"Домашнее задание для власти".

(Юрий Чувашев "Красноярский рабочий" 28.02.03)

Вчера краевая власть активно занималась самосовершенствованием. В Законодательном Собрании прошло совместное с краевой администрацией рабочее совещание с участием депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представляющих регион, а также глав городов и районов края.

ДВУЕДИНСТВО ветвей власти в президиуме олицетворяли губернатор Александр Хлопонин и председатель Законодательного Собрания Александр Усс. В ходе встречи горячо - местами даже с перехлестом - обсуждали ситуацию с бюджетом нынешнего года и краевые виды на федеральный бюджет года грядущего. Нужный тон задали деловые доклады начальника

ГУРЭП, заместителя губернатора Эдхама Акбулатова и начальника главного финансового управления Александра Новака. Рефреном во всех последующих выступлениях проходила мысль о том, что необходимо резко повысить координацию и эффективность усилий краевой власти и красноярских думцев и сенаторов на ниве отстаивания интересов региона в Москве.

Для этого, в частности, Александр Хлопонин предложил создать рабочую группу в составе представителей краевой администрации, Законодательного Собрания и думских депутатов. К середине марта эта группа должна разработать алгоритм будущего лоббирования региональных интересов в федеральном центре. Тем паче что в марте уже стартует бюджетный процесс 2004 года, и краю нужно спешить, чтобы зацепиться за строчки будущего бюджета.

Тема консолидации мозгов и рук получила немедленное продолжение сразу после совещания по бюджету. Александр Хлопонин подписал указ о создании губернаторского совета - совещательного органа, призванного улучшить взаимодействие между органами госвласти и местного самоуправления. В структуре совета предусмотрен президиум, куда по должности вошли председатели всех территориальных ассоциаций и ряд глав городов и районов. В будущем предусмотрена ротация состава. А главное, совет должен повысить обоюдную способность к пониманию и решению проблем, возникающих во взаимодействии двух уровней власти в крае. Подробности вчерашних событий - в завтрашнем номере.

"Поправит ли комиссия госдуму?

("Красноярский рабочий" 28.02.03)

На заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания края по госстроительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества депутаты рассмотрели законопроекты об упразднении муниципальных образований в Туруханском и Новоселовском районах.

Напомним, что аналогичный закон в отношении Ермаковского района суды признали недействующим. По мнению экспертно-правового управления ЗС, туруханцы и новоселовцы в общих чертах повторили в процессе проведения референдумов те самые ошибки, которые повлекли за собой отмену закона об упразднении муниципальных образований в Ермаковском районе. Но основная проблема не в этом. Государственная Дума уже приняла в первом чтении федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в концепцию которого заложена поселенческая модель организации МСУ, что соответствует международным нормам и Конституции Российской Федерации. Самое разумное в этой ситуации - дождаться принятия федерального закона, а потом браться за реформу МСУ на местах.

Глава Новоселовского района А. Дамм согласился с доводами депутатов и экспертов и пока снял законопроект с обсуждения. А вот глава Туруханского района С. Юрченко считает, что для такой огромной и малонаселенной территории поселенческая модель самоуправления неэффективна. Чтобы реально оценить ситуацию, комиссия решила направить в район группу депутатов в составе председателя профильной комиссии А. Клешко, председателей постоянных комиссий В. Нечаева и Ю. Абакумова. Не исключено, что по итогам поездки комиссия оформит соответствующие поправки и направит их ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

В крае растет социальное напряжение из-за безработицы и повышения оплаты за услуги ЖКХ.

("Красноярская газета" 28.02.03)

ДЕЛАТЬ НЕМЕДЛЕННО

Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания края (Из выступления на Парламентских слушаниях 14 февраля 2003 г.)

В крае нарастают проблемы занятости населения. Происходит увеличение численности зарегистрированных безработных и "скрытой" безработицы. По прогнозам количество безработных в крае за текущий год может увеличиться на 20 тыс, человек.

Значительное снижение уровня занятости населения имеет место там, где размещены предприятия машиностроения, угледобывающей промышленности. В частности, неблагополучная ситуация наблюдается в городах Шарыпово, Назарове, Сосновоборск.

Так, в связи с утратой рынков сбыта резко снижен (более, чем в два раза) объем добычи угля на разрезе "Березовский-1" - одном из двух градообразующих предприятий г. Шарыпово. Руководство Сибирской угольной энергетической компании, в чей состав входит разрез, приняло решение о сокращении численности работающих на этом предприятии на 1074 человека. Если это произойдет, то уровень безработицы в г. Шарыпово достигнет 10% и превысит критический рубеж.

Та же компания планирует в ближайшие месяцы сократить более 300 человек на Назаровском угольном разрезе. В результате в городах сложилась напряженная социальная ситуация, возможности трудоустройства такого количества безработных там крайне ограничены.

Почти в два раза только за январь текущего года вырос уровень безработицы в г. Сосновоборск. Здесь приступил к сокращению работников завод прицепной техники. В совокупности здесь будет высвобождено более 1000 человек. Учитывая, что 75% акций ОАО Красноярский завод прицепной техники" находится в собственности края, два года назад предприятию был выдан льготный кредит из краевого бюджета на пополнение оборотных средств и развитие производства. Однако руководство завода не сумело обеспечить его стабильную работу.

Органы местной власти названных городов разработали программы создания новых рабочих мест, но из-за отсутствия собственных средств на инвестиции и слабой работы по привлечению внешних инвесторов большинство из пунктов этих программ не получило реализации.

В бюджетах городов нет средств и для финансирования мероприятий по приостановке увольнения работников или проведения их поэтапного увольнения в течение года, что предусмотрено п. 4 статьи 7 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. 10.01.2003).

В ходе подготовки мы еще раз убедились, что существующее федеральное законодательство в большей мере защищает права собственников, работодателей и в меньшей - работников, оставляя их и профсоюзы один на один со своими бедами.

О массовых сокращениях говорилось уже на протяжении длительного периода. Это можно было предвидеть уже тогда, когда свершилось действие с передачей или продажей акций угольных предприятий, еще тогда по-другому надо было выстраивать все эти экономические процессы. Но гром грянул, и сейчас, чтобы снять нарастающее социальное напряжение, мы вынуждены действовать по фактам случившегося.

Учитывая все это, а также многочисленные обращения в Законодательное Собрание края, комиссия по социально трудовым отношениям вышла с предложением о проведении публичных слушаний по вопросу "О неотложных мерах по предупреждению массового высвобождения работников, содействию в создании рабочих мест и стабилизации социально-экономической обстановки в городах Бородино, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово". На сессии было принято решение о проведении публичных слушаний.

В ходе подготовки слушаний принимали участие представители соответствующих комитетов администрации края, заместители губернатора, отдельные главы администраций, профсоюзы, специалисты, представители Госгортехнадзора России, Рострудинспекции.

Была сформирована рабочая экспертная группа во главе с депутатом Законодательного Собрания края В.И. Сергиенко, которая выезжала на места и изучала ситуацию. Мы благодарны средствам массовой информации.

При подготовке проекта резолюции, который роздан всем участникам слушаний, мы исходили из того права, которое нам дает Федеральный закон: Возможности наши здесь весьма ограничены.

В числе неотложных предусмотрены меры по устранению допущенных в ходе процессов массовых высвобождений нарушений Законов.

Обращаемся по этим фактам к федеральным службам, работающим в крае, чтобы они использовали свое право ведения переговоров с собственниками, работодателями со стороны администрации края.

Это надо делать сейчас, немедленно, так как время неотвратимо уходит.

Мы постарались предложить действия на перспективу в части решения социально-экономических задач, чтобы снимать проблемы безработицы, не дать ей дальше развиваться. Надо влиять на эти процессы, промедление здесь неуместно. Уже в 17 территориях края уровень безработицы составляет более 4% (по России 1,7%).

Сегодня, в ходе обсуждения, в проект резолюции будут внесены ваши предложения, с которыми надо работать. Надеюсь на конструктивный, деловой разговор.

"Либороссы, либо не россы".

(Андрей Хохлов "Известия - Красноярск" 28.02.03)

ПРАВОЕ КРЫЛО КРАСНОЯРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛИТРЫ КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЕТСЯ

На днях в тиши кабинетов Краевого управления юстиции и налоговой службы родилась самая крупная политическая сенсация текущего года. Официальные органы зарегистрировали региональное отделение партии "Либеральная Россия", которую вот уже два года тесно связывают с самым скандальным олигархом и политиком страны Борисом Абрамовичем Березовским. Без преувеличения можно сказать, что с момента появления в Красноярске так называемых неформалов более оппозиционной государству ячейки у нас еще не было.

"Либороссы" во главе с беглым автомобильно-алюминиевым магнатом, а потом после громогласного разрыва с финансами Березовского и перехода под знамена некоей "идеи" с Сергеем Юшенковым всегда славились своей эпатажной позицией и беспардонной критикой Владимира Владимировича Путина. Немного раньше - когда новый президент только появился на политическом небосклоне России - покусывать его команду за возврат к старым ценностям считалось признаком моветона: мол, молодое поколение управленцев непременно будет сочетать уважение как к либеральным ярлыкам, так и к центробежному соединению растерянных экономических показателей. Но вскоре возле Путина появилось такое количество холуев и прихлебателей, что растерялись уже и самые отъявленные спасатели и обойденные пирогом питерцы - ратуйте, люди добрые, нам ничего не достанется! В этих условиях оживление крайне правого крыла не может не дать новый перекос полета Российской Федерации к вершинам социального и промышленного благоденствия.

Несколько слов о том, чем запомнились Борис Абрамович и не зарегистрированные еще березовцы в Красноярском крае. С именем некогда самого могущественного олигарха страны тесно связан приход в большую политику Александра Лебедя. (Одно время Березовский был даже политическим заместителем генерала по Совету безопасности.) Затем, после скандальной ссоры с президентом Ельциным, герой Приднестровья ушел в наш регион с явными федеральными амбициями. А герой "ЛогоВАЗа" во всеуслышание заявил, что "еврейский капитал должен быть с кулаками Лебедя". И, по многочисленным сообщениям, финансировал Александра Ивановича на посту губернатора в первые годы власти. Во всяком случае, дружба политического кукловода с опальным генералом подтверждалась прилетом офтальмологического госпиталя на Енисей в конце 1999 года. Хотел ли Борис Березовский тем самым вылечить массовую слепоту красноярцев, вполне одобривших приход Путина на должность премьер-министра, неизвестно, но некоторого раздражения он добился - говорят, именно он подсказал Лебедю ценную мысль о том, что не кто иной, как спец-спужбы, организовали взрывы жилых зданий в столице в сентябре того же года. Александр Иванович сделал заявление на эту тему и большого резонанса не достиг: к нему уже привыкли. А вот беспокойный Березовский и далее пустился во все тяжкие: велел снять фильм о "России, взорванной агентами КГБ" и совершенно опустился на дно отвязанной оппозиции. Есть достоверные сведения о том, что политическая деятельность "Либеральной России" в Красноярском крае началась именно с завоза трех копий видеоверсии Бориса Абрамовича на Енисей.

За сим апологеты Березовского выступили с декларацией о поддержке Александра Усса на губернаторских выборах 2002 года, чем вызвали крайнее раздражение спикера Законодательного собрания. Усматривая косвенную связь с картелем "Русский алюминий", кою могли проследить активисты "Норильского никеля", Александр Викторович обрушился на беглого Березовского с критикой такого рода: "У меня нет и не может быть ничего общего с политическими авантюристами!" Курируемое им по инерции красноярское министерство юстиции быстренько выяснило, что отделение "Либеральной России" функционирует скорее де-факто, и посоветовало самым правым политикам помолчать в тряпочку. До официальной регистрации.

И вот - явление либороссов мирной краевой общественности, сегодня более озабоченной 90-процентной оплатой услуг жилищно-коммунального хозяйства. Вопрос - зачем это наши доблестные исполнительные органы их пустили в наш калашный ряд, уж не перед выборами ли в Государственную думу? Лидер отделения, председатель исполнительного комитета краевого отделения партии Виктор Легашев так ответил на этот вопрос: "Сейчас обсуждаются концепция и программа партии на предстоящих выборах, особо подчеркну, пока не фа кг, что мы пойдем на выборы единой правой коалицией с такими партиями, как "Яблоко" и "СПС". Стало быть, на выборы все-таки пойдут. С кем?

Если судить по последним московским, линиям деятельности "ЛР", ныне управляемой Сергеем Юшенковым, Валерией Новодворской и Константином Боровым, - с кем угодно, только не с коммунистами. Вероятным партнером либороссов может стать любая политическая ячейка в Красноярском крае, у которой меньше проблем с бизнесменами, желающими защитить себя с помощью знакомств в местном бомонде от хищных налоговых и прочих силовых структур. Вот только, скорее всего, единороссы постараются дистанцироваться от либералов - они любят нашу страну больше. И не обвиняют спецслужбы во взрывах, хотя и не могут отдать под суд виновников кровавых трагедий уже три с половиной года.

"Красноярскому краю нужны совнархозы".

(Владимир Крутиков, Екатерина Щербакова "Экономика и Жизнь - Сибирь" 28.02.03)

Продолжаем публикацию материалов, посвященных проблемам разработки стратегии развития экономики Красноярского края. Наш собеседник - бывший заместитель губернатора Красноярского края, а ныне ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства (г.Москва), доктор экономических наук Александр САРАЕВ.

- Александр Русланович, что сделает стратегию развития Красноярского края полновесным документом?

- Недавно губернатор Красноярского края Александр Хлопонин выступал на заседании Красноярского землячества в Москве. В своем докладе он затронул и тему экономического развития Красноярского края. Это были рассуждения грамотного макроэкономиста, я разделяю многие взгляды Хлопонина на данную проблему. Я также считаю, что на территории края необходимо создание вертикально-интегрированных структур, то есть замкнутых технологических цепочек. Это должно быть что-то вроде совнархоза на территории отдельного региона. Ведь известно, что если в крае работает часть какой-то структуры, холдинга, то за счет трансфертных цен теряется налог на прибыль, самый бюджетообразующий налог. А когда продукцию производят в крае, краевые власти могут регулировать налог на прибыль. Я считаю, что на данном этапе административное регулирование необходимо.

- Итак, первоочередной шаг в развитии Красноярского края - создание "совнархозов"?

- Повторяю, с моей точки зрения, первоочередная задача - это создание в крае вертикально-интегрированных структур. В рамках подобных структур уже можно будет создать экономические холдинги, к примеру, между цветной металлургией и машиностроительной промышленностью. Не нужно только думать, что я говорю о какой-то территориальной замкнутости. Некоторые холдинги определенно нужны. Но, например, часть объема цветных металлов можно до конечного продукта доводить и в крае.

- Неужели вы думаете, что Олег Дерипаска с этим согласится?

- Конечно, удобнее использовать толлинговые схемы для снижения налогов, чем работать на край. Почему алюминий, который выпускает КрАЗ, не перерабатывается тут же, на КраМЗе? Это связано с тем, что у руководства алюминиевого завода экономические интересы находятся за пределами края. Для изменения подобной ситуации не обойтись без вмешательства краевой власти. Она должна отдавать преференции тем хозяйствующим субъектам, которые хотят работать на край.

- Вы, кажется, не занимались созданием вертикально-интегрированных структур, когда были заместителем губернатора Красноярского края...

- В концепции, которую мы разработали при Лебеде, предусматривалось замыкание технологических цепочек внутри края. Однако в то время мы не имели возможности для проведения подобных реформ. Из трех с половиной лет, которые я работал в Красноярском крае, два с половиной года приходилось решать первоочередные вопросы по выводу края из упадочного состояния. Тогда, как вы помните, были очень большие долги по зарплате учителям, врачам. Хотя определенные задолженности, наверное, имеются и сейчас, мне кажется, что Хлопонин находится в более благоприятной ситуации, чем мы тогда. У нас, помимо всех проблем, очень много сил уходило на выстраивание отношений с Законодательным собранием края. Кроме того, Лебеда, в отличие от Хлопонина, не был профессиональным экономистом. Иначе, может быть, в крае была бы другая градация задач. Если вы помните, заместитель по стратегическому развитию у Лебедя появился только в последний год. А задачи стратегического развития стояли с самого начала.

- Что еще, на ваш взгляд, важно учесть при разработке концепции развития экономики Красноярского края?

- Сейчас Мингосимуществом Российской Федерации разработана новая модель управления собственностью. Эта программа предполагает совершенно новый подход к собственности, по-другому будут распределяться полномочия между федерацией, регионами и муниципальными образованиями. В связи с этим, в концепции развития Красноярского края обязательно должен быть раздел, связанный с управлением собственностью. Предложения по данному вопросу я направил в Красноярский край.

- Какие впечатления у вас остались от работы в Красноярском крае?

- Время, когда я работал в Красноярском крае - это один из самых ярких периодов моей жизни. Хотя я приехал в этот регион Зрелым человеком, работа в нем мне много дала. Это был период профессионального и личностного роста. В крае очень квалифицированный состав чиновников депутатов. Администрация постоянно находилась на острие.

- Что бы вы пожелали Красноярскому краю?

- Сейчас я постоянно отслеживаю, что пишут разные средства массовой информации о Красноярском крае. Все, что происходит в регионе, не оставляет меня равнодушным. И мне бы хотелось пожелать, чтоб край, который всегда обладал величайшим потенциалом, смог наконец этот потенциал реализовать.

"Администрация Красноярска намерена взять кредитов на 700 млн. рублей".

("Экономика и Жизнь - Сибирь" 28.02.03)

Администрации Красноярска разрешено увеличить объем привлекаемых на покрытие "кассового разрыва" коммерческих кредитов более чем в два раза. Соответствующее постановление 25 февраля принял городской Совет краевого центра. Напомним, что в бюджете 2003 года первоначально была заложена сумма коммерческих кредитов в размере 300 млн. рублей. Однако возникли сложности. Так, значительно увеличился объем выплат энергетикам. Если раньше весь энергетический трафик делился на год - по 1/12 каждый месяц, то сейчас город платит но факту потребления, которое зимой достаточно высоко. Кроме того и объем сборов в собственную доходную базу бюджета в январе-феврале невелик. В результате, как отметила начальник финансового управления администрации города Галина Фазлеева, краевой центр не может обеспечить своевременное финансирование ряда социально важных расходов - зарплата бюджетникам, питание, медикаменты и ГСМ. Для решения проблем как раз и нужны кредиты. Их сумму администрация и предложила увеличить до 700 млн. рублей. Возражений со стороны депутатов не последовало. Постановление одобрено большинством голосов.

"Политпоход профсоюза олигархов".

("Городские новости" 28.02.03)

Недавно в Красноярске появился еще один союз - промышленников и предпринимателей Красноярского края. Дело вроде бы хорошее: любое объединение означает возможность совместно отстаивать общие интересы. Но новообразование по своему названию очень уж напоминает известный в регионе Союз товаропроизводителей и предпринимателей, также объединяющий предприятия города и края. Это и дало повод аналитикам расценивать появление нового союза не иначе как попытку заработать политические дивиденды на чужом имени.

Впрочем, еще большее недоумение в связи с появлением новейшего союза, в который хотят их объединить, вызвало у самих руководителей предприятий. В последние недели Союз промышленников проводит массированную рекламную акцию, настойчиво, если не сказать навязчиво, предлагая всем предприятиям вступать в новоиспеченное объединение. А поскольку массового появления новых достаточно крупных промышленных компаний на экономическом небосклоне Красноярского края, увы, не наблюдается, то объединять в новейший союз приходится тех, кто имеется в наличии. Иначе говоря, тех, кто уже не первый год состоит в Союзе товаропроизводителей.

Инициатором появления нового товарищества промышленников выступил "РусАл". Главе "Русского алюминия" инициировать появление на территории края подобного объединения было весьма просто: Олег Дерипаска является членом бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, структурным подразделением которого, как заявлено, и стал новейший красноярский союз. Кстати говоря, на федеральном уровне Союз промышленников называют не иначе, как профсоюз олигархов. Небольшие предприятия со столь же небольшими доходами в "элитарный клуб" не принимают.

Понятное дело, первыми в новейший красноярский союз вошли КрАЗ и КраМЗ, а также Красноярская ГЭС. Главный мотив создания собственного союза, первую скрипку в котором будет играть "РусАл", тоже очевиден: попытка установить свою политику в экономике края. Теперь алюминщики могут с полным основанием выступать не только от своего имени, а "по поручению" всех промышленных предприятий края.

И этап выступлений от имени новейшего союза тоже уже начался. Не далее как на краевых парламентских слушаниях по ситуации с массовыми увольнениями в городах Бородино, Назарове, Шарыпово и Сосновоборске руководитель Красноярского союза промышленников Николай Ашлапов произнес перед журналистами гневно-программную речь. Бывший и. о. Губернатора края высказал предположение, что в ближайшее время массовые сокращения работников могут произойти не только в городах угольщиков, но и на Красноярском биохимзаводе, "Сивините", Сибэлектростали. У господина Ашлапова есть и собственный рецепт регулирования уровня безработицы: стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Но только кто мешал недавнему временному главе краевой власти в свое время повлиять на негативное развитие ситуации в тех же самых Бородине и Назарове? Проблема-то возникла отнюдь не сегодня.

Программная часть речи заключалась в предложении обратиться в Госдуму с требованием восстановить инвестиционные льготы для предприятий, вкладывающих средства в производство. Как заявил господин Ашлапов, "это общее мнение директорского корпуса". Полигон для подобных политических заявлений очевиден - предстоящие выборы в Госдуму. Президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского фая Валерий Сергиенко говорит, что этот ход не нов: в нашем крае подобные краткосрочные союзы возникают постоянно, и именно накануне очередных выборов.

Впрочем, за созданием Красноярского СПП могут стоять еще большие политические амбиции. На федеральном уровне ведь тоже сосуществуют два союза - и промышленников, и товаропроизводителей, и вроде бы они даже мирно уживаются. Но в то же время сравнительно недавно скандал разразился в самом союзе промышленников. И связан он был с главой "РусАла". Коллеги-олигархи высказали недовольство его методами конкурентной борьбы, а именно попыткой силового захвата Котласского ЦБК и намерением подобными же методами взять под контроль Сыктывкарский ЛПК. Олег Дерипаска в ответ объявил о намерении создать альтернативную структуру - Российский союз товаропроизводителей. Мол, "профсоюз олигархов" его, олигарха, интересы совсем не защищает.

Пока обещание не реализовано, но появление красноярского союза промышленников вполне может стать началом раскола: через несколько месяцев от имени уже "всех предприятий края" будет заявлено, что СПП не отстаивает интересы российской промышленности, а поэтому нужен еще один союз, новее новейшего. Давно ведь проверено, что разражающиеся перед выборами скандалы - лучший способ обратить на себя внимание.

"Союз троих".

(Алексей Тарасов "Городские новости" 28.02.03)

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ИРОНИИ И ШИТЬЯ СТРАНЫ

Намерения Александра Хлопонина, Олега Бударгина и Бориса Золотарева создать Совет губернаторов, выразившиеся в подписании соответствующего протокола, удостоились однообразно хвалебных оценок. И это удивляет. Общественности пока не представлены документы, регламентирующие деятельность Совета губернаторов. Каковы будут полномочия нового органа, механизм решения советом социально-экономических проблем, пока абсолютно не ясно - разработка концепции еще только ведется, и каждый, судя по всему, видит ее по-своему.

Главная же "неясность" в том, действительно ли подписание тремя губернаторами протокола о намерениях стало "первым шагом к объединению регионов", как об этом повсюду говорят. И будет ли это объединение действительно благом для жителей края и автономий. О необходимости интеграции трех субъектов федерации, прежде составлявших единый регион, говорилось с момента распада Красноярского края столь же много, как и о том, что объединиться в одночасье не получится, процесс этот - длительный и с финансово-экономической точки зрения неоднозначный.

Сложносоставной Красноярский край - административно даже не матрешка, а некий уродец: на его территории два равных с ним по статусу субъекта федерации, а на Таймыре находится еще и Норильский анклав - под юрисдикцией края, а не округа. Лавры собирателя земель поначалу примерял Александр Лебедь, но его гибель прервала переговоры об интеграции Севера и Юга. Хлопонин тоже ратовал за постепенное объединение, и сейчас ему, нацеленному на карьеру в политике, казалось бы, сам Бог велел не упускать этот шанс. Несомненно, создание укрупненного субъекта федерации упрочило бы репутацию бывшего гендиректора "Норникеля" в политическом истеблишменте, столь долго говорящем о необходимости возвращения от сталинской модели национально-территориального деления страны к традиционным губерниям.

Однако реальность пока далека от политтехнологических построений. Еще накануне сбора, 17 февраля, в Дудинке глав Красноярского края, Таймыра и Эвенкии на инаугурацию Бударгина, сразу после которой три губернатора объявили о решении создать свой совет, появились комментарии о том, что уже в этот день Красноярье и округа могут объединиться. Разумеется, юридически сложную процедуру, требующую детальной проработки, одна послеобеденная беседа трех государственных мужей не заменит. Тем более что все они, исходя из экономической выгоды, считают объединение пока нереальным. Регионы к нему просто не готовы, от него все лишь потеряют. Об этом еще раз всеми тремя губернаторами было заявлено в Красноярске на процедуре учреждения Совета губернаторов. Сложилось впечатление, что регионы в этот момент были столь далеки от перспективы воссоединения, как никогда. О каком же слиянии в один субъект федерации тогда повсюду говорится?

Тех, кто ждал слияния округов и края, губернаторы как бы предостерегали: не стоит преувеличивать значение консультативно-совещательного органа - он лишь поможет властям координировать свои усилия. (Вероятно, прежде всего, вместе лоббировать интересы енисейского региона в федеральном центре.) В общем, рабочий орган для рутинной работы.

Очевидно, можно было обойтись и без него. Главы регионов и так всегда могут встретиться - вдвоем ли, втроем - и поговорить о делах. Ничто не мешает.

Между тем Таймыр и Эвенкия при всей своей самостийности все-таки входят в состав Красноярского края.

И фактор "старшего брата" в отношениях края и округов всегда присутствовал, как де-юре, так и де-факто. Тем не менее Хлопонин инициировал подписание документа тремя губернаторами на условиях равноправия. Хорошо, можно забыть об истории Енисейской губернии, однако непонятно, чем образование такого совета поможет именно жителям Красноярского края? Главы регионов заявили: главная цель документа - максимально использовать имеющиеся ресурсы для улучшения качества жизни людей, живущих на территории края, Таймыра, Эвенкии. Понятно, чем красноярцы в силах помочь северянам, - связь, здравоохранение, образование, культура. Понятно, какую пользу для себя могут извлечь чиновники, переделив заново схемы северного завоза, заново занявшись транспортной логистикой в енисейском регионе. Но какие "имеющиеся ресурсы" могут использовать Золотарев или Бударгин для улучшения жизни красноярцев или боготольцев?

На фоне этого нет оснований не доверять трем начальникам, говорящим, что ни о каком объединении территорий речи не идет. На самом деле. Объединяются ведь совсем не так, доказательство тому - сегодняшние реальные интеграционные процессы в Пермской и Иркутской областях. Там ушли куда как дальше красноярцев. Для иркутского губернатора Бориса Говорина, например, укрупнение региона - это решение проблемы "третьего срока". Если область объединится с Усть-Ордынским Бурятским округом, то Говорин получит право баллотироваться на пост губернатора нового субъекта федерации. Той же проблемой "третьего срока" озабочен свердловский губернатор Эдуард Россель, и он усиленно ныне ищет, с кем бы слиться.

Что же, исходя из российской политической практики, енисейскому региону интеграционный всплеск не будет грозить до тех пор, пока губернаторы не задумаются о "третьем сроке"? Если так, то это произойдет очень нескоро.

Как бы то ни было, от создания нынешнего тройственного союза - красноярской "Антанты" - сенсаций ждать не стоит. В обозримом будущем на территории нашего региона воссоединения русских земель и национальных автономий не произойдет. По всей видимости, пока появление Совета трех губернаторов - лишь дань моде на "укрупнение субъектов", задаваемой Кремлем. И поскольку эта идея - всего лишь модная, она пока никого ни к чему не обязывает. С другой стороны, именно потому, что эту моду задает Кремль, создание Совета губернаторов не останется лишь пропагандистским мероприятием. За этим шагом непременно должно последовать продолжение.

Налицо и объективные предпосылки: и в Красноярье, и на Таймыре власть обрел "Норникель", уже только этим остановив сепаратистские тенденции на Севере енисейского региона, развивавшиеся в течение последних 11 лет. Финпромгруппа выступила в роли обруча, скрепляющего, словно бочку, красноярские Север и Юг. К интеграции подталкивают и история Енисейской губернии, и сегодняшние реалии, вынуждающие искать единые подходы к решению проблем жителей трех регионов. Как сказал Хлопонин, "на единой территории большого Красноярского края у нас разные законодательства, три заксобрания. Соответственно территории работают по-разному. У нас еще и разные тарифы на коммунальное обслуживание, нормативы Госстроя. На Таймыре одни тарифы, в то же время в Норильске, который относится к Красноярскому краю, действуют красноярские тарифы и нормативы, в Туре - третьи. Все это не позволяет принимать согласованных решений".

Хлопонин ждал лишь официального вступления Бударгина в должность, после чего незамедлительно и стал осуществлять свой план. За несколько дней до этого, во время визита в Красноярск Бориса Грызлова и Сергея Шойгу, Хлопонин заговорил о необходимости объединения органов внутренних дел трех регионов с подчинением единому управлению с центром в Красноярске - так уже работают ФСБ и МЧС.

Таймырские думцы, в свою очередь, инициировали сбор координационного совета законодателей трех регионов - положение об этом органе было принято еще в конце 2000 года, тогда же похоронено. Сейчас идею реанимировали. В Дудинке после церемонии вступления в должность Бударгина состоялось совещание депутатов, и они решили внести изменения в положение о координационном совете законодательных органов края и автономных округов, для чего на паритетных началах создана рабочая группа под руководством таймырского спикера Виктора Ситнова. Структура будет реформирована - присутствовавшие единодушно высказались за создание действенного механизма взаимодействия законодателей края и округов, за выведение сотрудничества на "новый качественный уровень". Парламентарии сочли необходимым согласовывать, друг с другом законопроекты, вносимые в Госдуму России.

Красноярские и таймырские депутаты обратились к законодательному Суглану Эвенкии с предложением назначить своих представителей для участия в работе координационного совета Совещание депутатских групп координационного совета пройдёт вКрасноярске 6 "середине марта. Ожидается, что координационный совет будет формировать законодательные инициативы, обязательные для исполнения на территории всех трех регионов. Но приниматься они будут только при согласии исполнительных и законодательных ветвей власти всех трех регионов... В связи с предложением такого неоправданно сложного механизма можно снова говорить о сомнениях. Однако если не вдаваться в частности, понятно: теоретический ответ на вопрос - возможен ли счастливый брак с прежним партнером - невозможен. Это ведь для кого как, каждый представляет это "счастье" по-своему. Если главы Таймыра и Красноярья - в одной команде, "Норникеля", то губернатор Эвенкии Золотарев - представитель другой группы, ЮКОСа. Он явно не в восторге от перспектив сближения регионов. Однако глава ЮКОСа Михаил Ходорковский не так давно все-таки высказался за объединения бюджетов Эвенкии и Красноярья.

Гарантия тому, что процесс интеграции будет продолжаться, - позиция Владимира Путина. Он недвусмысленно дал понять, что поддержит процесс объединения красноярских субъектов федерации, если край и округа смогут договориться.

"Вне политики".

(Наталья Ярилова "Известия - Красноярск" 28.02.03)

ХЛОПОНИН ПОДРАЖАЕТ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ

Вчера в крае был создан новый государственный орган - Губернаторский совет. Теперь каждые два месяца губернатор будет собираться с главами территорий края для того, чтобы обсудить текущие проблемы и ход реформ. Очень похожий орган - Госсовет - уже создал Президент Владимир Путин, только он собирает не глав районов, а губернаторов.

- Губернаторский совет создан для координации действия властей на территории всего края. Очевидно, что многие проблемы обсуждаются краевой администрацией в отрыве от реальности. Нужно узнавать от самих руководителей районов, что же на самом деле происходит на территориях. Реформы ЖКХ и местного самоуправления, проблемы агропромышленного комплекса, стратегия развития Красноярского края - это касается всех, - сказал губернатор Хлопонин и поставил свою подпись под документом о создании Губернаторского совета.

Присутствующие главы районов губернатора всецело и всесторонне поддержали. Сергей Хруль, глава Березовского района, воспользовался случаем и возмутился действиями энергетиков, которые отключили электроэнергию в школе, несмотря на то, что у района нет долгов. Секретарь нового совещательного органа Андрей Иванов немедленно взял березовские проблемы "на карандаш". Заместитель губернатора Лев Кузнецов пообещал, что энергетическая комиссия, созданная уже давно, наконец-то реально заработает. Отношения между главами районов и энергетиками давно пора менять на более конструктивные.

Следующее совещание Губсовета пройдет в Минусинске, будет обсуждаться вопрос весенне-полевых работ.