В Новосибирске прошла конференция сотрудников правовых подразделений силовых ведомств Сибирского федерального округа, посвященная обмену опытом в организации и ведении договорной работы в рамках исполнения ФЗ №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". На вопросы корреспондента ИА REGNUM об итогах встречи юристов и проведенного "круглого стола" 3 декабря ответил организатор конференции, начальник отделения правового обеспечения (ОПО) Западно-Сибирского УВДТ майор милиции Сергей Устинов.

ИА REGNUM: Сергей Сергеевич, чем вызвана необходимость проведения конференции на базе Западно-Сибирского УВДТ?

О необходимости подобной встречи отчетливо высказался начальник УВДТ генерал-майор милиции Юрий Ларионов. Во вступительном слове к участникам конференции генерал очертил круг вопросов, с которым силовые подразделения сталкиваются постоянно. Это вопросы поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг подразделениям государственных структур для их полноценной и полнокровной работы. Особенно остро проблема обеспечения стоит в конце года, когда на балансе остаются неизрасходованные финансовые средства и остается критический резерв времени, чтобы, не нарушая закон, с пользой их потратить. Поэтому на предложение собраться и обсудить эту проблему в Новосибирске, как центральном мегаполисе Сибири, откликнулись многие ведомства.

ИА REGNUM: Какие? И по каким направлениям шло обсуждение возникших проблем?

На конференцию приехали, прежде всего, юристы линейных подразделений нашего управления, а также начальники юридических служб и правовых отделов Сибирского округа ВВ МВД России, Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, ГУФСИН по Новосибирской области, УВД по Омской области, Управления Федерального Казначейства по Новосибирской области и другие представители. Особо запомнились выступления директора центра подготовки кадров для системы государственных закупок НГТУ Вадима Мавлюкеева и начальника отдела госзаказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Андрея Швалова. Высказывались остро большинство участников конференции. Настолько насущными и всеобъемлющими оказались вопросы практического применения закона, когда в условиях договорно-правовой работы права одной стороны - поставщиков расширены, а обязанности другой - заказчиков регламентированы жестко, что называется, донельзя.

Так, законом жестко регламентируется порядок, условия и сроки проведения аукционов по размещению заказов, по оказанию услуг для госучреждений. Однако законодатель уже пятый раз вносил поправки к вышеназванному закону, ужесточающих санкции в отношении должностных лиц, нарушающих его положения. Речь идет об административных правонарушениях, что предусматривает наложение штрафов до 300 тысяч рублей, что, согласитесь, намного превышает денежное содержание юриста или работника тыловой службы. Эти поправки, принятые в октябре текущего года, имеют одну цель - борьбу с коррупцией, с возможными "откатами", взятками, подношениями и т.п. в сфере распределения госзаказов. В то же время, как отметили многие юристы, среди участников аукционов невооруженным глазом видно, что они состоят в сговоре, они заранее распределили роли на аукционной игре. И если аукцион призван экономить государственные средства, то иногда этого не происходит. Карточка участника поднимается один раз - и дорогой заказ получает договорившийся участник.

Правда, с другой стороны, имеется ряд примеров, когда удалось сэкономить госсредства. Аукцион по оказанию услуг по уборке помещений, проведенный в нашем управлении, начался с трех миллионов рублей. И торги дошли до 1,5 миллиона. О подобной же существенной экономии рассказал представитель УВД по Омской области, когда аукцион на заказ внутренней уборки помещений выиграла красноярская фирма, согласившаяся оказывать эти услуги за 680 тысяч рублей при стартовой цене 1680 тысяч рублей. Эти сэкономленные средства, на примере двух Управлений, не так уж и малы - 2,5 миллиона рублей остались в госбюджете.

ИА REGNUM: В чем специфика, вернее, сложности при проведении аукционных размещений заказов и услуг?

Основная проблема - это правильное составление технических спецификаций. По условиям аукциона, запрещено ссылаться на торговые марки, устраивать преференции определенным товарам в ущерб другим - эквивалентным. Поэтому необходимо правильно описать товар или услугу. А для этого надо знать предмет досконально - его формы, размеры, материальную часть - всё то, что известно "узким" специалистам. Например, если необходимо приобрести автомобили для оперативных служб, то в технической спецификации для будущего поставщика требуется отразить такие параметры, как проходимость, тип карбюратора, клиренс и другие условия, что для рядового тыловика-снабженца бывает проблематично. Эти аукционные проблемы влекут проблемы кадровые, а также новые финансовые затраты. Снабженцам силовых структур надо повышать свой профессиональный уровень, чему в нашем управлении уделяется особое внимание. Только в 2007 году прошли обучение в системе подготовки кадров по госзакупкам пять сотрудников. И включились в работу два сотрудника, имеющие удостоверения о повышении квалификации.

Или вот взять такую важную фигуру на аукционе как спикер. Если это негромкоголосая девочка или человек с потухшим взглядом и тихим голосом, не умеющий занимать аудиторию, то и торги будут малоэффективными. Спикер - человек азартный, увлекающий, с организаторскими способностями. А где такого взять? Ещё проблема - необходимость физического присутствия торгового или другого представителя на аукционе, что прямо упирается в транспортные расходы участника. Поэтому с обеспечением явки участников на аукцион могут возникнуть сложности. Всё это снижает эффективность аукционной работы.

ИА REGNUM: К каким договорённостям, неожиданным поворотам пришли участники конференции?

Участники конференции пришли к единодушному выводу, что если закон существует, то надо его исполнять. Иначе у людей государственных и быть не может. Надо чаще встречаться, обмениваться наработанным опытом, искать и находить приемлемые формы работы с заказчиками, подрядчиками, предпринимателями. Особенно понравилось высказывание одного из участников о применении, наряду с требованиями ФЗ № 94, здравого смыла, которого следует придерживаться в любой ситуации. Кроме того, отмечено, что против недобросовестных участников аукционов, пытающихся нажиться на госзаказах, "силовики" вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия и привлекать виновных к уголовной ответственности.