В минувшем году эта тема не сходила с газетных страниц. То мошенники огромные суммы похищали из бюджета за счет липовых сделок по экспорту. То добросовестные производители обижались, что не могут своевременно получить возмещение по налогу на добавленную стоимость.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-центре УМНС по Волгоградской области, проблема не исчезает и в нынешнем году, но ее, по крайней мере, можно уже проанализировать. Мы сделаем это с помощью заместителя начальника отдела налогообложения юридических лиц Управления МНС России по Волгоградской области Игоря Деца.

- Игорь Игоревич, тема экспортного НДС не раз освещалась в нашей печати. И все же напомните коротко основные особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

- Если коротко, то при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. То есть, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. При этом у экспортеров сохраняется право на налоговые вычеты. И если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую исчисленную сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

В общем, обычная для цивилизованных стран схема. Но она же очень привлекательна для мошенников, желающих путем различных махинаций разбогатеть за счет бюджета.

- Насколько актуальна тема экспорта для волгоградских налогоплательщиков?

- Общее количество организаций-экспортеров, представивших "экспортные" налоговые декларации по налоговой ставке 0 процентов в течение 2002 года и заявивших о праве на получение возмещения составило 293, из них 11 - организации, включенные в перечень традиционных экспортеров. 89 организаций являются производителями экспортируемого товара и 204 организации - перепродавцы экспортируемого товара. Экспортный потенциал области в основном формируется за счет крупнейших предприятий г. Волгограда и г. Волжского, традиционно работающих длительное время на внешнеэкономическом рынке и экспортирующих продукцию собственного производства.

- О каких суммах идет речь?

- Общая сумма НДС, заявленная к возмещению за 12 месяцев 2002 года организациями - экспортерами, составила 2,3 млрд. руб., что в 1,7 раза больше, чем в соответствующем периоде 2001 года. Признано к возмещению в течение 2002 года 1,3 млрд. руб.

Предприятиями, экспортирующими продукцию собственного производства, заявлено 1,8 млрд. руб. При этом, более 80 % общей суммы НДС приходится на долю таких крупных производителей, имеющих статус традиционных экспортеров, как ОАО "Волгоградский алюминий"., ОАО "Волжский оргсинтез"., ЗАО "ВМЗ" "Красный Октябрь", ОАО "Волжский абразивный завод".

- Вы уже дважды упомянули фразу "традиционные экспортеры". Что это значит?

- Понятие традиционных экспортеров введено Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. К ним относятся предприятия, удовлетворяющие определенным условиям. Например, предприятия, производящие собственную продукцию, должны работать на внешнеэкономическом рынке не менее 1 года, иметь собственные основные средства производственного назначения. Предприятия, закупающие продукцию непосредственно у предприятий-производителей, должны работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет. И те, и другие не должны иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов, соблюдать стабильность номенклатуры экспортируемой продукции, работать с постоянными инопокупателями и российскими поставщиками.

В отношении таких организаций применяется упрощенная процедура возмещения (зачета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, использованных для производства и реализации продукции на экспорт, зачет традиционным экспортерам указанных сумм в счет текущих платежей, погашения задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации по налогам и сборам с учетом штрафов и пеней.

По сравнению с прошлым годом перечень экспортеров, рассматриваемых в качестве традиционных, уменьшился. Из перечня исключены 4 организации - в основном в связи с наличием недоимки по федеральным налогам.

- Много ли хлопот доставляют налоговикам экспортеры?

- Управление постоянно осуществляет контроль за возмещением налога по экспортным операциям, в том числе по организациям - традиционным экспортерам. Для принятия решения о возмещении соответствующих сумм НДС либо об отказе в возмещении, инспекциями проводятся камеральные проверки всех представляемых деклараций по налоговой ставке 0 % и пакета документов, а это очень большой объем работы. За 12 месяцев 2002 года налогоплательщиками представлено почти 2000 деклараций по НДС по налоговой ставке 0%, включая дополнительные декларации о внесении изменений и дополнений.

При проведении мероприятий налогового контроля за правомерностью возмещения НДС при экспорте товаров, инспекциями области было направлено свыше 7 тысяч запросов в правовые, таможенные органы и другие контролирующие организации. По результатам мероприятий налогового контроля, проведенными налоговыми органами области в 2002 году, отказано в возмещении НДС на сумму 527,6 млн. руб. По сравнению с 2001 годом "отказанные" суммы увеличились в 3,5 раза.

- Назовите причины отказа.

- В основном это отсутствие документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов. Другая распространенная причина - неподтверждение суммы НДС по товарно-материальным ценностям, используемым при производстве экспортной продукции и заявленной налогоплательщиками к возврату из бюджета (осуществление сделок с организациями, зарегистрированными по утерянным документам, использование поддельных счетов - фактур на услуги).

- Пример можете привести?

- Могу, но без конкретных имен, чтобы не нарушать налоговую тайну. Так, одному предприятию из Волжского отказано в возмещении более 6,6 млн. рублей, а другому почти 3,5 миллиона рублей по причине того, что даты отгрузки товаров по счетам-фактурам противоречат дате вывоза по грузовой таможенной декларации. То есть отгрузка на экспорт произведена раньше приобретения товара у поставщика. Абсурд, но если бы не наша проверка, миллионы рублей могли бы уйти из федерального бюджета. А это недофинансирование армии, науки, здравоохранения.

Помимо камеральных проверок - то есть без выхода на предприятие - в течение 2002 года налоговыми органами области проведено 75 выездных налоговых проверок организаций - экспортеров, в результате которых установлены нарушения налогового законодательства в 26 организациях на общую сумму 26,2 млн. руб.

Вот лишь один пример. В ходе проверки мы видим, что некое предприятие в течение одного дня приобретает товар через ряд поставщиков города Москвы и в тот же день применяет "круговую" схему расчетов, при этом цена на экспортируемый товар значительно завышена. По нашим запросам выясняется, что иностранные фирмы-покупатели в Израиле и Чехии находятся в розыске и у них отсутствует внешнеэкономическая деятельность. Товаросопроводительные документы на транспортное сопровождение экспортируемой продукции от поставщиков до покупателя также отсутствуют. Налицо явное использование схемы "лжеэкспорта". Решением по акту проверки произведено уменьшение заявленного к возмещению НДС на сумму более 4,8 млн. рублей. Само решение в настоящее время находится на рассмотрении в суде.

- Кстати, что по этому поводу говорят суды?

- За прошедший год наметилась положительная тенденция при вынесении арбитражными судами решений в пользу налоговых органов. Так, если за 12 месяцев 2001 года доля сумм НДС, подлежащих возмещению по решениям судов, в сумме отказанных налоговыми органами составляла 42 %, то за аналогичный период 2002 года этот показатель превысил 33 процента. Мы вполне удовлетворены тем, что при рассмотрении Федеральным арбитражным судом Поволжского округа кассационных жалоб территориальных инспекций МНС России по Волгоградской области на решения Арбитражного суда Волгоградской области учитывается позиция налоговых органов, заключающаяся в том, что суммы НДС по материальным ценностям, используемым при производстве экспортной продукции и заявленные налогоплательщиком к возврату из бюджета, фактически продавцами этих ТМЦ в бюджет не уплачены и, соответственно, в бюджете не сформирован источник для возмещения НДС предприятию - экспортеру.

- Какие можно сделать выводы по итогам проделанной работы?

- Основной итог в том, что принципиальная позиция налоговых органов по отстаиванию интересов бюджета, привела к улучшению ситуации в этой сфере. Использование мошенниками схем лжеэкспорта для обогащения за счет государства теряет для них привлекательность. Они поняли, что любая заявка на получение денег из бюджета будет изучена налоговиками буквально под микроскопом. Одновременно мы готовы помочь тем организациям, которые честно работают на внешнем рынке, необходимо свести к минимуму проблемы, созданные им недобросовестными коллегами по бизнесу.