За 11 месяцев 2007 года в Западно-Сибирское УВД на транспорте поступило 73 обращения граждан. Как 3 декабря рассказала корреспонденту ИА REGNUM начальник отдела делопроизводства и режима (ОДиР) Западно-Сибирского УВДТ Елена Боргено, все поступающие в УВДТ письменные обращения регистрируются в день их поступления. Затем, в течение суток, докладывается начальнику УВДТ либо его заместителям, для рассмотрения и письменного указания по порядку и срокам их разрешения исполнителем. По окончании разбирательства в обязательном порядке составляется мотивированное заключение и ответ заявителю.

По словам начальника Западно-Сибирского УВДТ генерал-майора милиции Юрия Ларионова, "работа с обращениями граждан - отдельное направление деятельности нашего управления, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан". Для этих целей в холле управления вывешен стенд о времени приёма посетителей начальником УВДТ и его заместителями, а также почтовый ящик для приёма корреспонденции от заявителей.

Одной из первых в 2007 году с жалобой на работу железнодорожного транспорта обратилась жительница Новосибирска Татьяна К.: "Я постоянно езжу поездом Новокузнецк - Москва. Удивляет равнодушие проводников к тому, что в поездах ходят толпы продавцов-коробейников, которые продают всё: посуду, шали, меха, продукты, меняют крупные купюры по 1 000 рублей на более мелкие. Я хочу спокойно ехать и не бояться, что меня обкрадут, и чтобы мне не мешали отдыхать. Но на протяжении поездки коробейники появляются по 20-30 раз. Спасите от барахолки на колесах!" Как отметил начальник отдела по борьбе с правонарушениями на потребительном рынке и административного законодательства (ОБППРиАЗ) УВДТ подполковник милиции Андрей Варламов, в ходе проверки подобные нарушения в зоне ответственности УВДТ не были выявлены. "Незаконная торговля в поездах чаще всего происходит в европейской части России. Тем не менее, с незаконной торговлей инспекторы ОБППРиАЗ обязаны бороться. В связи с этим запланированы мероприятия, связанные с пресечением "барахолки на колесах", - пояснил Варламов.

После проведения на транспорте Западной Сибири общероссийской операции "Арендатор - 2007" в управление поступила жалоба одного из чиновников на работу линейного подразделения. Заявитель отмечал, что "перед ЛОВД на станции Барабинск не стоит задача по осуществлению надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, так как это область гражданско-правовых отношений". Дело в том, что в ходе проверки этих отношений на станции Барабинск был выявлен ряд нарушений в плане взимания арендной платы. Между арендаторами коммерческих киосков и хозяйствующим субъектом действовали автоматически продляемые договоры об аренде с фиксированной платой, причём дополнительные договоры на увеличение платы за аренду не заключались, а вот повышенная плата взималась. Так, в ходе проверки установлено, что ежемесячная плата увеличилась с 2 500 рублей (в 2004 году) до 4 450 рублей (в 2007 году), хотя должна составлять около 3 750 рублей за месяц аренды. Тем самым нарушены имущественные права арендаторов. В настоящее время на станции Барабинск сбор арендной платы с коммерсантов упорядочен, а заявитель получил подробные разъяснения.

Кроме того, была рассмотрена жалоба санкт-петербургских коммерсантов на "пропажи товара в пути на железной дороге, где контроль осложнен различными обстоятельствами". Особенно их беспокоили итоги расследования уголовного дела, возбужденного по факту кражи партии сигарет из вагона на сортировочной станции Инская. Коммерсанты получили ответ, что в зоне ответственности УВДТ вагоны с табачными изделиями следуют без коммерческих браков, контроль за их прохождением установлен, а расследование по конкретному хищению сигарет продолжается и преступники находятся в розыске.

Кроме того, зафиксированы жалобы задержанных граждан на действия сотрудников транспортной милиции. Неоднократно судимый Александр О., которого задержали сотрудники ЛОВД на станции Новосибирск, пишет, что его "ни за что" схватили, избили, три дня морили голодом в камере заключения, угрожали бросить под проходящий поезд. "Однако в журнале ИВС, где записаны все доставленные, имеется подпись врача, не обнаружившего следы побоев на теле заявителя, там же красуется подпись фигуранта, подтверждающая подпись врача, - рассказывает Боргено. - А вот за грабеж (заявитель снял с пассажира куртку) грабителю придется ответить".

Еще один пожаловавшийся ответит не за придуманное, а за совершенное им преступление, от которого он хотел отвертеться путем подмены. Житель Омска Алексей И. написал, что он со своим родственником приехал на станцию Омск-сортировочный, где возле одного из вагонов они решили подобрать брошенные инструменты - домкрат и кувалду. Но охранник его задержал, а родственник убежал. В дежурной части, по словам Алексея, ему пришлось плохо - его якобы ударили по голове и спине, заставляя подписать какие-то бумаги. Он их подписал, опасаясь дальнейших побоев и того, что "навесят ещё какое-нибудь преступление". Но проверка показала прямо противоположное. Гражданина действительно задержали на станции за попытку хищения не брошенных инструментов, а железнодорожных деталей. Причем преступников специально подкарауливали, один убежал. Второй предоставил свою машину для транспортировки похищенного в Омское линейное УВДТ, где в присутствие свидетелей дал оперативникам необходимые объяснения, прочитал написанное, собственноручно подписал документы, был отпущен под подписку о невыезде, но оказался автором истории, сочиненной для того, чтобы выгородить себя и избежать наказания за совершенную кражу. Никаких ссадин, ушибов, других телесных повреждений на голове и спине медицинским обследованием у "сочинителя" не обнаружено.

Еще одна история произошла с ранее трижды судимым Виталием Р., который уснул после выпитого спиртного в электричке Новосибирск - Чулым. Когда контролер попросила его предъявить билет, тот проснулся, пошарил в карманах и проездной документ не обнаружил. Назвав ревизоров "крохоборами", мужчина бросил на пол тысячную купюру, штраф оплатил, получил сдачу. Однако когда ревизоры ушли в следующий вагон, мужчина всё-таки нашел в кармане билет и решил вернуть штраф. Ему ответили, что обратный процесс невозможен. Тогда в присутствии сотрудников наряда сопровождения отдельного батальона ППС милиции (ОБППСМ) и других свидетелей Виталий извинился и ушел, а через три дня обратился за медицинской помощью, обвинив милиционеров в том, что у него украли месячный заработок и выбили два зуба. В ходе проверки это утверждение не нашло оснований.

"Проживающий в поселке Называевск Омской области некий Сергей Ч., ранее судимый за кражу, возвращался в поселок после проверки своей квартиры в Омске, сданной в аренду, - рассказывает следующую историю Елена Боргено. - Перед вокзалом арендодатель употребил некое количество водки, что способствовало тому, что мужчина закурил в здании вокзала". Следом последовали события, описанные в жалобе такими словами: "На досмотре в дежурной части я начал вырываться, кричать и ругаться на милиционеров, возможно нецензурной бранью. Я оскорблял сотрудников, так как у меня с собой были деньги, около 1 500 рублей, которые, я боялся, милиционеры у меня заберут. Я сказал, что болен СПИДом и сейчас их покусаю. Я выбил ногами дверь КПЗ. Пропал мой сотовый телефон". Милиционеры оказались не причастны к пропаже телефона, а вот за хулиганство заявитель ответит по закону.

О "поездных бандитах, которых покрывают проводники вагонов", сообщила в УВДТ жительница города Долгопрудный Надежда К., сын которой отправился летом в гости в город Харагул Читинской области к 82-летней бабушке. Сам сын ранее написал сумбурное заявление об утраченном паспорте, просил оказать содействие в его восстановлении после событий, произошедших в седьмом вагоне поезда Москва - Чита. "Дали выпить, подсыпали порошок, ударили по голове, ограбили, забрали деньги - 3 тысячи рублей", - сообщала мать. На самом деле сын страдает острым психическим расстройством, употребляет депрессанты. На подъезде к станции Татарская Новосибирской области больной выпил с попутчиками пол-литра водки, что ему на пользу не пошло. К. стал выбрасывать из вагона свои вещи и инвентарь: в открытое окно улетела сумка с документами, постельное бельё, одеяло, два стакана, скатерть. Прибывшие врачи скорой психиатрической помощи подтвердили диагноз - острая депрессия, отправили в психиатрическую клинику, где обострение сняли.

По всем вышеописанным случаям в ходе проведенных проверок приняты решения в отказе в возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников УВДТ.