Азербайджан не станет членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) в 2008 году. Об этом заявил доктор экономических наук, профессор Рауф Джабиев, комментируя корреспонденту ИА REGNUM перспективы вступления страны в ВТО. Эксперт добавил, что такой прогноз он впервые дал в ряде азербайджанских СМИ еще в начале 2005 года. По его мнению, несмотря на прошедшие с тех пор почти 3 года и хлынувший в последнее время в страну поток нефтедолларов, стратегических перемен не произошло.

Обосновывая свой прогноз, Джабиев привел следующие доводы: "Во-первых, среди членов ВТО есть страны, интересы которых в целом ряде вопросов, мягко говоря, не совпадают с азербайджанскими. А ведь для вступления Азербайджана в эту организацию требуется согласие всех входящих в нее государств. Во-вторых, у нас еще не разработано несколько нормативно-правовых актов, которые обязательно нужно принять до членства в ВТО. Подготовительная работа в Милли меджлисе идет, кроме того, здесь есть представитель ВТО, с которым проводятся консультации. Тем не менее, не нужно ожидать, что целый пакет законов подготовят и примут в ближайшие месяцы. В-третьих, есть вопросы, связанные с защитой сельскохозяйственных производителей, которые пока не в состоянии выдержать конкуренции с более технологичными фермерами с запада. Тут задействованы тарифы, квоты, льготы и прочие инструменты защиты. В-четвертых, это же касается и производителей в ненефтяном промышленном секторе. Печально, но факт: на азербайджанских предприятиях используется оборудование, которое уже давно морально устарело. Соответственно, не являются конкурентоспособными производимые на нем изделия. А ведь ВТО требует, чтобы выпускаемая продукция соответствовала мировым стандартам", - считает эксперт. "Если представить себе, что Азербайджана вступил в эту организацию, то получится следующая картина - наша страна членам ВТО свои изделия продавать не сможет, а те наводнят своими товарами Баку и районы. Те немногие предприятия, которые сейчас остаются на плаву, разорятся и тысячи их сотрудников окажутся на улице", - добавил он.

По словам Джабиева, даже нефтеперерабатывающая отрасль, которая была одной из лучших в СССР, в настоящее время отстает от западных. "Выпускаемые в Баку бензин, различные масла и добавки не соответствуют мировым стандартам, а значит, могут быть реализованы Грузии, или, скажем, Туркменистану. Я не говорю уже о машиностроении, химической, перерабатывающей отраслях, лёгкой и пищевой промышленности, где просто полный провал! Исходя из очевидного всем отставания, заметим еще, что Запад его всячески поддерживает. Ни одна страна не продает Азербайджану, как и любому другому государству, новые технологии или линии производства, которые использует сама. Нам, простите, сплавляют оборудование, изготовленное в лучшем случае 3-4 года назад. Всё, что наши бизнесмены называют новыми линиями, на самом деле, уже морально устарело. К примеру, в Японии амортизационный период оборудования не превышает 4, а в некоторых сферах 3 года. То есть в этой стране обновление оборудования происходит раз в 3-4 года, при этом устаревшие станки или линии не выбрасываются, а перепродаются странам третьего мира. А у нас это происходит в среднем раз в 10-12 лет. Тем не менее, эту безрадостную картину можно оживить, и это нужно делать немедленно. Завтра будет поздно! Нужно поднимать инновационный потенциал Азербайджана, науку, технику, технологии, внедрять новые высокотехнологичные и наукоемкие производства. Это можно начать делать хотя бы на узком участке - в одной отрасли. Скажем, раньше нефтяное машиностроение Азербайджана снабжало своей продукцией до 80% добывающих предприятий СССР. Почему бы не модернизировать эту отрасль? Но, увы, ничего не делается. У нас до сих пор, несмотря на все мои и нескольких других ученых старания, не пересматривается закон "О науке", принятый еще в 1992 году. Ценные кадры уезжают за границу, а смены им по причине невостребованности нет. Поэтому промышленный и научный потенциал страны снижается из года в год", - заявил профессор Рауф Джабиев, добавив, что Азербайджан сможет вступить в ВТО без разрушительных последствий для экономики только тогда, когда хотя бы 15-20% производимой ненефтяным сектором продукции станет конкурентоспособной.