На прошедшей неделе одной из главных тем в сфере градостроительства, которой были посвящены материалы прессы, стала угроза обрушения крыши Ледового дворца в Крылатском. "В четверг в 12.30 на западе Москвы случился большой переполох. Хитро изогнутая кровля ледового спорткомплекса "Крылатское" повела себя как-то не так. От греха подальше всех присутствовавших в тот момент в здании немедленно эвакуировали. По Москве немедленно поползли недобрые слухи. Специальная комиссия до позднего вечера изучала крышу", сообщают "Известия" в номере от 23 ноября. При этом, отмечает газета, администрация комплекса и чиновники сначала отрицали произошедшее. "Ничего у нас не случилось! - нервничают в администрации спорткомплекса и бросают трубку... Нет никакой деформации, - клянутся в префектуре Западного округа. - Кто-то заметил, что у одной из несущих конструкций кровли ослаб крепеж. И руководство спорткомплекса перестраховалось - очень сильно перестраховалось. Это официальные данные, поступившие в префектуру". "Главный вопрос, мучающий общественность: имеет ли какое-либо отношение к металлодеревянной крыше "Крылатского" известный московский конструктор Нодар Канчели? Кровли "Трансвааль-парка" и Басманного рынка - его работа. (Правда, вовсе не обязательно, что их обрушение - его вина.) По нашим данным, к "Крылатскому" Канчели отношения не имеет", пишет газета. "Авторы проекта спорткомплекса "Крылатское", включая крышу, - мы! - объявили корреспонденту "Известий" в мастерской "Моспроект-4", - главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, а также Андрей Боков, Дмитрий Буш и так далее. Проектировщики известные, опытные. Мы сегодня там были, и внутри, и снаружи - все нормально. А крепежей там много, и ничего не расшаталось. Поводов для паники никаких".

Позже все же сведения о повреждении крыши, чуть было не приведшем к аварии, подтвердилось: в номере от 26 ноября "Известия" продолжают расследовать обстоятельства дела и приводят слова мэра Москвы Юрия Лужкова о причинах эвакуации людей из здания. "Произошло разрушение одной из несущих конструкций - металлического стержня, стоящего на шарнире. Диаметр этого "пальца" - 528 миллиметров. Это цельный металлический стержень, он разлетелся на две части, одна из них упала, вторая держит "серьгу"". ""Серьга" укреплена на крыше. Масштаб бедствия "Известиям" обрисовал соавтор проекта стадиона, руководитель архитектурно-проектной мастерской N 6 института "Моспроект-4" Дмитрий Буш", пишет газета, цитируя архитектора: "Кровля держится на двух оттяжках. Из-за разрушения этого элемента потеряна часть прочности одной из оттяжек. По расчету, если одна оттяжка полностью выйдет из строя, вторая выдержит нагрузку. Но при условии, что не будет какого-то сверхсильного снегопада... Обнаружить поломку было несложно - деталь с грохотом упала с крыши... Чтобы устранить дефект, заменив разрушившуюся деталь, времени много не надо - несколько дней. Дворец закроют надолго, возможно, на срок до 4 месяцев, по другой причине. Будут выяснять, дефект это одного элемента или все несущие стальные элементы требуют замены. Установить это может только экспертиза. Ее проведет несколько крупнейших институтов. Будут ли претензии к нам, пока неизвестно. Если экспертиза придет к выводу, что стальные элементы выполнены строго в соответствии с проектом - технические характеристики конструктивных элементов также являются частью проектной документации и рассчитаны нами, - значит, к нам могут появиться вопросы. А также к строителям - причиной разрушения конструкции могут быть и ошибки монтажа".

"Вчера было объявлено о том, что в Ледовом дворце в Крылатском будут установлены 17 новых опор, удерживающих крышу от разрушения", добавляют "Новые Известия" в номере от 26 ноября. ""Есть множество факторов, которые могут повлиять на деформацию крыши здания, - рассказал "НИ" строительный эксперт Алексей Москаленко. - Вполне возможно, что план застройщиков был слабый, деталь с браком или рабочие неправильно приварили штифт. Таящий снег, как правило, тоже сильно нагружает крышу, в таком случае это может быть просчет проектировщиков здания". Сейчас треснувший штифт закрепили, однако эксперты сомневаются, сможет ли здание простоять хотя бы несколько лет. Сейчас дворец закрыли. Напомним, что Ледовый дворец был построен три года назад за короткий срок - всего за 18 месяцев", пишет газета.

"Как сказал мэр Москвы Юрий Лужков во вторник, "сегодня опасность обрушения ледового дворца в Крылатском устранена, благодаря оперативным, быстрым и четким действиям монтажных служб". Когда дворец снова будет открыт для посетителей, предстоит решить специальному штабу", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 28 ноября. "В ночь после аварии был установлен бандаж, который зафиксировал обломившийся тросс и не позволил обрушиться крыше дворца. В итоге, строители приняли решение заменить все пальцы-троссы, которые держат крышу в ледовом дворце. Для этого будет использоваться 500-тонный кран, который поднимет крышу ледового дворца".

"Грандиозный проект комплекса Московской консерватории с несколькими новыми залами, оперным театром и стоянкой, разговоры о котором идут уже около двух лет, приобрел ясные очертания", сообщает "Независимая газета" в номере от 23 ноября. "Лицезреть их (пока на бумаге) выпала возможность большому ученому совету консерватории, расширенное заседание которого посетили с рабочим визитом министр культуры Александр Соколов и мэр Москвы Юрий Лужков... Юрий Лужков во вступительном слове поведал о том, что после сдачи Царицына у него появилось свободное пространство, которое он готов отдать консерватории... Соорудить "город-сад" на Большой Никитской и в Среднем Кисловском переулке предполагается в четыре этапа, стоить это будет порядка 8,5 млрд. руб. (цифры предварительные). Первый из них - строительство консерваторского оперного театра на 500 мест, второй - реставрация Большого зала, третий и четвертый касаются пространства вокруг Рахманиновского зала и предполагают возведение единого концертного комплекса под одной крышей с двумя дополнительными залами на 200 и 400 мест. Было сказано об общей крыше (верный признак лужковского новодела), потом прозвучало страшное слово "бутик" (то, чего все ждали и чего боялись). В этой части комплекса будет сооружен городской пассаж, куда, по словам мэра, переедет "Кофемания" и разместятся магазины, профиль которых связан с музыкой (свежо предание...). Кроме того, в ходе реконструкции планируется объединить все учебные корпуса переходами, а также технически оснастить библиотеку", пишет газета. "Главная же проблема, которая мешает началу работ, так и не решена окончательно: речь идет о здании, примыкающем к Рахманиновскому залу, которое консерватории не принадлежит, но крайне ей необходимо, а также о двух зданиях, проданных в 90-х годах. С первым московские чиновники вопрос решили: отныне оно принадлежит консерватории. Владелец еще одного здания готов к сделке, а хозяин другого сопротивляется. Но Юрий Лужков настроен более чем решительно".

"То, что в XXI веке Москва будет расти преимущественно "вверх", сегодня уже не вызывает сомнений не только у специалистов, но и у простых москвичей", констатирует "Вечерняя Москва" в номере от 27 ноября. "Новые московские высотки предполагается разместить по кругу между Третьим и строящимся Четвертым транспортными кольцами. Такое расположение предопределило и название проекта - "Новое кольцо Москвы"... Значительное отдаление "Нового кольца" от городского центра объясняется, как минимум, двумя основными причинами. Во-первых, новые высотные здания не должны будут никоим образом влиять на сложившийся исторический облик центральной части Москвы; во-вторых, каждое из них должно будет стать визуальной доминантой для периферийных районов города. Помимо этого, новые высотки будут также выполнять и роль своеобразных "центров притяжения" новых районов Москвы. Кроме жилья и офисных помещений, в них разместятся многочисленные объекты социально-бытового, культурного и спортивного назначения, которых по-прежнему недостает жителям столичных спальных районов", поясняет "Вечерка". "Не секрет, что во многих городах мира высотное строительство вызывает, особенно поначалу, весьма неоднозначное отношение жителей окрестных районов. Однако есть все основания полагать, что "Новое кольцо" придется москвичам по душе. Это объясняется сразу несколькими причинами. Так, например, новые высотки не будут являться небоскребами в прямом понимании этого слова. Это будут не вздымающиеся, как перст, стоэтажные колоссы, а здания высотой порядка 30 этажей, органично вписывающиеся в архитектуру окрестных районов. Их появление привнесет в жизнь местного населения много полезных и нужных вещей, таких, как новые магазины, кинотеатры, спортивные залы и детские центры, не говоря уже о значительном количестве рабочих мест в новых офисных центрах", отмечает газета.

"Вчера на заседании правительства Москвы была рассмотрена программа "Нового кольца Москвы". Согласно документу до 2015 года в столице появятся 57 новых небоскребов", продолжает тему "Российская газета" в номере от 28 ноября. "Планируется, что в ближайшие годы больше всего 16-этажных зданий высотой свыше 75 метров появится в Юго-Западном, Восточном, Южном административных округах. Но к 2015 году ситуация по округам сравняется, и в каждом из них возведут отдельные небоскребы или комплексы высотных строений... По новой программе многие высотки появятся между Третьим и Четвертым транспортными кольцами. Однако в целом по схеме размещения высотных объектов у членов правительства Москвы возникли разногласия. В частности, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства города Евгений Скляров и вовсе не нашел поправки в проект постановления, предложенные еще минувшим летом в текст документа... Не четко прописанным новый документ показался и руководителю Комплекса городского хозяйства Петру Бирюкову: "В запланированных строениях не везде даже указаны стоянки: машины в новостройках будут стоять под открытым небом прямо на улицах?" Мэр Москвы также нашел множество недочетов в новом документе. По его мнению, вызывает вопрос качество материалов, из которых планируется строительство многоэтажек, не у каждого объекта определен своеобразный, запоминающийся вид, а этого не должно быть. Раскритиковав схему, Лужков отправил материал на доработку. Вернуться к документу планируется не ранее февраля - марта 2008 года", пишет "Российская газета".

"До сих пор непонятно, зачем проект вообще нужен: он не очень интересен инвесторам, дорогостоящ и сопряжен с огромным количеством рисков. Причем не только финансовых: под вопросом безопасность эксплуатации возводимых зданий. Ведь в Москве, где много глинистых почв и карстовых пустот, далеко не самые благоприятные геологические условия для строительства небоскребов, что признают и сами авторы проекта", отмечает, в свою очередь, "Газета" в номере от 27 ноября. "Возведение одного из объектов НКМ, жилого комплекса "Вертикаль" на Ленинском проспекте, и вовсе обернулось грандиозным скандалом: правительство Москвы приостановило строительство, поскольку инвестор значительно изменил первоначально утвержденный проект застройки. Между тем часть квартир в "Вертикали" выкупили дольщики, что добавило ситуации особой остроты. В итоге достроить комплекс взялась компания Mirax Group, которая с трудом вышла на окупаемость своих вложений в этот проект... Пока же по проекту НКМ был введен в эксплуатацию лишь один небоскреб - 43-этажный жилой дом "Эдельвейс" на Давыдковской улице. Еще три объекта кроме "Вертикали" находятся на различных стадиях строительства... Даже если добавить к ним участки, на которых уже началось проектирование зданий, то в общей сложности получится лишь 10 небоскребов, о возведении которых можно говорить с достаточной долей уверенности. Однако столичные власти не унывают. Согласно проекту постановления о схеме размещения объектов НКМ уже в 2007-2008 годах на торги должны выставить 22 площадки. Еще 18 площадок пойдут с аукциона в 2009-2015 годах. Кроме того, в проекте содержится поручение Москомархитектуре до 1 апреля 2008 года подыскать еще не менее пяти земельных участков под строительство высоток... вполне возможно, что в задумывавшемся как чисто инвестиционный проект НКМ появится и городской заказ... Вот тут-то и возникают вопросы. У столицы нет опыта массового строительства небоскребов. И непонятно, хватит ли кадрового потенциала московских стройфирм на решение нетривиальных задач, в том числе по обеспечению безопасной эксплуатации зданий", пишет газета. "Одна из особенностей Москвы - сложные геоэкологические условия. Главная проблема - почвы, нередко с интенсивными карстово-суффозиозными процессами и с оползнями. В проекте схемы есть предварительная оценка геоэкологических условий участков, предназначенных под строительство небоскребов. К благоприятным для строительства отнесено лишь 11 участков. 18 названы благоприятными только при определенной глубине заложения фундамента. А 21 участок авторы проекта постановления сдержанно называют сложным для освоения геологической среды. "НКМ - нереальная программа, и пока непонятно, в чем ее преимущество для города, - считает партнер компании Knight Frank Константин Романов. - Никто в этой программе не видит рыночности, поэтому она и буксует. Высотное строительство априори более затратное, чем средне- или низкоэтажное строительство. А в случае с "Новым кольцом" присутствует еще и целый ряд рисков: финансовый, строительный, эксплуатационный"... Впрочем, фактически во всем мире небоскребы возводятся из имиджевых, а не практических соображений. Именно поэтому их редко строят сразу много. Авторы столичного проекта настойчиво проводят мысль о том, что НКМ сформирует новый высотный силуэт города. Как известно, сегодня основной высотной доминантой Москвы являются сталинские высоки. Очевидно, нынешней власти хочется провести свою линию. А в таких случаях говорить о цене не хочется", отмечает газета. В материале также приводятся комментарии политиков, архитекторов, художников. В частности, отмечает архитектор Нодар Канчели, "В Москве часто строятся здания, не отвечающие ни логике данного места, ни самого сооружения, но зато они отвечают желанию выпендриться. Взять те же высотки: Москва - это не Нью-Йорк, который стоит на скале, где можно без проблем строить здание любой высоты. Наша столица расположена вдоль реки, и любой знает, что от рек на поверхности проявляются земные разломы, около которых в принципе нежелательно строить высотные здания, потому что там могут происходить и происходят шевеления".

Более того, продолжает "Газета" в следующем номере, от 28 ноября, на заседании правительства Москвы проект раскритиковал и мэр столицы. "Юрий Лужков заявил вчера, что он не противник возведения высоток как таковых: "В Москве мало земли для строительства, поэтому нужно двигаться вверх, увеличивать этажность". Но при этом, обращаясь к главе столичного стройкомплекса Владимиру Ресину, сказал: "Вы предложили нереальную программу". Лужков перечислил серьезные вопросы к проекту... Так, мэр усомнился, что в кратчайшие сроки удастся найти инвесторов: "Вынести на конкурс 12 объектов в 2007 году невозможно"... Появились у мэра и эстетические претензии к проекту: "Уместно ли соседство высотных зданий, которые имеют далеко не прекрасные архитектурные формы, с нашими историческими ансамблями?"... Впрочем, пожалуй, главным из вопросов Лужкова о небоскребах был такой: "Что мы там будем размещать?" Мэру не понравилась заявленная коммерческая направленность программы. "У вас философия такая - пригласить инвесторов, пускай строят, зарабатывают", - критиковал он документ. Из этих слов мэра можно сделать вывод, что строительство небоскребов по городскому заказу для государственных нужд было бы признано куда более оправданным. Остается надеяться, что таковым его не признают. Ведь экономическую эффективность строительства небоскребов уже оценили. Это сделали частные инвесторы, не проявившие к НКМ интереса", заключает "Газета".

"Компания "Крона-маркет" планирует построить на востоке столицы торгово-развлекательный комплекс "Абрамцево" площадью 388 700 кв. м - крупнейший в Москве", сообщают "Ведомости" в номере от 28 ноября. "Объект будет расположен на 104-м км МКАД (рядом с Щелковским шоссе и Хабаровской улицей). В информационных материалах компании Jones Lang LaSalle (выступает консультантом проекта), подготовленных к выставке MAPIC-2007, говорится, что комплекс будет введен в строй в III квартале 2009 г., а в аренду будет сдано порядка 128 000 кв. м построенного... к "Абрамцево" будет прилегать парковка, рассчитанная на 6000 машино-мест. Якорными арендаторами планируется сделать продуктовый гипермаркет (24 784 кв. м), магазин DIY (20 451 кв. м), магазин по торговле бытовой техникой и электроникой (9813 кв. м), а также магазин спорттоваров и мультиплекс. На строительство комплекса понадобится не менее $350-400 млн, считает партнер компании Knight Frank Cтанислав Тихонов. Илья Левков, директор по инвестициям Midland Development, оценивает объем инвестиций в $580-650 млн.", пишет газета. ""Абрамцево" может стать крупнейшим ТРК в Московском регионе. К примеру, "Мега Химки" и первая очередь "Мега Белая Дача" согласно данным Knight Frank имеют площадь по 270 000 кв. м. Компания "Кузнецкий Мост девелопмент" строит также на территории ЗиЛа ТРК "Ривер молл" площадью 250 000 кв. м".

"К девелоперским проектам в центре Москвы группа "Гута" прибавила еще один - на 2-й Звенигородской улице, рядом со станцией метро "Улица 1905 года"", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 29 ноября. "Как стало известно Ъ, "Гута" стала владельцем лакокрасочного предприятия ОАО "НПФ 'Спектр ЛК'", на территории которого можно построить около 500 тыс. кв. м. НПФ могла стоить "Гуте" около $100 млн, а на застройку потребуется еще около $1 млрд, подсчитали эксперты... Акционеры ОАО сменились еще в третьем квартале прошлого года: по данным "СПАРК-Интерфакс" на 30 сентября 2006 года, новым владельцем 75,42% акций НПФ стало ООО "Гута-инвест". Несколько участников финансового рынка подтвердили Ъ, что "Гута-инвест" принадлежит группе "Гута". В НПФ подтвердили, что новым владельцем предприятия является группа "Гута", но отметили, что пока окончательная концепция по девелоперскому проекту не утверждена, а мэрия не выпустила распорядительные документы. Само лакокрасочное производство уже перебазировано в Бирюлево, на Никопольскую улицу", пишет газета, приводя комментарии экспертов: ""Местоположение участка очень выгодное, к тому же "Гута" получила возможность построить целый квартал в центре Москвы", - говорит главный аналитик ИК "LBO Альянс" Алексей Мальцев. Среди минусов он отмечает трудности с получением разрешительной документации по проекту, из-за чего, по его словам, от него до "Гуты" отказались несколько девелоперов. "Учитывая высокий потенциал участка -- расположение вблизи станции метро 'Улица 1905 года' и района ММДЦ 'Москва-Сити', общая площадь проекта будет значительно увеличена", - говорит заместитель директора отдела стратегического консалтинга Knight Frank Дмитрий Канунов... Имеет смысл увеличить плотность застройки до 500 тыс. кв. м, чтобы оправдать рентабельность проекта и повысить его капитализацию, уверен эксперт".

"Совершенно очевидно, что сегодняшняя Москва окончательно вышла на тот уровень, когда любые градостроительные изменения на ее территории могут носить исключительно комплексный характер. Только полномасштабная реконструкция целых районов столицы дает сегодня возможность превратить российскую столицу в современный город, удобный как для проживания, так и для эффективного труда его жителей", отмечает "Московская правда" в номере от 26 ноября. "Между тем парадокс сегодняшней ситуации заключается в том, что на территории города практически не осталось свободных площадей, пригодных для массовой застройки, тогда как значительные городские территории по-прежнему заняты давно потерявшими всякий экономический смысл промышленными предприятиями и разветвленной железнодорожной сетью... Первый удар по этому гордиеву узлу противоречий был нанесен московскими властями в начале ноября, на заседании Градостроительного совета при мэре Москвы. Участниками совета были одобрены предпроектные предложения по освоению надпутевого пространства участка Киевского направления Московской железной дороги от Третьего транспортного кольца до Минской улицы... Поверх тоннеля на освободившейся территории будет возведен современный комплекс, включающий в себя жилые и общественные здания, несколько гостиниц и парков, а также современную дорожную сеть... Другим важнейшим моментом, дополняющим грандиозный проект реконструкции западной части Москвы, является одобрение на Градсовете проектного предложения по развитию транспортно-пересадочного узла (ТПУ "Тестовский") в районе Московского международного делового центра "Москва-Сити"", пишет газета. "В состав ТПУ войдут уже построенные вестибюль станции метро "Международная", автодорожный мост через Москву-реку и эстакада Третьего транспортного кольца, многоярусные автостоянки на 500 мест, а также общественная зона для обслуживания пассажиров ТПУ и посетителей делового центра. Плюс ко всему в состав транспортного узла также будет включен станционный комплекс с платформами скоростной транспортной системы (для железнодорожного сообщения между "Москва-Сити" и аэропортами) и малого кольца Московской железной дороги".

"От строительной "уплотниловки" в Москве страдают не только россияне. В четверг в Мосгордуме прошло совещание на тему "О точечных застройках вблизи посольств"", сообщает "Газета" в номере от 30 ноября. Как выяснилось, активное строительство и реконструкция идут прямо у стен 13 иностранных дипломатических представительств... Например, в январе этого года на территорию посольства Нигерии на Малой Никитской улице упал большой кирпичный блок от сносимого по соседству здания. В результате был разрушен один из флигелей посольства. А месяц назад элементы опалубки и фрагменты бетона дважды падали на территорию посольства Португалии в Грохольском переулке. Для московских стройфирм во всех смыслах не осталось ничего святого: шесть из "осажденных" зданий посольств - памятники архитектуры, а впритык к посольству Ватикана в Вадковском переулке возводят 17-этажное жилое здание", пишет газета. "Собравшиеся на совещание депутаты Мосгордумы, чиновники и эксперты пришли к выводу, что такое безобразие происходит из-за неразберихи в согласовании предпроектной документации.... Кроме того, депутаты Мосгордумы попробуют внести соответствующие нормы в столичные законы... Под конец совещания его участники решили создать межведомственную комиссию с участием ГлавУпДК, Москомархитектуры, Москомнаследия. Уже на следующей неделе они могут провести рейд по точечным стройкам около посольств: будут искать нарушения. "У нас уже бывали случаи, когда строителей заставляли свернуть проект в случае нарушений", - намекнул Антонов. Еще бы так же бодро депутаты и чиновники взялись за проблему точечных застроек во дворах жилых домов - цены бы им не было", констатирует "Газета".