 2010 году в стране должны быть создать основные экологические стандарты устойчивого развития общества, а "это значит, что в промышленности, строительстве, энергетике, транспортной отрасли должны быть установлены жесткие современные требования по защите окружающей среды". При этом "экономия воды, сырья, энергии должна стать элементом нашего менталитета, производственной и бытовой культуры". Сообщив об этом присутствовавшим, президент РК добавил, что руководство страны будет приветствовать, если иностранные инвесторы покажут положительный пример. От правительства, по словам Назарбаева, "требуется во всех отраслевых и региональных программах в обязательном порядке учитывать принципы устойчивого развития, разумного и эффективного пользования природными ресурсами, сбалансированной демографической политики. Все законопроекты, разрабатываемые государственными органами, соответственно, должны проходить государственную экологическую экспертизу. В связи с этим, особо отметил президент, всем крупным иностранным инвесторам также необходимо подготовить программы перехода к устойчивому развитию своих предприятий в Казахстане с внедрением принципов Стратегии чистого производства".

Как рассказывает "Казправда", об экологической ситуации в Казахстане участникам заседания рассказал министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков. Он призвал "инвесторов более активно включиться в реализацию прорывных проектов в сфере экологически чистых технологий и альтернативной энергии": "Целевой показатель по данной задаче - повысить по сравнению с нынешним уровнем долю альтернативных источников энергии к 2009 году на 40 процентов, к 2012 году - на 150 процентов". Министр также сообщил, что "Казахстан создает систему управления отходами, причем ключевая роль в этой программе отводится иностранным инвесторам, которые совместно с социально-предпринимательскими корпорациями могут активно включиться в решение проблемы управления отходами". В свою очередь участники заседания - члены совета "заверили руководство страны в своей приверженности строительству прогрессивного и конкурентоспособного Казахстана".

На том же заседании иностранных инвесторов президент Казахстана прокомментировал ситуацию вокруг переговоров по Кашагану. Как сообщает "Литер", по словам Назарбаева, "Казахстан не будет пересматривать ранее заключенные контракты в сфере недропользования, и речи о смене оператора на месторождении Кашаган не идет": "По словам главы государства, когда стороны решат споры и сядут за стол переговоров, обсудят допущенные ошибки и достигнутые успехи, тогда и наметят, как двигаться дальше. В ответ на вопросы журналистов о действиях правительства страны в случае несогласия участников проекта с условиями Казахстана президент выразил надежду, что ситуацию удастся разрешить мирным путем". Сейчас, заявил Назарбаев, обе стороны "нащупывают возможности для разрешения ситуации. Их две: либо выплата предъявленной нами суммы компенсации, либо увеличение присутствия Казахстана в акциях Кашагана. По доброй воле всех участников проекта мы мирно решаем этот вопрос". Уже на пресс-конференции по окончании заседания президент страны добавил, что Казахстан не будет пересматривать ранее заключенные контрактные соглашения в сфере недропользования, поскольку "с одной стороны, нам невыгодно создавать плохой инвестиционный климат в стране. Инвесторам же невыгодно, чтобы мы отказывались от заключенных ранее контрактов".

Глава казахстанского правительства во время круглого стола, посвященного проблемам частного предпринимательства, также выразил надежду на скорейшее урегулирование ситуации с Кашаганским консорциумом. "Я надеюсь, что ситуация по Кашагану в ближайшее время найдет свое разрешение", - цитируют премьер-министра "Известия-Казахстан". При этом Карим Масимов подчеркнул, что Казахстан продолжает гарантировать стабильность ранее заключенных контрактов: "Стабильность контрактов - это необходимый элемент, и он незыблем, так же как и право частной собственности. Но в том случае, если инвестор нарушает условия договора, правительство имеет право его пересмотреть, или если инвестор продает свой сырьевой бизнес - государство имеет в этом случае право вмешаться".

"Зарубежные компании готовы вкладывать в Казахстан не только деньги, но и свою любовь к живой природе, - резюмирует "Экспресс-К" по окончании заседания Совета иностранных инвесторов, где "руководители крупнейших банков и холдингов выразили свое одобрение концепции перехода нашей страны к устойчивому развитию". Впрочем, отмечает газета, "такое пожелание касается и отечественных бизнесменов. Президент считает, что критериям корпоративного лидера может соответствовать только та компания, которая уделяет первостепенное внимание экологии. Более того, по мнению руководителя Казахстана, все разрабатываемые правительством законопроекты должны проходить государственную экологическую экспертизу. А некоторые ныне действующие законы надо усилить. В частности, президент распорядился ужесточить экологические стандарты для автотранспорта. Помимо этого, целесообразно подумать о создании национального центра по управлению отходами производства и потребления. В первую очередь речь идет о создании центра по хранению и утилизации серы, которая при обработке нефти извлекается и складируется в огромном количестве".

Тем временем, Министерство финансов Казахстана предлагает ввести налог на добычу полезных ископаемых наподобие того, который действует в России, вместо рентного налога. Соответствующие изменения в налоговый кодекс страны Минфин планирует внести на рассмотрение в правительство в течение месяца, в начале следующего года законопроект поступит в парламент.

"Если это предложение будет поддержано правительством и парламентом, соответствующие изменения могут произойти уже в 2009 году", уточняет "Панорама". Как поясняет министерство финансов, на сегодняшний день налоги, как роялти и рентный налог "в общей массе налогов практически не уплачиваются". Поэтому Минфином предлагаются изменения в Налоговый кодекс, которые "обеспечат республику стабильными доходами от минеральной сырьевой базы Казахстана". Предполагается, что размер налога на добычу полезных ископаемых "будет зависеть от объема добычи сырья и его стоимости на мировых рынках. При этом распространяться он будет на всех недропользователей, в том числе и работающих по ранее заключенным контрактам".

Принятие налога на добычу полезных ископаемых уменьшит налоговую нагрузку на реальный сектор экономики, считают в Минфине. "В случае если будет принят налог на добычу полезных ископаемых, у государства, у бюджета появится возможность сократить налоги для реального сектора экономики, то есть мы можем увеличить поступления с одной части и снизить - с другой, и в этом случае можно говорить о реальном управлении фискально­экономической политикой государства, что невозможно сделать сейчас. Так что, на наш взгляд, прирост доходов по этому виду налогов будет иметь положительное влияние на диверсификацию экономики", - пишут "Известия-Казахстан". В то же время издание отмечает, что "...все-таки главным побудительным мотивом для введения нового налога является справедливое распределение тех сверхдоходов, которые дает инвесторам нынешний рост цен на нефть", и "...Казахстан, владелец минерально-сырьевой базы, должен получать адекватную прибыль и извлекать свой доход". По мнению инициаторов нововведения, "недропользователи примут предлагаемое изменение, мягко говоря, без энтузиазма, но в целом на благоприятность инвестклимата в республике это не повлияет". Вместе с этим в Минфине признают "право инвестора оспорить начисление нового вида налога - в этом случае, по его словам, недропользователям необходимо будет доказать государству, что вводимый налог нарушил баланс их экономических интересов", но на взгляд руководителей ведомства, инвестор не сможет этого доказать, "так как если сравнивать базовые условия контрактов на СРП на дату их подписания и сегодняшнее условие", то можно будет увидеть, что "недропользователи получают сверхдоходы, а республика при этом не увеличивает свой доход".

"Новое поколение", вспоминая произошедшие за последние годы законодательные изменения в сфере недропользования, делает вывод, что "привычка "открытых дверей" с безответным восточным гостеприимством больше не отвечает политике позиционирования Казахстана как локомотива региона. Ведь последние годы, как показала история, Казахстан неизменно вытаскивал законодательную дубину накануне либо в процессе переговоров по отдельным нефтяным проектам".

Издание напоминает, что в 2004 году в стране были приняты поправки в законодательство о недропользовании, "согласно которым государство обладало преимущественным правом на выкуп высвобождавшейся доли в проекте. Тогда под эгидой этих поправок АО "НК "КазМугайГаз" стало соучастником Кашаганского проекта. Годом позже - в 2005, эти поправки были расширены и на материнские компании во время переговоров с "ПетроКазахстаном". В итоге КМГ получил 33 процента в "ПетроКазахстане" и половину Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Причем нацкомпания выкупила эти активы у Nations Energy Co Ltd в рассрочку, заняв деньги у... главного претендента на эти активы китайской компании CITIC".

Далее, вспоминает газета, летом текущего года "...правительство решило потеснить международный консорциум Agip KCO, ведущий разработку Кашагана, превратив КМГ из владельца доли в 8,33 процента в "крупного участника". Чуть позже парламент "в экстренном порядке одобрили предложенные правительством изменения в закон "О недрах и недропользовании", согласно которым государство вправе расторгать контракты в сфере недропользования, в том числе и ранее заключенные, в одностороннем порядке, если действия инвестора создают угрозу национальной безопасности республики. При этом от компетентного органа правительства не требуется обращения в суд или арбитраж. Затем появилась идея ввести новый вид контрактного документа в сфере недропользования - сервисное соглашение. Согласно этому виду соглашений, все месторождения, все минеральные ресурсы остаются в собственности государства, государство лишь нанимает компанию, чтобы она разрабатывала это месторождение, осуществляла его эксплуатацию, получая за это денежное вознаграждение. При этом правительство всерьез вознамерилось отменить СРП как модель контрактов на недропользование. Разумеется, при сохранении ранее заключенных контрактов. Теперь решено облегчить схему налогообложения, заменив рентный налог налогом на добычу полезных ископаемых. Одна из объективных причин - прозрачность".

Говоря о перспективах введения налога на добычу полезных ископаемых, "НП" обращает внимание на то, что он "...охватит все, без исключения, добывающие компании по всем проектам, включая и СРП. А это означает фактически пересмотр всех ранее заключенных контрактов. Ведь в случае изменения налогооблагаемой базы весь смысл Соглашения о разделе продукции теряется". В общем, подытоживает издание, "...практика "защиты интересов Казахстана" путем внесения поправок в законодательство о недропользовании уже давно превратилась в некий инструмент запугивания. Этакая дубинка перед каждыми эпохальными переговорами. А главное - все законно: Казахстан просто подгоняет свое законодательство под мировые стандарты".

Между тем, в Национальной нефтяной компании "Казмунайгаз", не раз упоминаемой в предыдущем издании, поделились со СМИ итогами деятельности компании и планами на будущее. По данным АО "НК "КазМунайГаз", объем добычи нефти и газоконденсата по группе компаний за январь - октябрь 2007 года составил 13,86 млн тонн. Консолидированные доходы компании за январь - октябрь 2007 года составили 984 694 млн тенге, сообщает "Начнем с понедельника". Кроме того, в ноябре Европейская комиссия вынесла положительное решение по приобретению АО "НК "КазМунайГаз" 75% акций второй по величине румынской компании The Rompetrol Group N.V. По словам генерального директора АО "Торговый дом "КазМунайГаз" Т.Бозжанова, тем самым был приобретен "...не просто доступ к европейскому рынку", а "доступ именно к его динамично растущей части".

"Словом, казахстанская компания становится полноправным владельцем двух крупнейших НПЗ в Румынии и 630 АЗС в шести странах Европы, включая Францию и Испанию", - подсчитывает "Экспресс-К". Но, отмечает газета, КМГ расширяет свою деятельность не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. При этом "...экспансивные планы национальной компании направлены не только на Запад - на Европу, но и на Восток - в соседнюю Туркмению". Так, "КазМунайГаз" сегодня готов участвовать в проектах по разработке и добыче углеводородов в туркменском секторе Каспийского моря. Этот вопрос, по словам президента КМГ У.Карабалина, на днях обсуждался в Ашхабаде на встрече делегации нацкомпании с президентом Туркменистана, который "очень тепло отозвался о налаживающемся сотрудничестве между Казахстаном и Туркменией. По словам главы "КазМунайГаза", компания также проявляет большой интерес и к участию в сервисных нефтяных проектах в Туркменистане". Еще одна новость, которая, по мнению "Э-К", заслуживает внимания, - намерение КМГ уже в середине будущего года завершить переговоры по совместному использованию Оренбургского газоперерабатывающего завода: "Все договоренности есть. Документы подписаны. Остается физически создать СП. Оно будет создано в середине следующего года".

На круглом столе, посвященном проблемам частного сектора, правительство поставило перед предпринимательством несколько вопросов. Как рассказывает "Литер", по мнению кабмина, "следующий год станет тестовым для отечественного малого и среднего бизнеса, так как работать, по словам премьер-министра Карима Масимова, предстоит в условиях снижения ВВП до 7 процентов. Правительство готово оказывать содействие предпринимателям, но для этого им необходимо до 15 января дать ответ на три простых вопроса: нужна ли им помощь со стороны государства, в каком объеме, а также, какие трудности премьер может решить одним росчерком своего пера". По мнению главы Национальной палаты "Союз Атамекен" Азата Перуашева, помощь казахстанскому бизнесу действительно нужна. По его оценке, "сегодня бизнес опасен для здоровья самих предпринимателей": "Государственные органы часто тянут одеяло на свою сторону, не учитывая интересов бизнеса. Взять хотя бы проволочку с легализацией имущества. Таких случаев много, когда вопросы лучше "разводить", чем решать". А известный предприниматель Раимбек Баталов "проблематичность ситуации, сложившейся в сфере малого и среднего бизнеса... образно выразил анекдотом про Кая, который, сидя во дворце Снежной Королевы, пытался собрать слово "вечность" из букв А, О, Ж и П".