Сегодня, 11 декабря, в России на русском языке выходит новая книга американского ученого Элвина Тоффлера и его жены Хэйди "Революционное богатство". Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил Тоффлер, выступая в Государственной думе РФ на круглом столе.

Напомним, что Тоффлер разработал концепцию "третьей волны". По мнению ученого, "первая волна" соответствует сельскохозяйственной революции, "вторая волна", возникшая в XVII веке, соответствует эпохе индустриальной цивилизации. Теперь, по мысли Тоффлера, пришло время нового вида экономики, зародившейся на использовании информационных технологий, экономики, основанной на знании. "Третья волна" создает реальную угрозу индустриальной цивилизации, грозит уничтожить ее институты, методы и ценности. В новой книге ученый пытается анализировать динамику, порождаемую противодействием движущих сил "второй" и "третьей волн", пытается объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества. "В книге мы говорим о разных реакциях, в частности в Китае, Европе, Америке", - отметил Тоффлер, подчеркнув, что опыт Европы и Китая "контрастный", Китай более быстрыми шагами стремится в "общество знаний".

"Индустриальная революция сильно изменила не только экономику, но и общество. Развивалось массовое производство, возникла продукция массового потребления, средства массовой информации, массовое образование, спорт для масс. Социологи начали говорить о законах толпы, законах масс", - сказал Тоффлер. "Теперь мы считаем, что начинают действовать законы демассификации, когда законы, по которым якобы живут массы, не всегда работают. В промышленности идет развитие нишевых рынков. Новые технические средства дают возможности для самовыражения на любом уровне", - сказал ученый. "Новое общество - общество индивидуализированное", - полагает Тоффлер. И это, по мнению ученого, влечет изменения в сфере образования, политики, практически всех аспектов жизни.

"В каждой стране мира, где я ни бываю, а я много путешествую, я вижу, что школа в кризисе. Сейчас в школах требуют, чтобы ученики приходили вовремя, зубрят, школы превратились в фабрики по производству обученных людей", - заявил Тоффлер, подчеркнув, что школа превратилась в конвейер, символизирующий индустриальную цивилизацию. "Но это противоречит современным требованиям развития. Идет процесс демассификации, и этот процесс нужно внедрить в образование", - сказал он.

Говоря о социальных процессах, Тоффлер отметил, что структура общества усложняется. "Возникает новая социальная система, которую мы в США еще не полностью понимаем", - сказал Тоффлер. По словам ученого, многие явления, в частности бюрократия, становятся неактуальными. "Бюрократия эффективна в индустриальном обществе. В высокотехнологическом обществе бюрократия неэффективна", - полагает Тоффлер. Так, ученый отметил, что после событий 11 сентября конгрессом США было принято решение усилить разведку. "У нас 15 разведывательных агентств, которые были объединены в одну пирамиду - Homeline security. Теперь мы видим огромную неэффективную бюрократию - это глупо. Сегодня актуально дробление бюрократий и создание сетей, с помощью которых можно решить те проблемы, с которыми не справляется бюрократия", - сказал ученый. "Если не изменим старые структуры, нельзя эффективно использовать новые технологии. Если изменим все параметры - социальный, промышленность, образование - получим новый тип общества", - заявил Тоффлер.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы IV созыва по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) отметил, что когда он 20 лет назад читал книгу "Третья волна", ему понравилось утверждение, что на смену 3-5 телевизионным каналам придут 30-50 и каждый сможет найти тот, который соответствует потребности. "У меня 20 каналов, и на всех, кроме "Культуры", вижу одно и то же - мотив телевизионщиков, что нужны рейтинги, а "попса" пользуется спросом. Не кажется ли вам, что в области СМИ мы наблюдаем не столько демассификацию, сколько фрагментацию обмассовления?", - спросил Смолин Тоффлера. "У нас та же мусорка на множестве каналов", - ответил американский ученый, отметив, что сейчас много других способов коммуникации.